Структура рабочей программы педагога дополнительного образования включает в себя:
- -Титульный лист.
- -Пояснительная записка.
- -Учебно-тематический план.
- -Содержание программы.
- -Календарно — тематический план.
- -Методическое обеспечение программы.
- -Информационное обеспечение.
- -Приложения.
Титульный лист содержит:
- 1. Полное наименование образовательной организации.
- 2. Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательной организации, кем утверждена).
- 3. Название курса для изучения, которого написана программа.
- 4. Направленность художественно-эстетическая.
- 5. Указание параллели, на которой изучается курс (возраст обучающихся).
- 6. Ф. И.О. и должность педагога/составителя (автора).
- 7. Название населенного пункта.
- 8. Год составления программы.
В тексте пояснительной записки указано:
20 01 21 Проектируем рабочую программу воспитания специфика дополнительного образования
- 1. Концепция программы.
- 2. Цель и задачи программы.
- 3. Организационно-педагогические основы обучения.
В концепции программы:
Обоснованы актуальность, раскрыты ведущие идеи, на основании которых составлена программа.
Указано на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа.
Перечислены внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование.
Обозначены связи курса с конкретными школьными предметами (каким образом позволяет укрепить знания и умения в этой области)
Цели и задачи программы направлены на раскрытие и постепенное развитие индивидуальных и музыкально-творческих способностей обучающихся через жанр эстрадного вокала.
В разделе Организационно-педагогические основы обучения указан состав обучающихся, возрастная группа, условия набора обучающихся, учет их индивидуальных особенностей (возраст, наличие или отсутствие специальной подготовки).
Срок реализации программы и режим занятий.
Перечисляются формы проведения занятий и описываются особенности организации образовательного процесса.
В разделе методическое обеспечение программы описываются:
- — формы организации работы обучающихся на занятиях;
- — формы занятий по каждой теме, разделу, специфика их проведения;
- — педагогические технологии и специфика преподавания на овладение им;
- — приемы, методы организации образовательного процесса;
- — методические пособия и дидактические материалы;
- — механизм оценки результатов, т. е. методика оценки получаемых результатов.
В условия реализации программы включается материально-техническая база с перечислением необходимого оборудования и технических средств обучения (ПК, магнитофон, и т. д.).
В ожидаемых результатах идет описание действий, которыми будут обладать обучающиеся по окончании обучения по данной программе. Перечислены качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий. Здесь же описываются основные образовательные компетенции, которые будут сформированы к концу обучения, формируемая модель выпускника.
Рабочие документы педагога детского сада: разработка и реализация образовательных программ
В этом разделе даётся характеристика системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указаны способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся.
Этапы педагогического контроля
- * Входящая диагностика
- * Промежуточный контроль
- * Достижение требований, предъявляемых к обучающемуся в конце учебного года
Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
В календарно-тематическом плане отражены темы курса и отдельных занятий, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение.
Содержание разделов программы. При отборе содержания и видов деятельности детей учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности педагога.
Содержание отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
При переходе к стандартам нового поколения — опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы, это- характеристика деятельности учащихся.
Источник: studwood.net
О рабочей программе воспитания в дополнительном образовании детей
В соответствии с требованиями с 1 сентября 2021 года образовательные программы начального, основного и среднего общего образования должны содержать рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы.
На официальных мероприятиях не раз было подчеркнуто, что требования законодательства Российской Федерации в части усиления роли воспитания в образования имеют отношение и к организациям дополнительного образования детей. Поэтому мы решили подготовить публикацию о том, какие изменения могут произойти в дополнительном образовании в связи с данным нововведением.
Л.Н. Буйлова,
старший методист нормативно-методического отдела
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
почетный работник общего образования РФ,
Москва
Новые направления и условия для организации воспитания в образовательных организациях заданы Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».
Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся
- Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
- Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
П. 9.1. ст.12. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
Как видим, законопроект предусматривает перечень основных образовательных программ (основные образовательные программы по уровням общего, среднего профессионального и высшего образования), в которые нужно включить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Организации дополнительного образования здесь не названы, следовательно, Федеральный закон не устанавливает обязанность разработки названных документов масштаба «образовательной организации» в дополнительном образовании.
Тем не менее, организации дополнительного образования самостоятельно включаются в этот процесс, не дождавшись официальных рекомендаций и разъяснений. Подтверждение того, что работа «на местах» идет, мы получаем регулярно из сети Интернет и из выступлений педагогических работников на профессиональных мероприятиях различного масштаба.
Но необходимо разобраться, что же должны сделать организации дополнительного образования, следуя за положениями Федерального закона?
Прежде всего, нужно помнить, что воспитание — такая же обязанность педагога, как и обучение, и творческое развитие. Эти процессы просто невозможно разделить. Обучения не существует без воспитания.
Согласно российскому законодательству, «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (п. 1 ст. 2 ФЗ-273).
Обязанность обеспечить получение образования детьми возлагается на родителей (п. 1-1 ст.17), а обязанность обеспечить реализацию образовательных программ в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (п. 6-1, п. 7 ст.28) возлагается на образовательную организацию.
Новый закон уточнил и расширил понятие «воспитание». Теперь воспитание означает «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде» (п. 2 ст.2, ФЗ-304).
Воспитание рассматривается как стратегический приоритет, требующий обновления и усиления воспитательной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Поэтому педагоги должны разобраться не только в измененных смыслах, но и понять предстоящие изменения в работе, совместно выстроить план действий, чтобы выполнить новые требования.
- ответственность за воспитание обучающихся возложена на образовательную организацию, так как именно образовательная организация несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ (п. 7 ст.28);
- образовательная программа должна иметь в своей структуре все перечисленные в данном определении компоненты, в том числе — рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
Если понятие «образовательная программа» закреплено законодательно, то все разрабатываемые образовательные программы должны «вписываться» в законодательно установленные рамки, то есть должны в своей структуре содержать обозначенные элементы. И это важно, так как практика контрольно-надзорной деятельности свидетельствует, что самым высоким процентом выявляемых нарушений является “несоответствие образовательной программы требованиям законодательства”[2].
А как вы помните, в соответствие с Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, “дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании«[3], который мы процитировали выше.
Обратите внимание, что ни в одном документе не сказано об усилении «воспитательной компоненты», а сказано именно о рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы, которые должны быть в составе дополнительной общеразвивающей программы, следуя логике законодательства.
Пока организации дополнительного образования не имеют адресованных им официальных методических рекомендаций и разъяснений, что можно сделать?
Дополнительное образование детей на протяжении всей истории своего существования располагает огромными (реальными и потенциальными) возможностями для обучения и воспитания (п. 1 ст. 75 ФЗ-273):
- формирования и развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
- формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,
- укрепления здоровья, организации свободного времени;
- обеспечения их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и т.д.
«Главное, что отличает программы дополнительного образования детей от других программ, — как справедливо отмечает Т.Ф. Асафова, руководитель Ресурсного центра социально-гуманитарной направленности ГБУДО Костромской области «Дворец творчества», — это то, что они предоставляют ребенку условия и средства активного освоения деятельности, пробы своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения, выбора своего дела и достойного его завершения в виде реального результата«[4]. Это, действительно, важно: реальные результаты для реальной жизни. И именно точность определения педагогом целевых установок образовательной деятельности (обучения и воспитания) гарантирует получение ценных и для личности, и для общества результатов.
Рабочая программа воспитания:
- ориентирована на реализацию актуальных воспитательных практик, направленных на саморазвитие обучающихся и формирование у них ценностных установок;
- предполагает решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми;
- показывает, каким образом педагог может реализовать воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной программы и определяет комплекс ключевых характеристик воспитательной работы в рамках этой программы.
Надо отметить, что многие воспитательные практики подходят для включения в дополнительные общеобразовательные программы любой направленности, среди них[5]:
- коллективная творческая деятельность (командное творчество, планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие);
- кейс-технологии («портфель» конкретных ситуаций и задач, требующих решения);
- марафон (актуальная идея для реализации);
- флешмоб (социальная или тематическая акция);
- квест (игра-приключение на заданную тему) и т.д.
Результатами рабочей программы воспитания могут стать:
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе;
- формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально — значимой деятельности и др.
Примерная структура рабочей программы воспитания:
- цель и задачи воспитательной работы;
- приоритетные направления деятельности;
- формы и методы воспитательной работы;
- планируемые результаты воспитательной работы;
- календарный план воспитательной работы.
Реализация конкретных форм и методов воспитательной работы воплощается в календарном плане воспитательной работы, который конкретизирует перечень воспитательных событий и мероприятий по датам, участникам и ответственным.
Кроме отмеченного выше, необходимо обратить особое внимание еще на некоторые положения:
- в разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся и советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии в образовательной организации) (п.3 ст. 12, ФЗ-273);
- при принятии рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы учитывается мнение советов обучающихся и советов родителей (п. 3 ст. 30, ФЗ-273).
Перечисленные выше требования законодательства обязывают руководителей образовательных организаций провести значительную работу по совершенствованию дополнительных общеобразовательных программ и локальных нормативных актов.
Литература
[1] См.: пп. «б» п.1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».
[2] См. Проверочный лист по структуре дополнительной общеобразовательной программы — http://mosobrnadzor.ru/check/46#46. Обратите внимание, что ресурс разработан еще до внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам воспитания (Л.Б.).
[3] Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1https://prodod.moscow/archives/21689″ target=»_blank»]prodod.moscow[/mask_link]
Положение о рабочей программе педагога доп. образования
Положение разработано для поэтапной разработки дополнительной образовательной программы. Содержит основные нормы и правила по написанию программ, в соответствии с нормативно-правовой документацией.
Оценить
1069 0
Содержимое разработки
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
на педагогическом совете и.о.директора МУДО ДЭБЦ г. Черемхово
Протокол № __________________ Матвеева В.В.
От «____»__________2014г. «____»___________2014г.
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом МУДО ДЭБЦ г. Черемхово и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов дополнительного образования.
1.3. Цель рабочей программы — планирование, организация и управление
образовательным процессом в ходе реализации образовательных программ
дополнительного образования детей.
Задачи программы:
• дать представление о практической реализации образовательной программы
дополнительного образования детей;
целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
• нормативная – рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
• целеполагания — определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в определенную направленность образовательного процесса;
• определения содержания образования — фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к уровню освоения).
• процессуальная — определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
• диагностическая — выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
1.5. Программа составляется в двух идентичных экземплярах: один — для педагога, другой — для администрации учреждения дополнительного образования.
2. Технология разработки рабочей программы
2.1. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год в соответствии с реализуемой им образовательной программой.
2.2. Проектирование содержания образования осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением образовательной области.
3. Структура рабочей программы
3.1. Структура программы является формой представления учебного курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
• титульный лист (название программы);
• требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;
• материально-техническое обеспечение программы;
• календарно-тематическое планирование на текущий учебный год;
• методическое обеспечение программы;
• приложения к программе.
3.4. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе — структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения образовательной программы. В зависимости от содержания и специфики образовательной программы могут быть использованы такие формы как собеседование, тестирование, контрольные занятия, практические работы, зачеты, выставки, интеллектуальные состязания, конкурсы, спектакли, открытые занятия, защита творческих работ и проектов и т.д.
3.5. Материально-техническое обеспечение программы содержит сведения о
помещении, в котором должны проводиться занятия, перечень оборудования и материалов, необходимых для успешного осуществления образовательного процесса.
3.6. Учебно-тематический план – структурный элемент программы, составляется в виде таблицы, содержит перечень разделов, тем с указанием
общего количества часов по каждому разделу, теме и разделением часов на теоретические и практические виды.
3.7. Содержание тем учебного курса — структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в учебно- тематическом плане.
3.8. Календарно-тематический план на текущий год – структурный элемент
программы, содержащий наименование тем занятий с указанием количества времени занятия, деление его на теорию и практику и календарные сроки проведения занятия.
3.9.Список литературы — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого
источника должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
3.10. Методическое обеспечение рабочей программы — структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
3.11. К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
• иллюстративный материал по тематике занятий;
• словарь специальных терминов с пояснениями;
• конспекты открытых занятий;
• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;
• сценарии творческих мероприятий;
• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
• электронные ресурсы и др.
(план экскурсий, план воспитательной работы, план выставок, тесты, поурочные разработки и т.д.).
4. Оформление рабочей программы
4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New
Roman, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля «обычные»; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Учебный план прошивается, страницы нумеруются. Рабочая программа рассматривается и утверждается на заседании методического совета МБОУ ДОД ДЭБЦ не позднее 10 сентября текущего учебного года и скрепляется печатью образовательного учреждения и подписью руководителя ОУ.
4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения (см. Приложение 1). На титульном листе указывается:
•наименование образовательного учреждения (полностью);
•дата и номер протокола заседания методического совета, на котором утверждена рабочая программа; утверждение подписью директора и печатью МБОУ ДОД ДЭБЦ;
•вид программы (типовая, модифицированная (адаптированная), авторская)
•уровень (начальный, основной, средний);
•направленность (эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая, социально-педагогическая);
•сведения о педагоге, реализующего программу (ФИО, должность, квалификационная категория);
•название населенного пункта, год составления программы (см. Приложение 1).
4.3. В тексте пояснительной записки следует указать:
— направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, семинары, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
4.4. Учебно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (см.
Приложение 2), которая может содержать:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4.5. Содержание программы дополнительного образования детей включает в себя краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
4.6. Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы
(см. Приложение 3) и содержит перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение.
4.7. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.
4.8. Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется (см. Приложение 4). При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:
— фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;
— сведения о месте издания, издательстве и годе издания;
— сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.
Фамилия И.О. Название издания. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.
Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:
. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;
: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;
/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);
// (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.
4.9. Приложения к образовательной программе постранично не нумеруются.
5. Утверждение рабочей программы дополнительного образования
5.1. Рабочая программа ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября) рассматривается и принимается на методическом совете и утверждается приказом директора учреждения.
5.2.При несоответствии программы установленным данным Положением требованиям методический совет накладывает резолюцию о необходимости доработки программы с указанием конкретного срока исполнения.
5.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в
течение учебного года, должны быть согласованы с методическим советом.
6. Права педагога-составителя рабочей программы дополнительного образования
Педагог-составитель программы дополнительного образования самостоятельно определяет:
1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ ДО;
3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.);
4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий;
5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления.
7.Ответственность педагога-составителя программы дополнительного образования
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей учреждение несет ответственность «за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами и качество реализуемых образовательных программ».
Педагог – разработчик программы несет ответственность за качество и полноту реализации образовательной программы дополнительного образования детей; объективность контроля учебных достижений обучающихся.
8. Контроль реализации рабочих программ
Контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с планом контроля в МУДО ДЭБЦ г. Черемхово администрацией учреждения.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
Согласовано
от «__»_______20___ г.
Директор МУДО ДЭБЦ г. Черемхово
_____________/ И.О. Фамилия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название программы
Классификация программы
Направленность:
Срок реализации:
Составитель:
Фамилия имя отчество
педагог дополнительного образования
Учебно-тематический план образовательной программы
Название блока
Количество часов
Источник: www.prodlenka.org