Образовательная цель программы «Природа и художник» – развитие культуры творческой личности.
Содержание программы 2 класса «Художник и природа земли в прошлом, настоящем и будущем» раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля:
I модуль
Художник мир природы: наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоемов и т.п., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструктивную.
II модуль
Художник и мир животных: наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т.д., выражение своего к ним отношения через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструктивную.
III модуль
Художник и мир человека: наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности — изобразительную, декоративную, конструктивную.
Копцева Т. А. Методическое сопровождение работы учителя ИЗО: УМК «Природа и художник». Часть 4
IV модуль
Художник и мир искусств: рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусств: театре, кино, литературе, музыке, через такие виды художественной деятельности как изображение, декор, конструкция.
Краткое изложение
Тематики художественно-творческих заданий
Блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ
Урок 1. Творческая папка художника
Урок 2. Лучезарное солнце
Урок 3. Деревья-долгожители
Урок 4. Необычные цветы
Урок 5. Камни-самоцветы
Урок 6. Бусы из ягод и гирлянды цветов
Урок 7. День и ночь
Урок 8. Мир природы дарит нам материалы для творчества
Блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ
Урок 1. Тайны подводного царства
Урок 2. Динозавры
Урок 3. Черепахи
Урок 4. Насекомые-гиганты
Урок 5. Мамонт
Урок 6. Следы на снегу
Урок 7. Животные в зоопарке
Урок 8. Фантастические животные
Урок 9. Новогодний подарок
Блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА
Урок 1. Ты — художник
Урок 2. Семейный праздник
Урок 3. Портрет
Урок 4. Парный портрет
Урок 5. Портрет пожилого человека
Урок 6. Художник рисует высоких людей
Урок 7. Чудеса света
Урок 8. Необычные скульптуры
Урок 9. Башня до небес
У рок 10. Каждый народ — художник
Урок 11. Красота вещей
Блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ
Урок 1. В мире книг
Урок 2. В мире музыки
Урок 3. Кукольный театр
Урок 4. Музей под открытым небом
Урок 5. Санкт-Петербург – город музей
Урок 6. Государственный Эрмитаж
Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства во 2 классе
ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ
Урок 1 Творческая папка
Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:
Секреты создания окружения для художников! Как рисовать пейзажи?
Учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов.
Выполнять рисунок по собственному замыслу или на предложенную тему.
Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).
Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.
Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.
Педагог обращает внимание учеников на «Выставочный уголок», где традиционно помещаются домашние рисунки и поделки, даёт им оценку. Вручает медали за выразительность работ. (Медали – это разноцветные цветные листы круглой или квадратной формы, во втором классе их 12, см. Творческую папку, лист 1). Медали дети могут смастерить сами дома, выбирая им произвольную форму и оформление.
Медалями могут служит обычные бумажные квадратики, вырезанные педагогом из цветной бумаги или цветного картона. В Творческой папке (лист 3) помещены цветные кругу, ученик, заслуживший поощрение, вырезает цветной круг – медаль и складывает его в конверт. Конверт он может смастерить сам (см. Творческую папку, лист 2). В конце или в середине года собранные медали подсчитываются и определяются победители (первые три места).
Глядя на зрительный материал разворота учебника (с. 4-5), учитель может задать детям следующие вопросы:
1. В какой картине ты бы хотел оказаться? Почему?
2. Произведение какого художника тебе нравится? Почему?
3. Какая картина самая таинственная, торжественная? Почему ты так решил?
4. Какое произведение можно отнести в графике (Ф.Мазереля)? Какое – к живописи? Почему ты так решил?
5. К какому виду искусства относятся красивые малахитовые вазы? (на этот вопрос учитель, выслушав детские высказывания, отвечает сам: декоративно-прикладному).
Затем, вместе с детьми рассмотрите детские рисунки, помещенные на с. 6-7. Предложите детям ответить на вопросы рубрики «Подумай и ответь» (с.7) и проверить свои ответы (рубрика учебника «Проверь свои знания» с.7).
Обратите внимание ребят на те художественные материалы, которыми они будут работать в этом году: простой и цветные карандаши, гелевые ручки (с черным, серебряным или золотым стержнем), ручки Пиши-стирай, цветные фломастеры, акварель, восковые мелки (или масляная пастель), белая и цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, цветной пластилин.
Важное условие успешной организации творческой деятельности учеников на уроках изобразительного искусства – равенство возможностей. Если все художественные материалы второклассники будут получать в классе и хорошего качества, то создадутся благоприятные предпосылки для самореализации каждого школьника. Благоприятная материальная среда и равенство возможностей не будут развивать в детях зависть, а у неорганизованных детей, которые склонны забывать дома художественные материалы, – неудовлетворённость от творческого процесса, от работы «чем попадя».
Поинтересуйтесь у ребят, каким графическими художественным материалом им больше всего нравиться рисовать: фломастерами или гелевыми (шариковыми) ручками. После первого класса у них уже могут сформироваться определенные предпочтения. Покажите возможности работы чёрными гелевыми ручками и ручками Пиши-стирай. Обратите внимание на то, что неудавшееся изображение можно всегда убрать «волшебными» ручками Пиши-стирай (если нет возможности, то такую ручку дети не используют).
Рассмотрите с детьми обложку Творческой папки или обложку альбома для рисования (или папки для черчения или акварели). Обратите внимание на то, что обложки всех папок (альбомов) похожи одна на другую, попросите детей подписать свою папку (альбом) и нарисовать для обложки рисунок на свободную тему или на тему «Как я провёл лето», обратите внимание на выразительность формата листа, на котором будет выполняться работа (см. Творческую папку, лист 3). Рисунок выполняется чёрной гелевой ручкой, а затем расцвечивается цветными карандашами. Практика показывает, что если в первом классе учитель в процессе анализа работ подчеркивал выразительные качества графического не цветного рисунка, то дети осознанно не раскрашивают контурный рисунок цветными карандашами, оставляя его чёрно-белым.
После того как рисунок создан, его нужно будет приклеить на обложку клеевым карандашом, и папка приобретет особый вид, станет оригинальной.
В конце урока отметьте лучшие (наиболее выразительные) рисунки и вручите медали. Так же отметьте детей, которые наиболее аккуратно приклеили рисунок.
При выполнении самостоятельного рисунка (рисунка по собственному замыслу) бывают такие ситуации, когда ребёнок не знает что рисовать. Это, как правило, те дети, которые имеют небольшой рисовальный опыт, дома они не рисуют, у них отсутствует творческая инициатива, они не привыкли сочинять что-то своё и всегда ждут педагогической подсказки.
В этом случае можно порекомендовать ребёнку, глядя на произведения художников, помещенные на 4-5 с., создать композицию по мотивам любого произведения (рисование по поводу картины). Это не копия произведения, её ребёнок не может ещё создавать, но он может частично заимствовать композицию.
Каркасный рисунок создаётся чёрной гелевой ручкой, а затем расцвечивается цветными карандашами. При желании он может оставить рисунок чёрно-белым. Такая интерпретация произведения в графической форме будет способствовать развитию аналитических, познавательных, да и изобразительных универсальных учебных действий, которые предусмотрены образовательным стандартом. Подписывая рисунок на обратной стороне, ученик указывает, например «по картине К. Богаевского».
Опыт работы с детьми показывает, что любой ребёнок, даже тот, который затрудняется что-то нарисовать и долго не приступает к работе, с удовольствием будет рисовать «Машину времени», на которой можно полететь как в прошлое, так и в будущее, а также в любую сказочную страну и в Мир изобразительного искусства. Обычно дети с интересом воспринимают эту тему и создают образ чудо-машины. Бывает так, что за одно занятие ученики на небольших листах бумаги (1/4 альбомного листа создают 2 рисунка: Рисунок на свободную тему и Машина-времени.) Вторую тему для рисования «Машина-времени» можно предложить детям-«быстроходам», которые рисуют быстрее других.
После анализа, созданных на занятии работ, учитель предлагает второклассникам дома вырезать из цветной бумаги 12 медалей (круглых или квадратных), по возможности повесить каждую на нитку или ленточку и положить в конверт (см. творческую папку). А также полюбоваться в солнечный день красками неба и выполнить рисунок на свободную тему.
Урок 2 Лучезарное солнце
Задачи развития универсальных учебных действий второклассников:
Учить различать изобразительные возможности разных художественных материалов.
Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.
Выполнять оригинальный рисунок на тему «Лучезарное солнце».
Использовать композицию рисунка в выразительных целях (солнце крупно во весь лист, лучи, напоминают волнистые или ломаные линии, точки, штрихи или др.).
Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности.
На уроке выполняется задание 4 Творческой папки. Обращается внимание на выразительные особенности рисовального формата. Художник сначала задумывает образ, а потом воплощает свой замысел в материале.Внимательно рассматриваются произведения изобразительного искусства, помещенные на с.8-11. Обращается внимание детей на изобразительный формат, на то, как разные авторы по своему изображают лучи солнца.
Профессиональный художник может выполнять работу длительное время. В первом классе дети узнали о том, что Александр Иванов писал свое полотно более 20 лет, а его картина была больше, чем стена классной комнаты. Спросите детей, как называлась его картина, которая хранится в Третьяковской галерее.
Время на уроке ограничено. Из 40-45 минут ученик тратит на выполнение творческого задания 20-30 мин. А значит и размер его рисунка не может быть большим: на крупном формате второклассник не успеет выполнить задание, оно будет провоцировать ученика на схематичное и небрежное выполнение рисунка. В творческой папке не случайно оговариваются размеры рисунков.
Маленькие форматы – миниатюры, формируют внимательное отношение юных художников к детали, требуют неспешного выполнения задания. В Творческой папке к заданию 4 предлагается прямоугольный формат, который можно разместит вертикально или горизонтально. У учеников есть возможность выбора формата по душе в соответствии со своим замыслом и тем материалом, в котором будет выполняться задание на тему «Лучезарное солнце». Для работы с гуашевыми красками и широкими кистями нужно взять лист большого формата А 3 (это почти два альбомных листа, лист 4 Творческой папки), для работы тонком пером или шариковой ручкой – маленький (не более ¼ или ½ альбомного листа, лист 3 Творческой папки).
После того как формат и художественный материал выбран попросите ребят дать словесное описание будущей композиции. Вот некоторые из них: «Я изображу нашу дачу и солнышко, которое сидит на трубе», «Я нарисую морской пейзаж, заходящее солнце и красивый теплоход, так как летом мы были на море», «Я нарисую горы и барашка, который любуется солнцем, я видел овец у бабушки в деревне», «Я изображу птичек, летящих к солнышку, у которого лучи словно косы у девочки».
Иногда, дети, имеющие небольшой рисовальный опыт и слабое общее и художественное развитие, берутся срисовывать детские рисунки, которые помещены в учебнике. Перед выполнением творческого задания нужно оговорить некорректность этого поступка. Предупредите детей о том, что оценка за такой рисунок будет низкой. Если подражание буквально, то оценка вообще не будет ставиться.
Во время практической работы учебники должны быть закрытыми. Если у второклассника не рождается замысел и он не знает что рисовать, тогда можно предложить ему попробовать «ухватить» композицию картины профессионального художника, например, К.Богаевского (с. 5 и 8 учебника) и попробовать изобразить свою композицию, глядя на эти произведения, при этом обязательно запомнить фамилию автора и название этого произведения и написать на обратной стороне рисунка надпись: по картине К.Богаевского «Горный пейзаж» («Генуэзская крепость»).
Во время практической работы учитель отмечает наиболее удачные начинания, необычные композиционные решения.
Замечено, что дети не любят, когда педагог внедряется в их рисунок и что-то в нем исправляет. Поэтому, если вы хотите показать юному рисовальщику приёмы работы, то показывайте ему на отдельном листе или на доске.
Нужно формировать в детях способность свободно общаться. Они должны без стеснения обращаться к педагогу с просьбой показать как рисовать тот или иной объект. Например, ученик может спросить, как нужно рисовать собаку, мост или корабль. Это нормально, ведь ученик приходит на урок, чтобы научится рисовать окружающие его мир. Относитесь к детским просьбам уважительно.
Первое, куда нужно обращать внимание детей, чтобы подсказать им, – это на выразительные фотографии. На занятии «Лучезарное солнце» ими могут стать страницы настенных календарей с красивыми фоторепродукциями солнечного заката, восхода в разное время года и т.п.
Во-вторых, обратите внимание второклассников на репродукции произведений изобразительного искусства, которые помещены в учебнике и в Творческой папке (раздел художественное лото «Государственный Эрмитаж»). Показывая картинки, скажите: «Посмотри, как нарисовал это профессиональный художник и постарайся сделать по–своему». Обычно дети удовлетворяются такими подсказками и начинают рисовать. Но если всё же затрудняются, то тогда учитель рисует им интересующий их объект по принципу схемы.
По окончании работы педагог может выставить некоторые выразительные работы для всеобщего обозрения на магнитной доске и дать им краткую характеристику. Обращая внимание на решение поставленных педагогом задач: оригинально изобразить солнечные лучи, наставник отмечает те рисунки, которые имеют не стандартную композицию и в них ярко выражена индивидуальность автора.
В конце урока учитель предлагает второклассникам во внеурочное время выполнить задание 6 Творческой папки. А также понаблюдать за осенними деревьями, по возможности принести на урок упавшие листья дуба.
Источник: infopedia.su
Программа «Природа и художник»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействия на эмоции ребенка своими качествами – совершенством форм, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Природа вечно живая, обновляющаяся, великая в своем разнообразии всегда является живым родником творчества.
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. Для полного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно – активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к ней выступает как одна из задач нравственно-эстетического воспитания.
Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Таким образом, нельзя отделить художественно-эстетическое воспитание от экологического.
Общение только с природой недостаточно для развития художественно-эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого дошкольника опыт общения с природой, накопленным человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи. Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения природы, творческого отношения к ней будет пробуждать у дошкольника чувство ответственности за сохранение каждого ее объекта и явления как неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению природной среды. Одновременно решаются важные задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Данное направление определило необходимость создания программы «Художник и природа», которая соответствует требованиям воспитательно-образовательной программы, является ее дополнением, охватывает цели, задачи, методы, средства, формы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Степень новизны программы заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.
К числу особенностей программы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Цель программы: целостное, всестороннее развитие личности дошкольника, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, умения понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Данная программа позволяет решать следующие задачи:
- Обучение цветовому восприятию:
а) как средству передачи настроения произведения;
б) основному средству выразительности пейзажных картин. - Формирование целостного видения композиционной выразительности картины.
- Развитие эмоционально окрашенной речи дошкольника.
- Развитие познавательных и интеллектуальных процессов через восприятие пейзажной живописи и экспериментальную деятельность детей.
- Развитие эстетического восприятия природы.
- Побуждение интереса к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
- Воспитание бережного отношения и любви к природевоспитания интереса к работе с разнообразными материалами.
При решении этих задач программа опирается на следующие принципы:
- Принцип научности. Педагог в своей работе применяет только научно обоснованные формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывая их психофизиологические особенности.
- Принцип проблемности предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть поисковая деятельность экспериментирование, активное наблюдение.
- Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышления ребенка дошкольника.
- Принцип гуманности , подразумевающий переход отавторитарного обучения и воспитания к личностно-ориентированному.
- Принцип последовательности отражается в системе последовательного развертывания знаний – от простого к сложному.
- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка.
- Принцип вариативности предусматривает условия выбора для ребенка материалов для творчества.
Программа составлена по возрастным группам, рассчитана на 3 года обучения, определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года обучения.
По учебному плану на изучаемый материал отводится:
- в средней группе 36 занятий,
- в старшей группе 36 занятий,
- в подготовительной группе 36 занятий в год.
- в средней группе 20 -25 минут,
- в старшей группе 25 – 30 минут,
- в подготовительной группе 30 – 35 минут.
Программа предусматривает увеличение продолжительности интегрированных занятий на 5 – 10 минут, если дети не проявляют усталость или у них не пропадает интерес к занятию.
Учебно-тематический план. Средняя группа.
Тема: «Мир природы»
1.Учить видеть многоцветие осени.
2.Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.
3.Воспитывать желание чувствовать и понимать красоту окружающего мира
Тема: «Улыбка природы»
1. Расширить знания детей о солнце осенью.
2.Продолжать знакомить дошкольников с рисованием ладошкой.
3. Закреплять понятие о “тёплых” цветах.
4.Воспитывать желание узнать больше об окружающем мире.
Тема: «Осеннее небо»
1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бывают облака.
2. Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления.
3.Закрепить умение работать с крупой (манка), последовательность выполнения работы (намазать клеем, посыпать сверху манной крупой, лишнее убрать).
4. Воспитывать стремление помочь сказочному персонажу, аккуратность при работе с крупой и клеем.
Тема: «Осенние цветы»»
1.Формировать обобщенное представление о мире растений как представителях в мире природы.
2. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть,
3.Развивать восприятия о цвете и геометрических формах – круг.
4.Воспитывать бережное отношение к растениям, желание рассматривать и любоваться ими.
1.Учить детей различать и называть основные части дерева, их функциональные особенности.
2.Познакомить с приемами печати печатками.
3.Упражнять в рисовании углем и сангиной.
4.Воспитывать эмоциональное, бережное отношение к растениям.
1.Дать детям знания о грибах: где рас тут, отличительные признаки.
3. Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение пра вильно держать кисть
2.Развивать интерес к растительному миру наших лесов.
4. Воспитывать любознательность.
Тема: «Дары природы»
1.Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов;
2. Учить детей технике рисования боковой стороной ладони.
3.Закрепить у детей представление о зеленом цвете.
4.Воспитывать у ребят внимание
Тема: «Перелетные птицы»
1.Закрепить знания о перелетных птицах.
2.Освоение новой нетрадиционной техники рисования с помощью изготовленной печатки в виде птицы.
3.Развивать умения различать перелетные птицы от зимующих.
4. Воспитание нравственной личности по средствам приобщения к заботе о птицах
1.Продолжить знакомить с природным явлением –листопад.
2. Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке.
3.Развивать у детей умения видеть изменении внешнего вида деревьев.
4.Воспитывать интерес к осенним явлениям природы
Тема : «Подводный мир»
1.Уточнить знания о рыбах и об условиях , необходимых для их нормального самочувствия .
2.Формировать умение детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.
3.Развивать умение передавать композицию в сюжетном рисунке.
4.Воспитывать желание бережно относиться к рыбкам.
Тема: «Синичкин праздник – 12 ноября»
1. Формировать у детей знания о жизни зимующих птиц.
2. Учить детей передавать образ синицы, используя сочетание традиционной и нетрадиционной (отпечаток ладони) техник.
3.Развивать умение дополнять отпечаток ладони (туловище синицы) изображением остальных частей тела птицы; развивать воображение.
4.Воспитывать желание помочь птицам, в тяжелое для них время.
1.Формировать представления о снеге.
2. Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие ,изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками.
3. Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тема: «Наряд Зимушки – зимы».
1.Расширить знания детей о лесе и его обитателях, познакомить с жизнью лесных растений.
3.Закреплять знания рисовать сангиной
3. Развивать умение печатания по трафарету.
4.Воспитывать желание видеть красоту зимнего леса и восхищаться ею.
1. Формировать представление о свойствах снега;
2.Помогать детям при передаче сюжета, выбрать нужные методы рисования.
3 .Развивать желание дополнить рисунок мелкими деталями.
4.Воспитывать эстетическое восприятие
Тема: «Зима в городе»
1. Расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.
2.Заинтересовать детей рисованием зимней картины.
3.Продолжать развивать эстетическое восприятие.
4. Воспитывать у детей желание передавать красоту зимней природы в рисунке.
Тема: «Зимняя красавица — ель»
1.Расширить представления детей о ели.
2.Учить рисовать ёлочку, прорисовывая, иголочки ватной палочкой, смешивать зелёный цвет, пользоваться палитрой.
3. Развивать умение видеть и выделять характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев
4.Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе
Тема: «Дикие животные наших лесов».
1.Дать первоначальное представление об обитателях леса;
2. Учить рисовать медведя по контуру.
3. Развивать чувство формы и цвета.
4.Воспитывать познавательную активность.
Тема: «Дикие животные наших лесов»
1. Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период.
2. Учить рисовать зайку, дорисовывая кистью к круглой голове удлинённое тело, изображая шерсть в технике «набивка» щетинистой кистью.
3.Развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
4.Воспитывать старание, желание по мочь
Тема: « О тех кто умеет летать»
1. Учить детей рассматривать птиц, называть их, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам.
2.Учить создавать образ снегиря при помощи ладошки.
3. Развивать чувство формы и ритма.
4.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Тема: «А зима все злится, злится…»
1.Обобщить знания детей о зиме, дополнить новыми и расширить имеющиеся представления о зиме
2.Закрепить приемы работы со свечой без предварительного прорисовывания.
3.Развивать умение закрашивать поролоном ограниченную площадь.
4. Воспитывать желание видеть красоту зимы.
Тема: «Зимушка –зима»
1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы
2.Учить изображать пушистый снег на всём листе, ёлке.
3.Развивать желание использовать в изображении приёма «набивка салфеткой».
4.Воспитывать чувство прекрасного, желание работать самостоятельно
Тема: «В бабушкином дворе»
1. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе.
2.Продолжать учить детей рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру.
3.Развивать умение рисовать ватной палочкой мелкие детали рисунка.
4.Прививать добрые чувства к животным.
Тема: «Мир комнатных растений»
1. Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении .
2. Закрепить навыки работы с акварелью и восковыми карандашами.
3. Совершенствовать умение правильно держать кисть.
4. Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними
Тема: «В гости к солнышку»
1. Дать детям знания о роли тепла для жизни на Земле.
2.Формировать интерес передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарикообразную форму.
3.Развивать умение дополнять свой рисунок мелкими деталями.
4.Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
Тема: «Весна пришла».
1. Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе.
2. Предлагать детям рисовать по представлению большое дерево на всем листе, передавая строение ствола и кроны.
3. Развивать умение рисовать крону дерева разными способами: закрашивание , тычок жесткой полусухой кистью.
4.Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Тема: «Пернатые гости»
1. Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.;
2.Продолжать учить рисовать птиц способом тычка.
3.Закреплять умение рисовать концом тонкой кисти.
4.Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах
Тема: «Первые цветы в природе»
1. Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.
2.Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.
3.Развивать умение детей подбирать цветовую гамму
4.Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Тема: «Весенние секреты»
1.Продолжать расширить представления о жизни диких животных весной.
2.Познакомить с нетрадиционной техникой рисования-рисование трубочкой.
3.Развивать творческих способностей
4.Воспитывать интерес к жизни диких животных.
Тема: «Весенние цветы»
1.Закреплять и систематизировать знания детей о весенних цветах.
Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются цветы, почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе.
2.Познакомить детей с рисованием нитками, развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов на бумаге, способствовать возникновения интереса к экспериментированию.
3.Развиватьт чувство ритма.
4.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со взрослыми и сверстниками.
1. Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек.
2. Подводить детей изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений.
3.Развивать творческое воображение.
4.Воспитывать умение видеть красоту весенней природы.
Тема: « Путешествие в царство комнатных растений»
1. Углубить знания детей о комнатных растениях.
Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
2.Продолжать учить рисовать кистью предмет с натуры.
3.Развивать эстетическое восприятие.
4.Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.
Тема: «На птичьем дворе»
1.Уточнить представления о домашних птицах.
2.Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции повторяя изображение одного предмета.
3.Развивать творческое восприятие.
4. Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Тема: «Растения родного края»
1. Продолжить знакомить детей с растительным миром родного края; познакомить с понятием «лекарственное растение».
2.Подводить детей к изображению выразительного образа одуванчиков. Закрепить знания детей в разных техниках.
3.Развивать культуры поведения на природе.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому.
Тема : «Знакомые насекомые»
1. Совершенствовать естественно – научные представления детей (названия насекомых; особенности внешнего вида и их образа жизни; учить обобщать — насекомые.).
2.Побуждать детей передавать в рисунке форму, цвет, движение, закрепляя навыки рисования восковыми масляными красками.
3. Развивать наблюдательность.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому.
1.Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.
2.Формировать умение самостоятельно рисовать пред мет, состоящий из симметричных частей и украшать предмет яркими цветами и красивыми узорами.
3. Развивать наблюдательность.
4.Воспитывать бережное отношение ко всему живому..
Тема : «Скоро лето»
1. Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения и устанавливать взаимосвязи.
2. Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник.
3.Развивать творческие способности.
4.Воспитывать интерес к природе, умение видеть её красоту.
Источник: nsportal.ru
Презентация на тему priroda i hudozhnik
хорошо известна… Природа не только необходима человеку для его биологической жизни, но и необходима для его духовной, нравственной жизни и социальности» Д.С. Лихачев.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения со стороны ребенка и как средство эмоционально-образного воздействия на его творческую деятельность и в тоже время, способствует сохранению в человеке человечности, а это основная смысловая установка программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой.
Слайд 3 Формирование у дошкольников общечеловеческих,
национальных ценностей через приобщение к миру искусства,
восприятия и любования природы в русле их собственного творчества и освоения художественного наследия.
Создать условия для накопления опыта эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающему миру природы
Воспитывать духовно богатую личность ребенка-дошкольника на основе формирования экологической культуры.
Обогатить опыт художественной самостоятельной, творческой деятельности ребенка в процессе самовыражения своего отношения к природе.
Обучать способам художественной деятельности в изобразительных видах творчества.
Приобщать к мировой художественной культуре с учетом возрастных особенностей детей.
Слайд 4Структура программы
Слайд 5Одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу: «макушка
дерева – голова, ствол – туловище, ветки
– руки, корни – ноги; небо грустит, плачет; дерево разговаривает с солнцем.
Идентифицировать себя с предметами и явлениями природы (быть в чей-то роли): «краски неба и краски моего настроения изменчивы; сонные деревья, как я утром; дерево – мама и дерево – сын, как я у мамы».
Прочувствовать «боль» и «радость» живых существ; быть неравнодушным к исчезающим видам растений и животных Красной книги.
Заботиться о тех, кто зависит от человека.
Восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном — значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы.
Чувствовать характер и изменчивость природных явлений в разное время суток, время года и выражать свое отношение в пейзажах-настроениях.
Эмоционально переживать образную форму изобразительного искусства (понимать).
I. Как научить ребенка передавать эмоционально-ценностное отношение к природе?
Слайд 6
— работать с изобразительным материалом: гуашью (кроющая
краска), акварелью (прозрачная), пастелью, восковыми мелками, углем,
тушью, палочкой, фломастерами, гелиевой ручкой и др.;
— работать с конструктивным материалом: пластилином, соленым тестом, природным и бросовым материалом.
II. Как обогатить опыт творческой деятельности ребенка?
III. Как обучить способам деятельности?
Создавать условия для самореализации ребенка в различных видах художественного творчества:
— быть оригинальным в выборе сюжета;
— с пониманием использовать средства художественной выразительности: цвет, линия, форма;
— реализовывать право ребенка на выбор художественных материалов, инициативы, самостоятельности, индивидуальности «я-зритель – я-художник – я-зритель-критик»;
— рефлексия: в суждениях выражать не чужую, а свою точку зрения, видеть причину своего творческого успеха и товарища.
Создавать условия для использования детьми выразительных свойств художественных материалов при реализации своих замыслов:
Слайд 7IV. Как сообщить на доступном ребенку уровне
знаний об истории искусств?
Организация образовательного процесса
по принципу «занимательного общения» с использованием эвристических методов:
— создание проблемных ситуаций, которые выводят детей на диалог со взрослым и сверстниками;
— побуждать детей проявлять свои познания в области изобразительного искусства;
— побуждать анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна), различать их образную специфику, выражать свое отношение к ним;
— привлекать ребенка к поисковой работе, коллекционированию открыток, марок, журналов по искусству и собственных рисунков;
— организовывать посещение художественных выставок;
— побуждать задавать вопросы о том, что непонятно.
Слайд 8Особенности организации осмысленного восприятия ребенком видов искусства
– диалог об особенностях работы художника перед
написанием картины;
Сравнение и сопоставление образов в произведениях искусства с реальными природными картинами (наблюдаемыми детьми); Сравнение и сопоставление реального объекта с нереальным (сказочным);
Игровая форма (сказочное повествование, ролевые игры, импровизации, элементы пантомимы, погружения ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера или собеседника);
Занятия на прогулке: наблюдения «Диалог с живой природой», наброски и зарисовки детьми наблюдаемого объекта, сбор коллекций природных материалов;
Экскурсии в музеи краеведческий, художественный, цирк, ботанический сад;
Подборка фотографий наблюдаемых объектов
Слайд 9
Показ своих авторских работ (графика, живопись, скульптура,
декоративно-прикладные, слайд-фильм).
Игра «Живая картина» («вхождение» ребенка в
картину, «путешествие»);
Использование кукол в образах: Художника, волшебниц Природы, Флоры, Фауны, Почемучки, кукол, олицетворяющих времена года, суток, природные стихии – дождь, ветер, снегопад; куклы — принц Уголек, принцесса Акварель;
Занятие по форме – это театр педагога-актера-импровизатора, который регулирует атмосферу занятия, нацеливает его ход в русле самостоятельной творческой художественной деятельности ребенка.
Особенности организации осмысленного восприятия ребенком видов искусства
Слайд 10Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа
по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений
и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, подготовительные группы).-М.:ТЦ Сфера, 2006.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2011.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники в детском саду (образовательная область «Художественное творчество»): пособие М.: ИД «Цветной мир», 2011.
Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект/С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.; науч. Рук. Е.В.
Соловьева. — М.: Просвещение, 2014.
Художественное творчество детей 2-8 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2015.
Источник: thepresentation.ru