— планируемые предметные результаты по каждой теме рабочей программы. Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В методическое сопровождение системы Л.В.Занкова входят сборники с проверочными и контрольными работами по предметам начальной школы. Педагог может воспользоваться этими материалами.
Кроме того, в рамках методического сопровождения ФГОС НОО разработаны и издано пособие «Мои достижения. Итоговые комплексные работы». 1,2,3,4 классы/ О.Б.Логинова, СГ. Яковлева; под ред. О.Б.Логиновой-2-е изд.-М.: Про- свещение,2010.-80 с. (стандарты второго поколения) с методическими рекомендациями.
Раздел «Информационные источники». Указываются нормативные источни- ки, учебно-методическая литература для учителя (основная и дополнительная), а также учебная литература для обучающихся, в т.ч. на электронных носителях и в INTERNET-ресурсах.
Перечень основной литературы включает авторскую программу, методические пособия, методические разработки уроков, помогающие реализовать данную авторскую программу. Целесообразно включить пособия, изданные в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого РАО: «Как проектировать универсальные учебные действия» под ред.
Рабочая программа в структуре нормативного обеспечения дошкольного образования
А.Г.Асмолова, «Мои достижения. Итоговые комплексные работы» под ред. О.Б.Логиновой и др. Список дополнительной литературы зависит от предпочтений составителя рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучающихся по отдельным аспектам и проблемам курса.
Список должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1- 2003 [6, С.35-40]. Раздел «Материально-техническое обеспечение предмета». Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Целесообразно представить раздел списком материально-технического обеспечения предмета, включающим: библиотечный фонд (книгопечатная продукция), компьютерные и информационно-коммуникационные средства, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия [5, с.15-34 ] Календарно-тематическое планирование. Структура календарно- тематического плана определяется образовательным учреждением самостоятельно[7, С.41]. Вопросы для самоконтроля. 1. Назовите нормативную основу разработки педагогом рабочих программ по учебным предметам. 2.Перечислите основные структурные компоненты рабочей программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Нормативное обеспечение разработки педагогом рабочей программы (Выдержки из нормативных источников) П.6.ст.9 Закона Российской Федерации «Об образовании»: « Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие ду- ховно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» П.2.7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» : «К компетенции образовательного учреждения относятся:… разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»; П.36 Типового положения об общеобразовательном учреждении: «Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин»; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохране- ния и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н): В должностные обязанности руководителя (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения входит:«.. . обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам. Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения»; В должностные обязанности педагогических работников, а именно, учителя входят: «…Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности».
Рабочие программы как структурный элемент основной образовательной программы»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, согласно которому рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ( далее – рабочие программы) являются обязательным компонентом структуры основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО
рабочая программа на тему
Рабочая программа — это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели). Основой, для разработки программ учебных предметов, являются требования ФГОС.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы по учебному предмету,
курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Рабочая программа — это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.
Рабочая программа составляется на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса (параллели). Основой, для разработки программ учебных предметов, являются требования ФГОС.
Программы отдельных учебных предметов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) титульный лист
2) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
3) общую характеристику учебного предмета, курса;
4) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
8) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
9) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Структура рабочей программы (ФГОС ООО)
1. На титульном листе указывается:
наименование образовательного учреждения (полностью);
поля для согласования/утверждения программы;
название Программы (предмет, курс); адресность (класс или ступень обучения)
сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);
название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
год разработки рабочей программы
В тексте пояснительной записки следует указать:
— соответствие рабочей программы Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования
-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);
-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);
3. Общая характеристика учебного предмета, курса
В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ (В.В.Воронкова) или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.
6. Содержание учебного предмета, курса
В описании содержания указываются разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.
Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:
— наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
— перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
— направления проектной деятельности обучающихся,
— использование резерва учебного времени.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)
Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.
Структура календарно — тематического плана определяется образовательным учреждением самостоятельно
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)
В разделе указываются:
-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;
— дополнительная литература для учителя и учащихся;
-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; ( возможен табличный вариант.)
В списке литературы описание каждого произведения должно приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Пример: Горский Д. Ивин А.А. Краткий словарь по физкультуре. — М: Просвещение. 2006 г. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
(на уровень обучения)
В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам
-для базового уровня результатов «выпускник научится»,
-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.
Приложения к программе
— основные понятия курса; — темы проектов; — темы творческих работ; — методические рекомендации и др.
Источник: nsportal.ru
Структура рабочей программы по ФГОС
Общие сведения
В первую очередь следует раскрыть понятие рабочей программы. Она выступает в качестве нормативно-правового документа, обязательного для соблюдения в полном объеме. Структура рабочей программы по предмету обеспечивает реализацию требований госстандарта второго поколения. Она формируется в соответствии с условиями и результатами образования на 1-й и 2-й ступенях.
Составление рабочей программы необходимо для создания условий для организации, планирования и управления процессом образования по конкретной дисциплине (области). Она должна обеспечить достижение поставленных результатов по освоению основного материала.
Задачи
Структура рабочей программы по ФГОС выстраивается таким образом, чтобы:
- Сформировать представление о практическом внедрении компонентов стандарта при изучении конкретной дисциплины.
- Четко определить суть, порядок, объем изучения курса в соответствии с целями, особенностями и задачами образовательно-воспитательного процесса заведения и контингента учащихся.
Функции
Структура рабочей программы по ФГОС реализует:
- Нормативную функцию. Она разъясняется в самом определении этого документа.
- Функцию целеполагания. Это означает, что в рабочей программе устанавливаются цели и ценности, для достижения которых она, собственно, вводится в тот или иной курс.
- Функцию определения сути образовательного процесса. Структура рабочей программы фиксирует состав элементов, которые должны быть усвоены, определяет уровень их сложности.
- Процессуальную функцию. Речь в данном случае ведется об определении логической последовательности усвоения элементов, средств и условий, организационных методов и форм образовательного процесса.
- Оценочную функцию. Документ выявляет степень усвоения элементов, определяет критерии оценки и объекты контроля уровня обученности детей.
Составление
Структура рабочей учебной программы формируется и утверждается образовательным учреждением. Составление документа может осуществлять как один преподаватель, так и их группа. Программа должна быть единой для всех специалистов по конкретной дисциплине. Она выступает для преподавателя в качестве основы для формирования календарно-тематического плана на год.
В случае отсутствия в проекте указания на распределение часов по темам и разделам, если приводится только их общее количество, учитель самостоятельно устанавливает их. При этом руководствоваться следует соответствующими методическим материалами и ориентироваться на личностные особенности детей.
Оформление
Рабочие программы по математике, литературе или иной другой дисциплине выполняются по образцу на компьютере. В тексте не должно быть исправлений. Набор осуществляется в редакторе Word. Шрифт букв следует использовать Times New Roman кеглем 12-14. Интервал между строками одинарный. Текст выравнивается по ширине, со всех сторон должны быть поля в 1-2 см.
Центровка абзацев и заголовков осуществляется с помощью инструментов редактора. Вставка таблиц выполняется непосредственно в текст. Первым считается титульный лист. Он не нумеруется. Календарно-тематический план выполняется в форме таблицы.
Структура рабочей программы должна включать в себя список литературы. Он выстраивается по алфавиту с указанием всех выходных данных. оформление документа должно быть аккуратным, все сведния приводятся в логической связи друг с другом. Формат программы А4. Дополнительного оформления для рабочей программы по учебным предметам в образовательном учреждении в стандартах не предусматривается.
Схема
Структура рабочей программы педагога выглядит следующим образом:
- Наименование ОУ согласно уставу.
- Наименование дисциплины, для изучения которой создается документ.
- Указание класса, для которого составляется программа.
- Ф.И.О. разработчика (или нескольких авторов).
- Гриф рассмотрения, согласования, утверждения.
- Год составления.
Все эти сведения указываются на титульном листе. Структура рабочей программы воспитателя будет иметь отличия от представленной схемы. Они обусловлены спецификой работы самого ДОУ.
Разделы
Все рабочие программы (по математике, иностранному языку, биологии и прочим дисциплинам) сопровождаются приложениями и разъяснениями. К ним относятся:
- Перечень нормативно-правовых актов.
- Общие задачи начального и основного образования. Они должны быть конкретизированы в соответствии со спецификой курса (предмета).
- Общая характеристика дисциплины.
- Описание позиции курса в плане.
- Точное наименование программы по дисциплине с библиографической характеристикой.
- Изложение ценностных ориентиров.
- Метапредметные, личностные, предметные результаты усвоения конкретной дисциплины.
- Содержание курса.
- Описание регионального компонента. Оно оформляется таблицей.
- Календарно-тематический план. При этом должны быть определены основные виды учебной деятельности с описанием предполагаемых результатов освоения.
- Требования, предъявляемые к уровню подготовки детей.
- Описание контрольно-измерительных материалов.
Разъяснения
Структура рабочей программы учителя должна соответствовать требованиям, предъявляемым стандартами. Материал образовательного курса направлен на обеспечение условий для формирования индивидуальных и метапредметных (универсальных) действий. В этой связи в соответствующем разделе следует перечислить УУД, которые выполняются при освоении конкретного курса. Кроме этого, приводятся типы заданий и приемы, в которых проектируется формирование универсальных действий.
Последовательность изучения
Структура рабочей программы включает в себя обоснование выбора часов по разделам и годам. В нем следует раскрыть последовательность освоения материала, показать распределение времени с учетом максимальной нагрузки. В описании содержания разделов (тем) устанавливается такая последовательность:
- Наименование.
- Содержание.
- Необходимое число часов.
Предполагаемые результаты освоения представляются с учетом специфики предмета («выпускник научится/сможет научиться…»).
Методическое обеспечение
В этом разделе приводится характеристика соответствующего комплекса. В перечне учебно-методического обеспечения должны присутствовать такие материалы, как:
- Теоретические (учебник, программа).
- Дидактические и методические (пособия для учителей, сборники контрольных/проверочных работ, тетради для самостоятельных работ).
Другие разделы
При описании части по практическим занятиям следует указывать то их количество, которое необходимо по программе, и которые распределены по темам. В раздел контроля уровня усвоения включается комплекс измерительных материалов (тестов, практических/контрольных работ). Для каждой дисциплины предусматриваются свои формы:
- По русскому языку – диктанты, контрольные работы, сочинения, тесты, контрольное списывание, изложения.
- По физкультуре – нормативы физической подготовки.
- По математике – самостоятельные/контрольные работы, тестирование и так далее.
Структура рабочей программы должна включать измерительные материалы, соответствующие стандарту. Формы, созданные автором проекта, должны приводиться в приложении.
Пояснительная записка
В ней следует указывать:
- Адресата (вид и тип образовательного учреждения, класс.
- Особенности программы относительно ФГОС.
- Основную идею проекта.
- Обоснованность программы.
- Область, в которую входит конкретный курс.
- Краткую формулировку общих целей для ступени образования.
- Срок реализации проекта.
- Ключевые критерии отбора материалов, пояснения по логике построения программы. В этом разделе, в числе прочего, раскрываются связи основного и дополнительного курса по дисциплине (если они есть).
- Запланированные результаты.
- Краткое изложение системы оценивания.
- Описание основных инструментов анализа.
- Изложение системы условных обозначений.
Характеристика курса
В этом разделе присутствуют сведения о:
- Примерной или авторской программе, на базе которой создан данный проект (год публикации, издательство).
- Основных технологиях, формах, методах, режиме занятий.
- Логических связях предмета с прочими дисциплинами/разделами плана.
Результаты освоения
В данном разделе описываются требования:
- К подготовленности детей, обучающихся по программе. Результаты освоения конкретизируются для определенного класса и могут дифференцироваться по уровням.
- К подготовке учащихся по дисциплине, которые полностью совпадают с требованиями стандартов и авторской (примерной) программой по предмету либо учебными проектами.
- Которые задаются в форме деятельности (что в итоге выпускники должны уметь, знать, применять на практике, в повседневной жизни).
Описание тем
В рабочей программе приводятся перечни и наименования разделов, тем дисциплины, требуемое число часов. В содержании темы указываются:
- Основные вопросы для изучения.
- Лабораторные и практические работы, творческие задания, экскурсии и прочие формы, применяемые в обучении.
- Требования к умениям и знаниям школьников к завершению изучения.
- Вопросы и формы для контроля.
- Предполагаемые типы самостоятельной работы школьников.
- Формируемые УУД.
Календарно-тематический план
Он составляется с указанием ключевых видов деятельности детей:
- Список разделов, тем, последовательность изучения материала.
- Количество часов для каждого элемента.
- Темы для отдельных уроков и материалы к ним.
- Тип занятий (практическое, теоретическое), число часов.
- Виды деятельности школьников.
- Контрольные методы и формы.
Приложения
Они могут быть представлены в виде:
- Тем проектов.
- Основных понятий, используемых в курсе.
- Контрольно-измерительных материалов.
- Тем творческих заданий.
- Примеров работ.
- Текстов диктантов, проверок, тестирований и пр.
Ответственность образовательного заведения
Она устанавливается в ФЗ «Об образовании». Согласно его положениям, образовательное учреждение будет нести ответственность за реализацию учебных программ, полностью не соответствующих учебному плану, графику образовательного процесса. В ходе составления своего проекта преподаватель должен учитывать требования, которые предъявляются государственными стандартами. В качестве основных принципов реализации ФГОС по дисциплине выступают:
Рассмотрение и утверждение
Рабочую программу по предмету обсуждают на заседании методических школьных объединений. Проект согласовывается с руководителем МО. В частности, проставляется дата, номер протокола, который велся на заседании, ставятся подписи уполномоченных лиц. Рабочая программа согласовывается замдиректора по учебно-воспитательной работе.
После этого проект утверждается директором непосредственно самого образовательного учреждения. На титульном листе проставляется соответствующий гриф.
Заключение
Структура программы, таким образом, отражает все стороны образовательного процесса конкретно по предмету. Составление этого документа обеспечивает четкость и последовательность действий преподавателя, позволяет предусмотреть различные ситуации. При формировании программы учитываются индивидуальные особенности детей, специфика дисциплины.
Разработка программы имеет важнейшее практическое значение. В ней не только описываются особенности дисциплины, методы изучения и преподнесения материала, но и устанавливаются результаты, которых должны достичь выпускники. Введение программ в практику работы педагогов оказывает на них стимулирующее воздействие.
Проводя анализ итоговых результатов, преподаватели видят эффективность или неэффективность тех или иных инструментов и средств, находят ошибки, проблемы, способы их устранения. Немаловажно и то, что реализация рабочей программы осуществляется при активном участии школьников. В документе предусматриваются разнообразные формы и виды действий детей, способствующие усвоению материала.
Источник: fb.ru