Структура школьной программы по истории

1871 г. – первая государственная школьная программа по истории русская классическая реальная гимназия.

С XIX в. использовалось три варианта структуры:

1) принцип концентризма (1871 – 1916/17 гг., и с 1994 г. до сих пор);

2) линейный принцип (16.05.1934 – 1958; 1965 – 1993);

3) линейно-ступенчатый принцип (1959 – 1965).

В ГДР 1949 – 1969 гг. – образец концентрической структуры построения программы.

К. предполагал расположение материала последовательно на двух или трех этапах, каждый из которых должен охватывать весь или почти весь курс истории, и на каждом последующем этапе изучение должно вестись с большей глубиной и подробностями.

Первый этап – элементарный курс, следующий этап – систематический характер. Общие обязательные исторические знания получали на двух этапах.

К. обосновывался педагогически и психологически:

Ø на каждом этапе материал сообразуется с интересами школьника;

Ø весь раздел истории усваивается в каждом этапе с одинаковой степенью глубины;

Методика преподавания истории. Истории с историками. 6 серия

Ø повторное изучение способствует более прочному закреплению знаний.

Условия для эффективного использования К.:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) правильно определенный объем, специфика и формы изложения материала на каждом этапе;

2) между соответствующими разделами концентрического курса должен быть разрыв во времени (не менее 3 лет);

3) необходимо достаточно времени (3 – 4 года) для развертывания в каждом этапе.

Линейный принцип (Л.п.).

В противовес К. предложен Л.п. в кон. XIX в. – однократное изучение, школьного курса, который выстроен по одной хронологической линии.

1) хронологически-прогрессивный метод (с др. вр. до совр.);

2) хронологически-регрессивный метод (обратный, от современности к прошлому);

Изучение начинается пропедевтическим курсом отечественной истории в 4 классе. В 5 классе – древний мир, и т.д. курсы носили классический характер.

Л.п. экономил учебное время, появилась возможность для более глубокого курса истории. Но возник ряд проблем:

Ø отсутствие необходимого педагогического уровня доступности информации;

Ø проблема неравноценности в изучении отдельных курсов истории;

Ø последовательное изучение процесса растягивается на много лет:

Ø проблема закрепления знаний.

Линейность нельзя использовать при многоступенчатом варианте школ. Была проблема учебников, разработки программ. Курсы 5 – 10 классов носили систематический характер. Это означало решение проблемы равноценности образования.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Принципы построения школьных программ (структура школьного курса истории). От 250 руб
  • Контрольная работа Принципы построения школьных программ (структура школьного курса истории). От 250 руб
  • Курсовая работа Принципы построения школьных программ (структура школьного курса истории). От 700 руб

Источник: students-library.com

«Как устроены языки». Лекция Дмитрия Петрова для школьников и студентов

Процесс обучения истории в современной школе

Факторы процесса обучения истории в школе. Соотношение деятельности учителя и ученика в образовательном процессе. Особенности управления процессом познания истории – школьного предмета гуманитарного цикла.

3.2. Цели школьного исторического образования

Вопрос о целях школьного исторического образования на разных этапах развития методической мысли (XVIII–XX вв.).

Дискуссии конца 80-х – 90-х гг. XX в. о целях школьного исторического образования. Вопрос о целях изучения истории в концепциях исторического образования (1989 г.), проектах государственных образовательных стандартов школьного исторического образования начала 90-х гг.

Модернизация школьного исторического образования и методологические основы разработки нового поколения стандартов. Государственный образовательный стандарт по истории 2004 г. о целях изучения истории в школах современной России.

Содержание и структура школьного исторического образования как результат педагогической интерпретации научных исторических знаний

История в Базисном учебном плане образовательных учреждений РФ, в региональном учебном плане.

Варианты структуры школьного исторического образования: линейная и концентрическая. Интегративный и предметный подходы в построении содержания исторических курсов. Модели построения курсов истории в зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся (компенсирующее, базовое и углубленное изучение истории), от возможностей и потребностей возрастного развития (пропедевтический, элементарный, систематический курсы).

Пропедевтический курс истории: место и назначение в системе школьного исторического образования, современные модели содержания курса.

Читайте также:
Как запустить программу java на компьютере

Элементарные курсы истории Древнего мира и Средних веков: место и назначение в системе школьного исторического образования, современные модели содержания курсов.

Систематические курсы отечественной и зарубежной истории: место и назначение в системе школьного исторического образования, современные модели содержания.

Интегративные и модульные курсы: место и назначение в системе школьного исторического образования, варианты построения содержания.

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения истории.

Учебно-методический комплекс школьных курсов истории, его структура и тенденции развития.

Учебники и учебные пособия по истории, их виды и функции. Мультимедийные учебники. Компоненты учебника истории. Методологическая основа учебника. Критерии выбора учебника для организации процесса обучения истории.

Хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии и справочники по истории для школьников. Рабочие тетради по истории, их виды. Сборники познавательных заданий и задач по истории. Методические пособия для учителя истории.

Отбор содержания школьных курсов истории как методическая проблема. Методические подходы к отбору учебного исторического материала: структурно-функциональный анализ (П. В. Гора); системный подход и принцип доминанты (Н. Н. Лазукова); конструирование содержания темы в контексте определения его возможностей для развития исторического мышления школьников (Ю. Л. Троицкий).

Единство научно-исторических и психолого-педагогических оснований отбора содержания школьного исторического образования.

Модели организации содержания школьных курсов истории: хронологическая, историко-географическая, проблемно-тематическая, комплексная.

Технологические элементы отбора содержания темы курса: анализ историографической ситуации, выяснение места темы в курсе, в системе исторической подготовки учащихся. Определение целей изучения исторического содержания темы, содержательных доминант темы. Понятия и представления, историографические версии и оценки. Вариативность подходов к определению логики раскрытия содержания темы. Тематическое планирование, его варианты (простой календарный план изучения программного материала, развернутое тематическое планирование, блочно-тематическое планирование, технологическая карта темы).

Отбор содержания урока. Место урока в теме, в курсе, в системе исторической подготовки школьников. Целевая установка урока. Логика раскрытия содержания урока.

3.4. Методы, методические приемы и технологии обучения истории. Система средств обучения истории

Понятие «метод обучения». Варианты классификаций методов обучения истории. Взаимосвязь двух сторон метода обучения – преподавания и учения. Соотношение понятий «метод» и «прием» обучения. Прием как составная часть метода.

Критерии выбора учителем приемов и методов обучения истории.

Система средств обучения истории, их дидактические возможности и методика использования. Взаимосвязь средств обучения и приемов деятельности учителя и учащихся.

Наглядное обучение истории. Значение наглядности в обучении истории. Классификация наглядных средств обучения истории: предметная, изобразительная и условно-графическая наглядность. Дидактические возможности и приемы работы с различными видами наглядности. Критерии отбора наглядных средств обучения к уроку истории.

Методические пути и средства обучения школьников приемам работы с наглядными (визуальными и вещественными) источниками исторической информации.

Устное слово в обучении истории, его функции. Приемы устного изложения материала (повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение). Приемы организации познавательной деятельности учащихся в процессе изложения материала учителем.

Беседа и диалог в обучении истории. Виды беседы, основные требования к ее организации. Сущность учебного диалога, его виды. Методические условия организации учебного диалога на уроках истории. Особенности педагогического руководства учебным диалогом на уроках истории.

Печатные тексты в обучении истории. Вопрос о роли учебника истории и способах работы с ним на разных этапах развития методической науки. Современные трактовки сущности и назначения школьного учебника истории (книга, содержащая обязательный материал для усвоения; авторская интерпретация истории; инструмент обучения способам работы с разными историческими и историографическими текстами). Соотношение устного слова учителя и содержания учебника в традиционной модели обучения. Приемы работы учащихся с текстом учебника, исходя из выбранного учителем варианта понимания его назначения в процессе обучения истории.

Исторические источники при изучении истории в школе. Вопрос о назначении и приемах работы с историческими источниками на разных этапах развития школьного исторического образования и методической науки (середина XIX – начало ХХI в.). Виды письменных исторических источников, методика изучения разных видов источников и типология вопросов к ним. Устные, визуальные и вещественные исторические источники при изучении истории в школе.

Критерии отбора источников к уроку. Приемы работы с историческими источниками в процессе обучения истории в школе. Использование исторического документа в изложении учителя. Комментированное чтение документа.

Читайте также:
Какие программы надо знать веб дизайнеру

Многоуровневый анализ исторического источника учащимися (установление авторства, времени и места создания, выявление явной и скрытой исторической информации, аксиологический, критический, праксеологический анализ исторического источника). Решение проблемно-познавательных задач на основе исторического источника. Обучение учащихся приемам работы с различными видами исторических источников.

Историографические материалы при изучении истории в школе. Этапы и методические пути обучения школьников приемам работы с версиями историков.

Справочная литература по истории и методика ее использования в процессе обучения. Художественная литература и музыка в обучении истории.

Современные технологии обучения истории. Понятие «педагогическая технология». Соотношение понятий «методика обучения» и «технология обучения».

Работа в малых группах: педагогический потенциал, методическое обеспечение и условия организации.

Проблемное обучение: сущность, методические пути и средства реализации в обучении истории. Построение системы проблемно-развивающих задач по истории.

«Метод проектов» при изучении истории: его педагогический потенциал, типы учебных проектов, этапы выполнения проекта.

Исследовательские технологии при изучении истории. Эвристическая беседа на уроке истории. Изучение истории на основе документально-методических (историографических) комплексов. Принципы построения ДМК. Работа с вещественными, визуальными, устными и письменными историческими источниками на уроке истории.

Формирование исторического мышления и освоение «ремесла историка» при изучении источников.

Всероссийские и региональные конкурсы исследовательских работ школьников по истории («Человек в истории», «Отчий мир» и др.). Учебные исследовательские работы школьников: выбор темы, технология подготовки и презентации.

Информационные технологии при изучении истории. Возможности и ресурсы Интернета в школьном историческом образовании (ресурсы российских и международных библиотек, информационных центров, электронные библиотеки, базы данных). Приемы работы с мультимедийными материалами, электронными энциклопедиями и справочниками на уроке истории. Обучающие и контролирующие компьютерные программы по истории.

Опорные схемы и конспекты при изучении истории.

Интерактивные технологии обучения истории и методические условия их эффективного использования. Учебная дискуссия при изучении истории: цели и формы. «Круглый стол» на уроке истории. Лекции диалогового характера. «Мозговой штурм». Ролевые, деловые, имитационные игры при изучении истории.

3.5. Формирование исторических знаний школьников

Роль исторических знаний в становлении мировоззрения школьников. Психологические особенности усвоения истории школьниками. Обучение истории как организация и развитие познавательной деятельности школьников.

Структура учебного исторического материала. Фактический и теоретический материал. Эмпирический и теоретический уровни изучения исторического материала. Взаимосвязь и соотношение фактов и обобщений в обучении истории.

Структура исторических знаний школьников. Исторические представления, их виды и роль в обучении истории. Приемы создания представлений о фактах прошлого, об историческом времени и пространстве. Исторические понятия как система существенных признаков исторических объектов. Виды исторических понятий и их роль в обучении истории.

Взаимосвязь методологической основы и системы основных понятий школьного курса истории. Этапы формирования понятий. Приемы и средства формирования понятий. Знания о методологии исторического познания, связях в истории (локальных, временных, причинно-следственных) и тенденциях исторического развития. Приемы изучения теоретического материала школьных курсов истории.

3.6. Развитие умений, познавательных способностей и мышления школьников в процессе обучения истории

Развивающее обучение, его сущность. Модели развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Соотношение понятий «умение» и «навык» в психологии, дидактике, методике обучения истории. Деятельностный (компетентностный) подходы при обучении истории в школе.

Варианты классификаций умений. Общие и специальные умения. Организационные умения. Информационные умения (умения работать с разными источниками исторических знаний). Интеллектуальные умения (аналитические, образные, оценочные).

Практические умения (хронологические, картографические).

Методика формирования умений учащихся в обучении истории. Этапы формирования умений. Познавательные задачи, задания и упражнения. Взаимосвязь формирования исторических знаний и развития умений.

Варианты определения понятий «историческое сознание» и «историческое мышление» в методических исследованиях и публикациях. Современная российская методическая наука и зарубежная дидактика о приемах и средствах формирования исторического сознания и развития исторического мышления школьников.

Методические пути и средства развития познавательного интереса к истории.

3.7. Воспитание в обучении истории

Вопрос о воспитательной роли истории на разных этапах развития методической науки. Дискуссии 80–90-х гг. ХХ в. о воспитании на уроках истории.

Ценностные основания обучения истории в современном поликультурном информационном обществе. Способы актуализации и развития личностного социального опыта школьников. Самоидентификация школьников в культурно-историческом пространстве. Гуманитарное историческое мышление – составная часть культуры современного человека.

Читайте также:
Как понять что голос изменен в программе

3.8. Внутри- и межпредметные связи в обучении истории. Интеграция учебных предметов

Соотношение понятий «межпредметные связи» и «интеграция предметов». Роль истории в системе гуманитарных предметов. Значение внутрикурсовых, межкурсовых и межпредметных связей и интеграции предметов в формировании у детей целостного представления о мире, единстве разных уровней протекания исторического процесса, в развитии исторического мышления.

Основные аспекты содержания связей в обучении истории и уровни интеграции: знания (понятия, мировоззренческие идеи, методологические положения), умения, ценностные представления. Методические пути реализации межпредметных связей и интеграции в обучении истории.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .

Источник: studopedia.org

СЕМИНАР № 2. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ

Основные понятия: государственный и региональный образовательный стандарт по истории, базисный учебный план и его компоненты, концентрическая и линейная структура школьного образования.

Вопросы:

1.Федеральный компонент государственного стандарта: общие положения концепции, структура компонентов стандартов общего образования.

2. Региональный компонент стандарта общего образования.

3. Стандарты второго поколения.

4. Анализ и сравнение содержания стандартов общего образования 2004г. И 2010 г., их отличия от обязательного минимума содержания образовательных программ основной образовательной школы.

5. Базисный учебный план 2004 и 2010гг..

Государственный стандарт общего образования по истории 2004г.

Государственный стандарт общего образования по истории 2010г

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М, «Просвещение»2011.

Баранов П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – с. 21-26

Баранов П. А. К вопросу о стандартах школьного исторического образования // Современные подходы в преподавании истории: Материалы семинара. – СПб., 1996.

Вяземский Е.Е. Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. – № 3. – с. 13-21.

Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. – 1999. – № 8

Историческое образование в современной школе: Альманах. Изучение региональной истории в школе. – Вып. 3. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2004. – 120 с.

Кузнецова Ф.С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 5. – С. 52-56; № 6. – с. 46-50

СЕМИНАР № 2. АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ

Цель: раскрыть основные структурные компоненты программ по истории, охарактеризовать и проанализировать примерные, авторские и рабочие программы по истории.

Основные понятия: учебно-методические комплексы, учебная программа: примерная, авторская, рабочая, структурный анализ учебного материала, тематическое планирование курсов истории.

Вопросы:

  1. Сравнительная характеристика линейной и концентрической структуры школьного исторического образования.
  2. Основные структурные компоненты программ по истории.
  3. Примерная программа, авторские программы и рабочие программы по истории.
  4. Комплексный анализ программы по истории (на конкретном примере).

Данилов А.А., Косулина Л.Г., А.Ю. Морозов История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

М, «Просвещение»2011.

История России: Программа учебного курса для старших классов. – М., 1997.

Комплект программ по истории с древнейших времён до наших дней. III – XI Кл. – М., 1998.

Программа учебного курса по отечественной истории для старших классов / Сост. Гевуркова Е. А., Егорова В. И., Колосков А. Г., Ларина Л. И. // Преподавание истории в школе. – 1996. — № 1–2.

Программы для классов с компенсирующей формой обучения / Сост. Элиасберг Н. И., Юдовская А. Я., Андреевская Т. П., Майков А. Н. // Преподавание истории в школе. – 1997. — № 1–2.

Программы для общеобразовательных учреждений. История. – М., 1997.

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5–11 классы. – М., «Просвещение», 2003.

Источник: allrefrs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru