Проблема развития коммуникативной сферы детей младшего подросткового возраста является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Подростковый возраст представляет собой переходный период развития ребенка между детством и взрослостью.
Этот период совпадает с обучением детей в средних классах и охватывают возраст от 11–12 до 14–16 лет Формирование коммуникативных умений у детей младшего подросткового возраста – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет на развитие личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой и являются коммуникативные умения. В статье рассмотрены методы развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста. Ученые отмечают, что от развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка, интеграция его в современном обществе и личностное становление.
КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыков
коммуникативные навыки
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер, 2013. – 576 с.
3. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
4. ФГОС среднего (полного) общего образования. – М. : Министерство образования и науки РФ, 2012. – 34 с.
Эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах жизнедеятельности помогают сформированные коммуникативные умения.Формирование коммуникативных умений у детей младшего подросткового возраста – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет на развитие личности в целом.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (ФГОС) в общем положении отмечены «психолого-педагогические условия для реализации основной образовательной программы, которые должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления)» [4, с. 28].
Поэтому, важно научить детей младшего подросткового возраста эффективно общаться, как со сверстниками, так и с взрослыми, конструктивно разрешать конфликты и развивать позитивную самооценку, а также научить их в социально приемлемой форме выражать свои эмоции и чувства.
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. В переводе с латыни коммуникация обозначает «общее, разделяемое со всеми». Считается, что если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [2].
Коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.
Необходимо отметить, что коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка в плане учета особенностей обобщения, формирования понятий, общения с взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д.
Анализ психологической литературы показал, что коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это и количественные накопления, такие, как увеличение словарного запаса, объема высказывания, и качественные изменения, например, развитие связности речи, комплексированности мысли, усложнение предикативной структуры и т.д. Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, на наш взгляд, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимальным образом использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Коммуникативные умения, по мнению А.А. Максимовой, являются сложными умениями высокого уровня, которые включают в себя три группы умений:
1) информационно-коммуникативные (умение вступать в процесс общения, ориентироваться в партнёрах и ситуациях, соотносить средства вербального и невербального общения);
2) регуляционно-коммуникативные (умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнёров по общению; умение доверять, помогать и поддерживать их; применять индивидуальные умения при решении совместных задач, а также оценивать результаты совместного общения);
3) аффективно-коммуникативные (умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу; оценивать эмоциональное поведение друг друга).
Данная позиция созвучна с мнением А.А. Когут [1], которая в рамках коммуникативной деятельности выделяет две группы умений:
1) умение сотрудничать (умение видеть действия партнёра, согласовывать свои действия с ним, осуществлять взаимоконтроль, взаимопомощь, иметь адекватное отношение к взаимодействию);
2) умение вести партнёрский диалог (умение слушать партнёра, договариваться с ним, способность к эмпатии).
Исходя из данных групп умений, нами были составлены задачи, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей младшего подросткового возраста, а также подобраны соответствующие методы.
В качестве основных задач по данному направлению работы можно выделить:
1) развитие навыков эффективного общения;
2) создание условий для обращения участников к собственному опыту общения на примере игровых ситуаций;
3) выявление наиболее эффективных способов начала общения, поиск путей и тренировка навыков поддержания контакта;
4) развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей; тренировка конструктивных способов выхода из конфликтного взаимодействия;
5) сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
На основе поставленных задач и обобщения психолого-педагогического опыта нами были проанализированы и представлены по группам практические методы, направленные на развитие коммуникативных навыков у детей младшего подросткового возраста
1 группа. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником. Упражнения: «Улыбка», «Комплимент», «Сколько ты весишь», «Остров», «Ладошка», «Объявление об объявлении»; игра «Привет», игра «Энергизатор».
2 группа. Для совершенствования у школьников общаться без слов. Сначала можно предложить распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии), а затем предложить игры: «Угадай», «Иностранец», «Изобрази пословицу».
3 группа. Для формирования адекватнойсамооценки можно применять: упражнение-активатор «Калейдоскоп», упражнение «Если бы я был…», упражнение «Мой сосед слева», упражнение «Мои сильные и слабые качества»; изотерапия – «Вот какой Я»; беседа – «Мой потенциал и его реализация».
4 группа. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова используются такие приемы, как: изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомое четверостишие – шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно,радостно, удивленно,безразлично.
5 группа. Для развития у подростков умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют со школьниками такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте, а также применяются упражнение-активатор «Разожми кулак», упражнение «Представление героев», упражнение «Проблемы героев».
6 группа. Для анализа поведения конфликтовавших школьников используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей, упражнение-активатор «Это я», упражнение «Да – нет», упражнение «Скажи «нет».
7 группа. Для развития эмпатии и эмпатийного поведения можно предложить: участие в кукольном спектакле; драматизацию сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров; сюжетные творческие игры, с повторением сцен; упражнения «Опиши друга», «Сравнения», «Угадай эмоцию».
8 группа. Для закрепления коммуникативных умений помогут следующие игры: «Запомни внешность», «Салат», упражнение «Свеча мнений», упражнение «Нити дружбы», упражнение «Волшебная подушечка», упражнение «Мамино ожерелье», упражнение «Ситуация в автобусе», упражнение «Антивремя», упражнение «Необитаемыйостров».
Исходя из выше представленных групп, следует отметить, что при систематической и целенаправленной работе подростки станут обладателями новой информации о процессе общения в целом; у них сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения; актуализируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
В качестве критериев определения уровня достижения планируемыхрезультатов можно выделить: развитие основных коммуникативных навыков; владение приемами самопрезентации в группе, с другими людьми; расширение и углубление самопознания; умение принимать конструктивные решения в сложных и проблемных ситуациях общения; владение навыками саморегуляции; сформированность представлений о возможных последствиях своего поведения и поведения других людей, знание этикета; сформированность умений анализировать и оценивать ситуацию.
При проведении работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего подросткового возраста необходимо учитывать принципы, выделенные А.А. Осиповой:
1) «принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2) принцип единства коррекции и диагностики;
3) деятельностный принцип коррекции;
4) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;
5) принцип комплексности методов психологического воздействия;
6) принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
7) принцип учета объема и степени разнообразия материала;
8) принцип учета эмоциональной сложности материала» [3, с 135].
Исходя из выше изложенного, следует отметить, что ведущей деятельностью детей младшего подросткового возраста является общение. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Подростки должны овладеть не только теоретическими знаниями общения, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.
Источник: applied-research.ru
Программа по развитию коммуникативных навыков для подростков
Данная программа направлена на развитие и формирование у подростков социальных и коммуникативных умений; на знакомствос приемами саморегуляции: происходит обучение рефлексии собственного поведения с целью понимания своих чувств и отношений с другими: увеличение чувства ответственности за свое поведение и на снижение напряженности, возникшей в результате социально- групповых взаимоотношениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию коммуникативных навыков для подростков»
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области
«Клинский центр социальной помощи семье и детям «Семья»
Программа по развитию коммуникативных навыков для подростков
Материал подготовила психолог
Актуальность
Выстраивание отношений с ровесниками- одна из наиболее серьезных возрастных задач для подростков. Ребятам очень важно, даже необходимо определить свое место в группе сверстников, которая к этому времени становится референтной. Подростки испытывают очень сильные, порой противоречивые чувства- хотят показаться независимыми и в то же время быть признанными в группе.
Хочется походить на других и в то же время показать свою индивидуальность. Что важнее- отстоять свое мнение в группе или не быть отвергнутым этой группой? Как стать лидером и не стать изгоем? Эти вопросы- одни из наиболее острых для подростков. Еще один, очень важный вопрос для подростков: «Как я выгляжу в глазах других?». В игры на эту тему подростки могут играть бесконечно.
Очень важно показать, что мнение другого человека не всегда может быть истинным. Люди смотрят на мир по- разному. Конечно, важно узнать, каким тебя воспринимают окружающие, но не менее важно понимать, что это лишь субъективный взгляд этого человека в конкретный момент времени.
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие и формирование у подростков социальных и коммуникативных умений; на знакомство с приемами саморегуляции: происходит обучение рефлексии собственного поведения с целью понимания своих чувств и отношений с другими; увеличение чувства ответственности за свое поведение и на снижение напряженности, возникшей в результате социально-групповых взаимоотношениях. Программа рассчитана на подростков от 13 до 17 лет.
Цель программы: развитие коммуникативных навыков у подростков.
Задачи программы:
- Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.
- Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации.
- Развитие способности прогнозировать поведение другого человека.
- Сформировать адаптивный тип взаимоотношений с внешней средой, развить у подростков социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с другими людьми.
- Развитие у подростков представлений о ценности другого человека и себя самого.
- «Зомби»
- «Дискуссия»
- «Слон»
- «Киллер»
- Передай чувство мимикой
- Психогимнастика – «Рекламный ролик»
- «Границы»
- Социометрия
- «Сквозь кольцо»
- «На кого я похож?»
- 10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне.
- «Я умею, знаю, могу»
- Ролевая игра «На приеме у психолога»
- «Зомби». Все участники стоят в кругу. Водящий стоит в центре, вытянув руки вперед, и немного шатается из стороны в сторону, изображая зомби. Зомби выбирает одного из стоящих в кругу и начинает очень медленно двигаться в его сторону. Этот участник (жертва зомби) должен быстро найти себе спасателя. Делать это он должен молча, при помощи мимики, например, подмигнув кому- то из круга. Если тот, кому подмигнули, заметил это и хочет спасти жертву, то он громко называет его имя и говорит, что тот спасен. Например: «Коля, ты спасен!» фраза должна быть именно такой. Если участник забыл сказать имя или наоборот- произнес только имя без слов «Ты спасен», то зомби продолжает двигаться в сторону жертвы. Если все сказано правильно, то жертва спасена, и зомби начинает двигаться в сторону спасителя. Теперь уже он становится жертвой и должен срочно искать спасителя. Если жертва не успела спастись и зомби дотронулся до нее, тогда водящим становится жертва. «Бывший» зомби присоединятся к остальным игрокам.
- «Дискуссия»
- «Слон». Начертите на доске таблицу 3*3 или 4*4 ячейки (в зависимости от количества участников).
- На этом занятии начинается игра «Киллер». Эта игра проходит не на занятиях, а в перерывах, до начала занятий или после их окончания. Игра длится несколько занятий, затем подводится итог. Ведущий должен сам определить временные границы игры так, чтобы она не мешала основному процессу. Например, игра начинается за 10 минут до начала занятий и заканчивается с началом занятия, а с началом перерыва- продолжается.
- «Сквозь кольцо»
- «На кого я похож?»
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 349, [1] с. — (Психологический практикум).
- Л. Анн. Психологический тренинг с подростками, 2007 г.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. Питер, 2009 г.
- «Практикум по социально-психологическому тренингу», под редакцией Б.Д. Парыгина, 2000 г.
- Жизненные навыки. Тренинговые занятия с подростками (7-8 классы)/С.В. Кривцова, Е.А., Рязвнова Д.В., Пояркова Е.А., Байдакова О.И., 2016.
Источник: kopilkaurokov.ru
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
Вопрос об успешном развитии подрастающего поколения и его наиболее лучшей адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни в науке диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к школьному и внешкольному образованию, где особое значение приобретает формирование у учащихся навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития. Современные требования к воспитанию школьника, адаптирующегося в социуме, коммуникабельного человека активизировали задачу овладения подростками коммуникативными навыками. В связи с этим понятно возросшее внимание к проблеме оптимизации межличностных отношений и достижения взаимопонимания в процессе общения в подростковом возрасте.
Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. Но существует возможность коррекции уже выработанных коммуникативных умений, поэтому актуальной становится социально-педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков у подростков, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности [].
Изучение данной проблемы позволит, несомненно, лучше понять механизмы влияния социального педагога на развитие и формирование коммуникативных навыков у подростков, а также своевременно создать условия для наиболее эффективной деятельности по предотвращению каких-либо нарушений. Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно рассмотрены особенности развития коммуникации в различные возрастные периоды, слабо изученным, но значимым остается вопрос о конкретной социально-педагогической работе по формированию коммуникативных навыков у подростков.
Анализ педагогических исследований показывает, что в сложившейся педагогической практике проблема формирования коммуникативных умений подростков изучена не достаточно, что приводит к отсутствию системы целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков.
Согласно взглядам отечественных психологов Выготского Л. С., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И., Рубинштейн С. Л., Эльконина Д. Б. и др., общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и др. Оно выполняет ряд функций в жизни человека: социальные (организация совместной деятельности; управление поведением и деятельностью; контроль) и психологические функции общения (функция обеспечения психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в общении; функция самоутверждения) [, ].
Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Коммуникативная компетентность – знание норм и правил общения, владения его технологией. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность становится персонифицированным субъектом общения [].
Коммуникативные навыки – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.
По данным исследований все коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков умений:
– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);
– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику;
– умения реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;
– умения обращаться с просьбой;
– умения отвечать отказом на чужую просьбу, сказать «нет»;
– умения оказывать сочувствие, поддержку;
– умения принимать сочувствие и поддержку со стороны других людей;
– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;
– умения реагировать на попытку вступить в контакт.
Формирование коммуникативных навыков у подростков актуально, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения детей, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Поэтому коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации подростка в плане учета особенностей общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т. д.
Исследование основных трудностей общения у старшеклассников выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны отсутствием у них коммуникативных навыков. Это обуславливает основные направления социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков.
Технология социально-педагогической деятельности с подростками по формированию коммуникативных навыков предполагает выделение в деятельности трех составляющих:
– диагностику индивидуальных особенностей учащихся (психологическая составляющая);
– обучение учащихся технологии общения (образовательная составляющая);
– работу с другими субъектами деятельности по оказанию социально-педагогической помощи учащимся в процессе их самоопределения (посредническая составляющая).
Следовательно, социально-педагогическая деятельность с учащимися по формированию коммуникативных навыков осуществляется в три этапа:
1) психодиагностический (социальный педагог проводит диагностическое исследование с целью изучения индивидуально-психологических особенностей развития личности подростков)
2) психолого-педагогический (социальный педагог организует и участвует в приведении мероприятий, формирующих коммуникативные умения, в соответствии с намеченным планом, который должен быть ориентирован на выработку у подростков системы личностных ресурсов.)
3) коррекционная работа (основывается на диагностике трудностей общения и их устранения) [].
Опытно-экспериментальному исследованию формирования и развития коммуникативных навыков у подростков. В исследовании принимало участие 27 учащихся 9 класса, в возрасте 15-16 лет. Исследуемая возрастная группа относится к старшему подростковому возрасту согласно периодизации Д. Б. Эльконина.
Для исследования нами были выбраны следующие методики:
1) методика «тест коммуникативных умений Л. Михельсона», направлена на определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений;
2) методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников ( В. В. Синявский, В. А. Федорошин);
3) методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов), предназначена для исследования эмпатии, т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Проведенные исследования позволяют нам сделать следующий вывод:
1. По тенденциям поведения в ситуациях общения подростки в основном придерживаются компетентного типа реагирования (63 %), переходящее к зависимому (22% из числа опрошенных) или агрессивному поведению (15%). При агрессивном типе они провоцируют собеседника на конфликт, очень раздражительны, склонны к проявлению физической и вербальной агрессии. А при зависимом типе подвержены риску стать объектом манипулирования, пассивны, склонны к избеганию ситуации конфликта.
2. По результатам диагностики по методике изучения коммуникативных и организаторских способностей у испытуемых отмечается низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей (33% ), очень низкий у 15%. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в коллективе, испытывают трудности в установлении контактов с людьми
3. Необходимо отметить, что у учащихся уровень эмпатии имеет средний показатель, что составляет 59% из числа опрошенных. Только у 4 человек (15% испытуемых) высокий уровень эмпатии, что заключается в чувствительности к нуждам и проблемам окружающих, быстром устанавлении контактом с людьми, а остальные имеют низкий уровень эмпатийности, т. е. испытывают затруднения в установлении контактов с людьми.
Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных навыков большинства подростков. Это позволяет сделать предположение об отклонении от нормального развития личности подростков в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности подростков брать на себя ответственность.
Для коррекции выявленной несформированности коммуникативных навыков была разработана и применена программа, содержащая 8 тренинговых занятий, направленных на формирование и развитие коммуникативных навыков у подростков. Целью разработанной программы является изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми и формирование коммуникативных навыков как основы решения проблемы жизненного самоопределения подростков.
Применение программы с данной группой испытуемых привело к следующим результатам:
– количество учащихся, имеющих склонность к агрессивному поведению, уменьшилось с 15% до 4%, относящиеся к типу зависимого поведения – с 22% до 15%, а количество подростков, имеющих компетентное (адекватное) поведение увеличилось с 63% до 81%.
– уменьшилось количество респондентов с низким уровнем коммуникативных способностей с 15% до 4%; с уровнем коммуникативных способностей ниже среднего с 33% до 29%, а организаторских – с 41% до 33%; со среднем уровнем коммуникативных способностей уменьшилось с 19% до 18%.
– увеличилось количество испытуемых с высоким показателем уровня коммуникативных способностей с 11% до 22%, количество самых высоких показателей коммуникативных способностей с 22% до 26% испытуемых, очень высокие показатели организаторских способностей стали отмечаться у 11% респондентов.
– количество учащихся, имеющих низкий уровень эмпатии, уменьшилось с 26% до 15%, имеющих средний уровень увеличилось 59% до 63%, высокий уровень – с 15% до 22%.
Таким образом, проведенная работа по формированию коммуникативных навыков у подростков позволила выделить условия эффективности и результативности деятельности социального педагога по формированию коммуникативных навыков у подростков:
Первое условие – учет особенностей развития личности в подростковом возрасте и умение организовать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных навыков с учетом этих особенностей.
Второе условие – владение навыками разработки специальных программ и технологий. Это знание позволяет наиболее полно реализовать все направления социально-педагогической деятельности: Содержание этих направлений предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду деятельности.
Третье условие – высокая эффективность и результативность формирования коммуникативных навыков подростков обеспечивается знаниями и умениями ведения коммуникативных тренингов социальным педагогом. Интенсивное включение их в коммуникативную деятельность, использование активных форм обучения и воспитания социально-психологических тренингов, деловых, сюжетных и ролевых игр, дискуссий, упрощает подросткам вхождение в социальную среду.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных навыков у подростков является актуальной в современном обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения. Разработанная программа по формированию коммуникативных навыков дала положительные результаты, поэтому она может быть использована в работе социального педагога и психолога школы.
Список использованной литературы
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 368 с.
- Бодалев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь / А. А. Бодалев. – М. : Когито-Центр, 2011. – 600 с.
- Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. – М. : Учитель, 2008. – 144 с.
Источник: scienceforum.ru