Замысел исследования определяет его этапы, составляющие последовательность реализации замысла исследования. Обычно исследование состоит из трех основных этапов. Первый этап – выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработка гипотезы исследования.
В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование, этот этап предваряет оформление методики исследования. На втором этапе работы происходит выбор методов и разработка методики исследования, проверка гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий, заключительный этап строится с ориентацией на внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.
1.4. Основные методы психологических исследований. Создание психологических тестов.
3.Организационно-процедурные этапы исследования
- Предварительное знакомство с объектом исследования, выявление его специфики;
- Разработка проекта программы психологического исследования. Сюда входят описание объекта, уточнение цели, основных задач, разработка общих и рабочих гипотез и т.д.
- Составление рабочего плана и графика работ;
- Корректировка проекта программы с участием заказчика;
- Разработка методики исследования. Сюда входят проектирование инструментария, пилотаж инструментария, уточнение состава технических средств, уточнение требований к исполнителям, составление инструкций, размножение инструментария;
- Построение выборки;
- Подготовка исследовательской группы;
- Составление сметы расходов, утверждение плана работ и сметы расходов.
- Организация условий выполнения работ в соответствии с методическими заданиями. Сюда также будут относиться подготовка помещений и технических средств;
- Составление графика проведения работ, составление наряд-заданий, их выдача исполнителям;
- Установление контакта с лицами, вошедшими в выборочную совокупность, знакомство, инструктаж их;
- Сбор первичной информации по заданной методике;
- Обработка аудиовизуальных технических записей;
- Контент-анализ открытых вопросов, дневниковых записей;
- Подготовка к сдаче методических документов;
- Контроль за ходом выполнения требований методики, за работой исполнителей.
- Сбор учетных материалов. Проверка их заполнения;
- Ручная обработка данных;
- Статистическая обработка данных;
- Логический анализ полученных данных;
- Уточнение объема выполненных задач;
- Построение проекта совершенствования объекта;
- Анализ и оценка эффективности выполнения научно-исследовательских работ;
- Составление итогового отчета;
- Предоставление отчета заказчику. Составление плана внедрения результатов исследования.
4.Характеристика проблемы исследования
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема исследования – форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации.
Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области психологических явлений, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их устранение. Проблема исследования находит конкретизацию в постановке теоретической и методологической проблем, что способствует достижению подлинно научного знания.
Теоретическая проблема – сформулированная нерешенная задача (проблема) в области познания (в области теории). Методологическая проблема – сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе поиска и разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся.
Проблема исследования непосредственно связана с предметом исследования, но в то же время имеет и свою специфику. Проблема исследования является характеристикой некоторой проблемной ситуации, отражением противоречия между типичным состоянием предмета исследования в реальной практике и требованиями эффективного функционирования объекта исследования.
Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования, с выявлением причин обнаруживаемых противоречий, с разработкой системы мер, направленных на повышение эффективности и качества функционирования предмета исследования, с углублением теоретических представлений о предмете исследования. Например, когда предметом исследования являются способности, а объектом исследования – личность, проблемой исследования может стать формирование способностей, их становление и развитие и т.п. Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Практически проблема исследования перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой психолог в процессе разрешения возникшей проблемы, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему.
5. Цель и задачи исследования
7. Гипотеза исследования
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2001;
- Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологические основы. – М., 2001;
- Ядов В.А. Социологическиое исследование; методология, программы, методы. – М., 1987;
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М., 1998.
Источник: doc4web.ru
Структура психологического исследования
занимательные факты
«empeiria» (опыт). Исходно он имел два основных значения:
• Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов
• Наблюдение, осуществляемое в обычных, естественных условиях, в
отличие от эксперимента.
Термин «эксперимент» происходит от латинского слова
«experimentum» (проба, опыт) и понимается как научно поставленный
опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых
условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно
воспроизводить его при повторении этих условий. В настоящее время
во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую
совокупность научных фактов или данных, а не только данные,
доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим (эмпирической
частью) называют такое исследование, целью которого является
получение данных различными способами – методами наблюдения и
самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента. [2]
Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь
условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную
сторону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче
всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части,
как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектомизучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательской
работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом
характере работы. Если же в исследовании выделять, прежде всего,
продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев
определить его как теоретическое или эмпирическое можно еще с
большей условностью. В любом исследовании до сбора данных или
отбора уже имеющихся психолог должен определить
исследовательскую парадигму и теоретический базис своей работы.
Этот этап работы является теоретическим.
С другой стороны, любая теоретическая работа пусть опосредованно,
но опирается на определенный массив фактов, явно или неявно делит
данные на более и менее достоверные, а своими принципами,
подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов
их получения. Существование проблемы (проблемной ситуации)
является исходным моментом любого научного исследования.
Постановка научной проблемы предполагает:
• обнаружение существования дефицита (недостаточность знаний,
фактов, противоречивость научных представлений);
• осознание потребности в устранении дефицита;
• описание проблемной ситуации на естественном языке;
• формулирование проблемы в научных терминах.
Объект – это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое,
являющееся фрагментом мира самого по себе, то есть существующего
независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя0 и от
наук, которые его изучают. Объектами психологической науки
• индивид;• группа людей;
• животное, у которого есть психика;
• сообщество таких животных.
Поскольку перечисленные объекты являются объектами и других наук,
целесообразно, называя объект психологического исследования,
уточнить, какое именно психическое явление у человека, некоторой
группы людей или животных вы намерены изучать в рамках данной
В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта.
В зависимости от цели исследования к таким характеристикам могут
• возрастная группа, к которой принадлежат испытуемые;
• уровень образования; профессия;
• национальность и так далее.
Предмет познания – свойства, стороны, отношения реальных объектов,
рассматриваемы в определенных исторических условиях. Предмет
познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки
или комплекса наук, безотносительно к субъекту (субъектам) познания.
Предмет познания может быть общенаучным, — например, время как
форма существования и мера изменений. Он может быть
междисциплинарным – например, межполовые отношения у животных.
Их изучает биохимия, этология, зоология, психология, ветеринария.
Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном,междисциплинарном, специальном) есть свой, частный аспект
рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в
теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.
В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты:
• Отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции;
• Виды поведения, деятельности и общения;
• Пространственные, временные и интенсивностные характеристики
отдельных явлений, взаимовлияния между ними;
• Взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и
Таким образом, перечень явлений и их сторон, которые могут быть
взяты в качестве предмета психологического исследования,
значительно объемней перечня объектов.
Если объект психологического исследования можно прояснить по
контексту работы (даже если он не назван автором), то с предметом
дело обстоит иначе. Обусловлено это отмеченными различиями в
степени их разнообразия. Предмет исследования должен быть
непременно назван самим автором, чтобы было легче понять цель и
назначение работы. Если предмет не назван, то трудно оценить
адекватность методического подхода.
Проблема, объект и предмет исследования должны быть названы в
одном из первых разделов работы.
При разработке концепции исследования необходимо учитывать
природу, специфику психологических закономерностей и законов. Во-
первых, их специфика в том, что они имеют статистический характер,
поскольку любое психическое явление обусловлено множеством
факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянноменяющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых,
поведение и деятельность, все отношения человека к миру, к другим
людям и к себе подчинены и общим для психологии человека
закономерностям, и факторам индивидуальности конкретного
хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток
уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого
личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и события
окружающего. Эта уникальность принципиально непознаваема до
конца, и поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека
всегда лишь относительно предсказуемы.
Это следует учитывать, когда целью исследования является разработка
рекомендаций, прогноз поведения, успешности деятельности,
особенностей развития отдельного человека или группы. Прогноз
проявления какого-либо качества, совершения поступка может носить
в психологии только вероятностный характер. Однако это не снижает
ценности психологических рекомендаций. В тексте работы
целесообразно отмечать их специфичность, обусловленную тем, что
многие рекомендации требуют учета конкретной человеческой
индивидуальности, активного отношения личности к жизненной
ситуации, ее способностей к наблюдению, самонаблюдению,
Цель исследования – желаемый конечный результат (главный), он
может быть теоретико-познавательным или прикладным,
практическим. Перечисленные возможные направления
психологического исследования не охватывают всего разнообразияцелей. Основными видами целей психологического исследования,
различающихся конечным результатом считаются:
• Описание характеристик психического явления. Поиск новых
характеристик или уточнение описанных очень часто может
становиться целью работы. Основанием для постановки такой цели
работы обычно может быть обнаруженная или отмеченная в литературе
неполнота описания психического явления, изучение которого
достаточно актуально в данный момент.
• Выявление взаимосвязей психических явлений. Такая цель
исследования встречается довольно часто. Ставя своей целью
исследование взаимосвязей, надо обязательно включить в число задач
определение характеристик взаимосвязей: их тесноты, направленности,
устойчивости; постараться определить целостную структуру
взаимосвязей или место той взаимосвязи, которая находится в центре
внимания, среди совокупности других, близких, а иногда и
отдаленных, объяснить природу связи. Также целью работы может
быть не только выявление взаимосвязей психических явлений, но и
• Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов
роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики имеет
и теоретическое, и практическое значение. В то же время оно остается
довольно сложным видом исследования. Б. Г. Ананьев подчеркивал,
что развитие осуществляется не только в биологическом времени, но и
в историческом, социальном. Проведение исследований,
ориентируемых на возрастную переменную, носит специфический
характер и предполагает использование двух основных подходов:возрастных «поперечных» срезов или «продольных» срезов
• Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен
открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, проверки
гипотезы. Задачами исследования с целью описать новый феномен
могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или
отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий
существования феномена, разнообразия проявлений, устойчивости
проявления, объяснение феномена.
• Обобщение научных представлений, сведений. Цель такой работы
состоит в выведении более общих закономерностей, чем описанные в
литературе к настоящему времени. Часто это осуществляется либо
введением новых понятий, либо новым определением имеющихся,
например, расширением значения некоторых терминов, приданием им
статуса терминов более высокого уровня обобщенности, расширением
области понятия. Иногда в этих целях используются общенаучные
конкретизируя их для психологии в целом или какой-либо области
• Создание классификации, типологии. Разработка классификации
предполагает, прежде всего, поиск и обоснование критериев
классификации, очерчивание области явлений, охватываемых
классификацией. Классификация должна быть ясно соотнесена с
определенной теорией, концепцией. К числу достоинств хорошей
классификации можно отнести: новое понимание класса явлений,
создание на ее основе более эффективных диагностических процедур,расширение возможностей прикладных применений психологических
Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели
исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели
исследования на подцели (цели второго порядка). Задачи
формулируются примерно таким образом:
1. проанализировать литературу по теме;
2. провести эксперимент (обследование);
3. обработать эмпирические данные;
4. проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Это описание обычной последовательности шагов научного
исследования. Перечисление задач помогает понять характер работы.
При определении целей и задач исследования необходимо оценить его
актуальность. Основными аспектами актуальности психологического
исследования чаще всего могут быть следующие:
• необходимость дополнения теоретических построений, относящихся
к изучаемому явлению. Новые данные об его характеристиках и
взаимосвязях позволят прояснить при роду явления, разрешить
• потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и
сферу ее применения;
• потребность в более эффективных психодиагностических и
исследовательских методах, способных обеспечить получение новых
• потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более
широкие возможности и эффективность психологического воздействия,
обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде;• потребность в дополнении или переработке психологических теорий,
концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как
представителями других наук, так и широкими слоями населения.
Наиболее часто психологическое исследование включает следующие
1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор
объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной
2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции.
Построение в общих чертах модели интересующего явления.
3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор
методов и методик.
4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом
исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное
описание под новым углом зрения.
5. Обработка данных (эмпирического материала исследования).
6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация
результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и
теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование
Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма
условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда
возникает необходимость корректировать решения более ранних
этапов с учетом возможностей и ограничений последующих
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивации младших школьников-психологическое исследование
Развтие мотивации младших школьников-психологическое исследование.
Психологическое исследование
Тема: «Сравнительны анализ мотивации у подростков разных этнических групп (напримере художественно-эстетической деятельности)».
Заключение по результатам психологического исследования уровня адаптации детей МБДОУ №18. 2013-2014 учебный год.
Психодиагностическое исследование процесса адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Представлены результаты обследования детей младшего и среднего дошкольного возраста в п.
Структура психологической готовности к школе
Структура психологической готовности к школе.
Психологическое исследование детей с ЗПР в дет.саду(мини-отчет)
отчет по психологическому исследованию детей с ЗПР.
Структура психологического консультирования
Практика психологического консультирования в системе дошкольного образования переживает в настоящее время период своего активного становления. За психологической консультацией обращаются родители.
«Анализ результатов психологического исследования эмоционального благополучия ребенка в ДОУ»
Выступление в рамках городского методического объединения «Диагностический инструментарий по определению эмоционального благополучия ребёнка в ДОУ» для педагогов-психологов ДОУ.
Источник: nsportal.ru
Структура и этапы психологического исследования
Психологическое исследование имеет три основных вида, таких как: теоретический, эмпирический и прикладной.
Термин «эксперимент» имеет происхождение от латинского «experimentum», что в переводе означает опыт или проба. Понятие данного термина можно расписать как научный опыт, где наблюдается исследуемое явление при учтенных условиях, которые позволяют следить за развитием какого-либо явления, что дает многократное воспроизведение во время повтора конкретных условий.
Эмпирический вид исследования отвечает за поставленную цель для получения данных разными способами, такими как метод наблюдения, лабораторный и естественный эксперимент.
Деление теоретического и эмпирического исследования является условным, и оно включает в себя несколько пунктов:
- процедурная сторона на первом плане в исследовании, т.е. определить теоретическое или же эмпирическое можно по такому критерию как основная часть, она может быть, а может и нет, потому что происходит сбор данных по взаимодействию с объектом изучения;
- осуществление взаимодействия, т.е. работа исследования имеет эмпирический характер;
- выделение продуктивной стороны, т.е. определить конкретную условность между теоретическим и эмпирическим исследованиями.
При проведении какого-либо исследования до сбора информации или уже имеющейся, то ученый психолог обязан выявить исследовательскую модель и теоретическую базу всей работы.
Замечание 1
Во всех исследованиях можно столкнуться с проблемой по решению конкретной ситуации, которая будет являться исходником при научном исследовании. По таким данным можно выявить такие проблемы как: обнаружение существующего дефицита, т.е. нет конкретных фактов, за которые можно было бы зацепиться; устранить дефицит за счет осознанной потребности; описать ситуацию, как она есть на самом деле; сформулировать возникшие проблемы по научной терминологии.
Чтобы понять суть проблемы и ее существование, нужно провести анализ по литературному образу, который нужно будет охарактеризовать и определить степень исследованности конкретной проблемы, не забыть о целостности и отдельных сторонах проблемы, но самое главное это, вопросы, которые были затронуты не в конкретном понимании, а в переносном.
Объектом принято считать, процесс познания, на который он будет направлен. Объект – это цельное, имеющее в себе фрагменты мира, которые существуют независимо от субъекта познания. К объекту можно отнести: индивида, группу, общность, животных.
Чтобы изучать объекты, нужно точно знать, что это будет, то ли это группа людей, то ли это группа животных, и про что не нужно забывать в данном изучении, так это про психическое значение, которое находится в мозгу. К значимым исследовательским характеристикам объекта относятся: половая принадлежность, возраст, образование, деятельность занятий, состояние здоровья, национальность и все в таком духе.
Предмет познания – это конкретные характерные свойства, которые отражаются в объекте при рассмотрении определенных исследовательских условий. К предмету познания относятся такие характеристики: изучение отдельных свойств, функций; вид поведения; взаимодействие и влияние пространственных характеристик присущих отдельным явлениям; связь между явлениями физиологического и психического состояния.
Предмет познания имеет довольно широкий спектр характеристики сторон, нежели объект познания.
Проблема, объект и предмет, всегда должны быть выделены и стоять в первых строчках исследования.
Во время разработки концепции исследования нужно учесть, такие факторы, как специфика психологических закономерностей и общих законов. К этим факторам относят:
- Во-первых, специфика=статистическому характеру, т.е. психические явления обусловлены большим спектром факторов, которые в силу своего влияния, меняют сочетание и поэтому определить нет возможности;
- Во-вторых, поведение и деятельность человека, которые подчинены факторам индивидуальности внутреннего мира личности, которая хранит в себе жизненный путь человека.
- В этом во всем заключается непредсказуемость всех действий человека, которые он совершает на всем протяжении жизни и конкретного вердикта по психологии человека нет.
Цель исследования – это получение желаемого конечного результата, который может быть выражен в теоретико-познавательном (прикладной) и практическом. Данные направления не имею конкретного охвата разнообразия целей. К видам цели исследования относятся, такие конечные результаты:
- характерное описание психического явления заключается в следующем, неполное описание психического явления и противоречия между эмпирическими данными;
- определение взаимодействий психических явлений заключается в следующем, когда нужно определить характерные взаимодействия между поставленными задачами, либо уточнить и выявить взаимосвязь психических явлений;
- возрастные изменения по динамике явлений, т.е. процессы созревания, роста и развития по возрастной лестнице изменчивости психики;
- описание нового феномена или эффекта, т.е. открытие новых подробностей о том или ином факте психологического явления;
- научные обобщения представлений и сведений, т.е. определить новые обобщающие закономерности, по тем, которые были представлены изначально;
- создать классификацию и типологию, т.е. найти такие факты, которые будут достойной классификацией в области явлений.
Определение 1
Задача исследования – это пути и средства, которые будут выбраны для достижения цели исследования. Формирование задач заключается в следующем: анализ литературной темы, провести обследования, обработка эмпирических данных, анализ полученных результатов и подвести итоги.
Этапы психологического исследования
Чтобы психологическое исследование дало нужный результат, нужно действовать по шагам:
- изучить состояние проблемы;
- разработать или уточнить исходную исследовательскую концепцию;
- планирование исследования;
- собрать все данные и факты для описания;
- обработать данные;
- оценить результаты исследования по гипотезам;
- соотнести результаты с имеющимися концепциями и теориями.
Последовательность исследования проходит всегда по-разному, это приблизительные этапы, на которые нужно опереться, чтобы правильно описать и выявить новые феномены психологических исследований.
Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».
Источник: 2dip.su