Структура программы универсальных учебных действий

4 Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования Формирование основ гражданской идентичности. Создание психологических условий для формирования коммуникативной сферы развития личности. Развитие основ нравственности. Развитие «умения учиться».

5 Универсальные учебные действия «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»; «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений».

6 Универсальные учебные действия – «умение учиться» Полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции (в т. ч. контроль и оценка).

7 ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные, логические и знакаво- символические Коммуникативные

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

8 Личностные УУД Действие смыслообразования – основа формирования мировоззренческих взглядов (внутренняя позиция учащегося, его нравственное и гражданское самоопределение)

9 Регулятивные УУД целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция

10 Познавательные УУД общеучебные проблемные логические знакаво-символические

11 Познавательные УУД: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний;

12 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

13 ПРОБЛЕМНЫЕ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

14 ЛОГИЧЕСКИЕ выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их доказательство.

15 ЗНАКОВО — СИМВОЛИЧЕСКИЕ обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, формирования обобщенных знаний.

16 Коммуникативные УД планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов – поиск и сбор информации через взаимодействие; поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; управление поведением ( своего и партнера ) – контроль, коррекция, оценка действий ( своих и партнера ); умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Универсальные учебные действия — Ольга Карабанова

17 Модель системы УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

19 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию Метапредметные освоенные универсальные учебные действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Предметные освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания

20 Литературное чтение Смыслообразование. Самоопределение, самопознание. Формирование основ гражданской идентичности. Формирование эстетических ценностей. Формирование действия нравственно-этического оценивания. Личностная децентрация.

Понимание и построение контекстной речи. Установление логических причинно-следственных связей. Умение строить план.

21 Математика Познавательные Логические Знаково-символические (моделирование) Планирование Аксиоматика Формирование элементов системного мышления Выработка вычислительных навыков Формирование общего приема решения задач

22 ОБЩИЕ ВИДЫ УУД Математика Познавательные Логические Знаково-символические (моделирование) Планирование Аксиоматика Формирование элементов системного мышления Выработка вычислительных навыков Формирование общего приема решения задач Технология Регулятивные Логические Знаково-символические (моделирование) Планирование Аксиоматика Формирование элементов системного мышления Познавательные Развитие эстетических представлений и критериев Коммуникативные

23 Новый педагогический инструмент для формирования универсальных учебных действий

24 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ технология деятельностного метода; технология проблемного обучения; технология формирования типа правильной читательской деятельности; проектные технологии и др.

25 «Программа развития УУД для предшкольного и начального образования» «Примерная программа проектирования УУД в начальной школе»

26 В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе под ред. А.Г. Асмолова

27 Содержание рабочих программ Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Содержание учебного предмета Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета

Читайте также:
Структура программы развития туризма

28 В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения» В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения» Примерные программы: Русский язык Чтение Математика Окружающий мир Технология

29 Русский язык ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

30 Русский язык ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических); правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знакав препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов.;

31 Русский язык ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы (звук, букву, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение); способность контролировать свои действия, проверять написанное.

32 Русский язык МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение использовать язык с целью поиска необходимой информации; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; способность наиболее точное выражать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы.

33 Математика ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ готовность целенаправленно использовать знания в обучении и повседневной жизни (явления, события, факты); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы; познавательный интерес к математической науке (мотивы).

34 Математика МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик; устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; строить алгоритм поиска необходимой информации; определять логику решения практической и учебной задачи; уметь моделировать (решать учебные задачи с помощью знакав).

35 математика ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умение выбирать и использовать алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач с использованием знакавой символики (модели, схемы, таблицы).

36 Основные виды учебной деятельности Моделирование Сравнение Анализ Прогнозирование Наблюдение Объяснение Поиск необходимой информации Конструирование Исследование Восприятие Умение характеризовать Различные виды чтения Составление текста Формулировать Ориентироваться Инсценировать презентовать

37 Предметные результаты умения, опыт творческой деятельности знания Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

38 Лаборатория дистанционного повышения квалификации педагогов ru ЦИТУО Курс «Введение ФГОС НОО. ГЭП «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы»

Источник: www.myshared.ru

МЕСТО УУД В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»)

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов («Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» и др.) в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте всех учебных предметов. Каждый учебный пред¬мет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (далее УУД).

Оценить 1866 0

Содержимое разработки

МЕСТО УУДВ СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»)

Черевко И.М., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7

г. Ноябрьск, ЯНАО

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дис­циплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учеб­ных предметов («Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» и др.) в отношении ценностно-смыс­лового, личностного, познавательного и коммуникативного развития уча­щихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регуля­тивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте всех учебных предметов. Каждый учебный пред­мет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (далее УУД).

Под УУД понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к само­развитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятель­ности, которые включают:

познавательные и учебные мотивы,

учебные действия и операции (ориенти­ровка, преобразование материала, контроль и оценка).

Читайте также:
Лучшая программа для очистки кеша на Андроид

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные дей­ствия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» УУД:

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать не­обходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умениеучиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непре­рывному образованию, высокую социальную и профессиональную мо­бильность;

обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирова­ние картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями созда­ют возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться, что составляет основу стандартов второго поколения. Успешность развития универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных обла­стях; являются существенными условиями формирования УУД.

Формирование УУД создает возможность соотносить учебные пред­меты с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.

Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде всего: в различи­ях смысловой работы над текстом задания. Так, например, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситу­ации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, ко­торые связывают элементы текста. При решении же задач гуманитарного цикла учебных предметов конкретная ситуация, как правило, анализиру­ется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот, с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующе­го обобщения полученной предметной информации.

Кроме того, задачи гуманитарного цикла требуют отработки компонен­та обобщенного приема, связанного с семантическим и логическим ана­лизом текста с целью его понимания.

«Математика» в начальной школе выступает как основа развития позна­вательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-сим­волических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирова­ние, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиома­тика, формирование элементов системного мышления, выработка вычис­лительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Необходимо отметить, что в современной учебной литературе для на­чальной школы содержатся варианты заданий на отработку отдельных компонентов приема решения задач. Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи.

В задачах с неполными условиями, дети на основе своего житейского опыта должны для решения задачи сами ввести недостающую информа­цию. Например, «Сколько лап у двух кошек?».

Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отно­шениях. Например, «на рисунке изображены четыре одинаковых коробки с конфетами. Одна коробка раскрыта и видно количество находящихся в ней конфет. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения». К сожалению, во многих учебниках математики имеется небольшое число заданий по переводу вербально заданного тек­ста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.

Примерами могут быть следующие задания из учебника по математи­ке А.Л. Чекина (УМК «Перспективная начальная школа»).

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Универсальное учебное действие моделирование включает в свой состав знаково-символические действия – такие, как замещение, коди­рование, декодирование, с освоения которых и должно начинаться овла­дение моделированием. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок должен принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. В настоящее время учебники используют произвольную сим­волику с разными функциональными нагрузками. Практически во всех учебниках для начальной школы, начиная с перво­го класса, вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно), формулировки заданий (проведи линию, впиши цифры, обведи, раскрась и т.п.); введение рисунков для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, использование социально принятой символики (стрелки, схемы, графы, таблицы).

Указанные символы применяются в основном для сокращения текста заданий и лучшего их понимания. Например, задания на формирование действия кодирования — умение обозначать объекты с помощью символов, где вводятся задания на обозначение объектов различными символами (буквы, точки), на основе которых строятся отношения между объектами.

Отработка действия моделирования должна строиться исходя из орга­низации деятельности учащихся: учитывая возраст, создание мотивации наиболее эффективно достигается на сказочных и других текстах. Кроме того, важно включить в текст необходимую для выполнения действий ориентировку, т.е. знания, владение которыми позволит школьнику со­вершать действие, и, наконец, предусмотреть задания с последовательным переходом форм от материальных (предметных) к схемам и далее симво­лам и знакам.

Читайте также:
Программа чтобы прочистить динамик

Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы началь­ной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуни­кативных и речевых действий учащихся. Целесообразно практиковать на всех учебных предметах, а в частности, математике выполнение хотя части заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание.

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий — на­пример, решение текстовой задачи или другое математческое задание — показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказы­вать, — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» В данном случае, вполне справедливо мнение Г.А. Цукерман, что «нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе дости­жения общего результата».

На самом деле наиболее актуальная проблема заключается, скорее, в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффек­тивных учебных заданий (в рамках каждой предметной области). Главное — увидеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (пони­маемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

Из этого вытекает второе условие успешного формирования комму­никативных действий — овладение педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «уче­ник-ученик»).

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Таким образом, при разработке программы формирования универсаль­ных учебных действий важно учесть готовность учителя к использованию УУД, которая, на наш взгляд, включает в себя:

умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;

способность организовывать деятельность учащихся по формирова­нию УУД, включая выделение объективных условий правильного вы­полнения УУД, планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности);

под­бор учебных заданий и установление последовательности их предъявле­ния учащимся.

Источник: www.prodlenka.org

Презентация, доклад на тему Анализ структуры программы УУД СОО и проблемные пункты данной программы

Слайд 1Анализ структуры программы УУД
СОО и проблемные пункты
данной программы. Типовые

задачи по формированию универсальных учебных действий. Методика и инструментарий оценки успешности применения обучающимися УУД

Анализ структуры программы УУД СОО и проблемные пункты данной программы. Типовые задачи по формированию универсальных учебных

Слайд 2

Программа развития УУД

Программа развития УУДформирование компетенцийреализация повышение

Слайд 3

Программа развития УУД
должна обеспечивать:
1. Развитие

способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
2. Формирование ориентиров, системы отношений, умения пользоваться я УУД.
3. Умение планировать и осуществлять УД.
4. Решение задач.
5. Повышение эффективности усвоения ЗУН.
6. Условия для проектной деятельности.

Программа развития УУДдолжна обеспечивать: 1. Развитие способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.

Слайд 4

Программа развития УУД
должна обеспечивать:
7. Формирование

навыков участия в разных видах деятельности.
8. Возможность практического использования навыков.
9. Подготовку к осознанному выбору будущей профессии.

Программа развития УУДдолжна обеспечивать: 7. Формирование навыков участия в разных видах деятельности.

Слайд 5

Структура
программа развития УУД:
1.

Цели и задачи.
2. Описание понятий, функций, состава и характеристик УУД.
3. Типовые задачи.
4. Описание особенностей разного рода деятельности.
5. Описание основных направлений разного рода деятельности.
6. Планируемые результаты.
7. Описание условий.
8. Методика и инструментарий.

Структурапрограмма развития УУД: 1. Цели и задачи.

Слайд 6

Цель
программа развития УУД:
ООО

СОО
-Обеспечение организационно-методических — обеспечить организационно-методические
условий для реализации системно-деятельностного условия для реализации системно-деятельностного
подхода, положенного в основу ФГОС, с тем подхода т.о. чтобы приобретенные компетенции
чтобы сформировать у учащихся основной школы могли самостоятельно использоваться обучающи-
способности к самостоятельному учебному мися в разных видах деятельности за пределами
целеполаганию и учебному сотрудничеству. образовательной организации.

Цельпрограмма развития УУД: ООО

Слайд 7

Цель
программа развития УУД:

Цельпрограмма развития УУД:

Слайд 8

Описание понятий,
функций, состава и характеристик УУД

Описание понятий, функций, состава и характеристик УУД

Слайд 9

Типовые задачи
по формированию УУД:

1. Возможность самостоятельной постановки целей и задач.
2. Возможность самостоятельного выбора.
3. Возможность конвертирования.
4. Наличие образовательных событий.
5. Наличие форм и методов ведения коммуникации.
6. Наличие событий, требующих предъявления продуктов своей деятельности.

Типовые задачипо формированию УУД: 1. Возможность самостоятельной постановки целей и

Слайд 10

— Формирование познавательных УУД

Формирование коммуникативных УУД
— Формирование регулятивных УУД

ВИДЫ УУД: - Формирование познавательных УУД - Формирование коммуникативных УУД -

Слайд 11

Методика и инструментарий
оценки УУД:

Учебно – исследовательская работа работа (проект)
Направления:
— естественно –научные исследования
— исследования в гуманитарных областях
— экономические исследования
— социальные исследования
— научно-технические исследования

Источник: shareslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru