Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой — благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах.
Система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.
В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.
Обзор системы здравоохранения
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.
Реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая задача — обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, в том числе:
конкретизация государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;
совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;
Управление здравоохранением
планирование ресурсов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий.
Вторая задача — модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:
осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, включая законодательное закрепление доходных источников и расходных обязательств;
введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;
введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;
установление единых требований к определению размера взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;
повышение ответственности страховых медицинских организаций при введении одноканальной модели финансирования организаций системы здравоохранения, участвующих в обязательном медицинском страховании;
поэтапный переход к эффективным способам оплаты медицинской помощи на основе обоснованных тарифов в зависимости от качества ее оказания и объемов;
создание системы управления качеством медицинской помощи;
формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации, а также обеспечение населения доступной информацией о деятельности страховщиков и медицинских организаций;
создание условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании.
Третья задача — повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:
обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах;
развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;
совершенствование службы скорой медицинской помощи и развитие санитарно-авиационной скорой медицинской помощи с оптимизацией сроков ее оказания и использованием эффективных методов лечения на догоспитальном этапе;
оптимизация стационарной помощи, оказываемой населению на основе интенсификации занятости койки с учетом ее профиля;
обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение;
развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи, включая совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков, совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;
открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;
разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;
развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста;
развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий;
обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания, финансирование которого осуществляется с учетом всех необходимых расходов (по полному тарифу) на оказание этого вида помощи;
увеличение государственных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;
формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов, и страхование профессиональной ответственности работников здравоохранения, рискующих причинить вред своему здоровью при выполнении служебных обязанностей;
расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;
совершенствование механизмов участия государственных медицинских учреждений, подведомственных различным федеральным органам исполнительной власти, в обязательном медицинском страховании и реализации государственных гарантий;
использование проектного метода для совершенствования организации медицинской помощи (реализация пилотных проектов в регионах), тиражирование накопленного опыта эффективных преобразований в указанной сфере;
оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала.
Четвертая задача — улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе:
повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;
обеспечение полного цикла производства на территории Российской Федерации стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;
совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предоставляемые гражданам в системе здравоохранения.
Пятая задача — информатизация системы здравоохранения, в том числе:
развитие информатизации системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях;
создание медицинского информационного и образовательного ресурса.
Шестая задача — развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе:
формирование целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику системы здравоохранения;
стимулирование отечественных и иностранных производителей лекарственных средств к созданию научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств на территории Российской Федерации;
обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ.
Седьмая задача — совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе:
пропаганда и формирование здорового образа жизни и повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;
разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;
формирование культуры здорового питания населения;
обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Восьмая задача — реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» (2009 — 2012 годы), основными направлениями которого являются:
оказание профилактической помощи населению;
развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;
повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, включая высокотехнологичную медицинскую помощь;
совершенствование службы крови.
Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм — примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями.
Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и занятость койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т.д.), обеспечить в полном объеме потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.
Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008 — 2020 годы увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6 процента до не менее 5,2 — 5,5 процента (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте составит около 10 — 11 процентов, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Государственная программа «Развитие здравоохранения»
Целью государственной программы «Развитие здравоохранения»является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задачгосударственной программы:
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
повышение роли России в глобальном здравоохранении;
повышение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья;
медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения;
обеспечение системности организации охраны здоровья.
Достижение указанной цели и решение задач характеризуется следующими основными целевыми индикаторами (таблица 4.2):
Смертность от всех причин (на 1000 населения)
Материнская смертность случаев (на 100 тыс. родившихся живыми)
Младенческая смертность случаев (на 1000 родившихся живыми)
Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения)
Смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения)
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения)
Смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения)
Потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год)
Распространенность потребления табака среди взрослого населения (процент)
Распространенность потребления табака среди детей и подростков (процент)
Заболеваемость туберкулезом (на 100 тыс. населения)
Обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения)
Соотношение врачей и среднего медицинского персонала
Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе (процент)
Средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе (процент)
Средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе (процент)
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)
Расходы федерального бюджета в 2013 – 2016 годах на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения» представлены в таблице 4.3.
2013 год (Закон № 216-ФЗ)
Отклонение от Паспорта
Изменение к предыдущему году, %
Отклонение от Паспорта
Изменение к предыдущему году, %
Отклонение от Паспорта
Изменение к предыдущему году, %
в том числе:
Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»
Подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»
Подпрограмма «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»
Подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка»
Подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»
Подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»
Подпрограмма «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»
Подпрограмма «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»
Подпрограмма «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»
Подпрограмма «Управление развитием отрасли»
В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения» в 2014 году – 351 459,4 млн. рублей, в 2015 году – 259 361,7 млн. рублей и в 2016 году – 263 265,1 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2014 году уменьшены на 21 857,1 млн. рублей, в 2015 году – на 18 452,3 млн. рублей, в 2016 году – на 28 552,4 млн. рублей.
Наиболее значительное изменение произошло в отношении бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограмм «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи», «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации», «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан» и «Охрана здоровья матери и ребенка» в связи с постепенной передачей финансового обеспечения медицинских учреждений федерального уровня, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь в систему обязательного медицинского страхования (за исключением финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, передача которого в систему обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», будет осуществлена с 1 января 2015 года, и финансового обеспечения медицинских учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба) – в 2014 году — 23 973,8 млн. рублей, в 2015 году — 37 813,1 млн. рублей, в 2016 году — 50 538,5 млн. рублей.
Проектом бюджета предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований на оплату труда медицинских работников федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» – в 2014 году –3 872,2 млн. рублей, в 2015 году –7 213,9 млн. рублей, в 2016 году –27 007,8 млн. рублей.
Сокращение расходов федерального бюджета на реализацию государственной программы в 2014 году относительно уровня 2013 года составит 81 677,6 млн. рублей, в 2015 году относительно уровня 2014 года – 94 929,4 млн. рублей. При этом средства фонда ОМС, являющиеся источником финансового обеспечения государственной программы выросли в 2014 году 188 919,0 млн. рублей, в 2015 году – 256 202,5 млн. рублей, в 2016 году – 69 220,6 млн. рублей.
Помимо обозначенных факторов, изменение объемов финансового обеспечения государственной программы обусловлено уточнением в 2014 году объемов компенсации выпадающих доходов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, а также оптимизацией на 5% расходов на закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.
Рост расходов на реализацию государственной программы в 2016 году по сравнению с 2015 годом с учетом индексации отдельных расходов составит 1 905,9 млн. рублей.
Источник: studfile.net
Минздрав обозначил приоритеты госпрограммы «Развитие здравоохранения» на 2022 год
В проекте постановления правительства представлены стратегические направления в новой версии государственной программы «Развитие здравоохранения». За исключением nota bene на планах по выходу из пандемии, новые ориентиры сложно отличить от прошлогодних.
Фото: digital.ac.gov.ru
Приоритетной задачей госполитики в сфере охраны здоровья граждан станет борьба с распространением инфекционных заболеваний, следует из проекта постановления правительства об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения» на 2022 год. Разработанный Минздравом документ опубликован для общественного обсуждения 11 августа на портале regulation.gov.ru.
Согласно тексту постановления, в ряду неотложных государственных задач — поддержание готовности системы здравоохранения к оказанию медицинской помощи пациентам с инфекционными заболеваниями, разработка иммунобиологических препаратов и обеспечение иммунопрофилактики, модернизация инфекционной службы и восстановление плановой работы медучреждений.
Старые/новые ориентиры
Цели госпрограммы, как и в предыдущей редакции, будут подчинены Единому плану по достижению национальных целей на период до 2024 года. В тексте проекта постановления фигурируют только снижение смертности населения от всех причин до 11,4 на 1000 населения к 2030 году и повышение ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) до 78 лет к тому же сроку.
Еще одна задача — повышение удовлетворенности медицинской помощью. Однако уровень этого показателя в проекте не определен, как, впрочем, и в актуальной редакции госпрограммы.
Результаты 2020
В документе также перечислены результаты реализации госпрограммы в 2020 году. Большинство из них не удовлетворяют поставленным целям, авторы проекта связывают это с пандемией COVID-19.
Так, в 2020 году ОПЖ составила 71,5 года, по сравнению с 2019 годом (73,34) показатель снизился на 1,84 единицы. Общая смертность по сравнению с 2019 годом выросла на 18,6%: до 14,6 на 1000 населения (в 2019 — 12,3), число умерших составило 2138,6 тыс. человек и увеличилось на 340,3 тыс.
В то же время младенческая смертность достигла исторического минимума — 4,5 на 1000 родившихся живыми (снижение с 2018 по 2020 годы на 11,6 %).
Старые симптомы
В стране отмечается недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения, констатируют авторы документа. Кроме того, в регионах фиксируют дефицит фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и врачебных амбулаторий, потребность в переоснащении ЛПУ медоборудованием и обеспечении кадрами. Труднодоступные территории страны недостаточно охвачены санитарно-авиационной эвакуацией и выездами бригад передвижных медицинских комплексов.
Пересмотра, по мнению разработчиков постановления, требует система защиты прав застрахованных при получении помощи за пределами «родного» субъекта.
Отмечается необходимость перехода на новую систему оплаты труда медицинских работников, а также создания условий для закрепления специалистов в сельской местности.
Сохраняются проблемы с обеспечением граждан лекарственными препаратами, обусловленные ограниченными финансовыми ресурсами. Для их решения в правительстве предлагают внедрить во всех медорганизациях систему мониторинга движения лекарственных препаратов.
Наконец, сегодня до сих пор не все медорганизации включены в цифровой контур, следует из документа.
Семь раз отмерь
За прошедший год госпрограмма перенесла ряд пертурбаций, актуальная версия документа отличается от предыдущих почти по всем статьям, включая финансирование и целевые показатели.
Так, финобеспечение до 2024 года увеличили почти на 398 млрд руб., на реализацию федеральных и ведомственных проектов потратят дополнительно 41 млрд руб., сообщал «МВ».
Основные корректировки затронули период 2021–2024 годов. В текущем году на программу планировали потратить на 244,2 млрд руб. больше планируемого, в 2022 году на реализацию мероприятий программы добавят 177 млрд, в 2023-м — 39,9 млрд руб, в 2024-м финансирование, наоборот, снизят на 63,5 млрд руб.
На фоне увеличения финансирования регулятор снизил большинство целевых показателей программы. Изменения коснулись в том числе целей по снижению смертности от болезней системы кровообращения и новообразований.
В прошлом году правительство также представило План мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения до 2025 года, увязанную с госпрограммой «Развитие здравоохранения». Профессиональное сообщество раскритиковало документ за размытые формулировки и «белые пятна» плана. Так, нескольких целей Стратегии и вовсе не оказалось в «дорожной карте», из плана мероприятий исключили совершенствование трансфузиологической помощи в медорганизациях; разработку и внедрение новых методов регенеративной медицины; разработку и внедрение киберпротезов и человеко-машинных интерфейсов и создание сети биобанков и депозитариев биологических материалов человека.
Источник: medvestnik.ru