Структура программы по русскому языку в начальных классах

Содержание

Цели: 1. Познавательная (формирует у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формир. На этой основе знаково символического и логического мышления учеников – анализ,сравнение,обобщение)

2. Социокультурная ( формирование коммуникативной компетенции)

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе оп­ределяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживая людей в их общении между собой, и, наконец, средством выражения чувств, настрое­ний (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного тру­да учащихся.

Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успеш­ное усвоение знаний по всем предметам.

Изучение трудных тем программы по русскому языку в начальной школе

Основной задачей начального обучения русскому языку явля­ется организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка.

Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах состоят:

Источник: studfile.net

В настоящее время систематический курс русского языка Изучается с 1 по’4 класс. В старших классах предлагается рассматривать несколько вариантов изучения родного языка:* углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурно- речевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности; обобщение и систематизация знаний по грамматике.

В состав учебного *предмета «русский язык» входят основные разделы-языка: фонети­ка, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, стили­стика. Учащиеся знакомятся также с основными сведениями из истории литературного рус­ского языка, диалектологии. В систематический курс русского языка входят вопросы графи­ки, орфографии, пунктуации, призванные обеспечить правописную компетенцию школьни­ков.

Основной задачей работы по русскому языку, наряд>’ с изучением основ науки о язы­ке, является развитие речи учащихся: обогащение словарного запаса, грамматического строя речи; овладение нормами современного литературного языка; формирование и совершенст­вование умений и навыков грамотного изложения своих мыслей. В каждом классе на эту ра­боту отводится примерно пятая часть всего учебного времени.

Утвердившееся в последнее десятилетие коммуникативное направление в обучении русскому языку диктует необходимость рассматривать языковые единицы как текстообра- зующие, участвующие в формировании и формулировании мысли. При таком подходе уделя­ется внимание не только строению той или иной синтаксической конструкции, но и значе­нию, функции, сфере употребления данной языковой единицы, учитывая, что синтаксические единицы являются основой построения связной речи.

Читайте также:
Как узнать расположение программы в Андроид

Построение современного урока

Коммуникативный подход к обучению родному языку связан с обучением школьни­ков правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание — чтение), продуктивной (говорение — письмо), а также в различных формах (устная речь — письменная речь). Такое обучение способствует сознательному отношению к системе языка, его нормам и категориям, правилам выбора нужной языковой единицы, позволяет наиболее эффективно проводить ра­боту над всеми видами речевой деятельности в соответствии с возрастными этапами речевого развития и ведущей деятельностью учащихся — это путь от речевой деятельности к осмысле­нию и анализу языковых единиц, необходимых для решения коммуникативных, познаватель­ных и воспитательных задач.

Одно из главных понятий школьного курса русского языка, школьного речеведения — понятие «текст». Употребление единиц языка в роли структурного или текстообразующего потенциала представляет собой реализацию функционально-системного подхода, предпола­гающего использование всех единиц языка на всех уровнях языковой системы. Все это по­зволяет говорить о двух направлениях в работе по речевому развитию школьников: первое направление связано с формированием коммуникативных умений учащихся при изучении основных языковых единиц: звука, словоформы, словосочетания, предложения; второе — с отработкой коммуникативных умений в процессе развития связной устной и письменной речи учащихся.

Содержание обучения русскому языку связано с ответом на вопрос: чему учить, т. е. какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у школьников в процессе учебной деятельности в рамках классной, внеклассной и внешкольной работы.

видоизменение, конструирование и др.), основные (базовые) умения.

Изучение языка происходит на основе структурно- семантического направ­ления, отличающегося многоаспектностью анализа языковых единиц. Основываясь на тради­циях грамматики!, данное направление предусматривает изучение единиц языка в триединстве: значение, форма, функция.

В настоящее время достаточно четко выделился подход к языковым явлениям, при ко-

тором’ лингвистические ‘единицы рассматриваются в плане их’ взаимной связи, контексту- >, альной обусловленности и текстообразующей специфики. Это -связано с реализацией функционального подхода к языку, когда’структурные, системные и содержательные характеристики анализируются во взаимодействии и требуют интегрирующего изучения (см. табл.). Таким образом, функциональный подход в методике предполагает изучение языка в процессе коммуникации.

Единица языка, ее свойства

Уровни языка
слово (фонетическое слово,лексема,слово­форма, синтаксема)
предложение
словосочетание

Анализ внешней обо- лочки фонетического слова, его звуковой состав

Выяснение лексиче­ского значения, проис­хождения и сферы употребления слова (лексемы)

Определение грамма­тических значении словоформы, ее при­надлежности к части речи

Определение синтаксиче­ской функции слова (син- таксемы), его роли в по­строении высказывания

Анализ звуков в по­токе Речи

Более точное обозна­чение предмета, дей­ствия И т. д.

Выяснение сочетательной спо­собности знамена­тельных частей ре­чи

Рассмотрение как структурного эле­мента предложе­ния

Фонетиче­ский Лексиче­ский Морфоло­гический Синтак­си­ческий

Выделение интонации, ударе-

Анализ лексических значе­ний многозначного слова в контексте

Выявление текстообра­зующей роли слов разных частей речи

Определение свойств, структуры, семантики. Синтаксическая синонимия

Единицей, которая объединяет все элементы языка в определенную стройную систему, является текст — основная единица речи.

Усвоение учебного материала представляет собой единый процесс формирования зна­ний, умений и навыков, осуществляемый посредством внутренних (умственных) и внешних (практических) действий.

Знания составляют результат осознанного усвоения языковых понятий, фактов, зако­номерностей, определений и правил, связанных с основами науки о русском литературном языке — о его основных единицах, словарном составе и грамматическом строе, которые рас­сматриваются с точки зрения значения, структуры, функционирования в речи. В процессе ус­воения знаний реализуется познавательная направленность школьного курса русского языка. Знания являются основой формируемых орфографических, пунктуационных, и речевых на­выков учащихся, обеспечивающих практическую направленность обучения.,

Умение в методике рассматривается как способность ученика выполнять определен­ные действия на основе полученных знаний. Умение формируется в процессе осмысления теоретической информации в новых условиях, оно включает и этап контролирования процесса деятельности.

Читайте также:
Как разрешить запуск программы через брандмауэр

Навык — это автоматизированное умение, действие, сформированное путем повторения, оно характеризуется высокой степенью освоения языкового материала.

— Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что фор­мирование знаний, умений и навыков учащихся происходит на трех уровнях:

• сознательное восприятие и запоминание;

• применение знаний на основе образца;

* «творческое использование знаний на этапе формирования речемыслительных уме­ний. ‘

В основе выработки учебных умений лежит теория поэтапного формирования умст­венных действий, разработанная П. Я. Гальпериным и его школой. Прежде всего необходимо иметь ориентировочную основу действия» — образец действия. Данная основа служит систе­мой указаний на то, как выполнить новое действие, которое производится определенным ум­ственным приемом. В процессе обучения каждому последующему явлению необходимо опи­раться на ранее сформированные приемы умственной работы, основанные на нем умения и навыки и на этой базе формировать новые умения, необходимые для решения учебных задач.

Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

Этапы формирования умственных действий (Выполняемые действия)

1. Ознакомление с действием (Составление ориентировочной основы действия (какие дей­ствия и в каком порядке следует производить)

2. Выполнение практических действий (Работа с карточками, схемами, заполнение таблиц, запись дидактического материала).

3. Внешнеречевая деятельность. Этап обобщения (Различные виды разборов-рассуждений, комментирование, рассказ о выполненной работе и др)

4. Мысленное обобщение всех действий («про себя») (Подготовка к выполнению заданий)

5. «Свернутая» работа, представляющая итог мыслительной деятельности (Самостоятельное выполнение заданий)

Выделяются следующие показатели сформированности умений и навыков учащихся;

• владение последовательностью выполнения конкретных действий в процессе усвое­ния того или иного материала (построение алгоритма);

• выполнение определенных действий по формированию умения;

• анализ (самоанализ) результатов действий по формированию умений.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Найдите 2 минуты и прочитайте про:

Назначение, устройство и работа делителя передач. Управление коробкой передач с делителем Делитель передач обеспечивает плавное выравнивание окружных скоростей и безударное включение высшей и низшей передач (рис.
Глобальные экологические проблемы современности В последние сто лет в результате производственной дея­тельности человека в биосфере произошли такие изменения.
Виды катастроф Различают следующие виды катастроф: • Экологическая катастрофа — стихийное бедствие.
Социальная профилактика Выявление и решение социальных проблем различного уровня организации предполагает и деятельность.
Организация безопасной среды для пациента и персонала. Факторы риска для пациента Пациент ЛПУ — это страдающий человек с нарушением физического.

Источник: studopedia.ru

Структура программы по русскому языку в начальных классах

youtube com vk com

https://russianclassicalschool.ru/ /component/jshopping/cart/view.html?Itemid=0 /component/jshopping/product/view.html?Itemid=0 /component/jshopping/cart/delete.html?Itemid=0 https://russianclassicalschool.ru/components/com_jshopping/files/img_products 2 руб. ✔ Товар в корзине Товар добавлен в корзину Перейти в корзину Удалить Товаров: на сумму Не заданы дополнительные параметры КОРЗИНА

  • Главная страница /
  • Методики /
  • Начальная школа /
  • Русский язык

Русский язык

О Русской Классической Школе на телеканале «Союз». Выпуски 12 и 13

О Русской Классической Школе на телеканале «Союз». Выпуски 12 и 13

О том, как привить детям любовь к родному языку и вкус к грамотной речи, об уроках словесности подробно рассказывает И. А. Горячева, разработчик филологического блока в образовательной системе «Русская Классическая Школа».

О Русской Классической Школе на телеканале «Союз». Выпуск 4

О Русской Классической Школе на телеканале «Союз». Выпуск 4

О том, как собственная жизнь оказалась связанной с наследием К. Д. Ушинского и что удалось открыть в нём, почему все уроки словесности в начальной школе построены на основе книг этого русского педагога и чем наполнены методические пособия РКШ, рассказывает разработчик филологического блока Русской Классической Школы И. А. Горячева. Также в беседе идёт речь о сути классической методики чистописания.

Опыт преподавания словесности в образовательной системе РКШ

Опыт преподавания словесности в образовательной системе РКШ

Доклад И. А. Горячевой, разработчика блока словесности в образовательной системе «Русская Классическая Школа», представленный ею на Рождественских чтениях в 2016 году.

Читайте также:
Программа которая фотографирует при неправильном пароле

Обучающий семинар по словесности в начальной школе. Симферополь, 2017 г.

Обучающий семинар по словесности в начальной школе. Симферополь, 2017 г.

В данном видео рассказывается о методиках обучения письму и грамоте, методике литературного чтения, методике обучения русскому языку. Ведущая — И. А. Горячева, разработчик филологического блока РКШ.

Обучающий семинар по словесности в начальной школе. Екатеринбург, 2017 г.

Обучающий семинар по словесности в начальной школе. Екатеринбург, 2017 г.

В данном видео рассказывается о методиках обучения письму и грамоте, методике литературного чтения, методике обучения русскому языку. Ведущая — И. А. Горячева, разработчик филологического блока РКШ.

И. А. Горячева — Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики

И. А. Горячева — Учебные книги К. Д. Ушинского как образец педагогической классики

Концептуальное и историко-педагогическое обоснование программы работы по книгам К. Д. Ушинского.

И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть I: орфография

И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть I: орфография

Время от времени наши читатели задают нам вопросы такого рода: существует ли «врождённая» грамотность; если существует, то является ли она способностью запоминать написанное зрительно или через орфографическое проговаривание; или же грамотность достигается только навыком; правомерны ли в этом случае методы зрительного запоминания и орфографического проговаривания?

И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть II: пунктуация

И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть II: пунктуация

Помимо орфографической грамотности, правописание включает также грамотность пунктуационную — умение верно расставлять в тексте знаки препинания. Возникает параллельный вопрос: чем объяснить способность многих пишущих не прибегать к правилам и при этом довольно верно оформлять свои мысли на письме?

И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть III: программа РКШ

И. А. Горячева — Грамотность врождённая и приобретённая. Часть III: программа РКШ

Обобщим и конкретизируем то, что мы уже публиковали ранее, раскрывали в докладах, разъясняли на семинарах, что содержится в наших методических пособиях.

И. А. Горячева — «Русский язык. Наглядность при работе с текстом»

И. А. Горячева — «Русский язык. Наглядность при работе с текстом»

Помимо наших пособий о данной методике наглядного обучения вы можете прочитать в книге И. А. Горячевой «Русский язык. Наглядность при работе с текстом» (Москва, «Дрофа», 2003).

И. А. Горячева — Рабочие тетради по русскому языку для наблюдения над текстом

И. А. Горячева — Рабочие тетради по русскому языку для наблюдения над текстом

Предлагаемые рабочие тетради предназначены для учащихся 2–4 классов. В пособиях отражена методика, изложенная в книге И. А. Горячевой «Русский язык. Наглядность при работе с текстом» (Москва, «Дрофа», 2003).

И. А. Горячева — «Русский язык. Наглядность при изучении окончаний»

И. А. Горячева — «Русский язык. Наглядность при изучении окончаний»

Помимо наших поурочных разработок о данной методике наглядного обучения вы можете прочитать в книге И. А. Горячевой «Русский язык. Наглядность при изучении окончаний» (Москва, «Дрофа», 2006).

Всероссийские проверочные работы и годовые контрольные РКШ по русскому языку

Всероссийские проверочные работы и годовые контрольные РКШ по русскому языку

Предлагаем вашему вниманию подробное сравнение между ВПР и годовыми контрольными работами РКШ по русскому языку для 4 класса.

В. П. Урлапова — О письменных заданиях по русскому языку

В. П. Урлапова — О письменных заданиях по русскому языку

Педагоги часто задают нам вопросы о рекомендуемых объёмах письменных заданий по разным видам работ, которые используются в курсе русского языка в начальной школе. Прежде всего это касается речевых упражнений и редактирования текста.

В. П. Урлапова — Об ошибках в применении методик РКШ

В. П. Урлапова — Об ошибках в применении методик РКШ

Чем больше педагогов и родителей использует методики Русской Классической Школы, тем больше мы видим искажений и ошибок в их применении. Некоторые из них мы рассмотрим в данной статье. Очень надеемся, что она поможет нашим читателям избежать подобных ошибок в обучении детей по нашей программе.

Планирование уроков словесности в начальной школе по программе И. А. Горячевой

Планирование уроков словесности в начальной школе по программе И. А. Горячевой

Для того чтобы помочь вам сориентироваться в нашей программе по словесности в начальной школе и разработать индивидуальный план для семейного обучения, а также дабы облегчить труд педагогов по составлению отчётности, мы размещаем электронную версию планирования. В нём представлены учебно-методический комплект, годовое планирование для 1–4 классов и поурочное планирование.

Источник: russianclassicalschool.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru