5 Цель программы: Вдохновлять ! Только воспитатель, воодушевленный своей работой, видящий в ней смысл и делающий ее с радостью и удовольствием может выстроить полноценный, качественный образовательно- воспитательный процесс. Вдохновение дарит педагогам профессиональную свободу, чувство собственной профессиональной компетентности, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня. Сознание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.
7 Научное обоснование положений программы Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает. Только тогда он приобретет необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности, сможет гибко выстраивать педагогический процесс в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями каждого ребенка. Программа предоставляет убедительное научное обоснование каждого положения, содержит данные важнейших современных исследований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик.
Проработка сюжета книги: 3 уровня детальности
11 Подходы Программа отказывается от устаревших подходов : НЕТ. Передача знаний и опыта от [знающих, опытных, компетентных] взрослых [незнающим, неопытным, некомпетентным] детям не удовлетворяет современным вызовам и данным исследований; в так понимаемом образовании активен прежде всего взрослый, ребенок же является пассивным объектом воспитательных и образовательных воздействий, задача которого усвоить то, чему его обучают.
НЕТ. Ориентация на образование, понимаемое как индивидуальный процесс активного самостроительства оказался неэффективным, так как недооценивал роли социальной и культурной среды и общения. Программы, ориентированные на ребенка, основанные на этой модели (конструктивизм) в настоящее время пересматриваются по всему миру. Да.
Современные программы, обеспечивающие самое высокое качество и позитивные эффекты, основаны на активности всех участников образовательных отношений – и детей, и взрослых. В этой модели образование понимается как социальный процесс взаимодействия, включенное в определенный социокультурный контекст (социальный конструктивизм).
12 Новое видение образа ребенка Позитивный образ ребенка Под влиянием исследований и передовой практики акцент переместился от ориентации на дефициты [ребенок еще не может и зависит от стимулов извне] на ориентацию на компетентности, их укрепление и развитие — — на то, что ребенок может, на поддержку его активности и ресурсов. Программа последовательно реализует эту новую ориентацию и ориентируется на компетентности, возможности и способности детей. Общий взгляд на ребенка, его потенциал и возможности можно сформулировать так: ребенок активен и вносит свой вклад в процессы собственного образования.
13 Образ ребенка Человек появляется на свет, оснащенный дееспособными органами чувств и основополагающими компетентностями Ребенок с самого рождения готов к коммуникации, взаимодействию и, тем самым — к диалогу со взрослыми. Уже непосредственно после рождения младенец начинает исследовать окружающий его мир, вступать с ним во взаимодействие и таким образом вносить свой активный вклад в процессы образования (освоение своего тела, социального и предметного мира).
Скрипоусова Т.Г. Вдохновение Создание условий
14 Образ ребенка Дети хотят принимать участие во всем, что происходит вокруг Играя активную роль в процессе своего образования, они являются его действующими лицами (субъектами) с собственными разнообразными возможностями выражения, своим мнением, способностью к принятию решений и ответственности в соответствии со своим развитием
15 Образ ребенка Дети изначально хотят учиться Активность, любопытство, страсть к учению, жажда знаний и способность к обучению у детей удивительно велики. В своей деятельности и в постановке вопросов дети являются в высшей степени креативными мастерами, изобретателями, музыкантами, художниками, исследователями (физиками, математиками, историками и философами). Под учением здесь понимается естественное стремление ребенка осваивать мир, его любопытство и энергия.
16 Образ ребенка Дети лучше всего учатся в сообществе с другими В общении с другими детьми и взрослыми дети осваивают мир, расширяя свое понимание картины мира, развивая способности, созидая и создавая собственные продукты. Образование – это прежде всего социальный процесс и лишь во вторую очередь — индивидуальный.
17 Образ ребенка Развитие ребенка протекает в определенном социокультурном контексте, который необходимо учитывать, интегрировать и использовать в образовательном процессе. Условия жизни в крупном мегаполисе, в спальном районе, в сельской местности, в городе с богатыми культурными традициями и развитой инфраструктурой и в небольшом провинциальном городке накладывают свой отпечаток на развитие и на образовательные возможности детей. Воспитатели должны осознанно использовать ресурсы, имеющиеся в социокультурном окружении своего места расположения в образовательном процессе, используя, в том числе, и возможности родителей.
21 Принципы программы 1. Принцип поддержки разнообразия детства 2. Принципы со-действия, сотрудничества и участия 3. Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов 4. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности 5. Принцип дифференциации обучения 6. Принцип эмоционального благополучия 7. Принцип обучения на модели собственного поведения 8. Принцип признания права на ошибку 9. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах 10. Принцип преемственности
22 Обратная связь Чрезвычайно важными для программы являются постоянные педагогические наблюдения, регистрация поведения и развития ребенка. Программа акцентирует внимание на необходимость понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния в данной ситуации взаимодействия.
24 Принцип дифференциации обучения Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагоги учитывают готовность, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей: составляют программы; выбирают методы и стратегии обучения, учебные материалы; организуют учебную деятельность, которая удовлетворяет различные потребности воспитанников Целью дифференцированного обучения является учет — готовности к обучению; — темпа развития; — интересов; — особенностей ребенка.
27 Четыре уровня дифференциации Дифференцированная педагогика влияет на процесс обучения на четырех уровнях: 1. Содержание 2. Образовательный процесс 3. Учебная среда (в т. ч. предметно-развивающая среда) 4.Результаты
28 Дифференциация содержания Дифференциация содержания в соответствии с учебной готовностью, интересами и стилем обучения детей может быть проведена на двух уровнях: а) то, чему воспитатель обучает, и б) то, каким образом он дает доступ к знаниям тем, кто хочет их получить В зависимости от учебной готовности детей воспитатель, например: — обнаруживает ранее полученный опыт детей, выявляет их текущие знания о конкретном содержании и соответственно адаптирует вопросы и ход деятельности; — позволяет детям выразить то, что они знают, способом, которым они выражали свои знания до этого времени: в зависимости от уровня их выразительной способности некоторые дети могут описать свой опыт группе, в то время как другие могут нарисовать то, что знают; — дает многочисленные примеры употребления понятия таким образом, чтобы дети могли соотнести его с различным личным опытом и установить связь; — в рамках проекта поощряет детей искать информацию по данной теме способом, которым они владеют лучше всего; — предоставляет образцы различной сложности, так что дети могут использовать те, которые соответствуют их учебной готовности. Например, при формировании математических понятий использует различные доступные символы, рисунки- фотографии, предметы и т. д.
29 Дифференциация процесса Дифференциация процесса касается методологии и видов деятельности, которые избираются для понимания какого-либо содержания детьми. Дифференциация процесса касается способа, которым воспитатель помогает детям перейти от текущей точки понимания к более сложному уровню, в зависимости от текущего уровня развития, их интересов и особенностей детей.
32 Дифференциация представления детских результатов Принимая во внимание особенности детей, воспитатель должен предоставлять детям возможность выбирать доступные им средства представления информации и результатов. В зависимости от готовности к обучению разных детей воспитатель, например: — во время заключительного представления поощряет детей таким образом, чтобы способствовать проявлению ими приобретенных способностей и знаний по теме; — дает детям письменные инструкции, которые могут быть использованы в случае необходимости; — помогает разбить на отдельные шаги процесс достижения результата, направляет детей во время работы; — использует методы оценивания, которые учитывают скорость обучения детей (например, наблюдение, вопросы к детям, организация наблюдений в портфолио); — предлагает различные формы организации деятельности, разрешает детям выбрать ту, которая им подходит.
33 Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Математика Окружающий мир: Естествознание, экология и техника Окружающий мир: Общество, история и культура Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование Музыка, музыкальное движение, танец Физическое развитие Движение и спорт Здоровье, гигиена, безопасность
34 Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Математика Окружающий мир: Естествознание, экология и техника Окружающий мир: Общество, история и культура Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование Музыка, музыкальное движение, танец Физическое развитие Движение и спорт Здоровье, гигиена, безопасность
35 Образовательные области. Структура 1. Связь раздела с другими разделами Программы. 2. Целевые ориентиры в области. 3. Организация воспитателем образовательной деятельности детей. 4. Организация педагогической деятельности 5. Установки в образовательном процессе 6. Примеры детских и детско-взрослых (детско-родительских) проектов 7. Примерный перечень средств обучения и воспитания (оборудование, игры и игрушек, материалы, программное обеспечение и прочее ) 8. Организация пространства и оснащение материалами предметно-развивающей среды 9. Эмоциональная атмосфера 10. Сотрудничество с семьей
Планируемые результаты освоения Программы
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию
Формирование разновозрастных групп
Планирование образовательной деятельности
Организация пространства и оснащение развивающей предметно-пространственной среды
Организация сетевого взаимодействия
Педагогические наблюдения и документация
Кадровые условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Учебно-методический комплект Программы 3.13. Финансовые условия реализации Программы
Дополнительные образовательные услуги Детского сада, реализующего Программу
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Перечень литературных источников
Приложение 1. Научные основы Программы
Приложение 2. Значение корректирующего коэффициента к нормативам на оплату труда для отдельных субъектов РФ
Приложение 3. Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию
Пояснительная записка
Организационный раздел представляет систему условий реализации образовательной деятельности, содействующих достижению детьми планируемых результатов, в том числе условий психолого-педагогических; кадровых; материально-технических; финансовых и др.
Психолого-педагогические условия Программы позволяют обеспечить качественно развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. В соответствующий подраздел Программы включены описания таких их компонентов, как:
- характер взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми, взрослых с детьми и другими взрослыми, а также других взаимодействий между участниками образовательных отношений;
- формы, способы, методы реализации образовательной деятельности;
- планирование образовательной деятельности, в том числе примерный режим дня и распорядок дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей;
- условия сетевого взаимодействия Детского сада с другими участниками образовательных отношений, с другими лицами и организациями, способствующими достижению образовательных целей, в том числе условия для взаимодействия с семьями воспитанников;
- условия адаптации ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию;
- другие компоненты.
Создание развивающей образовательной среды является одним из важнейших психолого-педагогических условий, и именно поэтому отдельный подраздел Программы посвящен такому значимому ее элементу, как развивающая предметно-пространственная среда Детского сада. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение компетентными педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Детском саду, а для организации и обеспечения эффективности их работы необходимы усилия руководящих, административно-хозяйственных и других сотрудников Детского сада. Этому вопросу посвящен сооветствующий подраздел Программы — Кадровые условия.
Материально-технические условия Программы представляют рекомендации по материально-техническому обеспечению Программы, в частности по подбору средств обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, по формированию учебно-методического комплекта Программы, подбору оборудования и другого оснащения Детского сада. В обязательном порядке они предполагают выполнение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, правил пожарной безопасности. Финансовые условия Программы разработаны в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО и обеспечивают возможность создания вышеуказанных условий реализации Программы, выполнения программных требований к образовательному процессу и образовательной среде. Они обеспечивают реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, и учитывают вариативность индивидуальных траекторий развития детей. Описание финансовых условий отражает структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.
Организационный раздел также содержит:
- список нормативных и нормативно-методических документов, научно-методических литературных источников, использованных при создании Программы;
- перспективы деятельности по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов;
В Организационный раздел также вошел подраздел, посвященный оказанию дополнительных образовательных услуг, с указанием:
- переченя направлений и форм организации дополнительных образовательных услуг;
- плана оказания дополнительных образовательных услуг, согласуемого по времени с реализацией Программы.
• способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;
• обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творчес-кой деятельности;
• создать условия для освоения нравственно-эстетических ценностей, побуждать ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.
Программа основана на синтезе искусств, где доминирующая роль отводится живописи и музыке, методически представлена системой интегративных занятий, которые объединяют изобразительную и музы-кальную деятельность, развитие речи и ознакомление детей с окружающим миром.
Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов
• Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
• Принцип целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
• Принцип интегративности программы заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.
Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10—12 человек, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Занятия четко не регламентированы во времени, так как педагоги ориентируются на увлеченность детей, но, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, занятия не должны превышать 35 минут.
техники рисования кистью и красками.
Желаю всем педагогам использовать в работе эту чудесную методику.
Детский сад сегодня – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. Основным двигателем для слаженной и эффективной работы этого механизма является педагог. Педагог, знающий принципы и основы качественной педагогики и владеющий умениями организовать эффективный, ориентированный на ребенка образовательный процесс.
Главная идея современных программ и модернизации образования в целом — это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства.
Группа в ВК, посвященная программе, — Вдохновение. Дети.
- Упражнения с мячом в детском саду
- Воспитание в начальной школе из опыта работы
- Техника безопасности при работе с электродрелью кратко
- Крепостническая система хозяйства это в истории кратко
- Отчет по правовому воспитанию в школе классного руководителя
Источник: obrazovanie-gid.ru
Программа по эмоционально-творческому развитию дошкольников «Вдохновение». Пояснительная записка
Процесс творчества взрослого и ребенка целиком зависит от вдохновения. Программа «Вдохновение» направлена на решение творческих задач, при котором достигается максимальный результат. Она нацелена на эмоционально-творческое развитие личности в условиях интегративного воздействия различных искусств (живопись, музыка, поэзия).
• способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;
Публикация «Программа по эмоционально-творческому развитию дошкольников „Вдохновение“, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творчес-кой деятельности;
• создать условия для освоения нравственно-эстетических ценностей, побуждать ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.
Программа основана на синтезе искусств, где доминирующая роль отводится живописи и музыке, методически представлена системой интегративных занятий, которые объединяют изобразительную и музы-кальную деятельность, развитие речи и ознакомление детей с окружающим миром.
Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов
• Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
• Принцип целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
• Принцип интегративности программы заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.
Программа «Вдохновение» рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на интегративных занятиях, строятся во всех возрастных груп-пах по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в каждом конкретном возрасте. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятия окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми.
Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10—12 человек, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Занятия четко не регламентированы во времени, так как педагоги ориентируются на увлеченность детей, но, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, занятия не должны превышать 35 минут.
Я на интегративных занятиях использовала различные изобрази-тельные материалы, всевозможную бумагу для «свободного творчества» детей. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками»! И только после свободного взаимодействия с материалом, «насытившись» игрой с ним, дети знакомятся и осваивают
техники рисования кистью и красками.
Желаю всем педагогам использовать в работе эту чудесную методику.
Публикации по теме:
Методическое пособие «Цветик-семицветик» Сегодня я хочу вам рассказать о методическом пособии » Цветик- семицветик». Его можно использовать начиная со средней группу в НОД по развитию.
Методическое пособие «Дидактическая кукла Таня» Дидактическая кукла Таня Введение. Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы — наше отражение.
Методическое пособие для физкультурного уголка «Моталочка» Для пополнения физкультурного уголка группы я сделала вот такую «моталочку. Идея не моя, найдена в интернете. Моя исполнение и интерпритация.
Методическое пособие «Грамотные матрешки» Описание пособия: Дидактическое пособие «Грамотные матрешки» используется, как демонстрационный материал на занятиях по обучению грамоте,.
Методическое пособие Методическое пособие «Робот Робик в гостях у детей». Актуальность. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для.
Методическое пособие «Пожарный» Цель: Формирование культуры безопасности поведения у детей дошкольного возраста при обращении с огнем, через многообразные виды игровых.
Методическое пособие «Речевое поле чудес» «Речевое поле чудес» Цели: -ориентировка в пространстве; -активизация и пополнение активного и пассивного словаря; -развитие фонематического.
Методическое пособие «Спорт — здоровье» Общеобразовательная организация МКДОУ детский сад «Росинка» г. Макарьев Костромской области Разработали: Ражева Светлана Владимировна воспитатель.
Методическое пособие «Загляни в космос» Описание: лист железа прикреплен к стене. На нем нарисованы млечный путь, солнце, орбиты планет. Нарисованные фигуры (космонавт, ракета,.
Методическое пособие «Светофорчик» Предлагаю вашему вниманию методический материал для занятия ПДД «Светофор». Его можно использовать на играх и занятиях с детьми. Для изготовления.
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Особенности содержания основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой «ВДОХНОВЕНИЕ»
рабочая программа
В авторский состав программы «Вдохновение» входят не только ученые, но и опытные практики, имеющие многолетний опыт работы по инновационным авторским программам. Их опыт также представлен в программе в полном объеме. Их подходы и методические пособия изданы, и ими пользуются воспитатели по всей стране.
В качестве примеров можно привести пособия по музыкальному воспитанию заслуженного учителя Российской Федерации Т.А. Рокитянской, А.И. Бурениной и Т.Э. Тютюнниковой, работающих по методу Карла Орфа, пособия по ведению педагогических наблюдений и индивидуализации Л.В. Свирской и др.
Цель программы «Вдохновение».
Особенность программы — ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.
ЧЕТЫРЕ СТЕРЖНЕВЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ.
• окружающий мир: естествознание, экология и техника;
• окружающий мир: общество, история и культура.
• изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование;
• музыка, музыкальное движение, танец.
• движение и спорт;
• здоровье, гигиена, безопасность.
1 Целевой раздел
2 Содержательный раздел
3 Организационный раздел
4 Дополнительный раздел
Структура содержательных разделов:
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
2. Содержание и способы работы с детьми построены на надежном и современном научно- практическом фундаменте, в котором:
— учитываются социокультурные изменения в современном мире — их анализу посвящен отдельный раздел программы;
— уделяется значительное внимание различным аспектам детского развития, индивидуальным особенностям развития, различиям между паспортным и реальным возрастом ребенка;
— раскрываются цели и возможности предоставления детям активной роли в образовательном процессе.
Только на таком фундаменте можно построить подлинно развивающее образование, которое избегает как перегрузок и избыточного ускорения в детском развитии, так и недогрузок и замедления индивидуальной скорости развития (работа педагога должна идти «в зоне ближайшего развития», которая у каждого ребенка своя!).
3. Рамочный характер программы позволяет при ее реализации учесть условия, жизненные контексты, состав детей в конкретных дошкольных
организациях, адаптировать ее к специфическим условиям образовательной деятельности.
4. Программа содержит конкретные практические указания и советы («ярмарка идей»), основанные на образцах лучшей педагогической практики. Эти образцы собраны как из отечественного, так и из зарубежного образовательного пространства. Тем самым программа дает в руки педагогов множество возможностей для выбора, гибкость в реализации с ориентацией на научно обоснованные стратегии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности содержания основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой «ВДОХНОВЕНИЕ»
В авторский состав программы «Вдохновение» входят не только ученые, но и опытные практики, имеющие многолетний опыт работы по инновационным авторским программам. Их опыт также представлен в программе в полном объеме. Их подходы и методические пособия изданы, и ими пользуются воспитатели по всей стране.
В качестве примеров можно привести пособия по музыкальному воспитанию заслуженного учителя Российской Федерации Т.А. Рокитянской, А.И. Бурениной и Т.Э. Тютюнниковой, работающих по методу Карла Орфа, пособия по ведению педагогических наблюдений и индивидуализации Л.В. Свирской и др.
Программа рекомендована: УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве примерной основной образовательной программы дошкольного образования для осуществления образовательной деятельности в области дошкольного образования;
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» к использованию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предлагает выверенные педагогические инструменты для их достижения.
Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений.
Подходы дифференцированного обучения, предлагаемые программой, позволяют учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка в группе и добиться лучших результатов образования. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. «Вдохновение» предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования. Программа «Вдохновение» сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом, который поможет реализовать все ее положения как начинающим педагогам, так и мастерам дошкольной педагогики.
Целью программы «Вдохновение» является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
Особенность программы — ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.
Практические примеры и советы, которыми насыщена программа, — это «ярмарка идей», на которой педагоги смогут найти как готовые решения, так и основу для создания своих оригинальных решений образовательных задач.
Девиз программы— «Вдохновлять!». Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием.
Вдохновение дарит педагогам чувство собственной профессиональной компетентности, профессиональную свободу, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня.
Создание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.
Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает, только тогда он будет чувствовать уверенность, надежную основу для своей педагогической деятельности. Поэтому в тексте программы дается убедительное научное обоснование каждого положения, приводятся важнейшие данные современных исследований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик нашей страны и мира.
Программа написана по принципу «просто о сложном», все положения иллюстрируются наглядными примерами, сопровождаются конкретными методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.
Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на созидание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед. Живое, а не формальное отношение к образовательному процессу — главное кредо педагогов «Вдохновения».
ЧЕТЫРЕ СТЕРЖНЕВЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ
• Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности
образования и образовательного процесса.
• Идея интерактивного взаимодействия всех участников образовательных
отношений, идея «учебного сообщества», основанного на
диалогическом принципе содействия (соконструкции), участия,
в котором активен и ребенок, и взрослый. В учебном сообществе учатся
все – и дети, и взрослые.
• Наличие технологии организации образовательной деятельности.
Универсальной и функциональной по организационным действиям.
Открытой для идей, креативной, учитывающей индивидуальные
интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного
сообщества – по содержанию.
• Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской
инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями,
представителями местного сообщества). Отказ от идеи единственной
ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов
и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную
• Принцип поддержки разнообразия детства.
• Принципы содействия, сотрудничества и участия.
• Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов.
• Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности.
• Принцип дифференциации обучения.
• Принцип эмоционального благополучия.
• Принцип обучения на модели собственного поведения.
• Принцип признания права на ошибку.
• Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах.
• окружающий мир: естествознание, экология и техника;
• окружающий мир: общество, история и культура.
• изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование;
• музыка, музыкальное движение, танец.
• движение и спорт;
• здоровье, гигиена, безопасность.
1 Целевой раздел
2 Содержательный раздел
3 Организационный раздел
4 Дополнительный раздел
Структура содержательных разделов:
1) связь раздела с другими разделами программы;
2) целевые ориентиры в области;
3) организация воспитателем образовательной деятельности детей;
4) организация педагогической деятельности;
5) установки в образовательном процессе;
6) примеры детских и детско-взрослых (детско-родительских) проектов;
7) примерный перечень средств обучения и воспитания (оборудование,
игры и игрушки, материалы, программное обеспечение и прочее);
8) организация пространства и оснащение материалами предметно-
9) эмоциональная атмосфера;
10) сотрудничество с семьей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Взаимодействие с родителями является одним из базовых принципов программы.
В программе описаны формы сотрудничества, наработанные успешной практикой, на основе которой каждый детский сад может ставить свой вариант.
Основной подход в работе с семьей – взаимодополняющее партнерство, творческое взаимодействие.
Программа «Вдохновение» предлагает современную методику взаимодействия образовательной организации с семьей в соответствии с концепцией «Компетентный родитель» (поддержанную ЮНЕСКО) и опирается на опыт реализации данной концепции в рамках проекта ЮНЕСКО в Москве и на опыт, накопленный в европейских странах.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
2. Содержание и способы работы с детьми построены на надежном и современном научно- практическом фундаменте, в котором:
— учитываются социокультурные изменения в современном мире — их анализу посвящен отдельный раздел программы;
— уделяется значительное внимание различным аспектам детского развития, индивидуальным особенностям развития, различиям между паспортным и реальным возрастом ребенка;
— раскрываются цели и возможности предоставления детям активной роли в образовательном процессе.
Только на таком фундаменте можно построить подлинно развивающее образование, которое избегает как перегрузок и избыточного ускорения в детском развитии, так и недогрузок и замедления индивидуальной скорости развития (работа педагога должна идти «в зоне ближайшего развития», которая у каждого ребенка своя!).
3. Рамочный характер программы позволяет при ее реализации учесть условия, жизненные контексты, состав детей в конкретных дошкольных организациях, адаптировать ее к специфическим условиям образовательной деятельности.
4. Программа содержит конкретные практические указания и советы («ярмарка идей»), основанные на образцах лучшей педагогической практики. Эти образцы собраны как из отечественного, так и из зарубежного образовательного пространства. Тем самым программа дает в руки педагогов множество возможностей для выбора, гибкость в реализации с ориентацией на научно обоснованные стратегии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования
Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ К ПРОГРАММАМ (НА ОСНОВЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н. Е. ВЕРАКСЫ, Т. С. КОМАРОВОЙ, М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ)
Пояснительная записка «Ателье в яслях».по Основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой
Я предлагаю свой опыт работы по программе «Вдохновение» по проведению свободной деятельности с детьми второй группы раннего возраста.
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. с 20 по 24 сентября.
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е.
Ежедневное планирование на неделю во второй младшей (от 3-х до 4-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой.
Ежедневное планирование на неделю во второй младшей (от 3-х до 4-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. .
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема месяца: «В мире искусства».
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е.
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема недели: «Фольклор».
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е.
Источник: nsportal.ru