Структура программы с ветвлением

больше или равно

меньше или равно

Справа и слева от знака сравнения должны стоять величины, относящиеся к одному типу. В результате сравнения получается логическая величина, имеющее значение ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE).

Пример:
58=12 -ЛОЖЬ (проверяем равно ли 8 12, именно проверяем, а не утверждаем, что 8=12 );

Предыдущие конструкции позволяли обойти или выполнить серию оператор в зависимости от справедливости условия. Это еще не было ветвлением. Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция IF. THEN. ELSE. END IF .

Если условие справедливо (ИСТИНА), то выполняются (стоящие между THEN и ELSE ), а (стоящие между ELSE и END IF ) будут пропущены.
Если условие не справедливо (ЛОЖЬ), то игнорируются и выполняются .

IF — если, THEN — тогда, ELSE — иначе.

Если в комнате темно, тогда надо включить свет.

Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик,
иначе , зонтик не брать.

Пример: Проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел.

Ветвление

REM сравнить число со каким-то значением
INPUT «Введите а», а
IF a=7 THEN PRINT «Числа равны»
END

После запуска программы проверяется равно ли введенное значение семи или нет. Если равно, то на экран выводится сообщение ‘Числа равны’.

Пример: Определить большее из двух чисел, вывести его на экран, затем — увеличить его в двое и вывести результат на экран.

REM определить большее из двух чисел.
INPUT «Введите а», а
INPUT «Введите b», b
IF a>b THEN
PRINT «Большее число: «, a
с=2*a
ELSE
PRINT «Большее число: «, b
с=2*b
END IF
PRINT «результат: «, c
END

Сначала программа запрашивает оба числа, затем проверяет условие a>b. Если условие верно, то на экран выводится число a, затем это число удваивается. Иначе на экран выводится число b, затем число b удваивается. В завершении на экран выводится удвоенное значение большего числа.

Обратите внимание: программа имеет один недостаток — не учитывается тот случай, когда введенные числа равны. Исправим это, использовав вложение одного условия в другое.

REM определить большее из двух чисел.
INPUT «Введите а», а
INPUT «Введите b», b
IF a=b TNEN
PRINT «Числа равны»
с=2*a
ELSE
IF a>b THEN
PRINT «Большее число: «, a
с=2*a
ELSE
PRINT «Большее число: «, b
с=2*b
END IF
END IF
PRINT «результат: «, c
END

В этой программе два условных оператора, первым проверяется условие равенства чисел и, в случае его выполнения, будет выдано сообщение о равенстве чисел, если числа не равны, то проверяется второе условие.

Читайте также:
Программа для звонков на Андроид рейтинг

Пример: Решение квадратного уравнения.
Решение квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта.

Базовые алгоритмические структуры

REM Решение квадратного уравнения
INPUT «Введите коэффициент a: «, а
INPUT «Введите коэффициент b: «, b
INPUT «Введите коэффициент c: «, c
d=b*b-4*a*c
IF dPRINT «Корней нет»
ELSE
IF d=0 THEN
x=-b/(2*a)
PRINT «корень уравнения: «, x
ELSE
x1=(-b-SQR(d))/(2*a)
x2=(-b+SQR(d))/(2*a)
PRINT «корни уравнения: «, x1, x2
END IF
END IF
END

Структура IF. позволяет выбрать между двумя вариантами. Если требуется осуществить выбор между большим числом вариантов, то это можно организовать используя лишь структуру IF . Но можно (что чаще проще) и с помощью структуры «Выбор». Эта структура имеет вид:

Выражение, заданное после ключевых слов SELECT CASE , сравнивается с определенными значениями — условиями и если они истинны, то выполняется соответствующая серия команд. Если не одно условие не истинно, то выполняется серия команд между CASE ELSE и END SELECT.

Пример: Выдать словесное значение числа

REM Преобразование чисел в слова
INPUT «Введите число», a
SELECT CASE a
CASE 1
PRINT «один»
CASE 2
PRINT «два»
CASE 3
PRINT «три»
.
CASE 10
PRINT «десять»
CASE ELSE
PRINT «это число не могу перевести»
END SELECT
END

В данном примере введенное число сравнивается с числами от 1 до 10 и если наше число равно одному из этих чисел, то на экран выводится словесное значение числа. Если это не так на экран выводится сообщение: «это число не могу перевести».

Источник: www.klyaksa.net

СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ

Данное учебное занятие разработано для студентов I курса специальностей технологического профиля ОУД.10 Информатика.

Тема урока: «СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ»

Предмет информатика

Тема занятия СТРУКТУРА ПРОГРАММИРОВАНИЯ С РАЗВЕТВЛЕНИЕМ

Вид занятия (тип) комбинированный урок

Метод проблемно – поисковый метод при решении задач по информатике

Цель занятия

Развивающая : активизация мыслительной деятельности путём установления единых общих правил использования команды ветвления в различных областях человеческой деятельности.

Воспитательная : воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, бережного отношения к средствам обучения.

Межпредметные связи:

Обеспечиваемые : программирование, информационные технологии, операционные системы

Обеспечение занятия

А. Наглядные пособия опорный конспект

Б. Раздаточный материал: рабочая тетрадь

В. Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор

Г. Учебные места (для практ. занят. лаб.раб.)

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Активизация прежних знаний

3. Переход к изложению нового материала

4. Сообщение нового материала

5. Подведение итогов

Читайте также:
Программа для музыки уменьшить

6. Домашнее задание

Кувшинов Д.Р., Основы программирования, Учебное пособие для СПО, 2019

Кудрец Д Основы программирования на языке Pascal, 2018

Элементы занятия, учебные вопросы, формы, методы обучения

Добавления, изменения, замечания

Организационный момент

— Приветствие

Тема сегодняшнего занятия “ Разветвлённая структура ”.

— На предыдущих уроках вы учились строить алгоритмы линейной структуры. А как вы думаете, почему нам нужно учиться строить алгоритмы?

— Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения ориентироваться, применять имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению. То есть умение выбирать

Цель: приобрести и отработать знания, полученные в результате изучения темы: «Разветвлённая структура»

— Эпиграфом к уроку могут служить слова великого философа Песталоцци.

«Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы, в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».

Вы должны проследить взаимосвязь тех знаний, которые вы получили на уроках физики, математики, биологии с теми знаниями, которые получаете на уроках информатики, и какая связь между знаниями, полученными в повседневной жизни.

Итак, работать мы сегодня будем по рабочей тетради, в которой есть:

— опорный конспект (в нём прописаны зарезервированные слова для составления программ, запись условия, так же прописан «путь» для того чтобы открыть среду программирования)

— задачник (в нём предложены задания основные и дополнительные)

— страница другого цвета с названием «Программист» (для того чтобы подвести результаты в конце занятия)

Назван он так не случайно. Только человека достигшего больших результатов в программировании можно назвать программистом.

Активизация прежних знаний

Прежде чем перейти к нашей новой теме, необходимо вспомнить основные понятия, изученные на прошлых занятиях

С помощью чего можно достичь поставленных целей? (план)

С помощью чего можно испечь торт? (рецепт)

А для чего нам нужна инструкция? (для того чтобы совершить действия в определённом порядке)

План, рецепт, инструкция – всё это является алгоритмами

Итак, что такое алгоритм?

Алгоритм- описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Кто же является исполнителем алгоритмов?

Ну, во-первых, исполнитель алгоритмов это…

Исполнитель алгоритмов — объект, определяющий элементарные действия, из которых формируется алгоритм.

Следовательно, исполнители это кто? (Ответ: человек и компьютер, говоря о программировании)

Говоря об алгоритмах можно выявить то, что алгоритмы бывают разных видов

Виды алгоритмов:

1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);

Читайте также:
Как поменять подсветку на любой клавиатуре через программу

2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)

Приведите примеры алгоритмов.

— Итак, мы вспомнили, что такое алгоритм и что такое исполнитель алгоритмов, вспомнили виды алгоритмов, но говорим мы о реализации алгоритмов в программировании. Здесь для представления алгоритмов мы не можем воспользоваться рецептом или инструкцией, поэтому необходимо ввести следующее понятие

Блок-схема — графическое изображение управляющей структуры, программы или алгоритма решения задачи в виде условных графических обозначений.

Вопрос: в каждой решаемой задаче есть определённый набор данных, в каком виде данные могут быть представлены в программе? (переменная)

Что такое переменная?

Переменная – это программный объект (число, слово, часть слова, символы) имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.

Переход к изложению нового материала

В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если сдали сессию хорошо, то вы радуетесь и можете хорошо отдохнуть на каникулах, если плохо, надо выучить материал и сдать долги. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением .

Сообщение нового материала

Итак, рассмотрим три основных понятия:

Разветвленные алгоритмы в своем составе содержат блок условия и различные конструкции ветвления.

Ветвление — это структура, обеспечивающая выбор между альтернативами.

Альтернатива — предназначена для описания различных процессов обработки информации, выбор которых зависит от значений входных данных.

Рассмотрим запись условия:

If логическое выражение > then writeln оператор 1 > Else оператор 2 > ;

Существует несколько структур ветвления:

Полное ветвление (или просто ветвление)

Полное ветвление (представленное графическим способом):

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

§ 8.7. Программирование разветвляющихся алгоритмов

1234x600

Из жизненного опыта нам известно, что даже элементарные бытовые действия мы выполняем после определенных размышлений.

Аналогичным образом, требуется прерывать линейное выполнение алгоритма для того, чтобы принять решение в каком направлении выполнять дальнейшие вычисления. В этом случае применяется специальная алгоритмическая конструкция, которая называется “ветвлением“.

Просмотр данного материала ограничен! Это закрытая часть сайта, которая доступна только подписчикам! Оформить подписку вы можете на этой странице

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: inf-w.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru