Структура программы развития туризма

1. Маркетинговый анализ внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно определяющих состояние, приоритеты и перспективы развития туризма. Предметом этого анализа являются:

1.1. Туристские ресурсы – т.е. факторы, непосредственно определяющие туристский потенциал региона (его аттрактивность):

а) Природно-ландшафтные и климатические условия (красивая, богатая природа, благоприятный климат, релье­ф местности, подземные богатства – минеральные воды, пещеры и т.д.);

б) Историко-культурный потенциал, который включает:

— культурно-историческое наследие: язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения;

— инфраструктуру культуры как систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни);

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ? (2мин ролик)

в) Экологическое состояние территории;

г) Географическое положение (доступность тур. центров, определяемая существующими коммуникациями, наличием современных видов транспорта).

1.2. Анализ состояния тур индустрии и бизнеса:

— материально-технические ресурсы туризма — инвентаризация объектов тур. инфраструктуры, их оценка по критерию соответствия российским и международным стандартам: средств размещения, транспорта, предприятий питания, сферы рекреации, розничной торговли и т.д.);

— кадровое обеспечение туристского бизнеса (профессионально-квалификационная структура и уровень подготовки кадров);

— номенклатура предлагаемых населению видов туризма и работа с различными рыночными сегментами спроса;

— наличие структур, оптимизирующих деятельность турфирм и обеспечивающих защиту прав путешественников (информационные центры, страховые кампании, общества защиты прав потребителей и т.д.).

1.3. Анализ факторов, косвенно воздействующих на туризм:

— Социально-демографические факторы: соотношение возрастных групп населения, возраст вступления в брак и образования семьи, число бездетных пар, срок выхода на пенсию и др.;

— Социально-экономические и политические факторы: общая экономическая ситуация: уровень безработицы, возможности переквалификации рабочей силы на специальности сферы обслуживания туристов, финансовые ресурсы региона, которые можно инвестировать в туротрасль; динамика благосостояния и объем персональ­ного дохода, который определяет уровень туристской активности и долю выделяемых на отдых и путешествия средств; структура занятости населения; жесткие или гибкие графики рабочего времени (определяющие границы сезонности, характер делового туризма, продолжительность и периодичность туров); общий бюджет свободного времени различных социальных групп (который зависит от затрат на труд в обществ. производстве, удовлетворение физиологических потребностей и труд в домашнем хозяйстве, затрат на образование;

Мазур поручил главам муниципалитетов разработать программы развития туризма

— Социально-культурные факторы: характер и структура свободного времени (по дням недели, временам года, видам досуговой деятельности); интересы и потребности населения, которые определяют мотивы потребительского поведения (в частности, степень готовности населения путешествовать в любое время года (уровень развития туристской культуры, которая формируется рекламными кампаниями, мероприятиями PR).

2. Определение приоритетов и перспектив развития туротрасли и разработка сценария развития региона и его составляющих как туристских центров.

2.1. Анализ реального и потенциального спроса на данный регион со стороны местного населения, путешественников из прилегающих регионов, отдаленных территорий, а также иностранных туристов. Дается следующая структура спроса: географическая (откуда), социально-демографическая (кто), видовая (по видам туризма); временная (по временам и сезонам) и пространственная структура спроса (спрос на территории или местности, в которые желают поехать туристы);

2.2. Выявление преимуществ и недостатков данного региона в сравне­нии с другими (в том числе и аналогичными по основным показателям).

2.3. Определение туристкой специализации региона, его места на российском и междуна­родном туристских рынках (см. критерии). Специализация уточняется в зависимости от типов входящих в регион поселений, которые определяются по критерию туристско-рекреационного потенциала

2.4. Выявление приоритетных видов туризма, которые определят туристскую уникальность территории (своеобразное позиционирование).

2.5. Определение перспективных туристических потоков и средней продолжительности пребывания туристов в местах посещений с учетом: аттрактивности региона, доступности объектов (пространственной и временной), емкости территории (средств размещения ограничений по экологической и социальной нагрузке)

2.6. Анализ возможных социально-экономических последствий развития туризма.

3. Содержание программы

3.1. Обоснование оптимальной структуры, объема и качественных характеристик инфраструктуры:) мест размещения туристов (гостиницы, кемпинги, мотели, курорты и т.п.);) предприятий обслуживания (экскурсионное обслуживание, средства связи, бассейны, спортивные площадки, лыжные подъемники, пункты проката и т.д.); транспортных коммуникаций (автомобильные и железные дороги, аэропорты, велосипедные дорожки, пешеходные тропы); предприятий, смежных с туристской отраслью (торговля, бытовое, медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения); жилья и предприятий сферы обслуживания для работников туристской и смежных отраслей.

3.2. Пакет взаимоувязанных программ, отхватывающих различные компоненты туристской индустрии и ее инфраструктуры:

— Программа развития материальной базы туризма;

-Программа профессиональной подготовки кадров для сферы туризма (обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров для работы в предприятиях туристской индустрии);

-Программа интеграции региона в систему отечественного и мирового туристского рынка (продвижение туристского продукта региона на отечественном и зару­бежных рынках, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма).

Читайте также:
Как поставить прослушку на Айфон жены без установки программ

— Пакет специальных программ развития отдельных видов туризма (напр., делового, конгрессного, культурно-познавательного и др.).

4. Финансовое обеспечение программы

Т.е. определение: объема финансовых средств, необходимых для реализации программы туристского развития региона; источников их получения (федеральный, местный бюджет, банковские кредиты, коммерческий сектор, средства зарубежных фирм и т.д.), прогнозируемые сроки окупаемости вложений.

9. СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Раздел 1. Исторические особенности и культурный потенциал территории:

1.1. Природно-ландшафтная уникальность.

1.2 Историко-культурная самобытность территории и общий сценарий ее развития.

Примеч.: Сценарий развития историко-культурной уникальности и самобытности территории: Центр развития народных промыслов (Палех); Историко-культурный центр, памятник старины (Архангельск); Туристский центр; Центр иностранного туризма (СПб); Место проведения традиционной культурной акции (фестиваля, ярмарки, конкурса); место проведения традиционного физкультурно-спортивного мероприятия (спортивный мемориал, розыгрыш кубка, детская олимпиада и т.п); Лечебно-оздоровительный центр и др.

Раздел 2. Состояние и проблемы развития культурной жизни

2.1. Социально-культурные проблемы территории).

2.2. ”Отраслевые” проблемы развития культуры (т.е. факторы, препятствующие оптимальному развитию сферы культуры).

Здесь анализируются проблемы, связанные с состоянием культурно-исторического наследия и музейного дела; концертно-зрелищной деятельности; театральной деятельности; библиотечного обслуживания; организации туризма; проблемы развития паркового дела; культурно-досуговой деятельности.

2.3. Состояние и проблемы культурной политики (финансирование, кадры, методическое обеспечение и т.д.)

Источник: cyberpedia.su

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

1. Что такое туристские ресурсы, туристский потенциал?

2. В чем заключается особенность процесса формирования туристских ресурсов?

3. Что такое совокупный туристский потенциал возможностей?

4. Что такое кадастр туристских ресурсов? Какова его роль в планировании устойчивого развития туризма в регионе?

5. Назовите основные принципы составления кадастра.

6. Из каких компонентов состоит Единый кадастр туристских ресурсов?

7. Какие основные сведения содержатся в паспорте туристской территории?

8. Перечислите основные формы и методы ресурсного обеспечения развития гостиничного хозяйства.

9. В чем заключается проблема планирования потребности в туристских кадрах?

10. Дайте определение понятиям «норма», «норма в туризме», «норматив в туризме».

11. Какие основные требования предъявляются к нормированию в сфере планирования и управления туризмом в регионе?

12. Можно ли утверждать, что норма является основой рационализации реализации и эффективности планов развития туризма в регионе?

В результате изучения темы 8 студенты должны знать:

· понятие «программно-целевого планирования», «целевая программа»;

· сущность рекреационно-географического и маркетингово-аналитического подходов;

· особенности использования программно-целевого метода в туризме;

· типологию региональных программ;

· структуру программ развития туризма в России;

уметь: дать ёмкую характеристику сферы туризма в регионе по типовому плану; сопоставить отдельные разделы, варианты социально-экономических прогнозов, программ и стратегических планов развития туризма;

владеть: навыками использования программно-целевого подхода при разработке стратегий развития туризма.

1. Программно-целевое планирование и его особенности в туризме.

2. Целевые программы: понятие, типы, этапы формирования.

4. Вертикальная структура программ развития туризма в РФ.

5. Структура и основные характеристики отдельных разделов региональной целевой программы развития туризма.

Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

Благодаря логике программно-целевого метода, выражаемой триединой формулой «цели – пути – средства», в нем удается органично сочетать принципы целенаправленности, ресурсообеспеченности, системного подхода, т.е. учета взаимосвязей и взаимодействий, свойственных процессам решения крупных комплексных проблем и управлению такими процессами.

В самом общем виде целевая программа представляет собой совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.

Существует большое многообразие целевых программ. в зависимости от целей, способа действий, временной протяженности, уровня их принадлежности (сферы), масштабности, роли в управлении, что позволяет упорядочить совокупность разрабатываемых и применяемых целевых программ, выделить специфические черты методов разработки и управления реализацией разных видов программ.

Использование программно-целевого подхода в туризме в регионе позволяет в наибольшей степени учесть такие его особенности, как: системность, полифункциональность, многоцелевую направленность, разнородность ресурсной базы, различия в сроках и методах реализации управленческих решений по отдельным элементам и системе в целом, возможность привлечения различных заинтересованных лиц (субъектов права и хозяйствования, туристов и других лиц) к управлению сферой туризма в регионе, взаимодействие и необходимость координации действий многих предприятий различных отраслей, возможность и необходимость декомпозиции, анализа и синтеза туризма, совместимость и интегративную способность предприятий туризма.

Посредством программ развития туризма определяют все параметры и составляющие элементы будущей туристской структуры, методы и этапы ее формирования. Разработка региональных программ осуществляется для преодоления неравенства субъектов федерации в развитии туризма.

Читайте также:
Какая программа по замене лифтов

В разработке региональных программ целесообразно выделить рекреационно-географический (характеризующий туристский потенциал), маркетингово-аналитический (оценивающий туристский спрос и предложение) подходы, экономический (учитывающий стоимостные аспекты туристского продукта); межотраслевой (оценивающий фактическое состояние и перспективы территории объекта); инвестиционный (определяющий структуру финансирования и ожидаемую эффективность проекта) и другие. Сравнительный анализ некоторых зарубежных и отечественных подходов к планированию и составлению программ развития туризма приведен в табл. 2 и 3.

Программно-целевой подход в обосновании развития туризма должен использоваться с опорой на синтезированное сочетание в первую очередь как рекреационно-географического, так и маркетингово-аналитического подходов (комплексный подход). При этом представляется целесообразным дифференциация целей и разделение функциональных задач для программ федерального и регионального уровней.

Основные отечественные подходы к планированию

и составлению программ развития туризма

Подход Основа Краткая характеристика подхода
Ресурсно-географический Туристский потенциал Сбор и систематизация данных о туристском потенциале региона. Оценка туристских ресурсов по доступности, безопасности, аттрактивности и т.д., дифференцированная для различных форм и видов туризма
Маркетинго-аналитический Спрос и предложение Определение места региона на отечественном и международном туристских рынках. Определение приоритетов туристского развития. Оценка существующего и перспективного туристского предложения региона на основе потребностей и спроса, расходов туристов и пр.
Социально-экономический Социально-экономическое развитие региона Систематизация и оценка вариантов развития туризма в регионе по их эффективности. Оценка влияния развития туризма на регион
Политико-управленческий Организационно-управленческая структура и законодательство Выбор наиболее эффективных вариантов развития туризма. Модификация законодательной базы. Совершенствование управленческой структуры в регионе
Проектный Региональные проекты Выработка конкретных территориально-планировочных решений в рамках инвестиционных проектов

Некоторые зарубежные подходы к планированию

и составлению программ развития туризма

Подход Основа Период возникновения Краткая характеристика подхода
Физический Инфраструктура 60-е г. ХХ в. Анализ туристских ресурсов и оборудования. Составление программ строительства и землеустройства. Оценка их окупаемости
Стандартизированный Стандарты Начало 70-х г. ХХ в. Оценка стандартов единиц пользования. Инвентаризация ресурсного потенциала региона. Сопоставление имеющегося спроса и емкости территории. Составление программы развития региона
Экономико-политический Социально-экономическая политика Середина 70-х г. ХХ в. Более детальная оценка туристских услуг. Обзор ресурсов и соответствующей инфраструктуры. Сравнение потребностей и ресурсов для определения потенциала развития и ограничений. Определение альтернатив программы. Выбор варианта
Моделирующий Моделирование системы 80-е г. ХХ в. Использование моделей для выявления тенденций туристского спроса, анализа возможных проблем в использовании ресурсов проверки последствий принятой политики планирования
POSOLP-подход Турпродукт 80-е г. ХХ в. Обзор и анализ туристских ресурсов и рынков. Анализ туристской политики. Детальная планировка. Оценка последствий развития туризма в регионе

Программы федерального целевого уровня должны ставить целью разработку национальных туристских продуктов и продвижение их на мировом рынке, т.е. внимание должно быть сосредоточено на развитии въездного туризма, его поддержке посредством последовательной государственной политики, создании имиджа.

Региональные целевые программы должны конкретизировать развитие сферы туризма с позиций своей специализации на его отдельных видах применительно к въездному и внутреннему туризму с учетом возможностей формирования турпродуктов по основным составляющим элементам и контингентам потребителей.

В настоящее время в России сложилась следующая вертикальная структура целевых программ развития туризма (рис.9).

Рис.9. Вертикальная структура программ развития туризма

Сравнительный обзор программных документов некоторых регионов России показывает, что при вариативности их названий основные цели и ожидаемые конечные результаты весьма схожи и воспроизводят основные параметры федеральной программы. Так, практически в каждом регионе намечается создание современной туристской индустрии, способной внести ощутимый вклад налоговых платежей в государственный и муниципальный бюджеты, стимулировать предпринимательскую деятельность, рост рабочих мест, приток инвестиций, содействовать организации активного отдыха населения и другие.

Недостатками программ является слабое методологическое и методическое обеспечение. Программы практически однотипны, декларативны, предполагают использование преимущественно историко-культурного потенциала регионов, фактически слабо используя природный потенциал; не учитывают рекреационной емкости туристских ресурсов; имеют недостаточно ясные предложения по перспективам туристского развития. Слабо прописан организационно-экономический и финансовый механизм реализации таких программ.

В настоящее время разработано большое количество методических указаний и рекомендаций по составлению региональных программ. Типовая структура целевой программы, которая может быть разработана для развития туризма в регионе, как правило, включает в себя следующие разделы:

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. В этом разделе должны содержаться рекомендации по описанию программной ситуации по каждому элементу системы туризма и ее последствий для региона; обосновываются решения проблемы в приоритетном порядке и целесообразности использования программно-целевого подхода при ее реализации, наличию научной поддержки.

II. Цель и задачи Программы — содержит целевые показатели, приоритеты и ориентиры программы в увязке с целевыми показателями и приоритетами программы социально-экономического развития региона, которые должны быть достигнуты на основе ориентированных в пространстве и во времени этапов, средств, мер и действий, согласованных по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам. В этом разделе должно быть представлено технико-экономическое обоснование программы, где составляется баланс финансовых ресурсов, определяющий источники финансирования и направления финансовых ресурсов для выполнения программы.

Читайте также:
Delphi программа не завершается

IV. Сроки и этапы реализации программы — определяются сроки, количество этапов и их характеристика.

V. Ресурсное обеспечение программы — ключевой раздел программы, от реальности, эффективности которого зависит в конечном итоге судьба всей программы.Состав ресурсного обеспечения формируется исходя как из потребностей программы в туристско-рекреационных ресурсах в соответствии с нормами и нормативами, так и в соответствии с наличием источников финансовых ресурсах для обеспечения этих потребностей. Содержится методика расчета предстоящих затрат.

VI. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом реализации программы – рассматриваются основные управленческие процедуры по формированию, рассмотрению, согласованию, утверждению и реализации программы.

VII. Оценка эффективности программы, в котором определяются основные социально-экономические параметры и эффективность программы.

Результирующим документом, содержащем общую сводку сведений о программе, заимствованных из разных программных документов, на основании которого осуществляется реализация целевой программы, является паспорт Программы.

Процесс формирования целевой программы развития туризма в регионе представляет собой совокупность следующих этапов:

1. Аналитический этап

2. Этап разработки стратегии.

3. Этап формирования целевой программы устойчивого развития туризма.

4. Этап оценки ресурсных возможностей.

5. Этап мониторинга процессов реализации и учет промежуточных и конечных результатов выполнения программы.

Практика программирования предполагает тщательное ресурсное обоснование возможности решения про6лем программным методом, чтобы показатели программы были выполнены, а задачи реализованы.

Инициаторами постановки проблем для программирования могут выступать в регионе как органы власти и управления сферой туризма, так и предприятия туризма, а также общественные организации, предприниматели, отдельные граждане и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Структура программы развития туризма

В России запускается госпрограмма «Развитие туризма» до 2030 года. Её утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Общий объём финансового обеспечения государственной программы до 2024 года составляет 724 млрд рублей. Из них 168,4 млрд – средства федерального бюджета, 75,8 млрд рублей – средства консолидированных бюджетов регионов, 542,1 млрд рублей – внебюджетные источники.

Структура государственной программы включает в себя три федеральных проекта – «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма», входящих в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», а также комплекс мероприятий «Обеспечение системы управления в сфере туризма».

«Развитие внутреннего туризма в России является национальным приоритетом. Страна имеет колоссальный туристический потенциал. В этом году принят национальный проект “Туризм и индустрия гостеприимства”, а с начала 2022 года заработает утверждённая Председателем Правительства Михаилом Мишустиным госпрограмма “Развитие туризма”.

Инвесторы в этом году получили льготные кредиты на строительство отелей общей вместимостью почти 14 тыс. номеров. В рамках новой госпрограммы до 2024 года за счёт льготных кредитов по всей стране должно появиться уже свыше 19,5 тыс. номеров. Содействие инвесторам будет оказываться в том числе при строительстве обеспечивающей инфраструктуры к туристическим объектам.

И работу в этом направлении ведут совместно Минстрой России и корпорация “Туризм.РФ”. В ближайшие три года гранты получат не менее 2,5 тыс. предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма. В 2021 году аналогичную меру поддержки получило 452 проекта. В комплексе все эти меры позволят нам к 2030 году увеличить количество путешествий внутри страны до 140 млн поездок в год, создать не менее 1,7 млн новых рабочих мест и повысить вклад отрасли в экономику до 8,3 трлн рублей», – сказал Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко.

Участниками государственной программы стали 17 министерств и ведомств, в частности Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства – ответственный исполнитель указанной государственной программы, а также Федеральное агентство по туризму, которое является ответственным исполнителем национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

В результате реализации госпрограммы должны быть достигнуты следующие цели:

— граждане обеспечены современной туристической инфраструктурой;

— создана и внедрена система поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма;

— созданы условия для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды;

— созданы и внедрены цифровые решения, обеспечивающие гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристическим цифровым сервисам;

— создана сквозная система финансовой и нефинансовой поддержки, направленной на развитие экспорта туристских услуг;

— увеличено число рабочих мест и повышен кадровый потенциал отечественной туристической отрасли;

— реализованы мероприятия по цифровизации государственного управления в сфере туризма;

— усовершенствовано государственное управление в сфере туризма.

Работа Правительства:

  • Государственная программа «Развитие туризма»
  • Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»
  • Внутренний и въездной туризм

Источник: government.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru