Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ), а также с учетом многолетнего педагогического опыта преподавателей школы искусств.
Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детских школах искусств, реализующих программы общеразвивающего обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.
Полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных общеразвивающих программ в области искусств.
МР-08. Проектирование рабочей программы учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС НОО-21
Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы учебного предмета – 4 года.
Возраст детей, приступающих к освоению программы — 7 – 15 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Сольфеджио» при 4-летнем сроке обучения составляет 272 часа. Из них:136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа.
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 4 года
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | ||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год |
Полугодия | ||||
Количество недель | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Максимальная учебная нагрузка |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока — 45 минут.
Цели и задачи предмета «Сольфеджио»
Цели:
· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки.
Задачи:
· формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса.
· формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
МР-09. Проектирование рабочей программы учебного предмета в соответствии с требованиями ФГОС ООО-21
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки учащихся;
· формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «занимательное сольфеджио», оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
Оснащение занятий
На протяжении обучения активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.
Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом
II. Содержание учебного предмета
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными
предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, элементарного слухового анализа являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что
гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Класс. 1 четверть
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимал. учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудитор- ные занятия | |
1. | Музыка в нашей жизни. | Урок | |
2. | Регистр. Звуки высокие и низкие. «Музыкальное эхо». | Урок | |
3-4 | Мелодия на одном звуке. Длительности: четверть, две восьмые. | Урок | |
5-6 | Динамика. Ноты «фа» и «ми». Доля. Пульс. | Урок | |
7.-8 | Направление мелодии. Мелодия на двух звуках. Ноты До, Ре. | Урок | |
9. | Текущий контроль | Контр. урок |
Класс. 2 четверть
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1. | Мелодия на трёх звуках. | Урок | |
2. | Направление штиля. Ноты ля, си, до. | Урок | |
3-4 | Двух- и трёх- дольный метр. Сильная и слабая доли. Акцент. | Урок | |
![]() |
Урок | ||
6. | ![]() |
Урок | |
7. | Текущий контроль | Контр. урок |
Класс. 3 четверть
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1. | Размер. Такт. | Урок | |
2. | Паузы. | Урок | |
3-4. | Поступенное движение в диапазоне квинты. | Урок | |
Деление клавиатуры на полутоны. Знаки альтерации. | Урок | 2, | |
Тон. Деление октавы. | Урок | ||
7-9 | Устойчивые и неустойчивые окончания фраз. Лады в музыке. Тоника. III ступень. Римское обозначение I-III.Трезвучие (общее понятие) | Урок | |
Текущий контроль | Контрольный урок |
Класс. 4 четверть
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1.. | Тональность. Обозначение ступеней в тональности. Римское обозначение. I-V | Урок | |
2. | Гамма До мажор. Тетрахорд. Цифровое обозначение ступеней. I-VII. | Урок | |
3. | Строение мажорного лада. | Урок | |
4.-5 | Устойчивые звуки (творческие задания). Выразительность аккомпанемента (фактура).Т53 в аккомпанементе. | Урок | |
6. | Ладоинтонационные работы в До мажоре. Дирижирование на 2/4 | Урок | |
7. | Повторение | ||
8. | Промежуточный контроль | Контр. урок | |
ИТОГО: |
Класс. 1 четверть.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1-2. | Повторение пройденного. | Урок | |
3-4. | Устойчивые и неустойчивые звуки. | Урок | |
5-6 | Виды Т53: развёрнутое. | Урок | |
7-8. | Интонация I-V ступень. Доминанта. Сочинение вопрос — ответных фраз. Аккомпанемент на квинте I-V | Урок | |
9. | Текущий контроль | Контр. урок |
Класс. 2 четверть.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1. | Вводные ступени. Мелодический оборот — опевание тоники. | Урок | |
2. | Опевание устойчивых ступеней. | Урок | |
3. | Неустойчивые ступени в До мажоре с разрешением. | Урок | |
4. | Определение ступеней в ладу. Дирижирование на 2/4 | Урок | |
5. | Ритмическая группа шестнадцатые | Урок | |
Порядок ключевых знаков. Тональность Ре мажор. Строение. | Урок | ||
7. | Ладоинтонационные работы в Ре мажоре. | Урок | |
Текущий контроль | Контрол. урок |
Класс. 3 четверть.
Класс. 4 четверть.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1-2 | Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая | Урок | |
Тональность ля минор. Строение минора. t5/3. Разрешение. Ладоинтонационная работа | Урок | ||
5-6. | Параллельные тональности. | Урок | |
7. | Закрепление тем года | Урок | |
8. | Промежуточный контроль | Контрольный урок | |
ИТОГО: |
Класс. 1 четверть.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1-2 | Повторение теоретического материала. Тональности До мажор, ля минор, Ре мажор, Соль мажор, Фа мажор | Урок | |
3. | Главные ступени. Мелодия, аккомпанемент. Подбор сопровождения в виде главных ступеней. Глав.трезв, частушка | Урок | |
4-5 | Натуральный и гармонический минор. | Урок | |
6-7 | Мелодический минор | Урок | |
8.9 | Ритмическая группа (восьмая и 2 шестнадцатые) Текущий контроль | Контрольный урок |
Класс. 2 четверть
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1. | Интервалы. Определение и название. | Урок | |
Количественная величина интервала | Урок | ||
3. | Звучание интервала. Консонанс. Диссонанс. | Урок | |
4. | Тоновая величина интервала. | Урок | |
5. | Интервалы ч.1 и ч.8 | Урок | |
6. | Интервалы м.2, б.2 | Урок | |
Текущий контроль | Контрольный урок |
Класс. 3 четверть
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1. | Секвенция | Урок | |
Интервалы: м.3, б.3 | Урок | ||
Б 53 и М53 от звука | |||
Тональности Соль мажор – ми минор | Урок | ||
Тональность ми минор 3х видов. Увеличенная секунда ув2. | Урок | ||
Тональности Фа мажор — ре минор. | Урок | ||
Тональность ре минор 3х видов. Бекар | Урок | ||
8-9 | Интервалы Интервалы: ч.4 и ч.5 | Урок | |
Текущий контроль | Контрольный урок |
Класс. 4 четверть
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
Тональности Ре мажор, си минор | |||
Тональность Си бемоль мажор. | Урок | ||
3- | Минор 3х видов. Соль минор | ||
Урок | |||
4-5 | Тритоны | Урок | |
Пунктирный ритм(восьмая с точкой и шестнадцатая) | |||
7. | Букв. Обознач звуков и тон.- и | Урок | |
8. | Текущий контроль | Контольный урок | |
ИТОГО: | |||
Консультация | 2 часа в год |
Класс. 1 четверть.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
Повторение | Урок | ||
Одноимённые тональности | Урок | ||
Интервалы б6, м6 Обращения интервалов. | Урок | ||
4-5 | Синкопа | ||
6-7 | 4 вида 5/3 | Урок | |
Гарм. мажор | |||
Текущий контроль | Контрольный урок |
Класс. 2четверть.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
Обращение трезвучий | Урок | ||
Септимы | |||
3-4 | Д7. Септаккорды | Урок | |
Тональности Ля мажор, фа диез минор. | |||
Вводный септаккорд | |||
Контрольный урок | Контрольный урок |
Класс. 3 четверть.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1-2 | Вводные септаккорды. Повторение | Урок | |
«Золотая секвенция» | |||
Урок | |||
Тональность Ми бемоль мажор | Урок | ||
Размер 38 | Урок | ||
6-7 | Размер 68 | Урок | |
8-9 | Звуки хроматические и диатонические. | Урок | |
Текущий контроль | Контрольный урок |
Класс. 4 четверть.
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) |
Максимальн ая учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |
1.-2 | Тональность до минор | Урок | |
Урок | |||
4-5 | Буквенное обозначение аккордов (эстрадная музыка) | Урок | |
Ритмические сложности | Урок | ||
Закрепление те | Контрольный урок | ||
ИТОГО: |
Источник: infopedia.su
Структура программы учебного предмета
2.Срок реализации учебного предмета. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 4 года, со 2 по 5 класс. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет, предмет «История изобразительного искусства» реализуется 5 лет, с 4 по 8 класс. Срок освоения программы «История изобразительного искусства» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год (9-й или 6-й класс). Содержание программы дополнительного года обучения предусматривает подготовку обучающихся к поступлению в средние или высшие учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
3. Объем учебного времени Предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,общая трудоемкость учебного предмета «История изобразительного искусства» при 5 — летнем сроке обучения составляет 396 часов. Из них: 198 часов — аудиторные занятия, 198 часов — самостоятельная работа.
При 8 — летнем сроке обучения общая трудоемкость составляет 330 часов. Из них: 165 часов — аудиторные занятия, 165 — самостоятельная работа. В 9 классе (при 8-летнем сроке обучения) общая трудоемкость учебного предмета составляет 82,5 часов. Из них 49,5 часов аудиторные занятия, 33 часа — самостоятельная работа.
В 6 классе (при 5- летнем обучении) общая трудоемкость учебного предмета составляет 82,5 часов. Из них 49,5 часов аудиторные занятия, 33 часа — самостоятельная работа.
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Занятия по предмету «История изобразительного искусства» и консультации рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Недельная нагрузка в часах:
Срок обучения 5-6 лет.
Аудиторные занятия: 2 — 5 классы — 1,5 часа;
6 класс — 1,5 часа.
Самостоятельная работа: 2 — 5 классы — 1,5 часа;
Срок обучения 8-9 лет.
Аудиторные занятия: 4-8 классы — 1 час;
9 класс — 1,5 часа.
Самостоятельная работа: 4-8 классы — 1 час;
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
— сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
— распределение учебного материала по годам обучения;
— описание дидактических единиц;
— требования к уровню подготовки обучающихся;
— формы и методы контроля, система оценок;
— методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
II. Содержание учебного предмета
При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального ремесла.
Обучение происходит, главным образом, как решение задач по композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.
Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на каждом году обучения.
Учащиеся первого года (4-й класс) обучения по учебному предмету «Пленэр» приобретают первоначальные навыки передачи солнечного освещения, изменения локального цвета, учатся последовательно вести зарисовки и этюды деревьев, неба, животных, птиц, человека, знакомятся с линейной и воздушной перспективой, изучают произведения художников на выставках, в музеях, картинных галереях, по видеофильмам и учебной литературе в библиотеке школы.
Учащиеся второго года (5-й класс) обучения решают задачи на цветовые и тональные отношения в пейзаже, развивают навыки передачи пленэрного освещения, плановости в глубоком пространстве, знакомятся с различными художественными материалами при выполнении рисунков животных, птиц, фигуры человека, архитектурных мотивов.
Учащиеся третьего года (6-й класс) обучения развивают навыки и умения в выполнении пейзажей на состояние с решением различных композиционных приемов, рисуют более сложные архитектурные фрагменты и сооружения в линейной и воздушной перспективе, пишут натюрморты, используя широкий спектр цветовых оттенков, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами.
Учащиеся четвертого года (7-й класс) обучения решают более сложные задачи на создание образа, развивают умения и навыки в выполнении пейзажа в определенном колорите, передаче точных тональных и цветовых отношений в натюрмортах на пленэре, самостоятельно выбирают выразительные приемы исполнения.
Учащиеся пятого года (8-й класс) обучения развивают умение самостоятельно и последовательно вести работу над заданиями, находить выразительное пластическое решение в рисунках и этюдах. Ставятся задачи на выполнение сложных многоплановых пейзажей с архитектурными сооружениями, современной техникой, с изображением людей. Задания тесно связаны со станковой композицией.
Источник: studfile.net