Цели: 1. Познавательная (формирует у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формир. На этой основе знаково символического и логического мышления учеников – анализ,сравнение,обобщение)
2. Социокультурная ( формирование коммуникативной компетенции)
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая людей в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся.
Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успешное усвоение знаний по всем предметам.
Изучение трудных тем программы по русскому языку в начальной школе
Основной задачей начального обучения русскому языку является организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка.
Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:
Источник: studfile.net
В настоящее время систематический курс русского языка Изучается с 1 по’4 класс. В старших классах предлагается рассматривать несколько вариантов изучения родного языка:* углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурно- речевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности; обобщение и систематизация знаний по грамматике.
В состав учебного *предмета «русский язык» входят основные разделы-языка: фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, стилистика. Учащиеся знакомятся также с основными сведениями из истории литературного русского языка, диалектологии. В систематический курс русского языка входят вопросы графики, орфографии, пунктуации, призванные обеспечить правописную компетенцию школьников.
Основной задачей работы по русскому языку, наряд>’ с изучением основ науки о языке, является развитие речи учащихся: обогащение словарного запаса, грамматического строя речи; овладение нормами современного литературного языка; формирование и совершенствование умений и навыков грамотного изложения своих мыслей. В каждом классе на эту работу отводится примерно пятая часть всего учебного времени.
Утвердившееся в последнее десятилетие коммуникативное направление в обучении русскому языку диктует необходимость рассматривать языковые единицы как текстообра- зующие, участвующие в формировании и формулировании мысли. При таком подходе уделяется внимание не только строению той или иной синтаксической конструкции, но и значению, функции, сфере употребления данной языковой единицы, учитывая, что синтаксические единицы являются основой построения связной речи.
Построение современного урока
Коммуникативный подход к обучению родному языку связан с обучением школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание — чтение), продуктивной (говорение — письмо), а также в различных формах (устная речь — письменная речь). Такое обучение способствует сознательному отношению к системе языка, его нормам и категориям, правилам выбора нужной языковой единицы, позволяет наиболее эффективно проводить работу над всеми видами речевой деятельности в соответствии с возрастными этапами речевого развития и ведущей деятельностью учащихся — это путь от речевой деятельности к осмыслению и анализу языковых единиц, необходимых для решения коммуникативных, познавательных и воспитательных задач.
Одно из главных понятий школьного курса русского языка, школьного речеведения — понятие «текст». Употребление единиц языка в роли структурного или текстообразующего потенциала представляет собой реализацию функционально-системного подхода, предполагающего использование всех единиц языка на всех уровнях языковой системы. Все это позволяет говорить о двух направлениях в работе по речевому развитию школьников: первое направление связано с формированием коммуникативных умений учащихся при изучении основных языковых единиц: звука, словоформы, словосочетания, предложения; второе — с отработкой коммуникативных умений в процессе развития связной устной и письменной речи учащихся.
Содержание обучения русскому языку связано с ответом на вопрос: чему учить, т. е. какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у школьников в процессе учебной деятельности в рамках классной, внеклассной и внешкольной работы.
видоизменение, конструирование и др.), основные (базовые) умения.
Изучение языка происходит на основе структурно- семантического направления, отличающегося многоаспектностью анализа языковых единиц. Основываясь на традициях грамматики!, данное направление предусматривает изучение единиц языка в триединстве: значение, форма, функция.
В настоящее время достаточно четко выделился подход к языковым явлениям, при ко-
тором’ лингвистические ‘единицы рассматриваются в плане их’ взаимной связи, контексту- >, альной обусловленности и текстообразующей специфики. Это -связано с реализацией функционального подхода к языку, когда’структурные, системные и содержательные характеристики анализируются во взаимодействии и требуют интегрирующего изучения (см. табл.). Таким образом, функциональный подход в методике предполагает изучение языка в процессе коммуникации.
Единица языка, ее свойства
Уровни языка |
слово (фонетическое слово,лексема,словоформа, синтаксема) |
предложение |
словосочетание |
Анализ внешней обо- лочки фонетического слова, его звуковой состав
Выяснение лексического значения, происхождения и сферы употребления слова (лексемы)
Определение грамматических значении словоформы, ее принадлежности к части речи
Определение синтаксической функции слова (син- таксемы), его роли в построении высказывания
Анализ звуков в потоке Речи
Более точное обозначение предмета, действия И т. д.
Выяснение сочетательной способности знаменательных частей речи
Рассмотрение как структурного элемента предложения
Фонетический Лексический Морфологический Синтаксический |
Выделение интонации, ударе-
Анализ лексических значений многозначного слова в контексте
Выявление текстообразующей роли слов разных частей речи
Определение свойств, структуры, семантики. Синтаксическая синонимия
Единицей, которая объединяет все элементы языка в определенную стройную систему, является текст — основная единица речи.
Усвоение учебного материала представляет собой единый процесс формирования знаний, умений и навыков, осуществляемый посредством внутренних (умственных) и внешних (практических) действий.
Знания составляют результат осознанного усвоения языковых понятий, фактов, закономерностей, определений и правил, связанных с основами науки о русском литературном языке — о его основных единицах, словарном составе и грамматическом строе, которые рассматриваются с точки зрения значения, структуры, функционирования в речи. В процессе усвоения знаний реализуется познавательная направленность школьного курса русского языка. Знания являются основой формируемых орфографических, пунктуационных, и речевых навыков учащихся, обеспечивающих практическую направленность обучения.,
Умение в методике рассматривается как способность ученика выполнять определенные действия на основе полученных знаний. Умение формируется в процессе осмысления теоретической информации в новых условиях, оно включает и этап контролирования процесса деятельности.
Навык — это автоматизированное умение, действие, сформированное путем повторения, оно характеризуется высокой степенью освоения языкового материала.
— Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что формирование знаний, умений и навыков учащихся происходит на трех уровнях:
• сознательное восприятие и запоминание;
• применение знаний на основе образца;
* «творческое использование знаний на этапе формирования речемыслительных умений. ‘
В основе выработки учебных умений лежит теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П. Я. Гальпериным и его школой. Прежде всего необходимо иметь ориентировочную основу действия» — образец действия. Данная основа служит системой указаний на то, как выполнить новое действие, которое производится определенным умственным приемом. В процессе обучения каждому последующему явлению необходимо опираться на ранее сформированные приемы умственной работы, основанные на нем умения и навыки и на этой базе формировать новые умения, необходимые для решения учебных задач.
Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий
Этапы формирования умственных действий (Выполняемые действия)
1. Ознакомление с действием (Составление ориентировочной основы действия (какие действия и в каком порядке следует производить)
2. Выполнение практических действий (Работа с карточками, схемами, заполнение таблиц, запись дидактического материала).
3. Внешнеречевая деятельность. Этап обобщения (Различные виды разборов-рассуждений, комментирование, рассказ о выполненной работе и др)
4. Мысленное обобщение всех действий («про себя») (Подготовка к выполнению заданий)
5. «Свернутая» работа, представляющая итог мыслительной деятельности (Самостоятельное выполнение заданий)
Выделяются следующие показатели сформированности умений и навыков учащихся;
• владение последовательностью выполнения конкретных действий в процессе усвоения того или иного материала (построение алгоритма);
• выполнение определенных действий по формированию умения;
• анализ (самоанализ) результатов действий по формированию умений.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Найдите 2 минуты и прочитайте про:
Назначение, устройство и работа делителя передач. Управление коробкой передач с делителем Делитель передач обеспечивает плавное выравнивание окружных скоростей и безударное включение высшей и низшей передач (рис.
Глобальные экологические проблемы современности В последние сто лет в результате производственной деятельности человека в биосфере произошли такие изменения.
Виды катастроф Различают следующие виды катастроф: • Экологическая катастрофа — стихийное бедствие.
Социальная профилактика Выявление и решение социальных проблем различного уровня организации предполагает и деятельность.
Организация безопасной среды для пациента и персонала. Факторы риска для пациента Пациент ЛПУ — это страдающий человек с нарушением физического.
Источник: studopedia.ru
Структура программы по русскому языку в начальных классах
https://russianclassicalschool.ru/ /component/jshopping/cart/view.html?Itemid=0 /component/jshopping/product/view.html?Itemid=0 /component/jshopping/cart/delete.html?Itemid=0 https://russianclassicalschool.ru/components/com_jshopping/files/img_products 2 руб. ✔ Товар в корзине Товар добавлен в корзину Перейти в корзину Удалить Товаров: на сумму Не заданы дополнительные параметры КОРЗИНА
- Главная страница /
- Методики /
- Начальная школа /
- Русский язык
Русский язык
О Русской Классической Школе на телеканале «Союз». Выпуски 12 и 13
О том, как привить детям любовь к родному языку и вкус к грамотной речи, об уроках словесности подробно рассказывает И. А. Горячева, разработчик филологического блока в образовательной системе «Русская Классическая Школа».
О Русской Классической Школе на телеканале «Союз». Выпуск 4
О том, как собственная жизнь оказалась связанной с наследием К. Д. Ушинского и что удалось открыть в нём, почему все уроки словесности в начальной школе построены на основе книг этого русского педагога и чем наполнены методические пособия РКШ, рассказывает разработчик филологического блока Русской Классической Школы И. А. Горячева. Также в беседе идёт речь о сути классической методики чистописания.
Опыт преподавания словесности в образовательной системе РКШ
Доклад И. А. Горячевой, разработчика блока словесности в образовательной системе «Русская Классическая Школа», представленный ею на Рождественских чтениях в 2016 году.
Обучающий семинар по словесности в начальной школе. Симферополь, 2017 г.
В данном видео рассказывается о методиках обучения письму и грамоте, методике литературного чтения, методике обучения русскому языку. Ведущая — И. А. Горячева, разработчик филологического блока РКШ.
Обучающий семинар по словесности в начальной школе. Екатеринбург, 2017 г.
В данном видео рассказывается о методиках обучения письму и грамоте, методике литературного чтения, методике обучения русскому языку. Ведущая — И. А. Горячева, разработчик филологического блока РКШ.
И. А. Горячева — Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики
Концептуальное и историко-педагогическое обоснование программы работы по книгам К. Д. Ушинского.
И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть I: орфография
Время от времени наши читатели задают нам вопросы такого рода: существует ли «врождённая» грамотность; если существует, то является ли она способностью запоминать написанное зрительно или через орфографическое проговаривание; или же грамотность достигается только навыком; правомерны ли в этом случае методы зрительного запоминания и орфографического проговаривания?
И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть II: пунктуация
Помимо орфографической грамотности, правописание включает также грамотность пунктуационную — умение верно расставлять в тексте знаки препинания. Возникает параллельный вопрос: чем объяснить способность многих пишущих не прибегать к правилам и при этом довольно верно оформлять свои мысли на письме?
И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть III: программа РКШ
Обобщим и конкретизируем то, что мы уже публиковали ранее, раскрывали в докладах, разъясняли на семинарах, что содержится в наших методических пособиях.
И. А. Горячева — «Русский язык. Наглядность при работе с текстом»
Помимо наших пособий о данной методике наглядного обучения вы можете прочитать в книге И. А. Горячевой «Русский язык. Наглядность при работе с текстом» (Москва, «Дрофа», 2003).
И. А. Горячева — Рабочие тетради по русскому языку для наблюдения над текстом
Предлагаемые рабочие тетради предназначены для учащихся 2–4 классов. В пособиях отражена методика, изложенная в книге И. А. Горячевой «Русский язык. Наглядность при работе с текстом» (Москва, «Дрофа», 2003).
И. А. Горячева — «Русский язык. Наглядность при изучении окончаний»
Помимо наших поурочных разработок о данной методике наглядного обучения вы можете прочитать в книге И. А. Горячевой «Русский язык. Наглядность при изучении окончаний» (Москва, «Дрофа», 2006).
Всероссийские проверочные работы и годовые контрольные РКШ по русскому языку
Предлагаем вашему вниманию подробное сравнение между ВПР и годовыми контрольными работами РКШ по русскому языку для 4 класса.
В. П. Урлапова — О письменных заданиях по русскому языку
Педагоги часто задают нам вопросы о рекомендуемых объёмах письменных заданий по разным видам работ, которые используются в курсе русского языка в начальной школе. Прежде всего это касается речевых упражнений и редактирования текста.
В. П. Урлапова — Об ошибках в применении методик РКШ
Чем больше педагогов и родителей использует методики Русской Классической Школы, тем больше мы видим искажений и ошибок в их применении. Некоторые из них мы рассмотрим в данной статье. Очень надеемся, что она поможет нашим читателям избежать подобных ошибок в обучении детей по нашей программе.
Планирование уроков словесности в начальной школе по программе И. А. Горячевой
Для того чтобы помочь вам сориентироваться в нашей программе по словесности в начальной школе и разработать индивидуальный план для семейного обучения, а также дабы облегчить труд педагогов по составлению отчётности, мы размещаем электронную версию планирования. В нём представлены учебно-методический комплект, годовое планирование для 1–4 классов и поурочное планирование.
Источник: russianclassicalschool.ru