Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибова Людмила Николаевна
В статье теоретически обоснована и разработана инвариантная модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата, основными компонентами которой являются: внешние и внутренние факторы, учебно-методическая база, дидактические нормативы, структура и этапы процесса проектирования.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибова Людмила Николаевна
Реализация ФГОС среднего профессионального образования на основе информационно-коммуникационных технологий
Компетентностно-ориентированное проектирование дисциплины «Математика» в средней профессиональной школе
Образовательный процесс в рамках профессионального модуля как самостоятельный объект проектирования
Технология разработки компетентностно-ориентированных образовательных программ в соответствии с новыми образовательными стандартами
ФГОС СПО
Из опыта проектирования образовательных программ профессиональных модулей и дисциплин начального и среднего профессионального образования в Кемеровской области
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
DESIGNING PROGRAMS OF ACADEMIC DISCIPLINE BASED GEF SPO
This paper theoretically proved and developed invariant model of designing the training modules of the new format, the main components are: the external and internal factors, educational facilities, teaching standards, structure and stages of the design process.
Текст научной работы на тему «Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НА ОСНОВЕ ФГОС СПО
DESIGNING PROGRAMS OF ACADEMIC DISCIPLINE BASED GEF SPO
В статье теоретически обоснована и разработана инвариантная модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата, основными компонентами которой являются: внешние и внутренние факторы, учебно-методическая база, дидактические нормативы, структура и этапы процесса проектирования.
Ключевые слова: модульно-компетентностный подход, профессиональная компетенция, компетентностно-ориентированная программа учебной дисциплины.
This paper theoretically proved and developed invariant model of designing the training modules of the new format, the main components are: the external and internal factors, educational facilities, teaching standards, structure and stages of the design process.
Keywords: module-competence approach, expertise, konmetentnostno-oriented curriculum
Информационная эпоха, в которой мы живем, ставит преподавателей перед необходимостью пересмотра традиционных форм и методов работы, переосмысления содержания образования. Развитие сфер науки, общества, новых технологий идет столь стремительно, что полученные знания довольно быстро утрачивают свою актуальность, устаревают, нуждаются в обновлении.
Особенности проектирования и реализации ОП СПО в условиях изменения ФГОС СПО и ФГОС СОО
На современном этапе знаниевый подход в образовании не способен оставаться ведущим, как это было раньше. В обиход вошел термин «период полураспада знаний», обозначающий промежуток времени, за который знания устаревают на 50%. В сфере высоких технологий этот период составляет всего полтора-два года. В других отраслях он может достигать пяти-восьми лет. Но наблюдается стойкая тенденция сокращения данного периода времени.
Теперь в качестве образовательных целей мы признаем компетентностью знания, развитие аналитических и творческих способностей, умение ориентироваться в информационном потоке, мобильность. Злободневна проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно добывать и усваивать постоянно изменяющуюся информацию, развитие таких способностей, которые бы и после завершения образования обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научнотехнического прогресса и темпов развития общества.
Вопросы формирования содержания профессионального образования отражены в трудах Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, К.Я. Вазиной, В.В.
Краевского, В.С. Леднева, М.И. Махмутова, А.М. Новикова, В.М. Соколова, Л.Г.
Семушиной и других ученых.
Модернизация профессионального образования в логике стандартов третьего поколения ставит задачи пересмотра роли образовательных программ в контексте формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
Проблема проектирования содержания профессионального образования в компентностном формате является естественной и объективной потребностью современного этапа модернизации образования и обусловлена следующими факторами:
— переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной;
— развитием экономики и социальной сферы, науки и запросами техники, современных технологий;
— повышением требований к подготовке специалистов в условиях динамичной изменчивости рынка труда;
— необходимостью разработки нового содержания учебных программ в связи с введением ФГОС третьего поколения в педагогическую практику.
Переход на компетентностно-ориентированные государственные образовательные стандарты обусловил необходимость разработки компетентностно-ориентированных учебных программ.
В ходе исследования данной проблемы нами теоретически обоснована и разработана инвариантная модель проектирования программы учебной дисциплины нового формата, основными компонентами которой являются: внешние и внутренние факторы, учебнометодическая база, дидактические нормативы, структура и этапы процесса проектирования, в целом обеспечивающая реализацию содержания программы учебной дисциплины (рисунок 1).
Проектирование программы учебной дисциплины нового формата осуществляется на основе инновационного модульно-компетентностного подхода в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. И с учетом принципов преемственности, системности, целостности учебной программы, комплексного подхода в формировании компетенций, модульного построения учебной программы, гибкости, научности и практико-ориентированности, междисциплинарности и интеграции, минимальной достаточности, опоры на знания, умения, компетенции и др. [1]
Целью современного образования является подготовка специалиста, владеющего основными видами профессиональной деятельности, которые включают общие и профессиональные компетенции по специальности в рамках обучения по ОПОП.
Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи программы: определение места дисциплины в системе подготовки
специалиста; определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и результатов обучения; определение форм и методов контроля и оценки результатов обучения.
Компетентностно-ориентированные программы имеют новую структуру, нацелены на результаты образования в виде освоенных компетенций и умений, усвоенных знаний и выполняют следующие функции: нормативную, прогностическую, целеполагания,
информационную, процессуальную, контрольно-диагностическую, оценочную, оперативнодинамическую [2].
Сравнительный анализ показал, что в структуре программы учебной дисциплины второго и третьего поколений много общего, но имеются и существенные различия.
Содержание пояснительной записки программы старого формата носит рекомендательный характер и его заполнение зависит от личности преподавателя. В паспорте новой структуры четко определяется место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), регламентируются цели и задачи учебной дисциплины (УД) как результаты её освоения.
Источник: cyberleninka.ru
Положение о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения рабочей программы дисциплины образовательной программы среднего профессионального образования (циклы ОГСЭ, ЕН, ОП)
методическая разработка
1.1. Настоящее положение разработано на основании требований ФГОС СПО; Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования; Устава СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»; должностных инструкций преподавателей и мастеров производственного обучения.
1.2. Положение о структуре, требованиях к оформлению и порядке утверждения рабочей программы дисциплины образовательной программы среднего профессионального образования (далее – Положение) применимы для разработки рабочих программ дисциплин в рамках реализуемых образовательных программ подготовки ППКРС и ППССЗ , соответствующих требованиям ФГОС СПО.
1.3. Положение распространяется на разработку рабочих программ дисциплин (далее – рабочая программа), относящихся к циклам ОГСЭ, ЕН, ОП в учебном плане.
1.4. Положение направлено на обеспечение помощи преподавателям при разработке рабочих программ дисциплин по профессиям и специальностям, реализуемых на основе ФГОС СПО в СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» (далее – Колледж).
1.5. Рабочие программы разрабатываются и утверждаются Колледжем самостоятельно и являются одним из основных документов и составной частью образовательной программы СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.
2. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦИКЛОВ ОГСЭ, ЕН, ОП
Исходными документами для составления рабочих программ дисциплин циклов ОГСЭ, ЕН, ОП являются:
- федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения (ФГОС СПО) по конкретной профессии/специальности;
- учебный план Колледжа по профессии/специальности, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.
В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход, определяющий, прежде всего, требования к результатам образования.
ФГОС СПО третьего поколения обеспечивает соответствующую квалификацию и уровень образования через освоение компетенций.
АНАЛИЗ ФГОС СПО И УЧЕБНОГО ПЛАНА
ПО ПРОФЕССИИ/СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Работа преподавателя по разработке рабочей программы дисциплины начинается с анализа ФГОС СПО и учебного плана по профессии/специальности.
Анализ ФГОС СПО
В ходе работы с ФГОС СПО необходимо изучить:
- формируемые компетенции по конкретной дисциплине
профессиональные и общие компетенции (ПК И ОК) по каждой дисциплине в отдельности указаны в ФГОС СПО (табл. 2/3);
- требования к результатам освоения дисциплины «уметь», «знать» в ФГОС СПО (табл. 2/3) в графе «Коды формируемых компетенций» .
Анализ учебного плана
Анализ учебного плана позволяет увидеть:
- последовательность изучения дисциплин, исходя из междисциплинарных связей;
- распределение часов учебной нагрузки по дисциплине;
- формы промежуточной аттестации.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методические указания к самостоятельной работе
обучающихся по изучению дисциплины
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Календарно-тематическое планирование
«ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ»
При заполнении паспорта наибольшее количество информации переносится из ФГОС СПО. В случае введения в дисциплину вариативной составляющей, в паспорте указываются дополнительные умения и знания.
При заполнении раздела 1.3 паспорта программы из ФГОС СПО (табл. 2/3) указываются результаты освоения дисциплины «знать» и «уметь».
В подразделе 1.3 паспорта программы необходимо перечислить профессиональные и общие компетенции (ПК, ОК), указанные в ФГОС СПО в таблице 2/3 в графе «Коды формируемых компетенций».
ПК и ОК перечислены в ФГОС СПО в разделе V «Требования к результатам освоения…».
В случае если на изучение дисциплины отводятся дополнительные часы из вариативной части, то необходимо указать дополнительные «знать», «уметь».
В подразделе 1.4 паспорта программы указываются данные из учебного плана по конкретной профессии/специальности.
При заполнении паспорта рабочей программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии
«СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
В таблицу подраздела 2.1 «Объем дисциплины и виды учебной работы» информация переносится из учебного плана по профессии/специальности.
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
Строчки в таблице удалять нельзя!
В случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности в графе «Объем часов» ставится прочерк.
(отдельно выделяются темы за счет вариативной части, если она предусмотрена).
По каждой теме расписываются:
- наименования необходимых практических занятий;
- контрольные работы;
- тематика самостоятельной работы.
Содержание самостоятельной работы обучающихся необходимо формулировать через деятельность.
Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, указывается тематика.
Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *).
Уровень освоения проставляется напротив «Краткого содержания учебного материала» в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **). Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Обращаем внимание на то, что для тем, имеющих практические занятия и/или лабораторные работы, уровень освоения учебного материала соответствует «2» или«3», в зависимости от содержания работы.
Строчки в таблице удалять нельзя!
В случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности, необходимо в графе «Объем часов» проставить прочерк.
Содержание разрабатывается с учетом того, что полученные знания и сформированные умения будут ориентированы на овладение профессиональными компетенциями (ПК) в процессе освоения профессиональных модулей.
Формирование общих компетенций (ОК) должно быть реализовано через формы проведения учебных занятий.
«УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ»
В данном разделе программы приводится информация о материально-техническом и информационном обеспечении дисциплины.
В подразделе 3.1 приводится информация о материально-техническом обеспечении дисциплины, где указывается перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические
средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (количество не указывается).
Сведения приводятся, исходя из необходимости обеспечения кабинета для качественного обучения (а не фактической, когда в кабинете нет ничего).
При описании подраздела 3.2 указывается литература.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Список литературы оформляется в соответствии с правилами, предусмотренными государственными стандартами.
- ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
- ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке;
- ГОСТ 7.11-78. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании.
- ГОСТ 7.32-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления;
- ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Требования по оформлению списка литературы:
Книга с указанием одного, двух и трех авторов
Фамилия И.О. одного автора (или первого) Название книги: сведения, относящиеся к заглавию (то есть сборник, руководство, монография, учебник и т.д.) / И.О. Фамилия одного (или первого), второго, третьего авторов; сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Сведения о переиздании (например: 4-е изд., доп. и перераб.).
- Никифоров В.М. Технология металлов и других конструкционных материалов. – СПб: «Политехника», 2007.
- Черепахин А.А. Технология обработки материалов. – М.: ОИЦ
Описание электронных ресурсов Твердый носитель
Фамилия И.О. автора (если указаны). Заглавие (название) издания [Электронный ресурс]. – Место издания: Издательство, год издания. – Сведения о носителе(CD-Rom,DVD-Rom)
1. Медицина: лекции для студентов. 4 курс [Электронный ресурс]. – М., 2005. –Электрон. опт. диск (CD-Rom).
Сетевой электронный ресурс
Фамилия И.О. автора (если указаны). Название ресурса [Электронный ресурс].– Место издания: Издательство, год издания (если указаны). – адрес локального сетевого ресурса (дата просмотра сайта или последняя модификация документа).
1. Шкловский И. Разум, жизнь, вселенная [Электронный ресурс] / И. Шкловский. – М.: Янус, 1996. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru (21
«КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ»
Разработчикам программ необходимо прописать ПК и ОК, к освоению которых Ваша дисциплина будет готовить (см. ФГОС СПО).
Предназначение дисциплин – подготовить к освоению ПК.
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Источник: nsportal.ru
Разработка рабочих программ общепрофессиональных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС СПО
Презентация предназначена для методической помощи педагогам СПО в разработке учебных программ в соответствии с требованиями действующих государственных образовательных стандартов СПО. Особое внимание уделено компетентностному подходу при разработке программ.
Сыромолотова Наталья Владимировна
Содержимое разработки
Разра ботка рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО
Рабочая программа составляется с учетом:
- Компетентностного подхода к образованию
- Требований ФГОС СПО к результатам освоения дисциплины (компетенции, знания, умения, практический опыт)
- Особенностей самой дисциплины
Реализация компетентностного подхода к образованию в рамках создания рабочих программ предполагает:
- Направленность применяемых форм и методов обучения на освоение компетенций (знаний, умений и практического опыта)
- Обязательность применения активных и интерактивных форм обучения
- Наличие методического обеспечения самостоятельной работы студентов
- Строгую взаимосвязь «Результаты обучения в соответствии с ФГОС СПО → Содержимое рабочих программ → Содержимое ФОС»
Структура рабочей программы
Изменения в пункте «1 Паспорт программы учебной дисциплины»
- 1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ:
- Дисциплина является _________________________ и входит в ______________ цикл.
- Приступая к изучению дисциплины, студент должен обладать общими знаниями по:
- –
- Изучение дисциплины необходимо для ….
Изменения в пункте «1 Паспорт программы учебной дисциплины»
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт ( для дисциплин профессиональных модулей ):
Изменения в пункте «2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы»
- Итоговая аттестация в форме …
- Форма итоговой аттестации должна также содержать сведенья о семестре, в котором она будет проводится. Например:
- дифференцированный зачет вIIIсеместре
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем часов
Раздел 1. ( Наименование раздела)
Осваиваемые компетенций
Литера-тура ….
1. (Содержание учебного материала с разбивкой по 2 часа. Указывается перечень дидактических единиц темы, каждый показатель знаний, умений, практического опыта, указанные в п. 1.3 должны найти отражение в дидактических единицах)
Указать коды из пункта 1.3
(Номенклатура практических занятий и лабораторных работ должны обеспечивать освоение названных в пункте 1.3 знаний, умений, практических навыков)
Самостоятельная работа обучающихся:
(указать вид самостоятельной работы)
Схема расшифровки содержимого занятий в ФОС
Схема расшифровки содержимого самостоятельной работы
Новый пункт «3.2 Применяемые в процессе обучения образовательные технологии»
- В процессе освоения дисциплины ________ используются следующие образовательные технологии:
- Стандартные методы обучения:
- –
- Методы обучения с применением активных и интерактивных форм образовательных технологий:
- –
Стандартные методы обучения:
- лекции;
- семинарские занятия;
- практические занятия;
- письменные домашние работы;
- консультации преподавателей и т.д.
Методы обучения с применением активных и интерактивных форм образовательных технологий:
- применение электронных образовательных ресурсов;
- компьютерные симуляции;
- деловые и ролевые игры;
- индивидуальные и групповые проекты;
- анализ производственных ситуаций;
- разбор конкретных ситуаций;
- психологические и иные тренинги;
- «метод Дельфи» («мозговая атака») ;
- «метод Дельфи» («мозговая атака») ;
- групповые дискуссии и др.
Новый пункт «3.3 Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине»
- Самостоятельная работа студентов по дисциплине ______________ состоит из нескольких отдельных блоков:
- –(перечислить и расшифровать)
Особенности заполнения пункта «3.4 Информационное обеспечение обучения»
- В основные и дополнительные источники включаются только те издания, которые имеются в библиотеке Колледжа (или доступны в виде электронных изданий) и изданы за последние 5 лет.
- Оформляется список в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 — 2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Особенности заполнения пункта «3.4 Информационное обеспечение обучения»
- При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России. При указании основных источников приоритет отдается изданиям, имеющим гриф Минобрнауки России или УМО.
Спасибо за внимание!
-82%
Источник: videouroki.net