Структура программы учебного предмета

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), а также с учетом многолетнего педагогического опыта преподавателей школы искусств.

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы общеразвивающего обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеразвивающих программ в области искусств.

МР-08. Проектирование рабочей программы учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС НОО-21

Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации программы учебного предмета – 4 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы — 7 – 15 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Сольфеджио» при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа. Из них:136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа.

Таблица 1

Нормативный срок обучения – 4 года

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
Полугодия
Количество недель
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Максимальная учебная нагрузка

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока — 45 минут.

Цели и задачи предмета «Сольфеджио»

Цели:

· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки.

Задачи:

· формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса.

· формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

МР-09. Проектирование рабочей программы учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС ООО-21

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.

Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «занимательное сольфеджио», оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Оснащение занятий

На протяжении обучения активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.

Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом

II. Содержание учебного предмета

Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными

Читайте также:
Оздоровительная программа для тех кто работает за компьютером

предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, элементарного слухового анализа являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что

гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

Класс. 1 четверть

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимал. учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудитор- ные занятия
1. Музыка в нашей жизни. Урок
2. Регистр. Звуки высокие и низкие. «Музыкальное эхо». Урок
3-4 Мелодия на одном звуке. Длительности: четверть, две восьмые. Урок
5-6 Динамика. Ноты «фа» и «ми». Доля. Пульс. Урок
7.-8 Направление мелодии. Мелодия на двух звуках. Ноты До, Ре. Урок
9. Текущий контроль Контр. урок

Класс. 2 четверть

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Мелодия на трёх звуках. Урок
2. Направление штиля. Ноты ля, си, до. Урок
3-4 Двух- и трёх- дольный метр. Сильная и слабая доли. Акцент. Урок
Мелодия на 4х звуках. Скачок мелодический в диапазоне кварты.
Урок
6. Соотношение длительностей. Половинная. Решение математических задач на длительности. Партитура. Урок
7. Текущий контроль Контр. урок

Класс. 3 четверть

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Размер. Такт. Урок
2. Паузы. Урок
3-4. Поступенное движение в диапазоне квинты. Урок
Деление клавиатуры на полутоны. Знаки альтерации. Урок 2,
Тон. Деление октавы. Урок
7-9 Устойчивые и неустойчивые окончания фраз. Лады в музыке. Тоника. III ступень. Римское обозначение I-III.Трезвучие (общее понятие) Урок
Текущий контроль Контрольный урок

Класс. 4 четверть

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1.. Тональность. Обозначение ступеней в тональности. Римское обозначение. I-V Урок
2. Гамма До мажор. Тетрахорд. Цифровое обозначение ступеней. I-VII. Урок
3. Строение мажорного лада. Урок
4.-5 Устойчивые звуки (творческие задания). Выразительность аккомпанемента (фактура).Т53 в аккомпанементе. Урок
6. Ладоинтонационные работы в До мажоре. Дирижирование на 2/4 Урок
7. Повторение
8. Промежуточный контроль Контр. урок
ИТОГО:

Класс. 1 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1-2. Повторение пройденного. Урок
3-4. Устойчивые и неустойчивые звуки. Урок
5-6 Виды Т53: развёрнутое. Урок
7-8. Интонация I-V ступень. Доминанта. Сочинение вопрос — ответных фраз. Аккомпанемент на квинте I-V Урок
9. Текущий контроль Контр. урок

Класс. 2 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Вводные ступени. Мелодический оборот — опевание тоники. Урок
2. Опевание устойчивых ступеней. Урок
3. Неустойчивые ступени в До мажоре с разрешением. Урок
4. Определение ступеней в ладу. Дирижирование на 2/4 Урок
5. Ритмическая группа шестнадцатые Урок
Порядок ключевых знаков. Тональность Ре мажор. Строение. Урок
7. Ладоинтонационные работы в Ре мажоре. Урок
Текущий контроль Контрол. урок

Класс. 3 четверть.

Класс. 4 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1-2 Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая Урок
Тональность ля минор. Строение минора. t5/3. Разрешение. Ладоинтонационная работа Урок
5-6. Параллельные тональности. Урок
7. Закрепление тем года Урок
8. Промежуточный контроль Контрольный урок
ИТОГО:
Читайте также:
Как увеличить громкость микрофона через программу

Класс. 1 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1-2 Повторение теоретического материала. Тональности До мажор, ля минор, Ре мажор, Соль мажор, Фа мажор Урок
3. Главные ступени. Мелодия, аккомпанемент. Подбор сопровождения в виде главных ступеней. Глав.трезв, частушка Урок
4-5 Натуральный и гармонический минор. Урок
6-7 Мелодический минор Урок
8.9 Ритмическая группа (восьмая и 2 шестнадцатые) Текущий контроль Контрольный урок

Класс. 2 четверть

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Интервалы. Определение и название. Урок
Количественная величина интервала Урок
3. Звучание интервала. Консонанс. Диссонанс. Урок
4. Тоновая величина интервала. Урок
5. Интервалы ч.1 и ч.8 Урок
6. Интервалы м.2, б.2 Урок
Текущий контроль Контрольный урок

Класс. 3 четверть

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1. Секвенция Урок
Интервалы: м.3, б.3 Урок
Б 53 и М53 от звука
Тональности Соль мажор – ми минор Урок
Тональность ми минор 3х видов. Увеличенная секунда ув2. Урок
Тональности Фа мажор — ре минор. Урок
Тональность ре минор 3х видов. Бекар Урок
8-9 Интервалы Интервалы: ч.4 и ч.5 Урок
Текущий контроль Контрольный урок

Класс. 4 четверть

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
Тональности Ре мажор, си минор
Тональность Си бемоль мажор. Урок
3- Минор 3х видов. Соль минор
Урок
4-5 Тритоны Урок
Пунктирный ритм(восьмая с точкой и шестнадцатая)
7. Букв. Обознач звуков и тон.- и Урок
8. Текущий контроль Контольный урок
ИТОГО:
Консультация 2 часа в год

Класс. 1 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
Повторение Урок
Одноимённые тональности Урок
Интервалы б6, м6 Обращения интервалов. Урок
4-5 Синкопа
6-7 4 вида 5/3 Урок
Гарм. мажор
Текущий контроль Контрольный урок

Класс. 2четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
Обращение трезвучий Урок
Септимы
3-4 Д7. Септаккорды Урок
Тональности Ля мажор, фа диез минор.
Вводный септаккорд
Контрольный урок Контрольный урок

Класс. 3 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1-2 Вводные септаккорды. Повторение Урок
«Золотая секвенция»
Урок
Тональность Ми бемоль мажор Урок
Размер 38 Урок
6-7 Размер 68 Урок
8-9 Звуки хроматические и диатонические. Урок
Текущий контроль Контрольный урок

Класс. 4 четверть.

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальн ая учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1.-2 Тональность до минор Урок
Урок
4-5 Буквенное обозначение аккордов (эстрадная музыка) Урок
Ритмические сложности Урок
Закрепление те Контрольный урок
ИТОГО:

Источник: infopedia.su

Структура программы учебного предмета

2.Срок реализации учебного предмета. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 5 лет, с 4 по 8 класс. Срок освоения программы «История изобразительного искусства» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год (9-й или 6-й класс). Содержание программы дополнительного года обучения предусматривает подготовку обучающихся к поступлению в средние или высшие учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Читайте также:
Установка программ в debian из tar gz

3. Объем учебного времени Предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 5 — летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198 часов — аудиторные занятия, 198 часов — самостоятельная работа.

При 8 — летнем сроке обучения общая трудоемкость составляет 330 часов. Из них: 165 часов — аудиторные занятия, 165 — самостоятельная работа. В 9 классе (при 8-летнем сроке обучения) общая трудоемкость учебного предмета составляет 82,5 часов. Из них 49,5 часов аудиторные занятия, 33 часа — самостоятельная работа.

В 6 классе (при 5- летнем обучении) общая трудоемкость учебного предмета составляет 82,5 часов. Из них 49,5 часов аудиторные занятия, 33 часа — самостоятельная работа.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Недельная нагрузка в часах:

Срок обучения 5-6 лет.

Аудиторные занятия: 2 — 5 классы — 1,5 часа;

6 класс — 1,5 часа.

Самостоятельная работа: 2 — 5 классы — 1,5 часа;

Срок обучения 8-9 лет.

Аудиторные занятия: 4-8 классы — 1 час;

9 класс — 1,5 часа.

Самостоятельная работа: 4-8 классы — 1 час;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

— сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

— распределение учебного материала по годам обучения;

— описание дидактических единиц;

— требования к уровню подготовки обучающихся;

— формы и методы контроля, система оценок;

— методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

II. Содержание учебного предмета

При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального ремесла.

Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.

Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.

Учащиеся первого года (4-й класс) обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке школы.

Учащиеся второго года (5-й класс) обучения решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.

Учащиеся третьего года (6-й класс) обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.

Учащиеся четвертого года (7-й класс) обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения.

Учащиеся пятого года (8-й класс) обучения развивают умение самостоятельно и последовательно вести работу над заданиями, находить выразительное пластическое решение в рисунках и этюдах. Ставятся задачи на выполнение сложных многоплановых пейзажей с архитектурными сооружениями, современной техникой, с изображением людей. Задания тесно связаны со станковой композицией.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru