В структуре социологического исследования выделяют программу, представляющую собой общую концепцию (теоретико-методологические предпосылки) и методико-инструментальный аппарат исследования.
Программа социологического исследования – это документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ. Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования.
Программа состоит из двух разделов: теоретического (планового, методологического) и процедурного (методического).
В свою очередь теоретический раздел программы включает в себя следующие подразделы (этапы исследования):
1) формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования;
Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы
2) определение целей и задач исследования;
3) интерпретация и операционализация основных понятий;
4) предварительный системный анализ;
5) выдвижение (формулировка) рабочих гипотез.
Рассмотрим детально основные подразделы теоретического раздела программы социологического исследования.
Исходным пунктом любого исследования является проблема, предопределяющая выбор цели и задач исследования, и далее – объекта и предмета исследования.
Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсам. Подбор необходимой ресурсной базы и адекватного методологического инструментария позволяет решить поставленную задачу и создаёт условия для дальнейших научных исследований.
Возникновению научной проблемы обычно предшествует появление в науке проблемной ситуации, которая характеризует трудное положение дел, сложившееся в той или иной отрасли деятельности. На характер этой трудности могут влиять самые разнообразные факторы и обстоятельства, начиная от ментальности и интеллектуального климата общества и заканчивая методологическими, логическими и специальными научными задачами. Проблемная ситуация свидетельствует не только о трудностях в объяснении новых фактов, установленных, в частности, в результате наблюдений и экспериментов, но и о наличии широкого спектра различных теоретических допущений, схем и упрощений, которые приходится учитывать при выдвижении проблемы.
Известный исследователь науки К.Р. Поппер, например, рассматривает проблемную ситуацию как трудность или проблемы с её фоном, в который входит не только язык науки, но и множество теоретических допущений, не поставленных ещё под сомнение. Следовательно, в рамках проблемной ситуации особое внимание обращается на предпосылки проблемы: от эмпирических фактов и до принятых теоретических схем, моделей, допущений и логических стандартов рассуждений.
10. Программа социологического исследования.
Возникновение проблемной ситуации свидетельствует, прежде всего, о наличии трудности, связанной с противоречием или несоответствием старых методов объяснения новым фактам, открытым в результате экспериментов или систематических наблюдений. Такие проблемные ситуации являются типичными для опытных наук. В абстрактных науках речь идёт о противоречиях между новыми и старыми способами обоснования теоретического знания.
Проблемная ситуация имеет как бы две стороны: гносеологическую (познавательную) и предметную. Гносеологический аспект проблемной ситуации – это противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для её решения. Предметная сторона проблемы социологического исследования – это социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выражением этой (предметной) стороны проблемы является перечень действий, направленных на её разрешение. Оба этих аспекта, стороны проблемной ситуации тесно между собой взаимосвязаны.
Масштабы социальных проблем существенно разнятся между собой. Одни не выходят за рамки одного коллектива или предприятия, другие затрагивают интересы регионов, больших социальных групп. На высшем уровне социальные проблемы могут приобретать масштабы, затрагивающие всё общество, таким образом, становясь социетальными проблемами.
В зависимости от этого определяется и тип исследования: оно может быть как чисто прикладным, так и теоретико-прикладным. Однако, в любом случае, проблемы должна быть сформулирована чётко, конкретно. Она должна обозначать наиболее существенные моменты и иерархию связанных с ней других проблем.
Исследователю необходимо перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу: 1) установить реальное наличие данной проблемы; 2) выявить такие существенные элементы проблемы, исследование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки; 3) вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, а также опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа; 4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. В целом же, решение проблем необходимо для прогресса научного знания.
Конкретизировать направление научного исследования проблемы позволяет формулировка объекта и предмета исследования. Объектом исследования выступает фрагмент действительности, заключающий источник противоречия, вызывающего проявление проблемной ситуации.
Следует также отметить, что под объектом исследования понимают определённую часть окружающего мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой проявляется интересующая исследователя проблема. Предметом исследования выступают наиболее значимые теоретические и практические свойства, признаки исследуемого объекта, выражающие суть выявленного социального противоречия. Предмет исследования – это конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. Содержания объекта и предмета могут совпадать, если исследователь ставит задачу познания всей совокупности связей, характеризующих исследуемую реальность.
Цель представляет собой ожидаемый конечный результат исследования, предполагающий разрешение заявленного противоречия по основным разделам исследования. Достижение заявленной в ходе социологического исследования цели предполагает прохождение двух этапов: теоретико-методологического и практического. В ходе прохождения теоретико-методологического этапа осуществляется подбор адекватного ожидаемым результатам инструментария, тогда как практический этап предполагает интерпретацию полученных в ходе обработки информации результатов и выработку возможных предложений и рекомендаций. Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении поставленной цели. Задачи позволяют редуцировать степень сложности заявленной цели и перевести её в исполнение рядом операциональных действий.
Гипотезам придаётся большое значение в структуре социологического исследования. Они представляют собой обоснованные предположения о возможном характере взаимосвязи между элементами в структуре исследуемого объекта и изучаемыми социальными явлениями.
Процедурная часть программы социологического исследования нацелена на то, чтобы проведённое исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. В процедурном разделе программы можно выделить пять подразделов:
1) разработка рабочего (принципиального, стратегического) плана исследования;
2) обоснование и проектирование выборки (выборочной совокупности единиц наблюдения);
3) разработка (выбор) схемы (процедур) сбора и анализа исходных данных (эмпирической информации);
4) содержательный анализ результатов исследования;
5) оформление результатов исследования (в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и т.д.).
Рассмотрим более подробно некоторые подразделы процедурного раздела программы социологического исследования.
Главными требованиями при разработке рабочего плана исследования являются полнота и продуманность плана, в котором должны отразиться все основные задачи и методы предпринимаемого исследования. Рабочий план исследования призван организовать процесс исследования, распределив все производственные операции между исполнителями.
Все разделы рабочего плана должны располагаться в строгой логической последовательности, являясь алгоритмом решения производственной задачи. Рабочий план позволяет предварительно рассчитать объём организационных и финансовых затрат, придав процессу исследования порядок и ритмичность. В то же время план должен сохранять определённую гибкость, поскольку в ходе исследования возникают некоторые непредвиденные ситуации. Рабочий план предусматривает ряд типовых разделов: формулировку целей и задач исследования, методологический инструментарий и обоснование выборки, требования к представленному исследованию, рабочий график и смету расходов. При разработке рабочего плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы, задействованной в процессе достижения цели исследования.
При проведении социологического исследования особое внимание должно уделяться выборке, призванной на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования.
Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Мера подобия выборочной модели структуры генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей и характера исследования.
Главной задачей при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия между генеральной и выборочной совокупностями, показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки. Качество выборки зависит от следующих условий: мера однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; степень дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; целесообразность уровня надёжности выводов из предпринимаемого исследования. Генеральной совокупностью называется совокупность социальных объектов, находящихся в сфере внимания исследователя с точки зрения целей и задач исследования. Часть объектов генеральной совокупности, выделенной на основании её свойств и признаков, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. Таким образом, при проведении массовых опросов необходимо обеспечить репрезентативность выборки, суть которой состоит в том, что основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена выборочная совокупность, должны сохранять ту же пропорцию и частоту, с которой эти признаки представлены в генеральной совокупности.
Важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования, является качественный подбор шкал, используемых в вопросниках и анкетах. Шкалы являются главным инструментом обработки и фиксации информации об исследуемом объекте.
Благодаря правильно подобранным шкалам экспертные решения становятся более конкретными, соразмерными задачам, которые ставятся перед экспертом. Шкала является эталоном измерения, обеспечивая качественную классификацию признаков, характеризующих объект исследования.
В социологических исследованиях используются следующие виды шкал: номинальная шкала, порядковая шкала (ранговая шкала) и интервальная шкала (шкала равных интервалов). Номинальная шкала отображает перечень одноуровневых объективных признаков объекта измерения и обозначает максимально полный перечень альтернативных вариантов ответа на поставленные перед экспертом вопросы.
Порядковая (ранговая) шкала используется при отсутствии объективных индикаторов и отображает стадии субъективного отношения респондентов к кому-либо или чему-либо. Позиции порядковой шкалы располагаются в направлении от более значимой к менее либо наоборот. Порядковая шкала задаёт отношение соподчинённости и последовательности между признаками исследуемого объекта.
Разновидностью порядковой шкалы является ранговая шкала. Интервальная шкала предполагает выделение определённого числа свойств или признаков, расположенных по равным или неравным интервалам. Главное предназначение процедуры шкалирования заключается в обосновании возможности измерения социальных процессов.
ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций — Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ — На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях — Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов — Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) — относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право — Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.
Источник: pdnr.ru
Программа социологического исследования, ее роль в исследовательской деятельности социолога. Структура программы исследования.
Программа социологического исследования – это один из главных научных документов социолога. Данный документ отражает логическую цепочку перехода от теоретических знаний к эмпирическим. Социологическое исследование, как система теоретико-методологических процедур в своей реализации представляет сложный многоэтапный процесс.
Социолог имеет дело с социальными объектами, исследование которых опирается на специальную предварительную подготовку, включающую определение проблемы, формулировку целевых установок, определение основных этапов исследования, методов сбора, обработки и анализа информации. Эта предварительная подготовка (разработка программы) позволяет предусмотреть возможные трудности ещё до начала исследования.
Программа социологического исследования включает в себя два больших раздела:
В методологическом разделеформулируются актуальность выбранной темы, проблемы, цель и задачи исследования, его объект и предмет, гипотезы.
Исследовательская проблема — это задача в поиске новой научной информации по теме исследования, получение нового знания по теме.
Практическая проблема -задача поиска решений той или иной проблемы.
Тема | Факторы выбора платной формы обучения в ряде казанских вузов |
Исследовательская проблема | Выяснить, каково соотношение между двумя группами студентов-платников: теми, кто, заплатив за обучение, предъявляют более жёсткие требования к качеству образования, и теми, кто полагают, что, заплатив за обучение, может рассчитывать на менее требовательное отношение к себе со стороны преподавателей. |
Практическая проблема | Найти решение по повышению качества платного образования и повышению степени удовлетворённости студентов в учёбе. |
Цель исследования состоит в решении исследовательской проблемы, т.е. в получении недостающей научной информации.
Задачи исследования конкретизируют цель, т.е. выступают в качестве этапов в решении исследовательской и практической проблемы.
Тема | Соотношение реального и виртуального общения в студенческой среде |
Цель | Выяснить, как соотносится реальное и виртуальное общение студентов на примере КНИТУ-КАИ |
Задачи | 1. Выяснить, сколько времени студенты тратят на реальное и виртуальное общение 2.Определить, каков круг их собеседников по тому или иному виду общения 3.Определить, какой вид общения доминирует и почему 4.Узнать, как влияют друг на друга виртуальное и реальное общение |
Под объектом в исследовании обычно понимаются непосредственно наблюдаемые социальные субъекты, явления, события, ситуации (различные социальные группы, общности).
Предмет исследования — разнообразные свойства, качества, характеристики этих объектов, например, взаимосвязи отношений между людьми, отношение людей к какой-либо проблеме.
Тема | Жилищные проблемы молодых семей в условиях небольшого города |
Объект | Молодые супруги до 25 лет |
Предмет | Жизненные планы молодых семей, возникающие в связи с неудовлетворённостью жилищными условиями и желанием их улучшить |
Гипотеза исследования — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений или процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Она не должна:
*содержать понятий, которые не находят своего места в данном исследовании
*противоречить ранее установленным научным фактам
*быть слишком простой и банальной
Гипотеза должна быть проверяемой в ходе проведения исследования при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностях.
Тема | Жилищные проблемы молодых семей в условиях небольшого города |
Основная гипотеза | Большинство молодых семей предпочитают сначала решить свои жилищные проблемы, и только после этого официально зарегистрировать брак |
Вспомогательные гипотезы | 1) Для решения жилищного вопроса практически все молодые семьи обращаются за материальной поддержкой к родителям 2) Нерешённый жилищный вопрос в основном отрицательно сказывается на взаимоотношениях между молодыми супругами, между молодым и старшими поколениями 3) Нерешённый жилищный вопрос преимущественно негативно отражается на планах деторождения 4) При решении жилищного вопроса молодые семьи как правило не рассчитывают на поддержку со стороны государства |
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Основные требования к программе социологического исследования
Целью работы стало изучение методологического и методического состава программы социологического исследования. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
— дать определение понятию «программа социологического исследования»;
— определить структуру программы социологического исследования;
— рассмотреть последовательность организации программы;
Введение 3
1. Программа социологического исследования 5
1.1. Понятие программы социологического исследования 5
1.2. Структура программы социологического исследования 6
1.3. Последовательность организации программы 10
2. Функции программы социологического исследования 11
2.1. Методологическая функция 11
2.2. Методическая функция 11
2.3. Организационная функция 11
3. Основные этапы разработки программы социологического исследования 12
3.1. Проблемная ситуация 12
3.2. Область целеполагания 13
3.3. Область разработки общей концепции 14
3.4. Область процедурно-методического раздела программы 16
Заключение 18
Список используемой литературы 19
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ, ПРАВА И ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Дисциплина: Исследование социально-экономических и политических процессов
Реферат на тему:
«Основные требования к программе социологического исследования»
Выполнила студентка III курса 203 группы
Ф-та менеджмента, социальной работы и туризма
Проверил: Барыгин И.Н.
- Программа социологического исследования 5
- Понятие программы социологического исследования 5
- Структура программы социологического исследования 6
- Последовательность организации программы 10
- Методологическая функция 11
- Методическая функция 11
- Организационная функция 11
- Проблемная ситуация 12
- Область целеполагания 13
- Область разработки общей концепции 14
- Область процедурно-методического раздела программы 16
Список используемой литературы 19
Актуальность темы реферата в том, что программа социологического исследования есть документ, который служащий руководством в течение всего исследовательского процесса. Он включает в себя формулировку и обоснование научной проблемы, определение цели исследования, его объекта и предмета, логический анализ важнейших понятий, формулировку гипотез исследования, постановку задач исследования, определение выборки исследования, рабочий план исследования, методические и вспомогательные материалы. Поэтому просчеты на стадии планирования могут поставить под угрозу достоверность или значимость результатов исследования.
Формулировка научной проблемы представляет собой первый и самый важный шаг в социологическом исследовании. В данном процессе необходимо стремиться к получению наиболее точного отражения и самой проблемной ситуации, и социального противоречия, определяющих научную проблему. Обоснование проблемы нужно для того, чтобы необходимость и возможность ее решения были понятны как самому исследовательскому коллективу, так и тем, кто выступает заказчиком исследований, потребителем полученной информации и пользователем выработанных рекомендаций.
Определение цели исследования есть ни что иное как изменение социальной ситуации в результате осуществления выработанных рекомендаций и мероприятий, ведущих к решению социальной проблемы. Иными словами, конечная цель исследования – это содействие решению социальной проблемы. Социологические исследования обычно преследуют практическую цель, т.к. призваны дать, прежде всего, информацию для того, чтобы вырабатывать рекомендации, подготавливать и принимать управленческие решения. Результаты социологического исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели – одно из важнейших методологических требований к программе.
Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя, т.е. ту общность людей, их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, «объект» исследования в широком смысле – это носитель той или иной социальной проблемы (население города, коллектив предприятия, студенчество и т.д.). Предметом исследования являются те процессы, отношения и свойства объекта, отражающие исследуемую проблему в наиболее полном виде и подлежащие изучению (например, социально – психологический климат в коллективе, занятость населения города, адаптация молодых кадров на предприятии и т.д.)
Рассмотрением данной программы, её структуры и функций занимаются такие авторы, как Новикова С.С., Ядов В.А., Шикун А.И., Гречихин В.Г., Кравченко А.И., Касьянов В.В., Лавриненко В.Н., Тощенко Ж.Т., Харчева В.Г. и др.
Российский социолог Ядов Владимир Александрович в своей работе «Стратегия социологического исследования» определил программу исследования как изложение его теоретико- методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Шикун А. И. под «программой социологического исследования» понимает теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта.
Целью работы стало изучение методологического и методического состава программы социологического исследования. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- дать определение понятию «программа социологического исследования»;
- определить структуру программы социологического исследования;
- рассмотреть последовательность организации программы;
- выделить функции программы и дать им характеристику;
- выделить основные этапы разработки программы социологического исследования.
Гипотеза данной работы состоит в предположении, что если программа является обязательным руководящим документом в течение всего исследовательского процесса, то будет оправдано ее преимущественное применение в социологическом исследовании.
- Программа социологического исследования
- Понятие программы социологического исследования
Социологическое исследование начинается с разработки его программы. Под программой социологического исследования понимают систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Результаты исследования зависят от научной обоснованности этого документа. Иногда в программе выделяют методологическую (теоретическую) и процедурную (методическую) части. К первой относят компоненты программы, начинающиеся с постановки проблемы и завершающиеся выдвижением гипотез. Ко второй — описание методов сбора, обработки и анализа данных.
Процессы разработки социологической теории и накопления фактического материала представляют собой органическое единство. Программа социологического исследования имеет два основных вопроса, на которые следует получить ответ:
- как совершить переход от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, модели обработки и анализа материала;
- как вновь подняться к теоретическим обобщениям от полученных фактов и от накопленного эмпирического материала, чтобы исследование при этом дало практические рекомендации и послужило основой для дальнейшего развития самой теории.
Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, успешного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат.
- Структура программы социологического исследования
Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая ее часть является методологической. К ней относятся:
- Формулировка проблемы.
Проблемная ситуация – это противоречие между потребностями развития объекта и его современным состоянием. Другими словами , проблемная ситуация – это противоречие между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных практических и теоретических действиях и незнанием того, какими путями, средствами, методами, способами, приемами реализовать эти действия.
- Определение цели и постановка задач исследования.
Под целью исследования мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы.
Под задачами исследования подразумевается тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования – это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению.
влияние семейного воспитания на формирование преступного поведения подростков
- изучение ценностных ориентаций семей, дети которых стали преступниками;
- определение роли отца и матери в формировании личности подростка;
- изучение влияния внутрисемейных отношений на формирование установок и ориентации несовершеннолетних преступников;
- изучение зависимости между противоправным поведением родителей и подростков и.д.
- Определение объекта и предмета исследования.
Объект — это то, на что направлен процесс познания, все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы.
Предметом социологического изучения являются наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта или проблемы, которые непосредственно подлежат изучению.
ценностные ориентации, их изменение
- Интерпретация основных понятий.
Ее смысл — четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального изучения. Это важно сделать еще и потому, что большинство понятий многозначно, имеет несколько смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе.
Например, «социальная активность» является более общим понятием. Оно включает в себя «общественно-политическую активность», «трудовую активность», «познавательную активность».
- Выдвижение гипотез.
Гипотеза — это обоснованное предложение о структуре изучаемого социального объекта, характере составляющих его элементов, механизме функционирования, развития и т.д.
Гипотезы должны быть сформулированы лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования и использования утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Они должны быть ясными, непротиворечивыми и проверяемыми.
Гипотезы могут быть:
- научными и рабочими,
- первичными (выдвигаемыми до полевого исследования) и вторичными (выдвигаемыми после его проведения),
- гипотезы-основания и гипотезы-следствия,
- описательными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предположения о причинно-следственных связях объекта) и прогностическими (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов).
Часто встречаются и смешанные типы гипотез.
Операционализация понятий и формулирование гипотез открывает переход ко второй, процедурной, части исследовательской программы. Она включает в себя:
Источник: www.myunivercity.ru