Структура программы развитие венгер

Предметно-развивающая среда старшей группы организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все 5 образовательных областей:

При организации предметной среды в групповом помещении мы, как педагоги, учитывали всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. В соответствии с рядом принципов в старшей группе ДОУ нами была создана предметно-развивающая среда.

Итак, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия, как литературный центр, который располагает к наблюдению, мечтам, тихим беседам. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам).

Программа развития ДОУ № 32

Здесь же недалеко, музыкально-театрализованный уголок — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети- большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей,

Одна из областей, как упоминалось ранее, речевая. Наш детский сад для детей с нарушениями речи, поэтому, для данного центра отведено хорошо освещённое место в группе, имеется весь наглядно- демонстрационный материал для работы с детьми.

Рядом с данным центром — центр искусства «Юный художник». В распоряжении детей акварель, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры. К данному центру имеется свободный доступ.

Развитие творческого воображения в рамках программы Л. А. Венгера «Развитие»

Для рассмотрения мы выбрали именно эту программу развития и воспитания дошкольников, т.к. она является комплексной программой развития дошкольников. Цель ее — развитие умственных и художественных способностей ребенка, т.е. развитие творческой личности. В ней широко используется раздел — развитие воображения в работе с художественной литературой.

Программа «Развитие» [17] предлагает множество методов на развитие связной монологической речи, мышления и воображения в различных видах деятельности, а именно в играх, в ознакомлении с природой, в рисовании, в знакомстве с художественной литературой, в том числе и со сказкой.

Так как в старшем дошкольном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно остановиться на развитии воображения. В программе «Развитие» эта линия осуществляется через формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Контроль качества рабочей программы воспитания

Работу с художественной литературой, в том числе со сказкой Л.А. Венгер рекомендует проводить в два этапа. На первом этапе необходимо вводить наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы — научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы, т.е обучить детей наглядному моделированию.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь предлагается включать в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к их свободному высказыванию и запоминанию.

Каждый этап имеет подробное описание. Работу по обучению пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели.

Л.А. Венгер [2] выделяет 2 вида моделирования. Наиболее простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.

Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж.

Л.А. Венгер предлагает помочь ребёнку не просто играть с предметами-заместителями, но чётко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи — показать основные действия и события сказки.

Читайте также:
Какого из элементов нет в главном окне программы adobe photoshop

Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории, рассказы, сказки, т.е. в работу включается воображение. И эта работа предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении со сказкой.

Чтобы дети почувствовали в себе желание творить, поверили в свой успех, необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа», то есть имеющие не единственное верное решение, и одновременно развивающие наблюдательность. В течение года неоходимо проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный), фигурок разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал), палочек разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята придумывают что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

Таким образом, дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными, дети избегают повторений, каждый старается сам.

Авторским коллективом был разработан список литературы для чтения в каждой возрастной группе. В приложении 1 изложен рекомендуемый программой «Развитие» для старшей возрастной группы.

Итак, Л.А. Венгер предлагает разнообразные и четко описанные методы развития воображения с использованием сказки. Он применяет различные элементы сказки (сказочный герой, новый герой, придумывание сказки по заданной тематике и т.д.), и вводит наглядно-образные модели в работе с элементами сказки.

Источник: studentopedia.ru

Программа РЭМП

Дошкольное детство является оптимальным периодом, в котором создаются особо благоприятные условия для развития познавательных способностей, причем сформировавшиеся психологические новообразования имеют большое значение для всей последующей жизни человека. На окружающих ребенка возлагается большая ответственность за развитие имеющихся задатков, превращение их в способность.

Настоящая программа посвящена проблеме формирования у дошкольников познавательных способностей с помощью системы дидактических игр и упражнений для развития детей дошкольного возраста. Она разработано, как локальный компонент образовательной программы групп общеразвивающей направленности от 3-х до 4-х лет, от 4-х до 5-ти лет, от 5-ти до 6-ти лет и от 6-ти до 7-ми лет. Программа разработана на основе практической деятельности воспитателя по направлению развития познавательных способностей посредством дидактических игр и призвана реализовывать важнейшую задачу воспитания – развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного, среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста.

Проблема познавательных способностей в психологии и педагогики имеет длинную историю (с середины 19 века в работах Г.Фехнера, Г.Гельмгольца, Ф.Гальтона; в отечественной Б.М.Теплова, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера и т.д. В педагогике К.Д.Ушинского, А.П.Усовой, В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой и т.д.), однако до сих пор проблема является дискуссионной.

Как отмечает А.В.Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека, способность выступает как некоторая возможность, зависящая от различных условий:

— будут ли окружающие заинтересованы в том, чтобы ребенок овладел этими знаниями и умениями;

— как его будут обучать;

— как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.

Отсюда следует, что для развития познавательных способностей важны не столько знания и навыки (каковы бы они не были), сколько то, каким образом они усваиваются. Способности проявляются и формируются лишь в деятельности, следовательно, только правильно организованная деятельность ребенка, может выявить, а затем и развить его способности.

Такой деятельностью является игра. Игра удовлетворяет детскую любознательность, помогает вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Учиться играя! Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Увлекательные дидактические игры предлагают умственные задачи в занимательной, игровой форме, что способствует усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Актуальность

Сейчас дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать поручения в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Концептуальная идея программы: развитие познавательных способностей через игру.

Цели программы:

— развитие познавательных способностей ребёнка:

— стимулирование раскрытия потенциала каждого ребёнка;

— расширение границ восприятия мира;

— реализация способностей в реальной жизни.

Данные цели реализуются через следующие задачи:

1. Развитие познавательных процессов, которые лежат в основе познавательных способностей (восприятие, мышление, память, внимание и воображение).

2. Развитие действий, которые лежат в основе познавательных процессов:

Читайте также:
Комплексной программой развития детей является ответ

-восприятие: действие идентификации, отнесение к эталону, перцептивного моделирования;

-мышление: действие замещения, обобщения, классификации, сравнения, анализа и синтеза, действия наглядного моделирования;

-воображение: действия «опредмечивания», символизации, замещения, детализации, совершенствования образно-символических средств.

3. Активизация познавательного интереса и мыслительного процесса.

4. Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

5. Повышение уверенности в себе и своих действиях.

Принципы построения программы:

1. Одним из главных принципов, на которых базируется данная программа, является принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности.

2. Принцип самоценности дошкольного возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.

3. Опора на игровые методы – один из важных принципов программы. Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно — ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности.

5. Принцип поддержки инициативы детей. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.

6. В данной программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство отобранных игр и упражнений имеет комплексный характер. Подразделение игр по отдельным направлениям развития достаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует все психические процессы, разные виды деятельности и способности ребенка.

Формы работы:

 использование игр на занятии

 использование игр вне занятий

Категория и возраст обучающихся .

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет, воспитанников групп общеразвивающей направленности.

Система дидактических игр и упражнений, направленная на развитие

познавательных способностей детей.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. В период дошкольного детства, такой деятельностью является игра. Дидактическая игра, как метод обучения, позволяет детям легко усвоить и закрепить знания, овладеть способами познавательной деятельности.

Как известно, хаотичное использование дидактических игр не даст ожидаемого результата в развитии. Следовательно, их необходимо привести в систему. Система дидактических игр разрабатывалась исходя из следующих требований к ним:

-уровень познавательных процессов детей (восприятие, мышление, память, внимание и воображение);

-развитие познавательных процессов в дидактической игре;

-знания и навыки детей;

-наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление трудностей;

-последовательное усложнение заданий;

-учет действия, лежащего в основе развития познавательного процесса.

Использование системы дидактических игр осуществлялось как на занятиях, так и вне занятий. При проведении дидактической игры учитывать необходимо следующее:

-интерес детей к игре, для этого использовала загадки, сюрпризные моменты и напоминания об игре, в которую дети охотно играли ранее; -проговаривание задачи ребенком, что ведет к пониманию и принятию задачи, успешному ее выполнению;

-индивидуальный подход. С детьми, которые не могут решить задачу или действуют путем отгадывания, следует выполнять сначала задание на практическом уровне.

Опыт работы показал, что выполнение детьми поставленной задачи в игре, при учете перечисленного ведет к успешному выполнению. А так же к лучшему усвоению нового материала и закреплению имеющихся знаний и навыков.

Специально подобранные игры в совместной образовательной деятельности дают возможность воспитателю раскрепостить ребенка, научить дошкольника справляться со своими страхами, неуверенностью, реализовывать потребность высказывать своё мнение.

Форма участия других лиц в реализации программы.

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются родители детей. Родители имеют возможность посещать консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами входящей и итоговой диагностики, посещать открытые занятия, участвовать в тематических выставках, выставку методической литературы, родительских лекториях, собраниях, тематических праздниках высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, осуществлять контроль за качественным выполнением домашних заданий.

Планируемые результаты освоения программы.

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, восприятия, воображения, внимания, памяти, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений.

Развитие восприятии: Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Развитие навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.

Умеет разделять сложную фигуру на несколько более простых Развитие действий: действие идентификации, развитие действия соотнесения с эталоном и развитие действия перцептивного моделирования.

Развитие памяти : Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Развитие точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Читайте также:
Программа vanguard anticheat не запущена

Развитие внимания: Развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления: Развитие умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Дети умеют высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Умеет выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим.

Умеет объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым. Устанавливает родо — видовые отношения между понятиями. Устанавливает сериационные отношения между понятиями (использование сериационного ряда как модели сериационных отношений между понятиями). Развитие действий: действие замещения, обобщения, действие классификации, сравнения, анализ и синтез, развитие действия с моделями.

Развитие воображения: Дорисовывает начатое изображение, дополнив его деталями. Создаёт словесные сюжеты по аналогии. Самостоятельно сочиняет небольшую сказку или история на заданную тему. Моделирование в игре впечатлений из разных источников: текущие события, прежние впечатления, разговор окружающих, книги и телепередачи. Развитие действий: действие «опредмечивания», символизации, замещения, детализации, совершенствования образно – символических средств.

Развитие речи: Умеет описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. Умеет составлять загадки, небольшие рассказы — описания, сочинять сказки.

Способы определения результативности программы.

Мониторинг развития познавательных способностей с использованием дидактических игр проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком учебной программы дополнительного образования по развитию познавательных способностей.

Целью исследования познавательных способностей у детей дошкольного возраста является проведение диагностики для выявления уровня развития познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание и воображение) на данном возрастном этапе. Для изучения динамики развития у детей познавательных способностей проводились диагностические обследования с использованием различных диагностических методик, разработанных такими педагогами и психологами, как А.Л.Венгер, Т.В.Лаврентьева, Р.С.Немов, Е.Л.Полоцкая, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, Р.И.Бардина.

Мониторинг познавательных способностей детей от 3-х лет до 4-х лет:

Использованы следующие диагностические методики:

— «Цвет», «Построим домики для фигур», «Магазин» (автор А.Л.Венгер) –восприятие;

— «Замещение персонажей сказки» (автор А.Л.Венгер) – мышление;

— «Схематизация» (автор Т.В.Лаврентьева) – мышление;

— «Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая) – воображение.

Мониторинг познавательных способностей детей от 4-х лет до 5-ти лет:

Использованы следующие диагностические методики:

— «Рыбка» (автор В.В.Холмовская) – наглядно – образное мышление;

— «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко) – воображение;

— «Эталоны» (автор О.М.Дьяченко) – восприятие;

— «10 слов» (автор А,Р,Лурия) — слуховая память;

— «Зрительная память» (автор Д.Векслер) – зрительная память;

— «Найди и вычеркни» (автор Р.С.Немов) – внимание.

Мониторинг познавательных способностей детей от 5-х лет до 6-х лет:

Использованы следующие методики:

— «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (автор Р,С,Немов) — восприятие

— «Свободная классификация» — мышление;

— «Самое непохожее» (автор Л,А,Венгер) – мышление;

— «Пиктограмма» (автор Е.Л.Полоцкая) – воображение;

— «Образная память» – память;

— «Найди отличия» — внимание.

Мониторинг познавательных способностей детей от 6-ти лет до 7-ми лет:

Использованы следующие методики: — «Эталоны» (автор О,М,Дьяченко) – восприятие;

— «Перцептивное моделирование» (автор В,В,Холмовская) – восприятие;

— «Схематизация» (автор Р,И,Бардина) – мышление;

— «Систематизация» (автор Н,Б,Венгер) – мышление;

— «Придумай рассказ» (автор Р,С,Немов) — воображение;

— «Опосредованное запоминание» (автор А,Н,Леонтьев) – память;

— «Методика использования фигурных таблиц» — внимание.

Условия реализации программы.

Для занятия требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно- гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Игра удовлетворяет детскую любознательность, помогает вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, овладеть способами познания связей между предметами явлениями. Учиться играя. Эта идея увлекала многих педагогов. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Она используется на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

В систему дидактических игр и упражнений направленная на развитие познавательных способностей детей входят игры, направленные на формирование действий, которые лежат в основе развития познавательных процессов:

-действие идентификации, отнесение к эталону, перцептивного моделирования (восприятие);

-действие замещения, обобщения, классификации, сравнения, анализа и синтеза; действия наглядного моделирования (мышление)

-действия «опредмечивания», символизации, замещение, детализация, совершенствование образно-символических средств (воображение).

Возраст

Цель

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Источник: mysite-voevodina.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru