Структура программы по самообразованию

Каждый педагог обязан повышать свой профессиональный уровень,один из наиболее эффективных способов — самообразование. Чтобы мотивировать молодых педагогов к самообразованию ,необходимо педагогам- Наставникам создать условия и выстроить систему методического сопровождения. В данной рекомендации как выбрать тему самообразования,контролировать и распредалять эту работу в течении учебного года.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения

«Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский Бузулукского района

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ:

«РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ»

. Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование

во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые

вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое

знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».

Современный педагог ДОУ, живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития.

Как учиться самостоятельно и бесплатно. Инструкция по самообразованию

Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства — необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Самообразование — осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств.

Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста.

Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь».

Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Как я учусь онлайн. Полная инструкция для самообразования

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

– информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

– знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

– осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

– изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

– качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Алгоритм работы над темой самообразования:

– выбор темы на основе проблемного анализа;

– определение цели и задач;

– проектирование результата работы;

– определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет);

– подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой;

– выбор источников самообразования;

– анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях;

– написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Таблица: Возможные проблемы в самообразовании и их решение

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ

Тяжело определить и сформулировать тему

Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).

Затруднения в выборе методической литературы

Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.

Трудности с осмысление прочитанного методического материала

Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

Читайте также:
Данный объект был создан в программе equation

Рекомендации по выбору темы по самообразованию:

Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Рекомендуемые темы для самообразования определяются в соответствии с опытом работы педагога. Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет): освоение практических навыков проведения конструктивной работы; формирование базисного уровня профессионального мастерства; осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет: освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования; раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества; практика наставничества и помощи молодым специалистам; исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте; полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования: изучение азов методической работы с малышами; адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Темы можно условно разделить на два вида: краткосрочные — проект реализуется в течение года; долгосрочные — тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС Социально-коммуникативная область: Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации. Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания. Художественно-эстетическая сфера: Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования. Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития: Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире. Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок. Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Познавательная область: Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности. Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития: Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста. Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов: Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей. Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы. Также в отчёте он должен осветить такие вопросы: совершенствование профессиональных умений и навыков; изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме; практика внедрения инновационных методов педагогической работы; подготовка конспектов и тезисов; проведение мастер-класса или тематического семинара; анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов. Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки — всё это также может служить основой для отчётности.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

– учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

– тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

– повышение профессиональной компетентности;

– расширение педагогических и психологических знаний;

– углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития;

– повышение общего культурного уровня.

Для молодых специалистов:

– адаптация педагогической деятельности,

– осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;

– формирование основ педагогического мастерства.

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;

формирование умений анализировать научно-методическую литературу;

применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих педагогов :

Читайте также:
Название программы удаленного рабочего стола

– актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;

– проявление творческого потенциала педагога;

– развитие проектной деятельности.

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок: повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

– авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

– новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;

– дидактические, наглядные материалы, тесты;

– методические рекомендации по применению новой информационной технологии;

– проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;

– проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Формы представления результатов самообразования:

–презентация опыта работы;

–презентация парциальной программы;

– аналитический отчет, аналитическая справка;

– методическое пособие, методические рекомендации;

– проведение семинара, консультации;

– занятия – практикумы (тренинги);

– оформление материалов по самообразованию.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Документы по самообразованию:

Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).

План по самообразованию (ежегодный).

Банк информационно-методических материалов:

список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);

список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;

библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);

медиатека — аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.

Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи. ).

Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).

Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.

Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).

Советы по организации самообразования:

целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские; желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы; самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос; чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Образец титульного листа

Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения

«Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский Бузулукского района

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Источник: nsportal.ru

Структура программы самообразования.

Для разработки программы профессионального саморазвития необходимо выполнить три условия:

  • выявить исходное состояние, то есть определить уровень профессиональной деятельности, ее достоинства и недостатки педагога, уровень развития личностно–деловых качеств;
  • разработать теоретические основы саморазвивающей деятельности в определенной системе, которые позволять осуществить на практике качественный скачок вперед;
  • используя результаты анализа профессиональной деятельности личности, наметить направления повышения профессионального уровня педагога.

Модель организации процесса саморазвития учителя можно представить в виде схемы, где в основу положена индивидуальная траектория педагога, что дает возможность реализовать путь его дальнейшего профессионального роста и самообразования, самосовершенствования, саморазвития и самореализации.

Этапы работы по саморазвитию

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом.

Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
1. Выбор темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение источников информации.
4. Составление плана и программы самообразования.

5. Реализация плана самообразования (работа над темой)

6. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования

7. Подготовка отчета.

Выбор темы.

  • Учителю предоставляется право выбора темы самообразования.
  • При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой школы и методического объединения.

Сроки работы над изучением темы.

В зависимости от обширности выбранной темы учитель может работать над ней от

трех до пяти лет.

Структура программы самообразования.

  • Тема самообразования.

План самообразования по форме:

Цели;

  • Задачи;
  • Ожидаемые результаты;
  • Направления самообразования;
  • Основные этапы работы;
  • Обобщение материалов исследования;
  • Итоги самообразовательной работы

Источник: megalektsii.ru

План по самообразованию педагогов и учащихся

План по самообразованию – это документ, в котором отражается методическая деятельность на ближайшую перспективу.

Как правило, план по самообразованию охватывает временной период, равный одному учебному году. Его составление необходимо для последовательной организации деятельности педагогов и учащихся, их планомерного развития и совершенствования в конкретной области деятельности. Для педагога это его профессиональная деятельность, организация обучения и воспитания конкретной возрастной группы учащихся, а для учащегося это могут быть разные аспекты учебной работы, совершенствование знаний и навыков по конкретному научному направлению.

Читайте также:
Программа не видит ev3

Правила составления плана по самообразованию

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Самообразование основывается на стратегии деятельности, т.е. в основе планирования лежит определенная цель, которая определяет направления самообразования.

При составлении плана по самообразованию необходимо опираться на следующие правила:

  1. Актуальность выбранной темы деятельности. Важно, обосновать актуальность выбранной темы, ее целесообразность и практическую значимость для конкретного педагога, учебного заведения или отдельного учащегося;
  2. Тема, выбранная для самообразования должна отвечать целевому назначению современного образования и конкретного его уровня;
  3. Освещение итогов предварительной работы по исследуемой теме. Рассмотрение той или иной темы субъектами планирования сопровождается какими-то выводами т.е. уже имеются какие-то гипотезы и предварительный план деятельности, маршрут исследования и т.д.;
  4. Указание программ и методик, на которые опирается выбранная тема;
  5. Планирование диагностической деятельности;
  6. Описание в плане собственных методических разработок, собственных исследований, умозаключений, аналитических выводов;
  7. Проведение аналитической работы. В любом плане необходимо провести исследование конкретного направления педагогической деятельности, проанализировать динамику ее развития в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе;
  8. Отражение перспектив дальнейшей педагогической или учебной деятельности в плане;
  9. Составление плана начинается с мотивации, т.е. необходимо определить для чего необходимо изучение конкретных научных областей и быть заинтересованным в данном процессе;
  10. Составление списка источников самообразования. Субъект самообразования должен иметь в своем арсенале разнообразные средства, которые помогут в достижении поставленной цели самообразования. Хорошо составить их список – для наглядности;
  11. Определение критериев, по которым оцениваются результаты самообразования. Данные критерии зависят от конкретного направления деятельности и целевого назначения обучения;
  12. Распределение временных ресурсов. Это необходимо для того, чтобы выделить достаточное количество времени на самообразование. Например, можно уделять самообразованию ежедневно несколько часов или выбрать определенные дни недели для самообразования.

«План по самообразованию педагогов и учащихся»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1

Все эти правила необходимо учитывать при планировании. Они помогут сделать процесс самообразования целеориентированным и продуктивным.

Структура плана по самообразованию

План по самообразованию педагогов и учащихся носит индивидуальный характер, т.е. каждый план является оригинальным и непохожим на другие. Это обусловлено разностью целей самообразования, потенциальных возможностей субъектов планирования и направлений их учебной деятельности.

При этом составление плана по самообразованию требует опоры на определенную структуру плана. План по самообразованию включает в себя следующие разделы:

  1. Тема самообразования. Она отражает направления деятельности конкретного педагога и учащегося. К примеру, педагог начальной школы имеет свой комплекс тем по самообразованию, отражающих повышение им уровня своего профессионального мастерства, а педагог информатики может выбрать тему по самообразованию, отражающую повышение его информационной компетентности и т.д.
  2. Целевое назначение самообразования. Здесь утверждается цель самообразования и ее актуальность. Цель должна быть связана с темой самообразования и отражать стратегию самообразовательной работы.
  3. Задачи самообразования. Они включают комплекс действий, которые требуется выполнить или проблемы, требующие решения для достижения, поставленной цели самообразования.
  4. Совокупность вопросов по самообразованию. Они включают в себя вопросы, которые ставит субъект планирования и предполагает найти на них ответы в ходе своего обучения.
  5. Планируемый и прогнозируемый результат самообразования. он связан с отражением тех итогов, достижений, методических разработок, выполненных в ходе самостоятельного обучения. Например, педагог может планировать повысить качество своей работы, поднять уровень развития учащихся на новую ступень, а учащийся может планировать поступить в высшее учебное заведение на желаемую специальность или выполнить научную работу и т.д.
  6. Выбор формы отчетности. Требуется выбрать в какой форме будет представлена информация о проделанной работе и ее итогах. Это может быть научная статья, выступление на конференции, написание методических рекомендаций и др.
  7. Выбор формы самообразования. процесс самообразования может носить индивидуальный характер, а также, обучение может происходить в малых группах или в коллек4тиве других учащихся, желающих достичь идентичных целей и задач самообразования.
  8. Определение этапов работы по самообразованию. Каждый педагог или учащийся планирует свое самообразование на основе распределения своей деятельности на отдельные стадии работы. Как правило, самообразование начинается с диагностики т.е. изучения проблемы и вариантов ее решения, продолжается прогнозированием работы – выбор темы, определение ее целевого назначения, выбор средств достижения цели и прогнозирование итогов самообразования. далее, выполняется непосредственная работа по самообразованию. Она может быть разделена на несколько этапов, в зависимости от темы и направления деятельности. Затем, происходит подведение итогов деятельности и их использование в реальной педагогической практике.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru