Структура программы турбо паскаль

Программой называют последовательность операторов и других элементов языка, построенную в соответствии с определенными правилами и предназначенную для решения определенной задачи.

Структура программы на Турбо Паскале выглядит следующим образом:

В самой первой строке указывается имя программы, процедуры или функции. В разделе описаний содержится описания всех имен (идентификаторов), используемых в разделе исполняемых операторов. Символом конца программной единицы является точка для программы или точка с запятой для процедуры или функции.

X: = ‘Моя первая программа’;

В ТУРБО-ПАСКАЛЕ игнорируется различие в строчных и прописных буквах. В любом месте программы можно писать комментарии, заключая их в < >.

Программа на ТУРБО-ПАСКАЛЕ состоит из служебных слов: PROGRAM, BEGIN, END и. т.д. и операторов, выполняющих разные действия. Каждый оператор должен заканчиваться точкой с запятой. После слова BEGIN точка с запятой не ставится. Все выполняемые операторы программы располагаются между словами BEGIN, означающим начало программы, и END., означающим конец программы.

Использование подпрограмм в Турбо Паскале. Структура программы. Урок 18

Операторы в ТУРБО-ПАСКАЛЕ бывают простые (оператор 1 и оператор 2 в предыдущем примере) и составные, включающие в себя несколько простых или других составных операторов. Составной оператор начинается со слова BEGIN и заканчивается словом END. Эти слова называются операторными скобками. Рекомендуется для наглядности программы сдвигать содержимое составных операторов вправо на 2 позиции.

Пример

X, Y: REAL; K: INTEGER;

FOR K: = 1 TO 10 DO

Пример

составной оператор 1

оператор 2;

оператор 3; составной оператор 2

Для обозначения различных объектов программы служат имена (идентификаторы). Они могут иметь произвольную длину, но значащими являются первые 63 символа. Идентификаторы включают в себя буквы, цифры и символ подчеркивания __. Пробелы и другие специальные символами не могут использоваться в именах. Идентификатор должен начинаться с буквы:

В ТУРБО-ПАСКАЛЕ имеется много служебных слов и стандартных имен, с которыми не должно совпадать имя какого-то объекта программы, присвоенное пользователем.

Читайте также:
Хочу быть успешным программа

Чаще всего имена используются для обозначения величин, над которыми в программе производятся некоторые действия.

Величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы, называются константами. Величины, значения которых могут изменяться в процессе выполнения программы, называются переменными. В компьютере каждой величине отводится определенная область памяти, где хранится ее значение. Константы и переменные могут быть различных типов.

Любой естественный язык строится из элементарных составляющих – букв, образующих алфавит языка. Из букв строятся слова, из слов – предложения, из предложений – рассказы, книги и т.д. Каждый язык программирования также имеет свой алфавит, т.е. набор символов, которые можно использовать при составлении программы. Существуют зарезервированные (служебные) слова, имеющие определенный смысл, написание которых нельзя изменять. Но, в отличие от естественных языков, в языках программирования можно вводить свои собственные слова и придавать им свой собственный смысл.

Основы работы со средой Турбо Паскаля. Урок 1

Текст программы на Турбо Паскале обычно включает в себя служебные слова, специальные символы и операторы. Язык Турбо Паскаль состоит примерно из 80 зарезервированных слов. Алфавит языка составляют буквы латинского алфавита, цифры, а также специальные символы: + — _:; = $ () < >и некоторые другие.

Источник: studopedia.su

Структура программы — Turbo Pascal

Любую программу, написанную на стандарте языка Паскаль, можно условно разделить на следующие основные части:

  • заголовок программы,
  • раздел объявлений и соглашений (декларационная часть),
  • раздел текстов процедур и функций,
  • тело программы (обязательная часть).

Строка заголовка программы состоит из зарезервированного слова PROGRAM и имени программы. В Турбо Паскале эта строка не обязательна, и ее можно без ущерба исключить. Но правила хорошего тона в программировании требуют задания некоторого имени программы, чтобы уже при первом знакомстве можно было получить хоть какую-нибудь информацию об ее назначении.

Читайте также:
Как называется программа записи разговора на телефоне Хонор

Однако не стремитесь привести здесь всю известную Вам информацию о программе — для этих целей можно воспользоваться дополнительными комментариями. Обычно в заголовке достаточно указать имя и версию программы. Следующее за оператором PROGRAM имя является идентификатором и обладает всеми его свойствами. В частности, внутри тела программы не могут быть объявлены объекты, имя которых совпадает с именем программы.

Раздел объявлений и соглашений

PROGRAM USES LABEL CONST TYPE VAR

В первой части программы программист сообщает компилятору, какими идентификаторами он обозначает данные (константы и переменные), а также определяет собственные типы данных, которые он в дальнейшем намеревается использовать в данной программе. Например, можно объявить переменные как локальные, допустив тем самым создание объектов с одинаковыми идентификаторами внутри функций и процедур. При этом необходимо следить за тем, чтобы не возникали конфликты между локальными и глобальными объявлениями различных объектов.

Раздел текстов процедур и функций

В этом разделе записываются подпрограммы, осуществляющие сложные действия, которые необходимо произвести неоднократно на разных этапах выполнения программы. Подпрограммы бывают двух типов: прjцедуры (PROCEDURE) и функции (FUNCTION). И те и другие представляют собой программы в миниатюре:

PROCEDURE(FUNCTION) LABEL CONST TYPE VAR BEGIN END;

Они могут иметь все те же разделы, что и основная программа, в частности, раздел локальных процедур и функций, вызываемых только в пределах данной подпрограммы.

Тело программы

BEGIN END.

В этом разделе содержится смысловая часть программы.

Источник: tpdn.ru

Структура программы и алфавит языка Турбо Паскаль

Паскаль-программа состоит из заголовка программы и тела программы (блока).

program rf;

В Турбо-Паскале можно опускать заголовок программы.

Блок в общем случае состоит из шести разделов (в Турбо-Паскале порядок первых пяти разделов произвольный):

Читайте также:
Программа jpg gif или png

1) раздел меток (Label);

2) раздел констант (Const);

3) раздел типов (Type);

4) раздел переменных (Var);

5) раздел процедур и функций (Procedure, Function);

6) раздел операторов.

В Турбо-Паскале существует также раздел библиотек процедур и функций (Uses), который должен располагаться сразу после заголовка (перед разделом меток). Любые разделы, кроме раздела операторов, могут отсутствовать.

Все разделы, кроме последнего, имеют характер описаний (объявлений) объектов, которые будут в дальнейшем использованы в данной программе. Все разделы, кроме последнего, начинаются с соответствующего служебного слова и заканчиваются точкой с запятой. Описание процедур и функций состоит из заголовка и блока и заканчивается точкой с запятой.

Блок процедуры и блок функции строятся аналогично блоку программы и состоят из тех же разделов. Активизация процедуры или функции происходит только в результате обращения к ней из раздела операторов программы.

Раздел операторов является основным разделом программы. Он состоит из последовательности операторов, отделенных друг от друга точкой с запятой. Точка с запятой является разделителем между операторами. Раздел операторов начинается со служебного слова begin и заканчивается служебным словом end, после которого ставится точка.

Служебные слова begin и end называются операторными скобками. С их помощью можно любую последовательность из одного и более операторов объединить в один составной оператор. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда в какой-либо конструкции может присутствовать только один оператор, а необходимо по существу алгоритма записать несколько. В этом смысле весь раздел операторов можно рассматривать как один составной оператор.

Итак, структура программы на языке Паскаль имеет вид:

program имя;

label описание меток;

const описание констант;

type описание новых типов;

var описание переменных;

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru