Структура психокоррекционной программы по стрессоустойчивости в геронтологии

1.Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.

Определение целей коррекции не должно начи-наться со слова «не», они не должны носить

запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления

2.Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью

коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и

способов действий в реальную практику жизненных отношений.

Задачи: при постановке задач необходимо учитывать принцип системности развития

психологической деятельности, принцип задает необходимость учета в коррекционной работе

коррекционных, про-филактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает

взаимосвязанность различных сторон личности и гeтepoxpoнность их развития. Задач должно

быть не менее 4–7, из них 50% и более – это коррекционные, остальные – развивающие и

Объект программы: человек или группа людей, на которых направ-лена

Стрессоустойчивость и управление стрессом (основы).

психокоррекционная работа (необходимо указать возраст и коли-чество участников).

Объем программы: общее время коррекционной работы и частота встреч (сессий).

Форма работы: индивидуальная, групповая или индивидуально-групповая.

Средства психокоррекции: конкретные направления работы, техно-логии, техники, методы

(необходимо составить краткое описание каждого этапа)

1 этап. Диагностический

Перечислить диагностические процедуры для сбора психологического анамнеза.

2 этап. Аналитический

Структурировать данные психологического анамнеза; составить список проблем и сделать

вывод об источнике недостатков и трудно-стей клиента; его индивидуально-личностных

особенностях; сформу-лировать психологический диагноз и психологический прогноз, далее

обозначить модель оказания коррекционной помощи, произвести вы-бор техник и методов

3 этап. Установочный

Перечислить методы и приемы для установления психологичес-кого контакта с

клиентом/ребенком, определить способ заключения долгосрочного контракта на

психокоррекционную работу с клиентом

4 этап. Коррекционный

Построить ряд условных подэтапов и определить цель коррекции на каждом из них.

Решающее значение имеет определенная логика планируемой работы в зависимости от предмета

психологической коррекции, индивидуально-личностных особенностей клиента/ребенка,

использования различных методов и техник (не должно быть случай-ного набора упражнений).

5 этап. Этап оценки эффективности

Определить методы оценки эффективности психокоррекции: (наблюдение за поведением

клиента/ребенка в естественных условиях; беседа с представителями ближайшего социального

окружения клиента/ребенка (по возможности) и диагностические методики, использовавшиеся

на диагностическом этапе.

6 этап. Завершающий

Подобрать упражнения для отработки «круга эмоций» клиентом/ ребенком для завершения на

Тренинг навыка стрессоустойчивости: смысл, принципы, список приёмов

стадии принятия и создания установки для переноса позитивных изменений клиента/ребенка в

реальную жизненную ситуацию.

Принципы составления психокоррекционной программы

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и

и развивающих задач указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной

программе задач трех видов. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики

клиента позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации

сильных сторон личности посредством механизма компенсации.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Отражает целостность процесса оказания

психологической помощи в рамках психокоррекции как особого вида деятельности психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности

выделяют два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция

направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков,

симптомов этих трудностей. Коррекция каузального типа предполагает устранение и

нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Этот принцип отражает и

и определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента

требует соответствия хода психического

и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание

бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия – утверждает

необходимость использования всего многообразия техник, методов, приемов практической

психологии. Критически переосмысленные и взятые на вооружение эти методы представляют

собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь

клиентам с самыми различными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в

коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в

психическом развитии клиента.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении

коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и

использовать методы, их активизирующие.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы,

которые состоят из последовательных операций или шагов, выполнение которых сначала с

психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов – от минимально

простого этапа к более сложному. Формальная сложность материала может не совпадать с

психологической сложностью. Работать с клиентом необходимо на оптимальном уровне

11. Принцип учет объема и степени разнообразия материала определяет, что психологу

следует включать новый материал в работу после сформированности определенного умения.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Коррекционная работа обязательно должна

завершаться на эмоциональном позитивном фоне.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Структура психокоррекционной программы по стрессоустойчивости в геронтологии

В статье рассматриваются вопросы актуальности оказания помощи пациентам пожилого возраста, психологического сопровождения этого процесса. Отмечены проблемы стигматизации больных, процент самостоятельных обращений пациентов невысок, так как многие пожилые пациенты стесняются признать, что у них имеются психиатрические проблемы.

Пациенты убеждены, что обращение к психиатру или психологу может дискредитировать их репутацию и репутацию их семьи. Многие пациенты не обладают достаточной информацией о возможностях оказания различных видов психиатрической помощи. В работе описан опыт крупного психиатрического учреждения по психологическому сопровождению пожилых пациентов с психическими расстройствами. Психологическая помощь заключается в диагностике нарушений, информировании пациента и членов его семьи об изменениях познавательных процессов, поведенческих реакций, эмоциональных состояний, связанных с особенностями возраста и имеющегося заболевания. Также в процессе информационно-консультативной беседы происходит обучение навыкам саморегуляции и упражнениям, позволяющим тренировать и поддерживать сохранные познавательные способности пациента пожилого возраста в повседневных бытовых ситуациях.

психические расстройства
пожилой пациент
психологическая помощь.

1. Балакина О.Н., Руженская Е.В., Забавина О.Е., Ханова И.С. Организация и технологии проведения когнитивных тренингов в геронтопсихиатрической практике: учебно-метод. пособие. 3-е изд. – Иваново, 2014. – 44 с.

2. Брунова С.Н., Руженская Е.В. Стационарзамещающие технологии при оказании психиатрической помощи пожилым пациентам // Клиническая геронтология. – 2007. – Т. 13, № 11. – С. 47-50.

3. Забавина О.Е. Структура и особенности проведения когнитивного тренинга в системе лечебно-реабилитационных мероприятий геронтологических больных. Межрегиональная научно-практическая конференция «Лечение психических расстройств: проблемы и возможности (фармакотерапевтические, психотерапевтические и организационные вопросы)» с международным участием. 16-18 октября 2014 г. / под ред. Д.М. Ивашиненко. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. – 95 с.

4. Максимова Н.Е. Психические расстройства у лиц пожилого возраста (клинико-эпидемиологический, социометрический и организационный аспекты): дис. … д-ра мед. наук / ФГУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы». – М., 2007.

5. Полищук Ю.И. Актуальные вопросы пограничной геронтопсихиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. – 2006. – Т. 16, № 3. – С. 12-16.

6. Руженская Е.В. Организация тренинга по поддержанию и восстановлению когнитивных функций пожилых пациентов // Клиническая геронтология. – 2006. – Т. 12, № 11. – С. 81-86.

7. Руженская Е.В. Социореабилитационное направление в психиатрии, современное состояние // Ивановская региональная психиатрия, современные вопросы оказания психиатрической помощи: сборник научных трудов / Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Департамент здравоохранения Ивановской обл., Гос. учреждение здравоохранения Обл. клиническая психиатрическая больница «Богородское»; [редкол.: Е.В. Руженская (отв. ред.) и др.]. – Иваново, 2008. – 320 с.

8. Руженская О.В., Руженская Е.В. Информированность населения об организации геронтопсихиатрической помощи как элемент первичной психопрофилактики // Психопрофилактика, современное понимание: сборник научных трудов / Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Департамент здравоохранения Ивановской обл., Гос. учреждение здравоохранения Обл. клиническая психиатрическая больница «Богородское», Ивановская обл. общественная орг. «О-во психиатров, психотерапевтов и наркологов»; [редкол.: А.М. Футерман (гл. ред.), Е.В. Руженская (отв. ред.)]. – Иваново, 2010.

Читайте также:
Список литературы на лето после 3 класса программа 21 век

Актуальность вопросов сохранения пожилого населения не вызывает сомнения. По возрастной классификации ВОЗ лица от 25 до 44 лет относятся к молодому возрасту, от 44 до 60 – к среднему возрасту, от 60 до 75 – к пожилому возрасту, от 75 до 90 – к старческому возрасту, а после 90 – это уже долгожители.

Психические расстройства с соответствующей клинической картиной могут возникать на всех стадиях жизни. Геронтопсихиатрия занимается психиатрическими проблемами пожилого и старческого возраста. Изучение вопросов психических расстройств позднего возраста включает клинико-эпидемиологический, социометрический и организационный аспекты [4]. Для этого требуется не только правильная диагностика расстройств, но и своевременное выявление, оказание помощи на ранних этапах и комплексный характер этой помощи.

На территории Ивановской помощи весь набор мероприятий сосредоточен на базе головного психиатрического учреждения. В структуру подразделений ОКПБ «Богородское» входят больничные и внебольничные службы. Внебольничные подразделения включают в себя диспансерное отделение и отделение дневного стационара. К больничным подразделениям относятся все отделения стационара и психиатрическое реабилитационное отделение. Психиатрическая служба больницы оказывает психологическое сопровождение пациентам, находящимся на лечении во всех подразделениях.

Гериатрический центр Ивановской областной психиатрической больницы «Богородское» был создан в сентябре 2003 года. С самого начала большим его достоинством является комплексность и квалифицированность оказания геронтопсихиатрической помощи. Это адекватная психиатрическая помощь, поддержка со стороны социально-правовой службы, психотерапевтическое и психологическое сопровождение. Введение в практику оказания психиатрической помощи бригадного принципа, оценка этого показателя как индикатора качества медицинской помощи подчеркивает значимость психотерапевтической и психологической составляющей работы с психическими больными. Для работы с пожилыми пациентами это особенно важно [7].

Лица, достигшие пожилого и старческого возраста, как правило, имеют хронические соматические заболевания, которые связаны с многочисленными физическими и психологическими трудностями, что, в свою очередь, зачастую может приводить к формированию и развитию симптомов психических расстройств. К данным симптомам, являющимися признаками психических проблем в пожилом и старческом возрасте, относят различного рода бредовые переживания, аффективные расстройства, спутанность, ажитацию, состояния апатии, пассивности и депрессии.

Все эти симптомы тормозят процесс выздоровления и значительно снижают эффективность лечения основного заболевания. Например, пациент с депрессивным состоянием может начать воспринимать свою болезнь как безнадежность, приходя к убеждению, что принимать медикаменты бессмысленно.

В результате он перестает содействовать лечебным мероприятиям, усугубляя тем самым отрицательную динамику заболевания. Психические расстройства также могут скрываться за проявлением соматических симптомов. Об аффективных расстройствах могут свидетельствовать соматические жалобы на нарушение сна и аппетита, на утомляемость, на диффузные боли, неприятный вкус во рту, на ощущение неприятных запахов, на нарушение работы органов выделительных систем. Естественно, все эти соматические жалобы могут иметь и органическую природу, но случаи, когда через соматические жалобы выражаются внутренние психологические проблемы, встречаются довольно часто. [5].

Многие пожилые люди противятся информации о том, что аффективные или фобические расстройства воздействуют на их соматическое состояние и отвергают мысль о том, что им нужна помощь психиатра или психолога. Но, когда врачи других специальностей видят, что соматическое заболевание сопровождается симптомами психических расстройств, или после основательного обследования врач не может установить органическое заболевание, которое могло бы объяснить соматические симптомы, или эти симптомы не исчезают после соответствующего лечения, то в этих случаях пациенты направляются на консультацию к психиатру или психотерапевту.

Первичным этапом обращения за геронтопсихиатрической помощью является визит пациента к участковому геронтопсихиатру.

По пути обращения к психиатру выявлено 3 группы пациентов – самостоятельно обратившихся, обратившихся по рекомендации родных или других лиц и обратившихся по направлению врача другой специальности. Причем если рассматривать пациентов с тяжелой патологией (диспансерная группа) и с неглубокими психическими расстройствами (пациенты консультативной группы наблюдения), то результаты различны. Инициативу в первичном обращении за психиатрической помощью пациентов с деменцией и психозами проявляет в основном непосредственное окружение больного, тогда как для консультативной группы в большинстве своем это была рекомендация врача общей практики или личная инициатива гражданина в получении помощи (4).

Стоит отметить, что процент самостоятельных обращений пациентов невысок, так как многие пожилые пациенты стесняются признать, что у них имеются психиатрические проблемы, они убеждены, что обращение к психиатру может дискредитировать их репутацию и репутацию их семьи, также многие пациенты не обладают достаточной информацией о возможностях оказания различных видов психиатрической помощи.

При первичном обращении пациента к геронтопсихиатру ведущей задачей врача является решение диагностических вопросов, когда определяется характер и степень тяжести психического расстройства, выбираются методы и способы его медикаментозного лечения. Постановка психиатрического диагноза проводится на основании анализа всех данных клинического обследования пациента и часто с привлечением данных психологического эксперимента. Направляя на психологическое обследование пациента, психиатр четко формулирует перед психологом психодиагностическую задачу. И уже ориентируясь на запрос врача, психолог формирует свою батарею психологических методик и тестов, с помощью которых он и проводит патопсихологическое обследование с целью получения наличия или отсутствия данных, помогающих врачу утвердиться в постановке своего диагноза, а впоследствии эффективности назначенных лечебных мероприятий.

Направление пациентов на психологическое обследование происходит также и при решении вопросов медико-социальной экспертизы (МСЭ). В контексте поставленных экспертных задач, психологом оцениваются познавательные способности пациента, его эмоционально-волевая сфера и при необходимости личностные особенности. В любом случае подбор методик осуществляется как на основе задач, стоящих перед исследователем, так и с ориентацией на интеллектуальный уровень пациента и на характер его заболевания.

Предпочтение отдается не громоздким по времени методикам, которые предоставляют первичную информацию о пациенте. Пожилому человеку трудно выдерживать длительную умственную нагрузку и их редко можно пригласить на продолжение диагностики на следующий день. Зачастую человек приходит на обследование в угнетенном, напуганном, а порой и агрессивном состоянии. В этом случае первоочередной задачей психолога является работа с эмоциональным состоянием обследуемого: снятие эмоционального дискомфорта и напряжения; создание доверительной рабочей атмосферы, а лишь затем проведение психодиагностического обследования.

В ходе психолого-экспериментального обследования происходит оценка познавательных процессов пациентов пожилого и старческого возраста, что позволяет оценить его сохранные способности и выявить компенсаторный механизм, посредством которого осуществляется или может осуществляться его адаптация.

По результатам проведенного психолого-экспериментального обследования с пациентом или его родственниками проводится информационно-консультативная беседа. Это еще одно направление работы психолога в условиях диспансерного отделения. Информационно-консультативная беседа решает задачи уже не психодиагностического, а психокоррекционного характера. Информационно-консультативная беседа с пациентом, а также с членами его семьи дополняет психодиагностическое обследование. В последние годы именно этот вид психологической помощи становится особенно востребованным в рамках диспансерной службы ОКПБ «Богородское».

Интересуясь результатами обследования, пациенты и их родственники часто желают получить рекомендации по восстановлению нарушенных познавательных функций, приобретению «душевного спокойствия», совладанию с собственными эмоциями. В ходе консультирования решаются преимущественно ситуационные проблемы, актуальные для настоящего и будущего инвалида. Консультативная психологическая помощь заключается в информировании пациента и членов его семьи об изменениях познавательных процессов, поведенческих реакций, эмоциональных состояний, связанных с особенностями возраста и имеющегося заболевания. Также в процессе информационно-консультативной беседы происходит обучение навыкам саморегуляции и упражнениям, позволяющим тренировать и поддерживать сохранные познавательные способности пациента пожилого возраста в повседневных бытовых ситуациях. Для закрепления полученной информации нами разработаны специальные памятки для пациентов и их родственников.

Читайте также:
Какая программа на новый год в классе

Важным в успешности реабилитационных мероприятий пациента является и его настрой на выздоровление. Вселить в пациента уверенность, дать ему адекватную надежду на возможность стабилизации, а иногда и улучшения его состояния также является задачей психолога. Нередко информационно-консультативная помощь выступает в качестве первого этапа более глубокой реконструктивной работы.

Особая терапевтическая тактика, обеспечение соответствующих условий содержания больных, оказание психиатрической помощи в комплексе с другими медико-реабилитационными и социальными мероприятиями, осуществляется в условиях дневного стационара ОКПБ «Богородское» на базе которого функционирует гериатрический центр. Поступление пожилых людей в дневной стационар происходит по направлению психиатров диспансерного отделения, психиатров районных ЦРБ, кроме того данный контингент может поступить после лечения в стационарных отделениях ОКПБ «Богородское» [2].

Геронтопсихиатрическая реабилитация при дневном стационаре включает в себя комплекс реабилитационных мероприятий, в которых активное участие принимают: геронтопсихиатр, психолог, социальный работник, а также используются другие возможности дневного стационара, такие как осмотр и лечение неврологом, иглорефлексотерапия, занятия по лечебной физкультуре, физиопроцедуры, например, электросон.

К психологической части реабилитационных мероприятий относится проведение когнитивного тренинга для поддержания познавательных способностей пациентов и сохранения уровня их повседневного функционирования [1,2,6].

Инфраструктура пациентов гериатрического профиля в практике врача-психиатра включает большой спектр нозологий органического круга, однако когнитивные нарушения в той или иной мере встречаются практически у всех больных. Именно поэтому тренинг когнитивных навыков считается одним из самых эффективных и развитых методов психотерапии в работе с пожилыми людьми. На ранних этапах когнитивных выпадений значимым является максимально использование имеющихся сохранных функций, научение пациентов эффективным способам запоминания, сохранения информации, введение этих новых навыков в практику жизни и постоянная их тренировка.

Конечно, с пожилыми людьми, которые проходят курс лечения на базе дневного стационара, проводится и индивидуальное консультирование, но групповые занятия имеют целый ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным консультированием. Присутствие в группе ровесников с такими же проблемами и переживаниями, как правило, существенно снижает эмоциональную нагрузку человека, способствует преодолению его эгоцентрической позиции, а также повышает самооценку. Человек убеждается, что он не одинок в своей борьбе с физическими ограничениями и психосоциальными трудностями, что у других – похожа ситуация. Групповые занятия полезны тем, что пожилые люди могут использовать группу для получения информации и организации поддержки. Опыт решения другими людьми своих проблем может помочь им и в решении собственных.

Пациенты пожилого и старческого возраста с грубыми психотическими расстройствами, с ажитацией, с дезориентацией, с выраженными поведенческими нарушениями получают лечение в стационарных отделениях закрытого типа. После снятия острого психотического состояния с помощью медикаментозных препаратов данная категория пациентов также имеет возможность посещения психокоррекционных групповых занятий, которые проводятся психологами и психотерапевтами в условиях стационарных отделений.

Противопоказанием к участию пациентов пожилого возраста в групповых психологических занятиях является наличие у них выраженных нарушений познавательных способностей, выраженных «заострений» личностных черт, сильные депрессивные симптомы и значительное снижение слуха. При значимых интеллектуально-мнестических нарушениях наиболее эффективна биологическая (стимулирующая и заместительная) терапия.

Таким образом, психологическое сопровождение является важной и неотъемлемой частью терапевтического процесса лечения пожилых пациентов психиатрического профиля. Комбинация медикаментозной терапии и психокоррекционных мероприятий в позднем возрасте очень важна и полезна. Обучающие процессы помогают людям пожилого возраста вести себя адекватно ситуации. Психологическое сопровождение медикаментозной терапии геронтологических пациентов может вызвать выраженные положительные изменения в жизни пожилого человека и его родственников.

Источник: science-medicine.ru

Структура психокоррекционной программы по стрессоустойчивости в геронтологии

Прогрессирующее увеличение численности населения старшей возрастной группы в РФ ставит задачи длительного поддержания их активной качественной жизни путем предупреждения развития или прогрессирования полипатологии и функциональной недостаточности, осложняющей инволютивные изменения. Старение человека -многокомпонентный неоднозначный процесс, протекающий с различной скоростью, неодинаковой вовлеченностью в инволютивные изменения разных структурных элементов, начиная с субклеточных образований, клеток и кончая органами, системами, целостным организмом.

Среди людей старшего возраста только 2% стареет плавно, постепенно по так называемому физиологическому типу. У остальных представителей популяции наблюдается ускорение развития инволютивных изменений, главной причиной которых является полиморбидность, а старение подобного типа рассматривается как ускоренное или патологическое.

Оба типа старения неизбежно приводят к функциональным нарушениям систем и органов стареющего человека, более выраженным при сочетании инволютивных изменений с полиморбидностью, менее — при замедленной инволюции. Функциональные дефекты способствуют развитию разнообразных ограничений жизнедеятельности стареющих лиц и приводят к формированию социальной недостаточности и необходимости в социальной защите.

Одной из её главных форм для стареющего населения становится медицинская и медико-социальная реабилитация. С физиологических позиций реабилитация рассматривается как процесс, направленный на полную либо частичную компенсацию нарушенных функций организма или их замещение.

Теоретической основой реабилитации служит учение о компенсаторно-приспособительных реакциях и адаптации. Приспособление целостного организма в условиях старения и, как правило, полиморбидности представляет собой сложнейший интегральный процесс внутрисистемных и межсистемных взаимодействий, способный изменяться в ходе проведения различных реабилитационных вмешательств. Физиологическое старение может рассматриваться как более сохранный вариант резервных возможностей организма с более широким диапазоном приспособительных реакций после повреждающего воздействия, несмотря на появление напряжения адаптивных реакций. Снижение общих адаптационных способностей при старении зависит от множества функциональных изменений, таких как гиповитаминозы, нарушения водно-электролитного баланса, иммунной резистентности, биоценоза кишечника, гипоэстрогения у женщин, снижение активности гормонов щитовидной железы, повышение порога чувствительности к гомеостатическим сигналам, ослабление функций сенсорных органов (зрения, слуха, обоняния и др.), нарушения микроциркуляции, гемостаза, функций вегетативной (автономной) нервной системы функциональный десинхроноз.

При проведении реабилитации стареющих людей необходимо учитывать, что в третью фазу приспособления начинается истощение резервов общей неспецифической адаптации организма и резервных возможностей компенсации, внутри- и межсистемных механизмов нарушенных функций, которое само по себе ведет к процессу суб- и декомпенсации. Следовательно, интенсивность и продолжительность любого реабилитационного вмешательства не должны вызывать реакций функционального истощения и быть соразмерными индивидуальному функциональному состоянию стареющего пациента.

Неадекватные реабилитационные воздействия неизбежно ведут к сужению диапазона приспособительных реакций, превышению порога целесообразного влияния с развитием вторичной органопатии, в связи с чем одним из важных вопросов отбора методов восстановительного лечения становится их адекватность. В процессе осуществления компенсации удается достичь таких приспособительных эффектов как усиление либо ослабление неадекватно повышенных функций других систем, увеличение массы каждого из элементов системы либо их количества, повышение репаративных возможностей поврежденных органов.

По сути, в основе компенсаторных реакций лежит формирование новой системы взаимодействия сохранившихся структур. К сожалению, полная компенсация при реабилитации лиц пожилого возраста недостижима. Эффективным необходимо признать уже частичное их восстановление.

Неполная компенсация нарушенных или утраченных функций лиц пожилого возраста может повлечь за собой развитие новых функциональных нарушений, в связи с чем при их реабилитации важно учитывать временной фактор восстановительного вмешательства. Эпизодические реабилитационные мероприятия способствуют лишь временной компенсации, но не могут сформировать совершенные долговременные компенсаторно-приспособительные реакции. Если функциональный дефект достаточно выражен и не может быть компенсирован путем перестройки активности поврежденной системы, то компенсаторная реакция приобретает генерализованный характер. В связи с этим базисный компонент реабилитации людей пожилого и старческого возраста должен включать общекоррекционные вмешательства, направленные на повышение антиоксидантной защиты организма, коррекцию обмена витаминов и микроэлементов, водного гомеостаза, эндодетоксикации, восстановление микробиоценоза кишечника, уменьшение эндокринологических нарушений и зависящего от них кальциевого обмена, торможение снижения функциональных резервов органов чувств либо их коррекцию, улучшение микроциркуляции, поддержание гемостатического гомеостаза, ликвидацию полипрагмазии, коррекцию нарушений высшей нервной деятельности и вегетативной нервной системы, восстановление биоритмов различных функций организма.

Читайте также:
Программа для айфона чтобы замедлять видео

Гериатрическая реабилитация решает задачи реактивации, ресоциализации и реинтеграции, используя следующие меры воздействия: замедление процесса старения, активизация процесса витаукта, компенсация, восстановление либо замещение нарушенных функций (психических, сенсорных, статодинамических, разных систем и органов), смягчение или ликвидация ограничений жизнедеятельности, к которым неуклонно приводит старение (способности к самообслуживанию, передвижению,, ориентации, общению, контролю за поведением, способности к обучению, труду), восстановление социального статуса. Выделяют три вида реабилитации: медицинскую, психологическую и социальную.

Медицинская реабилитация — один из важнейших разделов, без успешной реализации задач которого невозможно проведение и достижение эффективной коррекции психологического статуса и социальной реинтеграции. Частные виды медицинской реабилитации многообразны, но каждый из направлен на смягчение или ликвидацию функционального дефекта пациента.

В их числе коррекционная хирургия, трудотерапия, соразмерная фармакологическая коррекция хронических заболеваний (поддерживающая терапия), адекватное противорецидивное лечение, основанное на принципах сезонных, годовых, суточных и других биоритмов и патологических ритмов в условиях болезни, физиотерапия и прочее. В гериатрии эффективный восстановительный результат недостижим без мероприятий, направленных на сдерживание, коррекцию инволютивных функциональных изменений (геропротекторы).

Психологическая реабилитация приобретает все более широкое распространение в геронтологии и гериатрии. Она основывается на психосоматических подходах к индивиду и включает психодиагностику и психокоррекцию.

Последняя должна быть соразмерна возрасту, психологическому статусу реабилитируемого пациента и кроме психокоррекционной работы включает духовную реабилитацию средствами православной культуры, арт-, музыкотерапию, анималтерапию и др. виды. Интегральной результирующей комплексной реабилитации считается социальная реинтеграция, возвращение стареющего пациента в общественную жизнь. Методами, способствующими достижению социальной адаптации, все шире становятся технологии досуговой работы с пожилыми, коррекционной педагогики, использование специальных образовательных и информационных программ. Мероприятия комплексной реабилитации пожилых и старых людей должны быть этапными, преемственными и долговременными. Раннее начало восстановительного лечения в стационаре после стихания обострения хронического процесса или окончания острой фазы заболевания с последующим его продолжением на санаторно-курортном, амбулаторно-поликлиничес-ком, домашнем этапах, как правило, приводит к уменьшению функциональной недостаточности и ограничений жизнедеятельности, повышает социальную активность.

По времени начала и продолжительности реабилитационного вмешательства выделяются краткая эпизодическая реабилитация в профильных стационарах, отделениях восстановительного лечения, периодическая реабилитация в санаториях, профилакториях, на курортах, реабилитационных центрах и долговременная реабилитация в поликлиниках с их дневными стационарами, домашняя реабилитация под наблюдением профилактических учреждений, учреждениях социального и медико-социального обслуживания населения с отделениями дневного пребывания, образовательных, культурно-досуговых, информационных центрах для лиц старшего возраста. Восстановительное лечение людей пожилого и особенно старческого возраста значительно отличается от такового пациентов других возрастных групп, что связано с физиологическими особенностями стареющего организма, значительным числом противопоказаний и ограничений к отдельным видам реабилитационных вмешательств, а также отсутствием практических рекомендаций с обоснованием полезности, эффективности, соразмерности и методов контроля.

В гериатрической реабилитации существует множество вопросов, требующих научно-экспериментальной разработки и практического решения. Среди них место и особенности применения фармакологических средств, явление гормезиса и его использование, поддержание качества жизни в ходе реабилитационного вмешательства, полипрагмазия как ятрогенный фактор, требующий реабилитации, соразмерность и сочетаемость реабилитационных вмешательств различного вида, биоадекватность методов физиотерапевтического лечения, биоритмы сосудистых реакций и изменение метаболизма при старении как основа для адекватного назначения реабилитационных вмешательств, методы экологической реабилитации.

В ходе проведения реабилитации необходима многократная оценка реабилитационного потенциала — изменения функциональных возможностей пациентов под влиянием восстановительной терапии. Одним из возможных путей его анализа может быть использование показателя биологического возраста как маркера динамики функционального состояния организма реабилитируемого пациента в ходе восстановительного лечения.

Кафедра общей врачебной практики Курского государственного медицинского университета уделяет огромное внимание вопросам восстановительного лечения людей пожилого и старческого возраста. В течение 5 лет под нашим наблюдением находилось 572 человека в возрасте от 60 до 83 лет. У всех пациентов определялся биологический возраст (методика В.П.Войтенко с соавт.

1984) неоднократно на разных этапах восстановительного лечения, индекс полиморбидности (Лазебник Л.Б. 2000), показатель стабильности системной организации функций (Завьялов А.В., Царев А.Н.,1998), уровень продуктов перекисного окисления липидов: диеновых конъюгатов, диенкетонов в сыворотке крови, малонового диальдегида в эритроцитах, ферментов антиоксидантной защиты (супероксиддисмутазы и глутатионпероксидазы в эритроцитах), показатели агрегационной и антиагрегационной активности тромбоцитов и сосудистой стенки, оценивали уровень личностной и реактивной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина. До и после применения реабилитационных программ исследовали структуру внутри- и межсистемных корреляционных взаимосвязей.

В реабилитации использованы методы лечебной физической культуры, специально разработанных режимов двигательной активности, антиоксидантной диеты, ангиопротекторов (стугерона, циннаризина), поливитаминных комплексов с добавлением незаменимых аминокислот и микроэлементов (квадевит, олиговит, центрум). В зависимости от ведущей патологии проведен курс терапии цитаминами, разработанными в НИИ геронтологии и биорегуляции (г.

С. Петербург). Для коррекции гомеостаза стареющего человека по показаниям использовались методики альфа-СПА, сочетающие воздействие сауны, вибромассажа, ароматерапии, музыкотерапии, подобранных индивидуально в зависимости от цели коррекции (регулирующий, седативный, миорелаксирующий, активирующий эффекты).

Все реабилитируемые пациенты принимали участие в образовательных программах, осуществляемых на базе Курского университета Сеньоров. В зависимости от показателя биологического возраста в сравнении с должным биовозрастом все пациенты были разделены на группы с разными темпами старения: ускоренным (БВ выше ДБВ на 4,3 года), физиологическим (БВ приблизительно равен ДБВ) и замедленным (БВ меньше ДБВ в среднем на 4,6 года).

Индекс полиморбидности ускоренно стареющих людей (5,8±0,3) достоверно превышал аналогичный показатель у пациентов с замедленным темпом старения (4,5±0,2). Установлены высокие значения ПССОФ, свидетельствующие о более выраженной межсистемной дезинтеграции функций при ускоренном (1856±41), чем при замедленном старении (1564±37).

До начала реабилитационного вмешательства отмечена активация уровня перекисного окисления липидов — первичных диеновых конъюгат (0,348±0,007 ед. А/мл), диенкетонов — до 0,093±0,004 ед. А/мл.; вторичных — увеличение малонового диальдегида до 4,05±0,010 мкМ/л.

Со стороны антиоксидантной системы найдено снижение активности супероксиддисмутазы (СОД — 223,8±1,4 У.Е./мл Эр), глутатионпероксидазы (54,8±0,7 мМглутSH/мл Эр.) и антиагрегационной способности сосудистого эндотелия, повышение уровня реактивной тревожности ( 51,65±11,19(ő) баллов). После проведения восстановительного лечения в течение 21 дня установлено статистически значимое улучшение показателей гомеостаза реабилитируемых стареющих пациентов.

Снизилась активность перекисного окисления липидов: диеновых конъюгатов (до 0,245±0,007 ед. А/мл), диенкетонов (до 0,072±0,002 ед. А/мл), МДА (до 3,16±0,004 мкМ/л, р<0,05). Статистически значимо увеличилась активность фермента СОД до 254,6 ±3,4. Повысилась антиагрегационная активность сосудистого эндотелия, т.е. возросла антитромбогенная способность.

Уровень реактивной тревожности понизился и составил (40±9,9 баллов). Показатель биологического возраста, свидетельствующий об интегральном функциональном состоянии организма, несколько снизился (в среднем на 1,5 года). Реабилитационные мероприятия оказывали координирующее влияние на внутри- и межсистемные взаимосвязи в организме стареющего человека. В течение реабилитационного периода усилились корреляционные связи между показателями функционального статуса, что свидетельствовало о формировании иного, более стабильного способа функционирования в условиях изменившихся внутренних взаимосвязей организма на новом уровне его целостности. Эффективность восстановительного лечения в группе из 121 пациента отмечена у 82%, у 15% изменений в состоянии не произошло, у 3% пациентов пришлось прервать курс из-за ухудшения общего самочувствия.

Таким образом, даже однократный курс комплексного восстановительного лечения улучшает функциональное состояние людей пожилого и старческого возраста, у которых при соблюдении адекватности воздействия развивается быстрый позитивный ответ на реабилитационное вмешательство. Следует подчеркнуть, что дискуссии о целесообразности реабилитации людей старшего возраста в цивилизованном обществе неэтичны и напоминают дискриминацию по возрасту. Правильно организованная комплексная медицинская и медико-социальная реабилитация способствует повышению качества жизни людей старшего возраста даже на фоне полиморбидности, а гериатрия без реабилитации бессмысленна.

Источник: top-technologies.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru