Создание программы предполагает ответственный и трудоемкий процесс, который требует специальной подготовки и кропотливой работы.
Грамотное оформление программы придает данному документу определенную юридическую силу, показывает уровень профессиональной подготовки разработчика программы, а также указывает на взаимосвязь между заказчиком и исполнителем.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией. Кроме того, изложение содержания программы (язык, стиль) должно быть доступно для обучающихся и их родителей, педагогических
работников.
Скачать:
![]() |
1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и реализация программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Природа и художник»
На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Гравюра». Направленность: художественная
Направлена на развитие творческих способностей в графике и гравюре (гравирование в разных техниках: монотипия, картонная гравюра, линогравюра изготовление индивидуальных эстампов различных разме.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
Срок реализации: 3 годаВозраст обучающихся: 7-17 лет.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ.
Разработка программ развития в области физической культуры и спорта и программ спортподготовки
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубленное изучение общей, неорганической химии. Знания по программе выходят за рамки школьного учебника. На сегодняшний день, р.
Источник: nsportal.ru
Приказ 2013 г. № Об утверждении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации
план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
На «Титульном листе» Программы указывается:
наименование вида спорта;
наименование организации, осуществляющей спортивную подготовку;
название федерального стандарта спортивной подготовки, на основе которого разработана Программа;
срок реализации Программы;
год составления Программы.
В «Пояснительной записке» Программы дается характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации тренировочного процесса, излагается структура системы многолетней подготовки (этапы, уровни, дисциплины).
«Нормативная часть» Программы должна содержать:
продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта;
соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта;
планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта;
режимы тренировочной работы;
медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку;
предельные тренировочные нагрузки;
минимальный и предельный объем соревновательной деятельности;
требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию;
требования к количественному и качественному составу групп подготовки;
объем индивидуальной спортивной подготовки;
структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов).
«Методическая часть» Программы должна содержать:
рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;
рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок;
рекомендации по планированию спортивных результатов;
требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля;
программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки;
рекомендации по организации психологической подготовки;
планы применения восстановительных средств;
планы антидопинговых мероприятий;
планы инструкторской и судейской практики.
«Система контроля и зачетные требования» Программы должны включать:
конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность в виде спорта;
требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки;
виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;
комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.
«Перечень информационного обеспечения» Программы должен включать: список литературных источников, перечень аудиовизуальных средств, перечень Интернет-ресурсов, необходимые для использования в работе лицами, осуществляющими спортивную подготовку и при прохождении спортивной подготовки лицами, проходящими спортивную подготовку.
План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий формируется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на основе Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.
Принципы и подходы к методической основе тренировочного процесса
а) направленность на максимально возможные достижения.
Направленность на максимально возможные (высшие) достижения реализуется при использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсменов, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления.
б) программно-целевой подход к организации спортивной подготовки.
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА КАК МНОГОЛЕТНИЙ ПРОЦЕСС И ЕЕ СТРУКТУРА
Спортивная подготовка — целенаправленная деятельность по подготовке спортсменов к спортивным соревнованиям путем совершенствования их спортивного мастерства.
Организация спортивной подготовки осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в том числе Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007), нормативными правовыми актами Министерства спорта РФ, федеральными стандартами спортивной подготовки по соответствующим видам спорта.
В Российской Федерации по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных видов спорта, а также национальных видов спорта, развитие которых не осуществляется соответствующей общероссийской спортивной федерацией), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки.
Федеральные стандарты спортивной подготовки предназначены для обеспечения:
- 1) единства основных требований к спортивной подготовке на всей территории РФ;
- 2) планомерности осуществления спортивной подготовки на всей территории РФ;
- 3) подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд РФ. Федеральные стандарты спортивной подготовки включают в себя:
- 1) требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;
- 2) нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин);
- 3) требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки;
- 4) требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;
- 5) особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;
- 6) требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проходящих спортивную подготовку, устанавливаются специальные федеральные стандарты спортивной подготовки.
Целенаправленная деятельность по подготовке спортсменов к спортивным соревнованиям осуществляется на основе программы спортивной подготовки — программы поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Многолетнюю спортивную подготовку (с первых шагов в спорте до достижения максимальных высот спортивного мастерства) принято делить на следующие этапы, связанные с закономерностями возрастного развития и квалификационными показателями спортсменов: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации, совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства (высших достижений), спортивного долголетия. Каждый этап подготовки имеет свои цели и задачи, которые реализуются только ему присущими средствами и методами тренировки.
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст, а в ряде случаев и возраст 5—6 лет и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе решаются следующие основные задачи:
- 1) изучение индивидуальных особенностей детей: их задатков, склонностей, способностей, интересов, особенностей характера и других индивидуальных свойств формирующейся личности;
- 2) освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта;
- 3) формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их;
- 4) содействие гармоничному формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических способностей, преимущественно скоростных, скоростно-силовых способностей, общей выносливости.
Подготовка детей в системе ДЮСШ характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.
Этап начальной спортивной специализации. Основными задачами этого этапа являются:
- 1) формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- 2) обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся;
- 3) дальнейшее овладение рациональной спортивной техникой;
- 4) создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта. Специализация имеет «многоборный», а не узко направленный
характер. Наряду с овладением основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физических способностей и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.
Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узко специализированная тренировка.
Преобладающей тенденцией динамики нагрузок на этапе начальной специализации является увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой.
Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде.
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки.
Основными задачами этого этапа являются:
- 1) укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма;
- 2) дальнейшее совершенствование и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализация;
- 3) овладение тактическими действиями в процессе соревнований;
- 4) повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом требований программ спортивной подготовки по видам спорта.
На этом этапе увеличивается число и продолжительность учебнотренировочных занятий, тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально-подготовительных и соревновательных упражнений.
Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен. Большое внимание уделяется развитию физических способностей и волевых качеств, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.
Процесс спортивной подготовки строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, функционального состояния, спортивного мастерства.
Этап совершенствования спортивного мастерства совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе основными задачами является:
- 1) повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
- 2) совершенствование технико-тактической и психической подготовки (психической устойчивости спортсменов);
- 3) подготовка к соревнованиям и успешное участие в них (демонстрация высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях);
- 4) сохранение здоровья спортсменов.
По сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность с учетом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях.
Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаше используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10—15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена. Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю составляет 28 часов.
Этап высшего спортивного мастерства. Цель: максимальное повышение индивидуальных спортивных результатов в избранном виде спорта. Основные задачи:
- 1) достижение результатов уровня спортивных сборных команд РФ;
- 2) повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов во всероссийских и международных официальных соревнованиях.
Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанных составляющих: построение процесса, его реализация, контроль за ходом подготовки.
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая характеризуется:
- 1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
- 2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);
- 3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
Этап спортивного долголетия. Основные задачи:
- 1) поддержание высокого функционального состояния;
- 2) повышение тренированности и поддержание ранее достигнутого уровня результатов за счет рационализации тренировочного процесса и своей соревновательной деятельности;
- 3) переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера.
Тренировочный процесс направлен на совершенствование технического мастерства, повышение психологической готовности к соревнованиям, устранение недостатков физической и функциональной подготовленности.
Продолжительность этапа спортивного долголетия, а некоторые выдающиеся спортсмены добиваются успехов в возрасте далеко за 30 лет, находится в зависимости от интереса, мотивации и здоровья спортсмена. В современном спорте есть возможность каждому участвовать в соревнованиях до глубокой старости (спорт ветеранов). Организаторами таких соревнований выступают национальные и международные федерации и ассоциации ветеранов спорта. Под эгидой этих организаций проходят чемпионаты страны, Европы и мира, летние и зимние Всемирные игры ветеранов спорта, проходящие каждые четыре года и включающие в себя множество спортивных дисциплин для ветеранов-спортсменов (минимальный возраст участников от 25 лет и старше в зависимости от вида спорта), регистрируются рекорды в некоторых видах спорта по возрастным группам.
Источник: bstudy.net