6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая культура»; углубленной подготовки – «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».
Разработка современных учебных программ курсов профессионального обучения — 8 октября 2018
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
Источник: studfile.net
Структура программы профессионального обучения в школе
В соответствии с действующим в настоящее время в РФ законодательством процесс образования:
осуществляется путем реализации образовательных программ;
разработка, утверждение и реализация образовательных программ осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
это комплекс основных характеристик образования:
организационно-педагогических условий и в отдельных случаях форм аттестации,
который представлен в виде:
календарного учебного графика,
рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также
оценочных и методических материалов.
Уровни образования
профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Технологии профессионального обучения
Общее образование и профессиональное образование:
В настоявшее время установлены следующие уровни образования:
основное общее образование;
среднее общее образование;
высшее образование — специалитет, магистратура;
высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;
дополнительное образование, которое включает в себя такие подвиды, как:
дополнительное образование детей и взрослых и
дополнительное профессиональное образование.
Система образования в РФ создает условия:
для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,
предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также
учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
Виды основных образовательных программ
По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению:
- реализуются основные образовательные программы.
По дополнительному образованию:
- дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
основные общеобразовательные программы;
основные профессиональные образовательные программы.
В состав основных общеобразовательных программ входят:
образовательные программы дошкольного образования;
образовательные программы начального общего образования;
образовательные программы основного общего образования;
образовательные программы среднего общего образования.
В состав основных профессиональных образовательных программ входят:
образовательные программы среднего профессионального образования, к ним относятся:
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,
программы подготовки специалистов среднего звена;
образовательные программы высшего образования, к ним относятся:
программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),
основные программы профессионального обучения, к ним относятся:
программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,
программы переподготовки рабочих, служащих,
программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Структура основных образовательных программ, условия их реализации и требования к результатам их освоения:
- устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
Федеральные государственные образовательные стандарты
дошкольного образования (ФГОС ДО):
утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
начального общего образования (ФГОС НОО):
утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
основного общего образования (ФГОС ООО):
утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
среднего общего образования (ФГОС СОО):
утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Уровни общего образования:
начальное общее образование,
основное общее образование,
среднее общее образование
являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ уровнями образования.
Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования:
- не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
По общему правилу к освоению образовательных программ среднего профессионального образования:
- допускаются лица, имеющие образование НЕ НИЖЕ основного общего или среднего общего образования.
К освоению образовательных программ высшего образования:
допускаются лица, имеющие среднее общее образование:
программ бакалавриата или
К освоению образовательных программ магистратуры:
- допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.
Таким образом, сложившаяся в настоящее время в РФ система образования предусматривает поступательное освоение основных образовательных программ соответствующих уровней.
Статья 73. Организация профессионального обучения
1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Липецкий политехнический техникум
Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [1, статья 2, п.13].
К основным программам профессионального обучения относятся — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих [1, статья 12; 2].
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение [3], с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти.
В пределах освоения программы среднего профессионального образования профессиональное обучение предоставляется бесплатно [1, статья 73, п.5].
Свидетельство о квалификации по профессии рабочего (должности служащего) обучающиеся, осваивающие образовательную программу СПО, могут получить в образовательной организации СПО при условии:
- наличия у образовательной организации лицензии на реализацию программ профессионального обучения;
- наличия разработанной образовательной программы профессионального обучения;
- наличия в образовательной программе СПО профессионального модуля, предполагающего при проведении экзамена по модулю оценку освоенной целиком квалификации по профессии рабочего, должности служащего;
- соответствия содержания рабочей программы профессионального модуля в образовательной программе СПО содержанию программы профессионального обучения;
- проведения экзамена по профессиональному модулю (квалификационного экзамена) в соответствии с требованиями нормативных документов к итоговой аттестации (квалификационному экзамену) по программе профессионального обучения [1, статья 74; 2].
На основе анализа нормативных документов можно сформулировать следующие требования к основной программе профессионального обучения (далее — ПО):
Содержание профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации [1, статья 12].
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [1, статья 2].
Согласно трудового кодекса Российской Федерации, статья 195.1, именно профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В настоящее время отсутствуют макеты программы профессионального обучения и фондов оценочных средств, утвержденные Министерством просвещения России. В приложении к данной публикации автором публикации предлагается макет программы профессионального обучения, включающий фонды оценочных средств.
Предлагаемый алгоритм разработки программы ПО учитывает методические рекомендации Минобрнауки России от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн [4].
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов
Введение
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее — Методические рекомендации) обеспечивают исполнение пункта 8 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р, и направлены на оказание методической помощи разработчикам основных образовательных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ (далее — образовательные программы или программы).
— основные профессиональные образовательные программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) или образовательными стандартами (далее — ОС) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ (ч.7 ст.12);
— программы профессионального обучения разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) (ч.8 ст.73);
Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учетом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента РФ по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года.
Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов*.
* Утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. — См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 5. — С.7-12. — Ред.
Профессиональные стандарты содержат характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности**. Соответственно, их использование — обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности. В связи с этим далее в методических рекомендациях будут рассматриваться вопросы учета требований профессиональных стандартов при разработке именно таких программ.
Нормативно-методические основы разработки образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов представлены в следующих документах:
См. Официальные документы в образовании. — 2015. — N 1, 2. — Ред.
См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 23. — С.66-72. — Ред.
См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 21. — С.34-37. — Ред.
См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 25. — С.73-85. — Ред.
См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 27. — С.35-42. — Ред.
См. Официальные документы в образовании. — 2014. — N 14. — С.45-66. — Ред.
См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 33. — С.85-87. — Ред.
См. Официальные документы в образовании. — 2014. — N 5. — С.86-87. — Ред.
Часть I
Алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов
Шаг 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации (структурного подразделения) рекомендуется включить представителей работодателей и (или) объединений работодателей.
Шаг 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет разработана профессиональная образовательная программа
При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:
— один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
— часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
— несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
* В случае выбора этого варианта можно воспользоваться классификационными группировками видов экономической деятельности по ОКВЭД и (или) видов трудовой деятельности по ОКЗ. При использовании этого варианта необходимо найти нужную область профессиональной деятельности (одну или несколько) и просмотреть входящие в нее виды профессиональной деятельности.
Трудовые функции в реестре сгруппированы по уровням квалификации, поэтому сначала надо определить, к деятельности какого уровня квалификации готовит разрабатываемая программа (модуль, часть программы), а затем просмотреть трудовые функции выбранного уровня квалификации и смежных с ним. Это позволит исключить ошибки, связанные с неточным определением уровня квалификации.
Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить независимо от использованного варианта поиска. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу «Дополнительные характеристики», в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК*.
- Кратко закон набата солоухин
- Программа литературное чтение 3 класс школа россии фгос 4 часа в неделю
- Какова роль синонимов в речи кратко
- Какова роль химической промышленности в повседневной жизни человека кратко
- Частные школы в воронеже рейтинг
Источник: obrazovanie-gid.ru
Разработка образовательных программ СПО: кто ей занимается, и как проходит процедура
Программы среднего профессионального образования — это формальные документы, комплексы, которые фиксируют основные требования и базовые положения об обучении на специальностях СПО. Образовательные программы СПО реализуются в учебных заведениях одного уровня, однако форма организации таковых может отличаться.
Программы среднего профессионального образования — это формальные документы, комплексы, которые фиксируют основные требования и базовые положения об обучении на специальностях СПО. Образовательные программы СПО реализуются в учебных заведениях одного уровня, однако форма организации таковых может отличаться. В числе вариантов учреждений:
- Колледжи.
- Училища (например, кулинарное или иные).
- Техникумы (встречаются гораздо реже).
Образовательная программа, которая предполагает получение СПО, в большей мере ориентирована на практику. Учитывая малый срок получения специальности (зачастую меньший, чем в ВУЗах), к программам профессионального обучения предъявляются повышенные требования. Как в части теории, так и с точки зрения возможностей для получения реального опыта работы или отработки практических навыков, умений.
В этом ключевая сложность создания грамотного комплекса, документации. Разработка образовательных программ уровня СПО требует высокой квалификации, возможно опыта работы в соответствующей области, а также знания технической стороны вопроса, правовой базы.
Кто отвечает за разработку соответствующих программ
Образовательные программы СПО в части разработки, оформления — это сфера профессиональной ответственности методиста, а также преподавателей. В зависимости от уровня образовательной организации за создание комплекса отвечает один или сразу несколько специалистов.
Как правило, на каждом факультете колледжа, техникума или училища имеется свой методист, а то и сразу несколько (один отвечает за программу обучения очников, другой — заочников и т.д.).
Помимо создания формальной части образовательной программы для студентов СПО, методист вместе с членами рабочей группы разрабатывает полный учебный план с описанием почасовой нагрузки по каждому предмету. Также определяет способы проверки знаний по отдельным дисциплинам, количество занятий, критерии оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации.
При создании образовательной программы уровня СПО методист выступает главным специалистом, задает формат обучения, а также особенности организации процесса получения знаний по специальности. Кроме него в рабочую группу входят ведущие преподаватели по тому или иному направлению.
При выполнении своей работы методист опирается на нормативно-правовую базу:
- Федеральный закон «Об образовании».
- Тематические приказы Минобрнауки в той части, в какой они регулируют его деятельность, выполнение профессиональных задач.
- Федеральные стандарты образования по тому или иному направлению. Поскольку они содержат требования к знаниям, освоению компетенций студентами СПО.
- Также при разработке образовательных программ уровня СПО учитываются положения устава учебного заведения, методические указания, которые принимаются на уровне конкретного учреждения.
Образовательные программы СПО могут учитывать и иные локальные документы. Нормативно-правовые акты, принятые в колледже, училище или техникуме. Также в работе над созданием комплекса документов могут участвовать другие специалисты: преподавательский состав смежных направлений, руководитель факультета и т.д. Бюрократические, процедурные вопросы создания образовательных программ для учащихся СПО решаются самостоятельно, закон предоставляет учреждениям такое право.
Порядок разработки и утверждения программы
Согласно установленным нормам, ответственность за процедуру создания образовательной программа для студентов СПО ложится на плечи руководителя конкретного факультета или отделения.
Процесс разработки и принятия строится по такому алгоритму:
- Назначение ответственных специалистов. Ключевую роль в этой работе играет методист. Кроме него для улучшения качества комплекса в рабочую группу включают преподавателей. Сам же руководитель подразделения чаще всего отвечает за координацию. Но может включаться в дело в качестве разработчика, если посчитает нужным.
- Утверждение графика. Руководство факультета определяет, в течение какого срока должна быть готова образовательная программа по специальности СПО.
- Определение этапов и сроков сдачи конкретных этапов работ. Планы разрабатывают постепенно, утверждая каждый отдельный раздел.
В течение установленного срока специалисты работают над организацией методического комплекса. Образовательные программы СПО создаются в рамках жестких нормативных требований. Потому их разработка — задача сложная и длительная.
Разделы документа принимает руководитель подразделения. Но на этом этапе — предварительно. Как только комплекс будет завершен, готовую работу рассматривают на заседании методического совета, в который входят преподаватели, методисты и сам глава факультета, отделения.
Чтобы исключить нарушения содержания или оформления, образовательную программу по конкретному направлению СПО направляют на экспертизу. Экспертный совет может состоять из преподавателей, которые входят в штат колледжа, но не принимали участия в разработке документа или же из полностью независимых и неподотчетных руководству заведения специалистов.
При обнаружении любых помарок, несоответствий, образовательные программы СПО подлежат пересмотру. Специалисты исправляют недочеты. Финальная версия документа рассматривается повторно. Затем ее принимают на заседании методического и/или ученого совета учреждения.
Бюрократическая процедура разработки и принятия образовательной программы для обучающихся СПО сложная и запутанная. Из-за этого возможны проволочки. Также специалисты колледжей не спешат обновлять программы, все по той же причине.
Готовый план вместе с сопроводительной документацией публикуют на официальном сайте колледжа, училища. После чего он считается вступившим в силу.
Что включают в программы среднего профессионального образования
Образовательные программы СПО, независимо от формы обучения, направления и прочих факторов, строятся по одному и тому же принципу. Используют практически идентичную форму. Учебная программа включает в себя от 5 до 7 разделов с описанием основных характеристик образовательного процесса и прочих важных моментов.
Большую роль отводят правильному оформлению документа. Разработчик в обязательном порядке оформляет титульный лист. Следом идет краткое описание образовательной программы по направлению СПО с указанием членов рабочей группы, имени руководителя, реквизитов подразделения, ответственного за создание документа.
Следом начинается содержательная часть образовательной программы для учащихся СПО. Чаще всего она содержат следующие разделы.
Общие, базовые положения
Наиболее короткий раздел. Включает в себя краткое описание специальности, направления обучения. Разработчики описывают нормативно-правовую базу, на которую опирались при создании документа, утверждаются перечень сокращений по тексту. Раздел образовательной программы по направлению СПО имеет вводный характер.
Описание программы
В описании разработчики характеризуют программу, описывают цели и задачи, с которыми она создавалась. В обязательном порядке фиксируют формы обучения, если речь об универсальном документе. Однако чаще образовательные программы СПО создают под каждую форму обучения отдельно.
Создатели описывают продолжительность обучения, определяют квалификацию, которую получат выпускники техникума или иного среднего заведения. В обязательном порядке очерчивается перечень профессий, по которым студенты смогут работать после завершения учебы.
Нужна помощь преподавателя?