Обучаясь по адаптированной основной образовательной программе (вариант 1.4.) и разработанной на ее основе индивидуальной специальной образовательной программе, глухой обучающийся получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием глухих обучающихся, не имеющих тяжелых множественных нарушений развития.
Образование глухих обучающихся (вариант 1.4.) по адаптированной основной образовательной программе происходит в течение 6 лет. Процесс образования может происходить, как в классах с 1 по 6, так и в близковозрастных классах (группах). Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст и темпы освоения программы. В отдельных случаях, например, когда обучение началось позже, чем в семилетнем возрасте, выпуск может происходить, соответственно, в более старшем возрасте.
Вариант 1.4. адаптированной образовательной Программы может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [38] , а также на условиях индивидуального, в отдельных случаях – надомного обучения (с частичным включением в школьный образовательный процесс).
Адаптированная образовательная программа ребенка с ОВЗ как инструмент в работе специалиста
Адаптированная образовательная программа для глухих обучающихся (вариант 1.4.)реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, а также санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций [39] .
Выбор варианта 1.4. адаптированной образовательной Программы для глухого обучающегося осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с согласия родителей.
Разработка структуры специальной индивидуальной программы развития включает:
анализ информации о ребенке, заключения ПМПК, знакомство с семьей и условиями воспитания в семье
психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения исходного на момент поступления в школу уровня развития и выявления потенциальных возможностей в обучении;
определение содержания образования;
разработку учебного плана в соответствии со специфическими образовательными потребностями обучающегося;
мониторинг результативности обучения;
I.Общие сведения содержат:
Персональные данные о ребенке и его родителях;
Характеристику семейных условий ( бытовые условия, отношение членов семьи к образованию ребенка;
Заключение ПМПК и другие медицинские документы (в том числе данные о состоянии слуха ( аудиограмма).
II.Психолого-педагогическая характеристика отражает:
Вебинар ФРЦ. 23.05.2017. Индивид. программы развития.
Особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
Двигательное развитие ребенка
Особенности эмоционально-личностного развития, поведение ребенка в разных ситуациях;
Представления о себе и об окружающем мире;
Оценку социально-бытовых навыков (навыки самообслуживания, бытового труда, общения с окружающими в быту…)
Коммуникативные умения и навыки;
Состояние слуха ( результаты педагогического обследования)
Особенности деятельности (интерес и мотивация к деятельности, работоспособность, внимание, темп, продуктивность деятельности
способ выполнения заданий (по словесной (жестовой) инструкции, действия по подражанию, по образцу и др.),
Степень самостоятельности и необходимость посторонней помощи (самостоятельно, с частичной помощью, только вместе со взрослым).
На основании анализа результатов психолого-педагогического обследования делаются выводы о приоритетных задачах развития и обучения ребенка, определяются основные образовательные области, учебные предметы, специальные (коррекционные) курсы для дальнейшей педагогической работы с ребенком.
III.Условия выполнения программы (количество занятий, занятия в классе и индивидуальные, общий и двигательный режим, средства коммуникации и др.)
IV. Перечень основных технических средств и дидактических материалов (включая индивидуальные средства реабилитации), необходимых для реализации СИОП.
V. Специалисты, участвующие в реализации СИОП. К разработке СИОП привлекаются все специалисты, которые включены в воспитательно-образовательную работу с ребенком (учитель- сурдопедагог, педагог-психолог, воспитатели, ассистент (помощник), учитель физкультуры, другие специалисты) и родители, которые формулируют свои запросы в развитии и обучении ребенка.
VI. Индивидуальный учебный план, включающий доступные для обучающегося образовательные области, учебные предметы, специальные (коррекционные) курсы, и определяющий объем недельной учебной нагрузки на обучающегося.
VII. Содержание образования СИОП включает конкретные задачи по формированию доступных ученику знаний и представлений по каждому разделу программ учебных предметов, специальных курсов. Задачи формулируются как возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода или год).
VIII. Возможные подходы, методы педагогической работы с ребенком.
Перечень основных и вспомогательных подходов/методов обучения и воспитания ребенка, которые могут быть эффективно использованы для достижения запланированных возможных результатов. Здесь также может быть представлен способ взаимодействия с ребенком, выбор доступных ребенку и родителям средств общения ( жестовая, устно-дактильная, устная речь).
IX. Содержание воспитания и обучения в семье.
Психолого-педагогическая характеристика глухих обучающихся (вариант 1.4.)
Группа глухих обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития неоднородна по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии. Уровень психофизического развития детей с глухотой и умеренной или тяжелой умственной отсталостью невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами и уровнем развития глухих детей, не имеющих дополнительных нарушений. Тяжелые органические нарушения, которые чаще всего являются причиной множественных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. При этом каждый ребенок, имеющий тяжелое нарушение слуха в сочетании с другими первичными нарушениями, имеет своеобразную, специфическую картину развития. Уровень психического развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления каждого из отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания в сложной структуре, а также от сроков и качества коррекционной помощи.
Для большинства глухих детей данной группы характерна умеренная и тяжелая умственная отсталость, которая может сочетаться с другими сенсорными, двигательными, эмоциональными нарушениями, соматическими и другими расстройствами. Дети данной группы демонстрируют очень низкий уровень развития, характеризующийся глубоким недоразвитием всем сфер, что приводит к очень тяжелому отставанию в развитии от глухих школьников, не имеющих дополнительных нарушений.
Особенности психического развития детей с глухотой и умеренной или тяжелой умственной отсталостью проявляются в грубом нарушении познавательного развития. Грубо нарушено чувственное познание, восприятие детей характеризуется недифференцированностью, фрагментарностью, оно не может быть основой для формирования представлений об окружающем мире. У детей данной группы не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для их мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие в развитии детских видов деятельности, в рамках которых формируются предпосылки учебной деятельности.
Социальная незрелость детей проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития детей с нарушенным слухом и умственной отсталостью характерна низкая заинтересованность в общении с детьми и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. У большинства дошкольников выявлены расстройства эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся у одних детей в преобладании возбуждения, негативно-агрессивного поведения, у других — вялости, пассивности. У всех дошкольников с умственной отсталостью отмечаются нарушения поведения, расторможенность, быстрая истощаемость, низкая произвольность поведения.
В эту группу входят также дети, имеющие помимо глухоты, тяжелые двигательные нарушения, сочетающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени. Двигательные нарушения могут быть представлены в виде детского церебрального паралича и других тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Степень тяжести двигательных нарушений может быть различной: от тяжелой степени, для которой характерны выраженные параличи конечностей, до легкой, при которой дети в состоянии передвигаться, обслуживать себя. При этом выраженные коммуникативные и речевые трудности у детей данной группы нередко не позволяют выявить степень и тяжесть нарушений интеллектуального развития, для этого требуется длительный период диагностического обучения. Уровень психофизического развития детей определяется состоянием интеллекта и тяжестью двигательных нарушений, в меньшей степени выявляется зависимость психического развития детей от состояния слуха.
Среди глухих детей выявляется группа с тяжелыми нарушениями зрения, среди них могут быть слепоглухие школьники, обучение которых должно строиться в соответствии с программами для слепоглухих. У некоторых детей тяжелые нарушения слуха и зрения сочетаются с умственной отсталостью различной тяжести. Сочетание тяжелых сенсорных и интеллектуальных нарушений обусловливает дополнительные значительные сложности в их обучении.
У детей каждой из перечисленных групп, наряду с наличием тяжелых нарушений слуха, интеллекта, движений, могут отмечаться расстройства аутистического спектра, другие тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства. У некоторых детей выявляются текущие психические заболевания ( эпилепсия, шизофрения), которые значительно осложняют развитие и обучение ребенка. Дети данной группы часто соматически ослаблены, имеют нарушения деятельности внутренних органов, нуждаются в длительном лечении и медицинской реабилитации, что также необходимо учитывать в процессе организации систематического обучения. У некоторых детей, имеющих тяжелые генетические нарушения, расстройства интеллекта, моторики, зрения, эмоционально-волевой сферы в динамике могут утяжеляться.
Глухие дети с умственной отсталостью и другими тяжелыми нарушениями требуют постоянного ухода со стороны взрослых, сопровождения в ежедневных бытовых ситуациях, они полностью зависимы от взрослых.
Картина трудностей и возможностей детей с глухотой и множественными нарушениями развития к школьному возрасту значительно различается в зависимости от того, получал ли ребенок адекватную специальную коррекционную помощь. Вовремя начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых вторичных и последующих отклонений в развитии.
Современные достижения медицины позволяют существенно изменить состояние слуха детей с глухотой и выраженной умственной отсталостью. Глухие дети после проведения операции по кохлеарной имплантации могут по состоянию слуха приблизиться к слабослышащим детям. Они способны ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ., что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации), могут воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако развитие детей с глухотой и другими тяжелыми нарушениями развития, перенесших кохлеарную имплантацию, не приближается к возрастной норме, они не имеют перспективы приближения к глухим детям, не имеющим дополнительных нарушений развитии, даже при создании всех необходимых условий, в том числе специальной сурдопедагогической поддержки. Однако положительные результаты кохлеарной имплантации для глухих обучающихся с умственной отсталостью могут отражаться на улучшении ориентировки в окружающем звучащем мире, коммуникативной активности.
Особые образовательные потребности
глухих обучающихся (вариант 1.4.)
Глухие обучающиесяс умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития, также как и глухие обучающиеся без дополнительных нарушений развития, имеют общие и специфические образовательные потребности. Особенности психофизического развития детей с глухотой и другими тяжелыми первичными нарушениями определяют специфические образовательные потребности, к которым относятся:
организация максимально раннего специального обучения, которое должно начинаться после сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития;
высокая степень индивидуализации воспитания и обучения ребенка;
использование специфических методов и средств обучения, «обходных путей», необходимых для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
более дифференцированное, «пошаговое»обучение по сравнению с глухими детьми, обучающимися по другим вариантам стандарта ( В, С);
формирование потребности в общении, овладении средствами коммуникации с детьми и взрослыми;
формирование навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;
специальное обучение «переносу» сформированных умений в новые практические ситуации взаимодействия с действительностью;
развитие самостоятельности и большей независимости от близких взрослых в повседневной жизни;
обучение обучающихся использованию специальных технических средств, способствующих ориентировке в окружающем мире, налаживанию общения с детьми и взрослыми;
специальная организация предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера множественных нарушений;
специальная организация взаимодействия с детьми и взрослыми, расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
комплексный характер взаимодействия специалистов в связи с необходимостью коррекции множественных нарушений;
раскрытие интересов и способностей ребенка в разных видах практической, художественно – эстетической деятельности;
психологическое сопровождение семьи обучающегося, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
5.1.2. Планируемые результаты освоения глухими обучающимися адаптированной основной образовательной ( вариант 1.4.)
Планируемые результаты освоения глухими обучающимися (вариант 1.4.) адаптированной основной образовательной программы должны:
1) обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения адаптированной основной образовательной программы (вариант 1.4.) и составленной на ее основе индивидуальной образовательной программы;
2) являться основой для разработки адаптированной основной образовательной программы (вариант 1.4.) образовательной организацией;
Результаты оцениваются по освоению глухими обучающимися содержательных линий семи областей образования, определенных структурой Адаптированной образовательной Программы (вариант 1.4.).
В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 1.4. адаптированной основной образовательной программырезультативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Язык и речевая практика
Источник: lektsia.com
Шульга Екатерина Михайловна
Слайд 2Цель СИПР:
![]()
Слайд 3Что такое специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
В соответствии с ФГОС организация
разрабатывает СИПР для всех обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.
![]()
Слайд 4Для каких обучающихся разрабатывается СИПР
![]()
Слайд 5Структура СИПР
![]()
Слайд 6Структура СИПР
![]()
Слайд 7Структура СИПР
![]()
Слайд 8Алгоритм разработки СИПР
1. Создание экспертной группы по разработке СИПР
В состав группы
входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:
учитель класса
учитель-дефектолог
учитель-логопед
учитель физкультуры
воспитатель / ассистент / тьютор
педагог-психолог
другие специалисты
![]()
Слайд 9Примерный план работы экспертной группы
![]()
Слайд 102. Сбор общих сведений о ребенке
Осуществляется учителем:
2.1. Персональные данные о ребенке
и членах его семьи (лицах ее заменяющих):
фамилия, имя, отчество ребенка
дата рождения
фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка
место жительства (адрес)
контактные данные (дом. и моб. телефон, адрес эл. почты)
год /класс обучения ребенка в образовательной организации
сбор информации о развитии ребенка у других специалистов (ДОУ, врачи)
![]()
Слайд 113. Оценка развития обучающегося на момент
составления программы (характеристика)
Составляется экспертной группой
на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в образовательной организации в первые недели учебного года:
3.1. Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка,
оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.).
3.2. Данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка.
3.3. Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных и групповых), фиксация:
особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
речевых и коммуникативных возможностей;
игровой деятельности;
базовых учебных действий;
предметно-практических действий;
навыков самообслуживания (степень самостоятельности при самообслуживании),
навыков бытовой и трудовой деятельности,
академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.).
3.4. Оценка потребности в уходе и присмотре.
3.5. Выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные курсы для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения, другие выводы.
![]()
Слайд 124. Определение содержания образования и составление индивидуального учебного плана
ФГОС п. 1.7.
Удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
существенным изменением содержания образования;
обязательной индивидуализацией обучения;
дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;
и др.
![]()
Слайд 13Индивидуальный учебный план
СИПР
Речь и альтернативная коммуникация
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
курсы:
— Альтернативная коммуникация;
— Сенсорное развитие;
— Предметно-практические действия;
— Двигательное развитие
АООП
1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Математические представления
3. Окружающий природный мир
4. Человек
5. Домоводство
6. Окружающий социальный мир
7. Музыка и движение
8. Изобразительная деятельность
9. Адаптивная физкультура
10. Профильный труд
Коррекционные курсы:
1. Альтернативная коммуникация;
2. Сенсорное развитие;
3. Предметно-практические действия;
4. Двигательное развитие
![]()
Слайд 14Для детей, особые образовательные потребности которых не включают освоение предметов основной
части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются (если нужно) часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС).
пр. АООП разд. 3.3.1., Методические рекомендации
![]()
Слайд 15Пример индивидуального учебного плана (1 часть)
![]()
Слайд 16Пример индивидуального учебного плана (2 часть)
![]()
Слайд 175. Интеграция результатов по программе нравственного
развития и программе формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни
5.1. Выбор возможных результатов из соответствующих программ, включенных в АООП образовательной организации;
5.2. Наполнение СИПР выбранными результатами в разделы по предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности.
6. Разработка плана реализации потребности обучающегося в уходе и присмотре
6.1. Создание плана-графика реализации потребности в уходе и присмотре.
6.2. Перечень действий по уходу (во время приема пищи,
одевания/раздевания, осуществления гигиенических процедур, при перемещении и др.),
которые ребенок не может выполнить сам.
6.3. Перечень действий по присмотру, которые необходимы
для обеспечения безопасности ребенка и окружающих.
6.4. Список необходимых материалов для обеспечения ухода.
![]()
Слайд 18Пример плана-графика реализации потребности в уходе и присмотре
Составляется с учетом расписания
![]()
Слайд 197. Разработка программы сотрудничества с семьей
7.1. Выявление запроса семьи на:
консультирование;
психологическую помощь;
участие
в семинарах, тренингах и др.
7.2. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
7.3. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях;
7.4. Заключение договора о сотрудничестве.
![]()
Слайд 208. Разработка перечня необходимых технических средств общего
и индивидуального назначения, дидактических
8.1. Подбор оборудования, необходимого для создания условий эффективного
обучения детей (2 варианта:
а) ИПРА;
б) перечень оборудования из методических рекомендаций по введению ФГОС ОВЗ);
8.2. Подбор игрового, предметного, изобразительного и иного дидактического
материала для обучения по учебным предметам и коррекционным курсам,
включенным в СИПР
осуществляется из реальной ситуации в семье и ОО.
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода за ребенком
Подгузники, влажные салфетки, одноразовые перчатки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, детский крем, специальные столовые приборы и посуда (кружка с рожком, ложка и вилка с насадкой для левой руки), подложка под тарелку, нагрудники, салфетки.
![]()
Слайд 21Форма промежуточной аттестации – характеристика развития обучающегося
на конец учебного года
обучающийся знает и умеет на конец учебного периода?
Что из полученных знаний и умений переносит в практические действия?
Степень активности, адекватности и самостоятельности применения?
9. Оценка достижений обучающихся
Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение.
9.1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или
конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям.
9.2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики.
9.3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения.
Источник: shareslide.ru
Структура специальной индивидуальной программы развития содержит
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ (СИПР) ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.1. Настоящее Положение определяет цель, структуру, порядок разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития обучающегося, а также основные права и обязанности участников реализации специальной индивидуальной программы развития (далее – СИПР).
1.2. Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также руководствуясь действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения.
1.3. СИПР самостоятельно разрабатывается образовательной организации (далее – ОО) разрабатывается на основании требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1.4. Цель СИПР является – установление равного доступа к качественному образованию обучающихся с разными стартовыми возможностями в соответствии с их способностями, возможностями, индивидуальными образовательными потребностями в условиях обучения в образовательной организации; обеспечение специальных условий для реализации соответствующего варианта АООП, учитывающих индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ посредством выбора оптимального для конкретного ребенка набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения. (далее – ОО).
1.5. СИПР составляется на ограниченный период времени (до одного года).
1.6. Управление реализацией СИПР предполагает регулирование и корректировку содержания на основе промежуточного мониторинга. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в СИПР являются результаты промежуточного мониторинга ее реализации.
- Порядок разработки специальной индивидуальной программы развития
2.1. СИПР разрабатывается с учетом особых образовательных потребностей и психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) и/или в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида и утверждается ОО самостоятельно.
2.2. Разработка специальной индивидуальной программы развития включает:
- определение индивидуальных образовательных потребностей через проведение психолого-педагогического обследования и оценки состояния развития ребенка специалистами ППк;
- обсуждение и подготовку проекта СИПР;
- составление индивидуального учебного плана и учебного расписания с учетом норматива объемов учебной нагрузки и ресурсных возможностей;
- определение содержания рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) курсов, предполагаемых результатов достижений;
- информирование родителей (законных представителей) о содержании, предполагаемых результатах достижений, рекомендованном режиме реализации и другой документации СИПР.
2.4. К разработке СИПР привлекаются сотрудники, имеющие необходимую квалификацию.
2.5. СИПР утверждается руководителем ОО при согласовании с родителями (законными представителями).
2.6. Оформление документации при реализации СИПР электронного журнала, журналов посещаемости коррекционно-развивающих курсов и т. п.) осуществляется в установленном порядке.
3.1. Требования к структуре и содержанию разделов СИПР определены федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.2. СИПР включает в себя следующие разделы:
3.2.1. Титульный лист.
3.2.2. Общие сведения.
3.2.3. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
3.2.4. Индивидуальный учебный план (далее – ИУП), который отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.
3.2.5. Содержание и планируемые результаты освоения СИПР: по учебным предметам, коррекционным курссам.
3.2.6. Содержание других программ образования обучающегося:
3.2.6.1. Программа формирования базовых учебных действий;
3.2.6.2. Программа нравственного воспитания;
3.2.6.3. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
3.2.6.4. Программа внеурочной деятельности обучающегося, которая представляет собой план мероприятий, в которых он принимает участие. При организации внеурочной деятельности обучающихся возможно использование возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта);
3.2.6.5 Программа сотрудничества с семьей.
3.2.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
3.2.8. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
3.2.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
- Особенности реализации специальной индивидуальной программы развития
4.1. Реализация СИПР может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и посредством индивидуального обучения.
4.2. Реализация СИПР осуществляется сотрудниками ОО, имеющими необходимую квалификацию. В реализации СИПР принимают участие родители (законные представители) ребенка.
4.4. В соответствии с индивидуальным учебным планом на каждого обучающегося специалистами составляется индивидуальное расписание, планируется внеурочная деятельность.
4.5. Методы, приемы обучения выбираются каждым специалистом самостоятельно, с учетом особенностей развития ребенка, целей и содержания, включенного в СИПР.
4.7. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого обучающегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.
- Основные права и обязанности участников реализации специальной индивидуальной программы развития
5.1. Администрация ОО:
- организует процедуру разработки, обсуждения и утверждения СИПР;
- осуществляет контроль выполнения СИПР, производит оценку образовательных достижений освоения программы;
- обеспечивает кадровые, материально-технические, финансовые условия для реализации СИПР.
5.2. Педагогические работники:
5.3. Родители (законные представители обучающихся):
- формируют образовательный запрос по изменению или расширению специальных образовательных условий;
- оценивают совместно с педагогами и специалистами личностные достижения освоения СИПР;
- обеспечивают посещаемость занятиий в соответствии с индивидуальным расписанием.
Источник: ikp-rao.ru