Структура специальной индивидуальной программы развития

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Татьяна Александровна

В статье рассматривается проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а конкретно дети с интеллектуальными нарушениями и дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Разработка Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ может рассматриваться как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и как эффективный инструмент, позволяющий достичь максимально возможной нормализации жизни людей с тяжелой формой инвалидности, создающий предпосылки для их социальной интеграции (инклюзии). Разработка индивидуальных программ развития для данной категории детей, будет способствовать их дальнейшей успешной жизни в социуме. При целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе.

Специальная индивидуальная программа развития для учащихся с УО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Татьяна Александровна

Исследование психического развития младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в контексте их особых образовательных потребностей

Условия получения образования детьми с глухотой в структуре тяжелых множественных нарушений на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Медико-педагогические аспекты разработки индивидуальной программы развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями

Формирование профессиональной компетентности педагогов, реализующих инклюзивное обучение

Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на начальной ступени общего образования

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы по разработке специальной индивидуальной программы развития для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Моисеева Т.А.

Моисеева Татьяна Александровна — магистрант, направление подготовки — педагогическое образование, профиль — менеджмент в образовании, Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а конкретно — дети с интеллектуальными нарушениями и дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Разработка Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ может рассматриваться как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и как эффективный инструмент, позволяющий достичь максимально возможной нормализации жизни людей с тяжелой формой инвалидности, создающий предпосылки для их социальной интеграции (инклюзии). Разработка индивидуальных программ развития для данной категории детей, будет способствовать их дальнейшей успешной жизни в социуме. При целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Ключевые слова: дети с ОВЗ и ТМНР, СИПР.

Вебинар: Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР) / 13.04.21

Среди различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отдельным планом идут дети с интеллектуальными нарушениями. У некоторых из детей выявляются текущие психические заболевания, значительно затрудняющие их развитие и обучение. В составе воспитанников детских учреждений превалируют дети с комплексными нарушениями и это необходимо принимать во внимание в условиях развития инклюзивного (интегрированного) образования.

Залогом успешной социализации таких детей является проведение масштабной и систематической работы междисциплинарной команды специалистов конкретного учреждения, а также партнеров по сетевому взаимодействию.

В соответствии с концепцией ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) для детей с ОВЗ применительно к варианту «Б» «результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося».

Итог образования человека с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) — это нормализация его жизни: жить дома, а не в специальном учреждении, участие в решении бытовых вопросов; посильная трудовая деятельность вместе с другими людьми; возможность самостоятельно проводить досуг. И все-таки такой человек будет нуждаться в пожизненном сопровождении, но в результате специального образования он станет менее зависимым от посторонней помощи и сможет исполнять доступные для него социальные роли.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,

профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Во ФГОС определены следующие категории детей с умственной отсталостью:

• тяжелая и глубокая,

• тяжелые и множественные нарушения.

Вышеперечисленные категории нарушений интеллекта могут сочетаться с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.

Общемоторное развитие у детей с нарушениями интеллекта, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедлены и неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий (бег, прыжки и др.). У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий.

Часть детей (особенно с умеренной умственной отсталостью) имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.

Развитие навыков самообслуживания у обучающихся с нарушениями интеллекта существенно отстает. При умеренной и тяжелой степени интеллектуального недоразвития данные навыки могут отсутствовать. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев; шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые обучающиеся полностью зависят от посторонней помощи в обращении с одеждой и обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.

Читайте также:
Программа для жесткого диска характеристики

Большая часть детей данной категории имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случаях умеренной и тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Внимание у обучающихся с интеллектуальными нарушениями с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена. У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти.

Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные упражнения в них, либо формирование заново.

Дети с глубокой умственной отсталостью имеют еще более выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре.

Также у большинства детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеются и другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития, которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.

Различные нарушения влияют на развитие ребенка не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Выявляется значительная неоднородность этой группы детей по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Уровень психофизического развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами.

Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего является причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствует развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего восприятия, мышления, внимания, памяти, непродуктивными оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.

В соответствии с требованиями ФГОС образовательная организация должна создавать адаптированную основную образовательную программу (АООП) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Для более успешной адаптации и социализации (в рамках новых требований по ФГОС) на каждого обучающегося с нарушением интеллекта создается отдельная специальная индивидуальная программа развития (СИПР), которая разрабатывается на основе АООП и нацелена на образование детей с умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушения развития с учетом их индивидуальных образовательных потребностей [1]. СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при непосредственном участии его родителей, если такие имеются.

Структура специальной индивидуальной программы развития включает:

• общие сведения о ребенке;

• характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы, определяющей приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;

• индивидуальный учебный план;

• возможные подходы, методы педагогической работы с ребенком;

• основные технические средства и дидактические материалы;

• средства мониторинга (оценки) динамики обучения;

• программа может иметь приложение, включающее упражнения и рекомендации для их выполнения ребенком в домашних условиях.

Общие сведения содержат:

— персональные данные о ребенке и его родителях (если родители имеются);

— бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка (если имеются);

— заключение психолого-медицинской педагогической комиссии.

Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического

обследования, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

— двигательное и сенсорное развитие ребенка;

— особенности мотивационно-потребностной сферы (проявление интереса к чему-либо, реакция на поощрения и др.);

— особенности познавательных процессов:

— особенности поведения и эмоциональные реакции ребенка в разных ситуациях;

— сформированность социально значимых навыков, умений, представлений:

• коммуникация и речь,

• предметно-практическая деятельность и игра,

• универсальные учебные действия (умение выполнять инструкцию, действовать по подражанию и др.),

• представления об окружающем мире и математические, бытовые и трудовые навыки;

— степень потребности в посторонней помощи (полная, частичная, периодическая);

— выводы: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные курсы для дальнейшей педагогической работы с ребенком;

— коррекционный курс программы должен содержать следующие образовательные области:

Реализация подходов разработанных в рамках стандарта применительно к детям с интеллектуальными нарушениями предполагает:

• Раннее начало коррекционной работы.

• Создание специальных методов и средств обучения

• Взаимодействие квалифицированных специалистов разных профессий в обучении и междисциплинарном сопровождении ребенка.

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и

воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.

3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997.

Источник: cyberleninka.ru

Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Предлагаемые рекомендации предназначены образовательным организациям, обучающим детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР), реализовывающим Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2).
Методические рекомендации могут быть использованы учителями, педагогами дополнительного образования, узкими специалистами, заместителями директора по учебно-воспитательной работе, родителями (законными представителями), воспитывающими детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Читайте также:
Пример программы аудита производства

Оценить 384 0

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12»

по разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Согласовано: ­­­­­­­ Научный консультант:

Дианова Валентина Ивановна,

зав. лабораторией инклюзивного образования

Красноярского краевого института повышения

квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования,

кандидат психологических наук, заслуженный учитель России.

Есина Светлана Анатольевна,

Чиркунова Наталья Алексеевна-

заместители директора по

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г. (Вариант 2); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) (Вариант 2).

В данных методических рекомендациях представлен о пыт работы по разработке разделов СИПРа: индивидуальный учебный план и программы сотрудничества с семьёй МБОУ «Школа №12» города Ачинска, которая являлась на протяжении 2015-2016 года пилотной площадкой по апробации и внедрению Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г (Вариант 2).

Предлагаемые рекомендации предназначены образовательным организациям, обучающим детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), при разработке специальной индивидуальной программы развития ( СИПР), которые будут реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2).

Методические рекомендации могут быть использованы учителями, педагогами дополни­тельного образования, узкими специалистами, заместителями директора по учебно-воспитательной работе, родителями (законными представителями), воспитывающими детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Структура специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Индивидуальный учебный план

Организация внеурочной деятельности

Методы и формы работы образовательной организации в рамках Программы сотрудничества с семьей

Риски реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Список рекомендуемой литературы

Пояснительная записка

С 01 сентября 2016 года обучение детей с ОВЗ будет осуществляться по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и Федеральным государственным образовательным стандартам образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) (далее ФГОС ОУО). Согласно требованиям ФГОС О УО (вариант 2), в зависимости от особенностей развития ребёнка, разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР).

Специальная индивидуальная программа развития, разрабатывается для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе варианта 2 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП), в соответствии с нормативными документами:

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;

— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 г., зарегистрирован в Минюсте России 03 февраля 2015г., регистрационный номер 35850);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

— Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 г.).

Целью СИПР является, обретение обучающимися жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

СИПР должен быть ориентирован на решение следующих задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные, формирование социально-бытовых навыков.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности обучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Образовательные задачи направлены на обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта, развитие его познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной образовательной задачей является обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося.

При организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основополагающими являются принципы:

— принцип индивидуализации — СИПР для каждого обучающегося должна быть основана на психолого-медико-педагогических рекомендациях;

— принцип целесообразности , предполагающий возможность изменения учебного плана как в сторону уменьшения количества часов, так и в сторону их увеличения, что позволяет учитывать индивидуальные особенности развития обучающегося, характер заболевания и другие объективные причины, возникающие в процессе образовательной деятельности;

— принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников);

— принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — сложный, особый контингент. Их отличает ряд особенностей, отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром, его социализации и адаптации в обществе.

Выходом из этой ситуации является обучение таких детей использованию альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика, система символов, пиктограммы). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Использование невербальных (альтернативных) средств коммуникаций и обучение ими детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью будут компенсировать у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности, поможет данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создадут базу для развития речи и познавательной деятельности ребенка.

Читайте также:
Не удалось загрузить плагин управления программой

2. Структура специальной индивидуальной программы развития

В соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) структура СИПР включает:

Общие сведения о ребенке (ФИО ребенка, возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения, место жительства, мать, отец, год обучения, форма обучения).

Характеристика, включающая оценку актуального состояния развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения (заключение ПМПК, данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка, особенности проявления познавательных процессов, состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций, характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, сформированность социально значимых навыков, умений, бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, выводы по итогам обследования).

Индивидуальный учебный план,отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.

4.1. Базовые учебные действия.

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

4.3. Нравственное воспитание.

4.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

4.5. Внеурочная деятельность.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре 1 .

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Перечень необходимых технических и дидактических материалов.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

СИПР составляется на один год. Специалисты, участвующие в реализации СИПР: учитель класса и/или предмета, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др.

Кроме того, СИПР может содержать приложение, включающее задания, рекомендации для их выполнения в домашних условиях.

3. Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план включает набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП. Различия в индивидуальных учебных планах зависят от образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся.

При составлении индивидуального учебного плана, а именно при выборе учебных предметов и коррекционных курсов, образовательной организации следует учитывать рекомендации по образованию обучающегося с ОВЗ, сформулированные в:

-коллегиальном заключении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ТПМПК);

— индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребёнка инвалида, федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

— заключениях узких специалистов образовательной организации (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и социального педагога).

В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее выраженными нарушениями развития бОльший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом (в соответствии с п. 2.6. приложения соответствующего ФГОС О УО). Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также определяется индивидуальным учебным планом и фиксируется в расписании занятий.

Ниже приведены примеры индивидуальных учебных планов учащихся. В индивидуальном учебном плане (пример 1) учащегося с тяжелой умственной отсталостью, преобладают занятия коррекционной направленности, так как обучающийся ограничен в движениях, выражено стойкое глубокое нарушение высших психических функций, общее недоразвитие речи: 1-ый уровень — полное отсутствие речи, не сформированы сенсомоторные реакции, связанные с фиксацией на объекте, запоминание образа предмета.

В индивидуальном учебном плане преобладает часть, формируемая участниками образовательных отношений, данные коррекционные курсы согласованы с родителями.

Коррекционный курс «Сенсорное развитие», ребёнок с тяжёлой умственной отсталостью получает информацию об окружающем мире через тактильную стимуляцию. Курс «Предметно-практические действия» направлен на развитие общей и тонкой моторики обучающегося, формирование способов обследования предметов. «Альтернативная коммуникация» — курс учит понимать язык жестов, систему символов, пиктограмм, проявлению эмоций.

Представленные учебные планы рассчитаны на 8 часов, так как обучающимся было рекомендовано домашнее обучение (Приложение 1).

В Приложении 2 приведён пример учебно-тематического плана по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация», с включением других учебных предметов в данный курс (Приложение 2).

Организация внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Стандартаорганизуетсявнеурочнаядеятельность.К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

Внеурочная деятельность направлена на коррекцию и компенсацию различных дефектов развития обучающихся. При организации внеурочной деятельности необходимо включать обучающихся в деятельность, которая направлена на формирование навыков взаимодействия с обычно развивающимися сверстниками и с разными людьми, а так же приобретение навыков по самообслуживанию.

При составлении СИПРа совместно с родителями оговариваются мероприятия, которые может посетить ребёнок в сопровождении родителей (законных представителей) или тьютора. Обеспечивается добровольность участия обучающихся во внеурочной деятельности с учетом их интересов, а также запросов родителей (законных представителей) обучающихся.

Во внеурочных мероприятиях ребёнок может выступать в роли участника или зрителя в зависимости от его индивидуальных возможностей и способностей, а так же от содержания данного мероприятия. (Приложение 3).

Внеурочная деятельность носит прикладной характер. В результате этой деятельности происходит не только коррекция ручной моторики, но и постепенная подготовка к самостоятельной трудовой деятельности.

В образовательной организации реализуется программа внеурочной деятельности «Умелые ручки». Ниже приведён фрагмент календарно-тематического планирования программы внеурочной деятельности «Умелые ручки». Включены только те темы занятий, которые посильны ребёнку для выполнения, совместно с учителем, тьютором или родителем.

Таблица 1. — Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Источник: www.prodlenka.org

Презентация на тему «Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализация»

Презентация: Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализация

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализация», включающую в себя 15 слайдов. Скачать файл презентации 0.17 Мб. Большой выбор powerpoint презентаций

Источник: pptcloud.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru