СООТВЕТСТВУЕТ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендована Ученым советом Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Москва, МГПУ Смоленск, Ассоциация XXI век 2014
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы – «Ступеньки детства» Уровень/направленность ПООП – основная образовательная программа дошкольного образования Возраст воспитанников – 3 – 7 лет Заказчик ПООП – издательство «Ассоциация XXI век» Аннотация содержания ПООП Программа «Ступеньки детства» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и предназначена для организации образовательного процесса на ступени дошкольного образования, обеспечивающего преемственность с начальным образованием в школе (соответственно требованиям ФГОС НОО). Она может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми: в ДОУ (в части программы, формируемой участниками образовательных отношений), группах кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад (создаваемых на базе школ, ДОУ, организаций дополнительного образования и пр.), а также в условиях домашнего воспитания; для каждой формы организации работы в программе приводятся варианты недельного планирования. Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего, личностно- и деятельностно-ориентированного образования, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии личности и создании условий для обеспечения эмоционального комфорта и сохранения здоровья ребенка в образовательном процессе: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития. В части методической поддержки педагогов Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для практической организации работы с дошкольниками. Все материалы прошли многолетнюю опытную проверку в различных регионах России, которая подтверждает их эффективность.
Вариативность использования образовательной программы «Ступеньки к школе»
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | 3 |
Программа адресована руководителям и воспитателям дошкольных образовательных организаций, родителям, студентам педагогических колледжей и вузов, методистам системы дополнительного профессионального образования. Текущий статус ПООП: действующая Реквизиты утверждения и одобрения ПООП : Рекомендована Ученым советом Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Наименование и контактные реквизиты учебно-методическо- го объединения, организовавшего разработку ПООП: Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», педагогический факультет. Москва, Зеленоград, к.425-а. Раб. тел. 8 (499) 734-33-92. Наименование и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экспертизу ПООП Номер ПООП в реестре
Рабочая программа в структуре нормативного обеспечения дошкольного образования
4 | ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
Пояснительная записка . | 6 |
Цели и задачи реализации Программы . | 10 |
Концептуальные основы Программы . | 11 |
Принципы Программы «Ступеньки детства» . | 13 |
Планируемые результаты освоения Программы . | 14 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
Общие подходы к конструированию содержания | |
Программы . | 18 |
Педагогические технологии обеспечения эмоционального | |
благополучия ребенка в образовательном процессе ДОУ . | 19 |
Особенности содержания непосредственной | |
образовательной деятельности дошкольников . | 28 |
Краткая характеристика предметных образовательных | |
областей Программы «Ступеньки детства» . | 32 |
• Ознакомление с окружающим миром . | 32 |
• Художественно-конструкторская деятельность . | 38 |
• Подготовка к чтению и письму . | 42 |
• Математическое развитие. | 45 |
• Литературное образование. | 48 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
Общие вопросы организации образовательного процесса | |
на основе Программы . | 50 |
Особенности методов, средств и форм организации | |
деятельности детей. | 53 |
Перечень рекомендуемых пособий для реализации | |
программы «Ступеньки детства. | 56 |
Дитя не только готовится к жизни, но уже живёт. К. Д. Ушинский I. Целевой раздел Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически приобретает статус первого уровня общего образования.
На этом фоне основная миссия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования состоит в решении давно назревшей проблемы обеспечения преемственности его целей, задач и содержания с последующей образовательной ступенью – начальным общим образованием при сохранении самоценности дошкольного детства как одного из важнейших этапов в жизни человека. Образовательная программа «Ступеньки детства» изначально создавалась именно в рамках решения данной проблемы, социаль- но-педагогическая значимость которой в последние десятилетия приобрела очевидную для всех остроту. Основные концептуальные идеи программы выдвинуты и разработаны коллективом преподавателей кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Они являются результатом комплексного теоретического исследования, начатого в 1998 г., и последующей опытно-экспе- риментальной работы. Прежде всего, выдвинутые теоретические и методические идеи проверялись разработчиками программы и учебно-методических материалов в опытной работе с детьми в условиях специально созданного при университете психолого-педа-
6 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
гогического Центра «Развитие» (с 2000 г.). Одновременно (с 2002 г.) экспериментальные варианты УМК проходили широкую опытную проверку в детских образовательных Центрах, дошкольных образовательных учреждениях России и получили положительную оценку со стороны педагогов и родителей.
С учетом результатов апробации Программа и учебно-методические материалы впервые были изданы в 2005 году и с этого периода приняты к широкому практическому использованию. Данное издание примерной образовательной программы дошкольного образования «Ступеньки детства» согласовано с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования.
При разработке Программы учитывались также современные международные тенденции и опыт развития дошкольного образования и обеспечения его преемственности с начальной школой. В частности, для современных образовательных систем многих государств мира характерно наличие обязательного предшкольного образования, целью которого является обеспечение готовности ребенка к обучению в школе.
Что касается более ранних возрастных ступеней, в отношении них государственная образовательная политика, как правило, отмечается заметной осторожностью, и приоритетное значение имеет создание для детей условий комфортного, природосообразного взращивания с целью сохранения и укрепления здоровья. В отечественной системе образования специфика предшкольной подготовки, дошкольного и школьного образования в целом обусловлена рядом своеобразных проблем, составляющих специфический социально-педагогический фон. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН можно выделить следующие проблемы. 1. Ухудшение общих характеристик физического развития детей в последние десятилетия. 2. Распространение и увеличение темпов нарушения здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе: – нервно-психические и вегетативные расстройства; – нарушения опорно-двигательного аппарата; – нарушения зрения; – заболевания желудочно-кишечного тракта. 3. Среди причин всех отмеченных нарушений на первом ме-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 7 |
дактогенное происхождение! сте стоит ДЕТСТВА обучение, т. е. они имеют преимущественно ди- СТУПЕНЬКИ Медики и психологи отмечают также наиболее агрессивные дидактогенные факторы, влияющие на ухудшение здоровья детей на современном этапе: 1. Высокий объем учебных нагрузок. 2. Интенсификация процесса обучения. 3. Низкая двигательная активность.
4. Вербализация образовательного процесса – как один из самых агрессивных факторов (!). Важно отметить, что общая патологическая пораженность выше в учебных учреждениях так называемого «повышенного» уровня (как дошкольной, так и школьной ступеней): в гимназиях и прогимназиях, «дошкольных академиях», лицеях и т. п., где обозначенные факторы выражены наиболее отчетливо.
Таким образом, все отмеченные выше обстоятельства определенным образом окрашивают проблему отечественного дошкольного образования, и эта окраска достаточно тревожная. Вместе с тем есть и позитивные, обнадеживающие моменты.
К ним, прежде всего, относится тот факт, что в усилении или ослаблении отрицательного влияния дидактогенных факторов на здоровье детей большую роль играют педагогические технологии и образовательная среда, в которой протекает образовательный процесс. Поскольку учебные нагрузки (и нежелательные перегрузки) находятся в прямой зависимости от этих факторов, перед авторами Программы стояла задача их целенаправленной корректировки. В целом программа «Ступеньки детства» не предполагает революционной перестройки сложившихся подходов к дошкольному образованию; основные изменения связаны с преодолением опасных тенденций именно последних десятилетий, но с учетом и с опорой на положительный опыт отечественной и зарубежной педагогики. Основные особенности Программы 1. «Ступеньки детства» – программа, построенная в соответствии с современными социально-педагогическими запросами и вызовами, ориентированная на приоритет эмоционального благополучия и сохранения психического и физического здоровья в образовательном процессе как ребенка, так и педагога.
8 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
2. «Ступеньки детства» – программа, нацеленная на дальнейшее образование, разработанная с учетом требований ФГОС начального общего образования, что обеспечивает преемственность дошкольной и начальной образовательных ступеней. 3. «Ступеньки детства» – развивающая программа, базирующаяся на фундаментальных законах развития личности и деятельности человека.
4. «Ступеньки детства» – лаконичная программа, нацеленная на достижение необходимых результатов при устранении перегрузок и неоправданной интенсификации образовательного процесса (за счет интеграции компонентов содержания и активно-деятельностной позиции ребенка как познающего и развивающегося субъекта). 5. «Ступеньки детства» – программа технологически простая и удобная для реализации в массовой практике, не требующая дополнительного нестандартного оборудования или специфической подготовки педагогических кадров. 6. «Ступеньки детства» – программа, обеспеченная функциональным комплектом учебно-методических материалов для непосредственного использования в образовательном процессе с целью методической поддержки педагогов и создания для них условий эмоционального комфорта в организации работы с детьми. 7. «Ступеньки детства» – программа, позволяющая создать условия для продуктивного творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагогов, детей и их родителей) и их саморазвития. 8. «Ступеньки детства» – многофункциональная программа открытого типа, создающая условия для вариативного использования в рамках различных форм организации образовательного процесса, с учетом особенностей и потребностей дошкольной образовательной организации, конкретной си- туации, а также особенностей развития детей. Авторы выражают надежду на то, что предлагаемая Программа займет свое место в общем процессе модернизации отечественного дошкольного образования, окажет помощь педагогам и родителям дошкольников в организации развивающего, интересного, здоровьесозидающего образовательного пространства, позволяющего обеспечить преемственные связи с последующей образовательной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 9 |
ступенью, подготовить детей к дальнейшему успешному обучению в школе. Цели и задачи реализации Программы Основная цель программы «Ступеньки детства» состоит в обеспечении для ребенка условий полноценного проживания уникального, самоценного периода дошкольного детства и создании обстановки максимального эмоционального комфорта в образовательном процессе, направленном на развитие личностного потенциала каждого ребенка.
Обозначенная цель реализуется через систему взаимосвязанных задач : 1. Укрепление психофизиологического здоровья детей, формирование оптимистической жизненной позиции, ценности здорового образа жизни, создание предпосылок к духовнонравственному саморазвитию личности. 2. Формирование в сознании ребенка целостной картины мира на основе накопления культурного опыта (знаний, деятельности, общения) в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, в том числе в непосредственной образовательной деятельности.
3. Развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, творческой активности, стремления к расширению знаний, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации. 4. Формирование коммуникативной культуры, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом, взрослыми людьми и со сверстниками. 5. Обеспечение преемственности ступеней дошкольного и начального образования в части целей, содержания и организации непрерывного образовательного процесса. 6. Психолого-педагогическая и методическая поддержка родителей дошкольников и педагогов дошкольных образовательных учреждений, позволяющая осуществлять полноценное развитие ребенка с сохранением его физического и психического здоровья, в тесной взаимосвязи с естественными потребностями возраста и с учетом психологических и биологических закономерностей развития.
10 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
Источник: studfile.net
Книгопоиск: поисковая система книг
по более чем 30 российским книжным интернет-магазинам. Найди книгу для себя!
Информация о книге
Главная » Домашние занятия. Путешествия » Рукоделие » Рукоделие » Бисероплетение » Ступеньки детства. Программа-концепция для педагогов и родителей по организации обучения дошкольников
Бадулина О.И., Зверева М.С., Конышева Н.М., Ступеньки детства. Программа-концепция для педагогов и родителей по организации обучения дошкольников
Ассоциация 21 век, 2007 г., 978-5-89308-496-2
Описание книги
Программа разработана в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренных Правительством Российской Федерации, и направлена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы — преемственности в обучении.
Поделиться ссылкой на книгу
Концептуальные основы программы
Принципы программы «Ступеньки детства»
Основные задачи программы «Ступеньки детства»
Основные линии развития ребёнка в плане
осуществления преемственности дошкольного
образования и школы
Особенности методов, средств и форм организации
деятельности дошкольников
Особенности содержания занятий с дошкольниками
Структура комплекта «Ступеньки детства»
Рекомендуемая литература
Об авторах учебно-дидактических и методических
пособий, издаваемых в рамках программы
«Ступеньки детства»
Об авторе
Зверева М.С.
Доцент кафедры экономической теории Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.
Конышева Н.М.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор учебников и учебно-методических пособий по технологии, научный руководитель программы по дошкольной подготовке «Ступеньки детства».
Последние поступления в рубрике «Бисероплетение»
Если Вы задавались вопросами «где найти книгу в интернете?», «где купить книгу?» и «в каком книжном интернет-магазине нужная книга стоит дешевле?», то наш сайт именно для Вас. На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Бадулина О.И., Зверева М.С., Конышева Н.М., Ступеньки детства. Программа-концепция для педагогов и родителей по организации обучения дошкольников в интернет-магазинах. Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации.
Источник: www.knigo-poisk.ru
Структура программы ступеньки детства
Toggle navigation
Иллюстрированный научно — популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей
Тема номера:
Вдохновленные Реджио
- От редакции
- Проблема
- Школа начальников
- Юридическая консультация
- Родительский клуб
- Журнал в журнале «Психолог»
- Непрерывное образование
- Единое пространство детства
- Педагогическая кухня
- Беседка
- Школа здоровья
- Информбюро
- Калейдоскоп
- Наши приложения
- Зарубежная педагогика
Дорогие воспитатели и заведующие ДОУ, ученые, педагоги-практики, психологи, музыкальные работники, руководители кружков, тренеры, педиатры, папы и мамы, бабушки и дедушки — в общем все те, чья жизнь по разным причинам тесно связана с дошкольным воспитанием
Журнал «Обруч» приветствует вас на своих электронных страницах. Здесь вы сможете получить информацию по интересующим вас вопросам, поделиться собственным опытом, встретиться с интересными людьми.
Вот лишь некоторые темы, которые мы готовы обсуждать вместе с вами: новые учебные программы; альтернативное образование и частные детские сады, школы; тайны детской психологии; здоровье ребенка; образование и бизнес. Специально для педагогов — методические разработки, информация о курсах и семинарах, новых учебных пособиях и средствах обучения.
Лучшие материалы последних номеров «Обруча» (а в перспективе — полная подборка статей), последние новости дошкольного образования, консультации специалистов-«дошкольников», а также эксклюзивные материалы наших читателей — все это вы найдете на нашем сайте.
Источник: obruch.ru