Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документах:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010, №1897;
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Малополпинская СОШ»;
Авторской рабочей программы. Предметная линия учебников пол редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие для учителей общеоразоват. организаций / М.: Просвещение, 2014 г.
Учебного плана МБОУ «Малополпинская СОШ» на 2018-2019 учебный год;
Положения о рабочей программе учителя МБОУ «Малополпинская СОШ» от 2016 г.
Программа ориентирована на работу по учебнику: Обществознание. 6 класс / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. — М.: Просвещение, 2014 г.
Уровень программы – базовый.
Срок реализации – 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год. На основе учебного графика на 2018-2019 учебный год в рабочую программу внесена корректировка: по факту 15 часов в год. Выполнение программы в полном объеме – за счет уплотнения тем.
Вебинар «Конструктор рабочих программ: плюсы и минусы онлайн-сервиса»
Структура Рабочей программы
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Тематическое планирование с указанием количества часов.
Цели и задачи учебного предмета
воспитаниеобщероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
развитиеличности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
освоениена уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опытаприменения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачиизучения предмета «Обществознание»:
создание условий для социализации личности;
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
Проектирование учебного занятия по истории на основании примерной рабочей программы
формирование знаний и интеллектуальных умений;
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
воспитания уважения к трудовой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты изучения обществознания включают в себя:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения обществознания включают в себя:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения обществознания включают в себя:
— овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
По окончании изучения курса учащиеся должны:
— добывать и критически оценивать поступающую информацию об особенностях личности разных людей, особенностях человеческого общения, экономики и политики.
— систематизировать и представлять в разных формах (текст, схему, модель и т.д.) информацию об особенностях личности и поведения разных людей, взаимоотношений людей в социальной сфере, экономике и политике.
— понимать и объяснять характер взаимоотношений между людьми.
-анализировать простые системы фактов, явлений, понятий.
— определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества.
— делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных отношений в социальной сфере, экономике и политике.
— договариватьсяс людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).
— решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в соответствии с моральными нормами.
Инструментарий для оценивания результатов
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков на уроках обществознания являются:
— самостоятельные письменные работы по рабочим тетрадям;
— сообщения по отдельным вопросам у доски;
Критерии оценивания
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований — четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания — четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности — отметка «2».
Критерии оценки тестового задания:
75-100% — отлично «5»;
50-59% — удовлетворительно «3»;
менее 50% — неудовлетворительно «2».
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ — четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы — отметка «2».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.Как работать с учебником (1 ч)
Знакомство с курсом «Обществознание. 6 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника
Раздел I. Человек в социальном измерении (5 ч)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.
Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка.
Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности.
Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность.
Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Раздел II. Семья (5 ч)
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые).
Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме «Человек среди людей».
Раздел III. Нравственные основы жизни (2 ч)
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль.
Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха.
Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговые уроки (2 ч)
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания.
ΙV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (15 ч)
Наименование разделов и тем
Источник: www.art-talant.org
Разработка Рабочей программы по «Истории» в соответствии с требованиями ФГОС. — презентация
Презентация на тему: » Разработка Рабочей программы по «Истории» в соответствии с требованиями ФГОС.» — Транскрипт:
1 Разработка Рабочей программы по «Истории» в соответствии с требованиями ФГОС
2 Типы учебных программ примерная (типовая) учебная программа авторская учебная программа рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
3 Примерная учебная программа
4 Примерная (типовая) учебная программа — примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана; определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса — является ориентиром для составления (авторских) и рабочих программ для всех ОУ
5 Статус примерной учебной программы Примерная учебная программа по предмету: — определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса; — — является ориентиром для составления (авторских) и рабочих программ для всех ОУ; — не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам. — авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.
7 Общая характеристика примерной программы по истории Примерная программа по истории на ступени основного общего образования: составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»); задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе; В ней сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. отражает важное место и роль исторического знания в образовании молодого поколения.
8 Цели и задачи изучения истории в основной школе в редакции примерной программы Главная цель образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;
9 Задачи изучения истории в основной школе: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах и сферах развития человечества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.
10 Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Результаты изучения истории в основной школе Прежде и теперь Требования по ФГОС овладение знаниями, умениями и навыками развитие у учащихся широкого круга компетентностей социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно- технологической, коммуникативной
11 Результаты изучения истории
12 Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: Знание хронологии Анализ, объяснение Применение знаний в общении, социальной среде Работа с версиями, оценками Описание (реконструкция) Работа с историческими источниками Знание исторических фактов
13 Характеристика содержания основного общего образования по истории
14 Структура курса и последовательность предъявления материала Примерная программа учебного предмета «История» в основной школе предусматривает изучение в 59 классах : 1. Истории России; 2. Всеобщей истории. — Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
15 Содержание учебного предмета «История» в основной школе -отражено в единой примерной программе по истории для 5-9 классов; -но изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
16 Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. «История» изучается в основной школе в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа: -в 58 классах по 2 часа в неделю; — в 9 классе – 3 часа в неделю.
17 Содержание примерной программы по истории: структура Структура программы: блоки, разделы, озаглавленные темы Блок 1. История России Блок 2. Всеобщая история
18 Содержание примерной программы по курсу «История России» Разделы Хронологические рамки Кол-во часов (всего не менее 194 ч.) Раздел 1. Древняя и средневековая Русь С древнейших времен до начала 17 в. Не менее 40 ч. Раздел 11. Россия в Новое время 17- конец 19 вв.Не менее 86 ч. Раздел 111. Россия в новейшее время 20-начало 21 вв.Не менее 68 ч.
19 Содержание примерной программы по курсу «Всеобщая история». Блок 2. Разделы Хронологические рамки Кол-во часов (всего не менее 180 ч. Раздел 1. История Древнего мира От первобытности до 1V в. н.э. не менее 68 ч. Раздел 11. История Средних веков 1V-ХVвв.не менее 28 ч. Раздел 111. Новая история Раздел 1V. Новейшая история Конец ХV-конец Х1Х вв. ХХ- начало ХХ1 вв. не менее 50 ч. не менее 34 ч.
20 Класс Блок Примерная программа Рабочая программа 5 класс История древнего мира.68 часов 6 класс История Средних веков (V-XV в.в.) История России: Древняя и средневековая Русь. не менее 28 часов не менее 40 часов 28 часов 40 часов 7 класс Новая история (XVI-XVIII в.в.) История России (XVII-XVIII в.в.) 25 часов 43 часа 25 часов 43 часа 8 класс Новая история (XIX в.) История России (XIX в.) 25 часа 43 часа 25 часов 43 часа 9 класс Новейшая история (XX – начало XXI в.) История России (XX в. – начало XXI в.) не менее 34 часов не менее 68 часов 34 часа 68 часов
22 Разработка рабочей программы по Истории
23 Авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация;
24 Рабочая программа по учебному предмету это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения
25 Цель рабочей программы создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).
27 Функции рабочей программы: Нормативная ЦелеполаганияОпределение содержания образования ПроцессуальнаяОценочная
28 Разработка рабочей программы разрабатывается учителем (или группой учителей) составляется на один учебный год или ступень обучения
29 Рабочая программа Рабочая программа должна соответствовать следующим документам: федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования; требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программе формирования универсальных учебных действий; основной образовательной программе основного общего образования; примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию); федеральному перечню учебников.
30 Структура рабочей программы. 1)Титульный лист. 2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета. 3) Общую характеристику учебного предмета. 4) Описание места учебного предмета в учебном плане. 5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета. 7) Содержание учебного предмета. 8) Календарно-тематическое планирование и поурочное планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся. 9) Описание материально-технического и учебно- методического обеспечения учебного процесса. 10) Приложения к программе.
31 Титульный лист Согласовано Утверждаю Руководитель ШМО Директор МБОУ СОШ Протокол _____ Ф.И.О.________________ «_»_______2014 г. Рабочая программа На учебный год По истории России для 6 класса (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) Составила: Иванова М. И. Учитель истории и обществознания 1 категории Г. Павлово 2014 год
32 Структурные элементы рабочей программы. Пояснительная записка указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа; — концепция (основная идея) программы; — обоснованность (актуальность, новизна, значимость); -реквизиты документов, на которые опирается программа; — кратко формулируются общие цель и задачи учебного предмета для ступени обучения; — основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы); — кратко излагается система оценки достижений учащихся;
33 Описание места учебного предмета в учебном плане — недельное и годовое кол-во часов.
34 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
35 Содержание учебного предмета. Изложение программного материла Разделы Озаглавленные темы
36 Календарно-тематическое планирование и поурочное планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
37 — перечень разделов, тем и последовательность их изучения; — количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; — темы отдельных уроков и учебные материалы к ним; — вид занятий (теоретические или практические, количество часов); — указание на виды деятельности учащихся; — возможные формы и методы контроля; — формируемые универсальные учебные действия; — практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; — возможные виды самостоятельной работы учащихся
38 Тема урока Кол -во час ов Тип урока Планируемые предметные результаты УУДВид контрол я Дата План Факт 1Государство на берегах Нила 1Комбин ированн ый урок, урок- экскурси я и т.д. научится характеризовать: -географическое расположение Египта, его климатические и природные условия; -обстоятельства создания единого государства в Египте Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту. Описывать природные условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации. тест, фронтал ьный опрос, защита проекта и т.д.
39 разделтема кол-во часов дата Древний Восток Контрольная работа по теме «Древний Египет» 1 Древний Восток Проект «Устройство Древних государств» 1 Древний Восток Контрольная работа по теме: «Древний Восток» 1 Древняя Греция Проект «Боги Древней Греции» 1 Древняя Греция Контрольная работа по теме: «Древняя Греция» 1 Древний Рим Проект «Рим — вечный город» 1 Итоговая контрольная работа по курсу 1
40 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Средства обучения: Литература Технические средства Таблицы, схемы Карты Электронные ресурсы (ЭОР) Интернет-ресурсы
41 Приложения к программе основные понятия курса; контрольно-измерительные материалы темы проектов; темы творческих работ; примеры работ и т.п.; методические рекомендации и др.
42 Успехов в работе.
43 Рассматриваются на заседаниях методического объединения учителей на предмет их соответствия требованиям ФГОС. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на первой странице рабочей программы (слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического объединения учителей от Рабочая программа анализируется заместителем директора по учебной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям ФГОС. На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по учебной работе (подпись) Расшифровка подписи. Дата. После согласования Рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ
44 Шаг 1. Изучение нормативной базы образовательной деятельности педагога общеобразовательного учреждения (см. Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения Шаг 4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (см. ФГОС начального общего образования, ) Шаг 5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся Этапы составления рабочей программы
Источник: www.myshared.ru
Рабочая программа по истории для 5-9 классов
Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (5-9 классы)
В основу программы заложено два курса: «История России» и «Всеобщая история
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования) и «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности».
Оценить
1893 0
Содержимое разработки
1. Пояснительная записка.
Нормативная основа написания рабочей программы
нормативныме правовые акты и методические документы федерального уровня:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
— Приказами Минобрнауки от 31.12.2015 №№1576, 1577, 1578;
— Образовательной программой ООО.
— Примерная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009–2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Структура рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования) и «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности».
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе– образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Таким образом, учитывая: главную цель изучения истории в основной школе и исходя из миссии школы: «Гражданско-патриотическое образование: воспитание гражданского самосознания выпускника, позволяющего ему использовать приобретённые знания и опыт на благо своей Родины» определена цель программы
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.
Курс«История России» в 6-9 классах направлен на формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Отобранный фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знания по истории своей Родины. Курс «История России» охватывает значительный временной отрезок – с древности до современной истории государства.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Курс истории на ступени основного общего образования является линейной системой исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Курсотечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Источник: www.prodlenka.org