4 Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования Формирование основ гражданской идентичности. Создание психологических условий для формирования коммуникативной сферы развития личности. Развитие основ нравственности. Развитие «умения учиться».
5 Универсальные учебные действия «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»; «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений».
6 Универсальные учебные действия – «умение учиться» Полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции (в т. ч. контроль и оценка).
7 ВИДЫ УУД Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные, логические и знакаво- символические Коммуникативные
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
8 Личностные УУД Действие смыслообразования – основа формирования мировоззренческих взглядов (внутренняя позиция учащегося, его нравственное и гражданское самоопределение)
9 Регулятивные УУД целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция
10 Познавательные УУД общеучебные проблемные логические знакаво-символические
11 Познавательные УУД: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний;
12 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
13 ПРОБЛЕМНЫЕ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
14 ЛОГИЧЕСКИЕ выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их доказательство.
15 ЗНАКОВО — СИМВОЛИЧЕСКИЕ обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, формирования обобщенных знаний.
16 Коммуникативные УД планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов – поиск и сбор информации через взаимодействие; поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта; управление поведением ( своего и партнера ) – контроль, коррекция, оценка действий ( своих и партнера ); умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Универсальные учебные действия — Ольга Карабанова
17 Модель системы УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
19 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию Метапредметные освоенные универсальные учебные действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Предметные освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания
20 Литературное чтение Смыслообразование. Самоопределение, самопознание. Формирование основ гражданской идентичности. Формирование эстетических ценностей. Формирование действия нравственно-этического оценивания. Личностная децентрация.
Понимание и построение контекстной речи. Установление логических причинно-следственных связей. Умение строить план.
21 Математика Познавательные Логические Знаково-символические (моделирование) Планирование Аксиоматика Формирование элементов системного мышления Выработка вычислительных навыков Формирование общего приема решения задач
22 ОБЩИЕ ВИДЫ УУД Математика Познавательные Логические Знаково-символические (моделирование) Планирование Аксиоматика Формирование элементов системного мышления Выработка вычислительных навыков Формирование общего приема решения задач Технология Регулятивные Логические Знаково-символические (моделирование) Планирование Аксиоматика Формирование элементов системного мышления Познавательные Развитие эстетических представлений и критериев Коммуникативные
23 Новый педагогический инструмент для формирования универсальных учебных действий
24 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ технология деятельностного метода; технология проблемного обучения; технология формирования типа правильной читательской деятельности; проектные технологии и др.
25 «Программа развития УУД для предшкольного и начального образования» «Примерная программа проектирования УУД в начальной школе»
26 В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе под ред. А.Г. Асмолова
27 Содержание рабочих программ Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Содержание учебного предмета Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета
28 В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения» В помощь учителю: серия: «Стандарты второго поколения» Примерные программы: Русский язык Чтение Математика Окружающий мир Технология
29 Русский язык ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
30 Русский язык ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических); правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знакав препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов.;
31 Русский язык ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы (звук, букву, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение); способность контролировать свои действия, проверять написанное.
32 Русский язык МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение использовать язык с целью поиска необходимой информации; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; способность наиболее точное выражать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы.
33 Математика ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ готовность целенаправленно использовать знания в обучении и повседневной жизни (явления, события, факты); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы; познавательный интерес к математической науке (мотивы).
34 Математика МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик; устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира; строить алгоритм поиска необходимой информации; определять логику решения практической и учебной задачи; уметь моделировать (решать учебные задачи с помощью знакав).
35 математика ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умение выбирать и использовать алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач с использованием знакавой символики (модели, схемы, таблицы).
36 Основные виды учебной деятельности Моделирование Сравнение Анализ Прогнозирование Наблюдение Объяснение Поиск необходимой информации Конструирование Исследование Восприятие Умение характеризовать Различные виды чтения Составление текста Формулировать Ориентироваться Инсценировать презентовать
37 Предметные результаты умения, опыт творческой деятельности знания Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения
38 Лаборатория дистанционного повышения квалификации педагогов ru ЦИТУО Курс «Введение ФГОС НОО. ГЭП «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы»
Источник: www.myshared.ru
МЕСТО УУД В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»)
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов («Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» и др.) в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте всех учебных предметов. Каждый учебный пред¬мет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (далее УУД).
Оценить
1866 0
Содержимое разработки
МЕСТО УУДВ СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»)
Черевко И.М., учитель начальных классов МБОУ СОШ №7
г. Ноябрьск, ЯНАО
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов («Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» и др.) в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте всех учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (далее УУД).
Под УУД понимают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы,
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» УУД:
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умениеучиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться, что составляет основу стандартов второго поколения. Успешность развития универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов. Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях; являются существенными условиями формирования УУД.
Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде всего: в различиях смысловой работы над текстом задания. Так, например, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста. При решении же задач гуманитарного цикла учебных предметов конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот, с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной предметной информации.
Кроме того, задачи гуманитарного цикла требуют отработки компонента обобщенного приема, связанного с семантическим и логическим анализом текста с целью его понимания.
«Математика» в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Необходимо отметить, что в современной учебной литературе для начальной школы содержатся варианты заданий на отработку отдельных компонентов приема решения задач. Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи.
В задачах с неполными условиями, дети на основе своего житейского опыта должны для решения задачи сами ввести недостающую информацию. Например, «Сколько лап у двух кошек?».
Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Например, «на рисунке изображены четыре одинаковых коробки с конфетами. Одна коробка раскрыта и видно количество находящихся в ней конфет. Необходимо по рисунку составить задачу, которая решается с помощью умножения». К сожалению, во многих учебниках математики имеется небольшое число заданий по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.
Примерами могут быть следующие задания из учебника по математике А.Л. Чекина (УМК «Перспективная начальная школа»).
Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Универсальное учебное действие моделирование включает в свой состав знаково-символические действия – такие, как замещение, кодирование, декодирование, с освоения которых и должно начинаться овладение моделированием. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок должен принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. В настоящее время учебники используют произвольную символику с разными функциональными нагрузками. Практически во всех учебниках для начальной школы, начиная с первого класса, вводится символика для обозначения форм работы (выполни индивидуально, в парах, коллективно), формулировки заданий (проведи линию, впиши цифры, обведи, раскрась и т.п.); введение рисунков для выделения объектов и отношений между ними, иллюстрации понятий, обозначения объектов, использование социально принятой символики (стрелки, схемы, графы, таблицы).
Указанные символы применяются в основном для сокращения текста заданий и лучшего их понимания. Например, задания на формирование действия кодирования — умение обозначать объекты с помощью символов, где вводятся задания на обозначение объектов различными символами (буквы, точки), на основе которых строятся отношения между объектами.
Отработка действия моделирования должна строиться исходя из организации деятельности учащихся: учитывая возраст, создание мотивации наиболее эффективно достигается на сказочных и других текстах. Кроме того, важно включить в текст необходимую для выполнения действий ориентировку, т.е. знания, владение которыми позволит школьнику совершать действие, и, наконец, предусмотреть задания с последовательным переходом форм от материальных (предметных) к схемам и далее символам и знакам.
Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий учащихся. Целесообразно практиковать на всех учебных предметах, а в частности, математике выполнение хотя части заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание.
Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий — например, решение текстовой задачи или другое математческое задание — показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» В данном случае, вполне справедливо мнение Г.А. Цукерман, что «нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата».
На самом деле наиболее актуальная проблема заключается, скорее, в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области). Главное — увидеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.
Из этого вытекает второе условие успешного формирования коммуникативных действий — овладение педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»).
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Таким образом, при разработке программы формирования универсальных учебных действий важно учесть готовность учителя к использованию УУД, которая, на наш взгляд, включает в себя:
умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД, включая выделение объективных условий правильного выполнения УУД, планирование качества выполнения УУД (по форме, мере обобщения, меры развернутости, меры самостоятельности);
подбор учебных заданий и установление последовательности их предъявления учащимся.
Источник: www.prodlenka.org
Презентация, доклад на тему Анализ структуры программы УУД СОО и проблемные пункты данной программы
Слайд 1Анализ структуры программы УУД
СОО и проблемные пункты
данной программы. Типовые
задачи по формированию универсальных учебных действий. Методика и инструментарий оценки успешности применения обучающимися УУД
Слайд 2
Программа развития УУД
Слайд 3
Программа развития УУД
должна обеспечивать:
1. Развитие
способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
2. Формирование ориентиров, системы отношений, умения пользоваться я УУД.
3. Умение планировать и осуществлять УД.
4. Решение задач.
5. Повышение эффективности усвоения ЗУН.
6. Условия для проектной деятельности.
Слайд 4
Программа развития УУД
должна обеспечивать:
7. Формирование
навыков участия в разных видах деятельности.
8. Возможность практического использования навыков.
9. Подготовку к осознанному выбору будущей профессии.
Слайд 5
Структура
программа развития УУД:
1.
Цели и задачи.
2. Описание понятий, функций, состава и характеристик УУД.
3. Типовые задачи.
4. Описание особенностей разного рода деятельности.
5. Описание основных направлений разного рода деятельности.
6. Планируемые результаты.
7. Описание условий.
8. Методика и инструментарий.
Слайд 6
Цель
программа развития УУД:
ООО
СОО
-Обеспечение организационно-методических — обеспечить организационно-методические
условий для реализации системно-деятельностного условия для реализации системно-деятельностного
подхода, положенного в основу ФГОС, с тем подхода т.о. чтобы приобретенные компетенции
чтобы сформировать у учащихся основной школы могли самостоятельно использоваться обучающи-
способности к самостоятельному учебному мися в разных видах деятельности за пределами
целеполаганию и учебному сотрудничеству. образовательной организации.
Слайд 7
Цель
программа развития УУД:
Слайд 8
Описание понятий,
функций, состава и характеристик УУД
Слайд 9
Типовые задачи
по формированию УУД:
1. Возможность самостоятельной постановки целей и задач.
2. Возможность самостоятельного выбора.
3. Возможность конвертирования.
4. Наличие образовательных событий.
5. Наличие форм и методов ведения коммуникации.
6. Наличие событий, требующих предъявления продуктов своей деятельности.
Слайд 10
— Формирование познавательных УУД
—
Формирование коммуникативных УУД
— Формирование регулятивных УУД
Слайд 11
Методика и инструментарий
оценки УУД:
Учебно – исследовательская работа работа (проект)
Направления:
— естественно –научные исследования
— исследования в гуманитарных областях
— экономические исследования
— социальные исследования
— научно-технические исследования
Источник: shareslide.ru