Структура программы воспитательной работы в лагере

3. Задачи воспитательной работы в ДОЛ.

4. Основные нормативные документы в сфере организационного оздоровительного отдыха детей.

5. Положение о детском оздоровительном лагере.

6. Права и должностные обязанности воспитателя (вожатого).

7. Инструктаж вожатого.

Список основных терминов:

Детский оздоровительный лагерь. Воспитательная работа в ДОЛ. Научно-методические основы. Нормативно-правовая база.

Классификация типов детских лагерей.

Развитие системы отдыха, творческого досуга, оздоровления детей и подростков представляет собой одно из важных направлений государственной социальной политики, что обусловлено необходимостью заботы государства и общества о социальной защите детства, о здоровье, духовно-нравственном и трудовом воспитании, культурном досуге подрастающего поколения.

Под оздоровительно-образовательными учреждениями – субъектами этого вида деятельности – понимаются стационарные лагеря, дачи, загородные оздоровительные центры, базы; образовательные и культурно-просветительные учреждения, а также спортивные сооружения и другие учреждения, занимающиеся оздоровительно-образовательной деятельностью с детьми и подростками.

Построение программы воспитательной работы к смотру-конкурсу пришкольных и загородных лагерей

В данном курсе мы будем рассматривать один из видов оздоровительно-образовательного учреждения – детский оздоровительный лагерь, в дальнейшем ДОЛ.

Главная задача оздоровительного лагеря – это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни.

Существует следующая классификация типов детских лагерей:

1. Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные учреждения, спортивные игры, купание, закаливание и т.д. Здесь не планируется грандиозных развлекательных мероприятий, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

2. Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

3. Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявления его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

4. Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Помимо традиционных направлений появились и новые тенденции в организации летнего отдыха детей, которые наиболее ярко выразились в создании региональных социально-педагогических программ: поддержка одаренных детей и подростков, организация активного отдыха детей с девиантным поведением, патриотическое воспитание. Организуются семейные лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов дорожного движения, хореографов, лагеря детских общественных организаций, летние мастер-школы, профилактические летние лагеря и смены, лагеря с дневным пребыванием, исторические лагеря, лагеря народных ремесел, фольклора, детские площадки, летние центры детских общественных организаций.

5 фатальных ошибок при организации летнего лагеря

— возрастные и половые особенности детей;

— потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей;

— уровень воспитанности, условия проживания, индивидуальные особенности развития;

— нарастание приоритетов личных интересов перед общественными.

Основные функции свободного времени детей и подростков.

1. Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в лагере ребенок попадает в новое качественное состояние, способствующее покою, расслабленности, снятию напряженности, позволяющее сбросить гору школьных и иных накопившихся за год проблем. Отдых, дающий возможность восстановления физических и психологических сил, позволяет укрепить детский организм, «подпитать» его новыми силами.

2. Развлечение и хобби. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – необходимая составляющая отдыха в детском лагере. От этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.

4. Профессионально-образовательная компенсация. Получение новых знаний, не укладывающихся в рамках школьных программ, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности.

5. Социализация. Усвоение и активное воспроизводство социального опыта в процессе общения и деятельности в новом временном, отличном от школьного, коллективе.

Задачи воспитательной работы в ДОЛ.

К основным задачам работы с детьми в условиях лагеря можно отнести:

1. Воспитание детей и подростков на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности, исходя из народных, национальных истоков и традиций истории и современности.

2. Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе реализации интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных, а также двигательных). Это требует перехода на принципиально новую позицию – позицию признания самоценности каждого ребенка.

3. Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере стиля и тона семейных отношений, подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.

4. Пересмотр традиционного подхода к работе по оздоровлению детей (лагерь обязан целенаправленно укреплять здоровье детей, закаливать их).

5. Организация разнообразной досуговой деятельности и прежде всего – активного общения с природой (уникальная возможность летнего времени).

6. Сохранение лучших романтических традиций пионерства.

Задачами лагерной смены являются:

1. реализация творческих, спортивных, художественных программ, направленных на стимулирование процессов развития личности;

Читайте также:
Как обновить офисные программы на ноутбуке

2. создание условий для благоприятного оздоровления детей на основании объективного сочетания микрофакторов;

3. организация сквозной, длительной программы, направленной на создание условий для полноценного досуга каждого ребенка.

Форма реализации целей и задач: создание игровой модели, участниками которой становятся дети и взрослые.

Для чего существует детский лагерь?

— Для укрепления физического и психологического здоровья ребенка

— Для расширения его кругозора и развития творческих способностей

— Для получения навыков общения и приобретения новых друзей

— Для познания и приобщения к природе

— Для того чтобы родители отдохнули от детей, а дети – от родителей

— Для того чтобы ребенок получил массу новых впечатлений

— Для того чтобы ребенок стал более самостоятельным и ответственным

— Для того чтобы дети не мотались без присмотра в шумном и пыльном городе, а были на свежем воздухе под присмотром взрослых

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Планирование работы летнего лагеря Модели планирования лагерной схемы. Структура лагерной смены

Лагерь — это временный детский коллектив. Летний лагерь является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка.

Задача летнего лагеря — помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Основополагающий принцип деятельности — воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества. Исходя из этого выбирается стиль работы педагогического коллектива.

Особенность летнего лагеря в том, что на первый план выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление. Организация деятельности детей в лагере предполагает знание интересов и возможностей ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность.

Ориентация на формирование целостного мира человека позволяет создать программу, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую и спортивную деятельность детского лагеря. Решив работать вожатым, каждый человек должен отдавать себе отчет, что он должен делать, как ему это сделать и за что он несет ответственность.

О том, что нужно делать и за что несет ответственность вожатый, могут проинформировать должностные обязанности вожатого в детском лагере, а вот информировать о том, как это делать, призваны различные методические материалы. В первую очередь все организаторы детского отдыха детей и подростков, все вожатые должны быть ознакомлены со всеми нормативными документами, которые необходимы для функционирования детского оздоровительного лагеря.

Всем сотрудникам лагеря необходимо помнить о том, что в лагере ребенок освобождается от влияния школы и опеки родителей. Поэтому в руководстве детским коллективом необходимо соблюдать ценностное отношение к личности ребенка. Это проявляется в интересе к личности, способности почувствовать, понять настроение ребенка, превратив общение в удовольствие. Главная функция вожатого в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка. Основным способом достижения этого служит игра.

Игровая модель планирования лагерной смены

В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры. С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Самое главное в игровой модели — это замысел — задуманный интересный план действий или деятельности, намерение.

Творческий союз взрослых и детей рождает его в соответствии с выработанным идеалом коллектива и отношением в нем всех его членов. За идеал обычно берется лучший опыт прошлого или настоящего, абсолютно новая схема, идея, собранная по крупицам или даже нафантазированная ребятами. Описанная далее в издании игровая модель следующая.

Дети погружаются в игровую легенду о том, что территория лагеря — это небольшая детская Планета Гравик, где главным жителем является Маленький принц, а все дети — новые жители на этой планете, которые теперь являются экипажами 7 кораблей (временными детскими коллективами — объединение 27-30 детей по возрастному признаку). Каждый корабль имеет свое тематическое название, девиз и законы своего корабля помимо законов, действующих на всей Планете Гравик.

В начале смены на каждом корабле происходят выборы капитана (лидера самоуправления). Этот человек исполняет свои обязанности до середины смены, а затем происходят новые выборы для подтверждения его кандидатуры или переизбрания нового капитана. Такая система дает возможность наибольшего развития организаторских способностей, лидерских качеств у ребенка.

Через день после выборов капитанов собирается совет капитанов. На уровне жителей Планеты Гравик среди всех капитанов проводятся выборы адмирала (лидера совета капитанов); этот человек выбирается в начале смены, и в случае его переизбрания на уровне экипажа корабля его переизбирают на уровне жителей планеты.

Адмирал каждый день собирает совет капитанов для обсуждения проблем на кораблях. Сборы каждого корабля для проведения своих мероприятий происходят в кают-компании (на отрядном месте). Ежедневные планерки вожатых проходят в штабе, там же находится дежурный вожатый в течение дня.

В начале смены каждый ребенок устраивается на работу в какой- нибудь клуб (студию, мастерскую или спортивную секцию). В каждом клубе выбирается директор из числа детей (лидер самоуправления клуба). В его обязанность входит организация работы клуба, выдача заработной платы его членам, оформление договоров с другими клубами.

Читайте также:
Программа для создание сочинение

Вводится местная валюта — гравики, оборот валюты происходит путем выполнения коллективных или индивидуальных заказов на выполнение различных видов работ в клубах. Каждые три дня адмирал собирает директоров клубов в штабе и проводит с ними совещание по проблемам работы клубов.

Структурно игра развивается в течение 20 дней смены и представляет собой проживание различных игровых, праздничных действий. В план каждой смены обязательно включается организация заезда и разъезда детей; проведение церемоний открытия и закрытия лагерной смены. В основе организации деятельности жителей Планеты Гравик лежит тематическая программа — период.

Тематический период — несколько дней смены, включающих ряд мероприятий, объединенных одной идеей. Это могут быть и знаменательные даты, празднование которых выпадает на смену, и сюжетно-ролевые игры, и развивающие программы. На протяжении каждой лагерной смены запланировано проведение 3-4 тематических периодов. На игровом уровне тематический период — путешествие вместе с Маленьким принцем по различным планетам, звездам и явлениям Солнечной системы (введение в период осуществляется вожатыми — краткое описание астрономических особенностей планеты, которую посещаем). Передвижение по планетам фиксируется на большом стенде с изображением Солнечной системы.

Источник: studfile.net

Программа воспитательной работы в лагере дневного пребывания

на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Публикация «Программа воспитательной работы в лагере дневного пребывания» размещена в разделах

  • Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
  • Темочки

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе филиала средней школы. В нем отдыхают учащиеся начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Цели и задачи программы

Цель — организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

• Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

• Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности.

• Формировать у школьников навыки общения и толерантности.

• Прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье.

• Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены :

1. Безусловная безопасность всех мероприятий

2. Учет особенностей каждой личности

3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

4. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

5. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

6. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

7. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности:

• • Художественно — творческое направление

Физкультурно–оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

• Вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

• Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки;

• Расширять знания об охране здоровья.

Основные формы организации:

• Утренняя гимнастика (зарядка)

• Спортивные игры на спортивной площадке или в спортзале.

• Подвижные игры на свежем воздухе

• Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортзале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, — создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Задачи экологической деятельности:

• воспитать бережное отношение к природе

• повысить уровень экологической культуры детей.

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

• • Пробуждать в детях чувство прекрасного;

• • Формировать навыки культурного поведения и общения;

• • Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Читайте также:
032 программа 414 специфика рк перечень

Основные формы проведения:

• Посещение театров, кинотеатров, музеев.

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

• • Изобразительная деятельность (конкурсы стенгазет и рисунков «Красота мира», «Пластилиновый художник» и пр.)

• • Конкурсные программы («А знаете ли вы, что. ?», «Поле чудес», «Как стать отличником?»)

• • Творческие конкурсы («Мы — читатели!»)

• • Игровые творческие и командообразующие программы («Остров дружбы», «Веревочный курс»)

• • Концерты («Звездопад»)

• • Творческие игры («День рекордов»)

• • Праздники («День России»)

• • Выставки творческих достижений

Рисование в лагере дает большие возможности для развития художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы :

• • Бытовой самообслуживающий труд;

• • Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, создания уюта.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Задачи досуговой деятельности:

• • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Механизм реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель-май.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

1. проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

2. издание приказа по школе о проведении летней кампании;

3. разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;

4. подготовка методического материала для работников лагеря;

5. подбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

6. составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.)

II этап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

— запуск программы «Солнышко — 2014»;

— знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

— реализация основной идеи смены;

— вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

— работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

— подведение итогов смены;

— выработка перспектив деятельности организации;

— анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Условия реализации программы.

1. Закон «Об образовании РФ»

2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

3. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.

4. Устав МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ»

5. Положение о лагере дневного пребывания.

6. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

7. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

8. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в пришкольном центре.

9. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

10. Приказы Управления образования.

11. Должностные инструкции работников.

12. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

13. Заявления от родителей.

14. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.

15. Акт приемки лагеря.

16. План работы.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют :

— начальник лагеря;

— воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

— вожатые (ученики средних классов).

В ходе реализации данной программы ожидается :

• Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.

• Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

• Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

• Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)

• Расширение кругозора детей.

• Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

• Личностный рост участников смены.

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru