Касьянова Л.Г., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, кандидат педагогических наук. ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» г. Шадринск.
В программе «Акварелька» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционным способам и техникам рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста, рассчитанное на четыре года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых изобразительных навыков и умений, на развитие художественно-творческих способностей, воображения и фантазии детей.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ — Методики. Как рисовать новичку?
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Акварелька» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
1.1. Актуальность программы «Акварелька» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, обучение детей рисованию в дошкольном образовательном учреждении чаще сводится лишь к традиционным способам передачи полученной информации стандартным набором изобразительных материалов. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
ПРОГРАММЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ // какая лучше?
1.2. Новизна и оригинальность программы заключается: в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, исследовательской, учебной); ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством народов России и орнаментальным искусством народов Севера; использовании тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала, позволяющего сделать занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными; применении здоровьесберегающих образовательных технологий.
1.3. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного здоровьесберегающего образовательного процесса.
Главное, развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес к изобразительной деятельности, народная роспись помогает воспитывать духовно-нравственные качества детей.
Нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. В современном образовании все больше осознается необходимость решения такой важнейшей проблемы как здоровьесбережение.
В настоящее время возникает необходимость рассматривать изобразительную деятельность не только как фактор развития личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья детей. В обучении детей изобразительной деятельности используются здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка.
Сюда включается правильно подобранная мебель, гигиенические условия в группе, свежесть воздуха, освещение, эмоциональная разрядка: шутки, использование поговорок, афоризмов, положительная оценка. Сюда можно отнести приемы арт-терапии: использование музыки, стихов, репродукций. Также важно следить за нагрузкой.
В обучении изобразительной деятельности всегда используются такие здоровьесберегающие технологии как динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки и другие, способствующие здоровьесбережению детей. Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности). Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы по изобразительной деятельности «Акварелька».
1.4. Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.
1.5. Задачи:
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
- Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
- Знакомить с образцами народных росписей (дымковская и филимоновская роспись, городец, семеновские матрешки) и орнаментами народов Севера.
- Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности.
- Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
- Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе и в ДОУ в целом.
- Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что
наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и основной образовательной программой дошкольного образования нами разработана программа по изобразительной деятельности «Акварелька» на четыре учебных года. В программе М.А. Васильевой большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно, на наш взгляд, места отводится нетрадиционной.
1.6. Участники. Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад, входят в состав группы не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
1.7. Продолжительность реализации программы. Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
1.8. Методические рекомендации. Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут; средняя группа — 15-20 минут; старшая группа — 20 — 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
В ходе реализации программы «Акварелька» дети знакомятся с разнообразными техниками рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- оттиск поролоном;
- оттиск печатками из ластика;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- волшебные веревочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная
- пластилинография.
1.9. Ожидаемый результат:
- самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
- самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- выражать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру через рисунок;
- положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и деятельности товарищей;
- проявлять интерес к декоративно-прикладному искусству народов России, орнаментам народов Севера.
2. Учебно-тематический план работы кружка
Программа «Акварелька» это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Загадки Акварельки». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
№ п/п
Тема занятий
Количество занятий
1 год обучения
Источник: tmndetsady.ru
Рабочая программа по рисунку.
рабочая программа
Данная программа составлена на основе рабочей программы по рисунку для детских художественных школ и школ искусств Детской школы искусств (автор П. И. Буюков, 2007 г).
Программа рассчитана на четырёхлетний курс обучения и строится по принципу «от простого к сложному», от рисования плоских предметов к тональному рисунку натюрморта из гипсовых геометрических тел с драпировкой , а последующем и изображению портрета человека.
В первый класс принимаются дети в возрасте 11- 12 лет без конкурсного отбора.
Основная цель программы – развитие у учащегося творческого мышления, способности видеть, понимать строение формы и изображать эту форму в воображаемом пространстве.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- научить учащихся видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости графическими средствами: линией, штрихом, светотенью, тоном;
- учить видеть красоту в предметах и явлениях действительности;
- развить чувство тона, пятна, линии;
- развить глазомер;
- выработать умение вести работу последовательно (от общего к частному) и обобщенно;
- научить детей технике работы различными материалами, и в различных видах рисунка.
Учебный процесс строится на чередовании краткосрочных и длительных учебных заданий, что активизирует процесс обучения.
Краткосрочные учебные задания содействуют развитию творческих способностей учащихся, обостряют восприятие, расширяют кругозор, развивают наблюдательность и зрительную память.
Длительные учебные задания основаны на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, дают навыки последовательной работы над рисунком (от общего к частному и от частного к общему). Содействуют воспитанию таких качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, целеустремлённость.
Программные задания усложняются по годам обучения, вместе с тем повышаются и требования, предъявляемые к качеству выполнения рисунка. Законченность рисунка определяется не количеством сделанных деталей, а качеством решения поставленной учебной задачи.
Новизна данной образовательной программы заключается в предложении профориентационных путей решения ряда проблем дополнительного образования через внедрение образовательного процесса, повышающего уровень художественного образования и полнее раскрывающего творческий потенциал учащихся.
Актуальность внедрения данного учебно-воспитательного процесса базируется на материалах отечественных научных исследований, касающихся необходимости профориентационной работы в образовательных учреждениях любого типа.
Актуальность предложенной образовательной программы определяется также необходимостью обеспечения жизнедеятельности системы непрерывного художественного образования (Детская школа искусств – Средне-специальное учебное заведение – ВУЗ).
Многие средне-специальные художественные учебные заведения обращают внимание на слабую, уже на протяжении многих лет, академическую подготовку большинства выпускников детских художественных школ (школ искусств). Творческие Сузы вынуждены открывать у себя подготовительные курсы для абитуриентов, где зачастую идет болезненное «переобучение» выпускников детских художественных школ.
Данная образовательная программа позволяет повысить общий уровень академической подготовки взрослых выпускников школы. .
Предложенная образовательная программа педагогически целесообразна потому, что отобранный дидактический материал для занятий и соответствующие приемы и методы обучения имеют не только профориентационную направленность, но и позволяют воспитывать в массе своей грамотного зрителя, ценителя культурного наследия страны и зарубежной художественной культуры.
Достижению подобных результатов способствует применение, наряду с традиционными, таких дидактических принципов как:
— создания благоприятного эмоционального фона обучения.
Принцип индивидуализации является центральным в системе дополнительного образования и направлен на формирование индивидуального стиля в процессе реализации практической, самостоятельной деятельности ребенка.
Принцип оптимизации обеспечивает максимально возможную эффективность решения педагогических задач путем выбора оптимальных форм обучения, оптимальности распределения активности учащихся, оптимального выбора методов и средств обучения, а также оптимального сочетания методов преподавания и контроля.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с пятью видами рисунка:
1 . Линейный рисунок ставит своей задачей легко и свободно определять пропорции и размеры предмета двухмерного видения. Применяется при построении предмета, а также в коротком наброске. Линейный рисунок имеет и самостоятельное значение. Художник одной линией, в миг, воспроизводит предмет или фигуру.
2. Конструктивный рисунок даёт полное представление о характере и особенностях формы предмета. При рисовании нужно учитывать силу нажима карандаша, это помогает предавать пространство. Можно рисовать и с лёгкой светотенью. Конструктивно рисовать – значит отделять плоскости предмета от пространства и изображать его в перспективе.
3. Объёмный рисунок ставит своей задачей на основе изучения геометрических тел рисовать предмет объёмно при любом освещении. Особенно умело этим методом пользовались старые мастера – гравёры. Зная, как рисовать шар, куб, конус, можно нарисовать любой предмет по памяти.
4. Светотеневой рисунок выполняется при конкретном освещении, лучше при электрическом, когда источник света направлен на предмет. Тень определяет большую форму предмета. Светотеневой рисунок позволяет достигнуть больших художественных результатов. При умелом использовании полутени рисунок приобретает особую выразительность. Рисунок может быть выполнен различными материалами: тушь, гуашь, акварель, сангина, сепия, уголь, соус.
5. Тональный рисунок . Вершиной рисования является длительный тональный рисунок, вмещающий в себя все пять видов рисунка. Тон – это удалённость предмета от источника света. Как правило, рисовать тоном сложно. Такие задания требуют большого количества времени, трудолюбия, терпения и внимательного изучения натуры. Основная задача тонального рисунка – это передача пространства.
Наряду с длительными постановками учащимися выполняются краткосрочные учебные зарисовки и наброски, так как они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память.
В 1-2 классах рисунки выполняются, в основном, в размере ¼ листа ватмана, в 3-4 классах – ½ листа ватмана.
Основным рабочим материалом являются: графитный карандаш различной твёрдости, уголь, сангина, соус, угольный карандаш.
Для более полного уяснения формы изображаемого предмета рисунок проводится с направленным источником света.
Занятия проводятся в групповой форме. Для реализации данной программы необходимы: хорошо освещенный класс, мольберты, стулья, софит, доска, натюрмортный фонд, содержащий предметы, необходимые в постановках, шкафы для хранения реквизита и детских работ, раковина, подборка репродукций произведений различных художников
Технология проблемного обучения
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Отметка выставляется за работу в течение урока. На основании текущих отметок выставляются отметки за полугодие и год. Промежуточная аттестация осуществляется в виде просмотров, которые проводятся в конце полугодия (декабрь, май). На просмотр выставляются все работы в соответствии с программой.. Оценивается как качество работ, так и развитие способностей,
художественного вкуса. Итоговая аттестация осуществляется в виде просмотра в конце курса обучения после пленэра.
В первом классе даются начальные понятия о рисунке. Обучение начинается с «воспитания глаза», с развития глазомера, т.е. способности к безошибочному определению размерных отношений натуры (пропорций).
Большое значение придаётся постановке руки, умению правильно держать карандаш, проводить выразительную линию в любом направлении одним движением (от того, как ученик сидит за мольбертом, его выразительность и художественные качества), штриховке.
С первых же заданий обращается внимание учащихся на компоновку в листе и последовательность ведения рисунка.
Точности построения от учащихся в первом классе не требуется, речь идёт только о передаче характера предметов.
Основные требования к рисунку:
— передача характера предмета.
Фон не вводится. Все рисунки выполняются мягким карандашом. В набросках используются мягкий карандаш, угольный карандаш, сепия, черный маркер.
В конце первого класса учащимися выполняется итоговая работа.
Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами. Методы работы карандашом. Проведение линий в различных направлениях.
Источник: nsportal.ru
Методика проведения уроков рисования с натуры.
Цель и задачи обучения и развития младших школьников на уроках рисования с натуры. Реализация воспитательных задач в процессе обучения детей рисованию с натуры. Возрастные особенности понимания и восприятия учащимися 1-4 классов формы, объема, пространственного положения, цвета предметов, их передача в рисунке.
Связь рисования с натуры с другими видами занятий по изобразительному искусству. Методы активизации мыслительно-творческой деятельности младших школьников в процессе рисования с натуры. Оборудование урока рисования с натуры. Подготовка учителя к уроку (составление плана-конспекта урока, подбор натуры и наглядного материала). Методика проведения урока.
Принципы и критерии оценки рисунков.
Рисование с натуры является методом наглядного обучения, приучают мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры. Рисуя с натуры ученик стремится отметить и её характерные особенности, понять структуру предмета. Обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, приучает к правильному суждению о форме предметов, влияние перспективны, теории теней, цветоведении, анатомии. Большое значение рисования с натуры имеет для развития пространственного мышления и воображения. Влияет на развитие памяти и абстрактного мышления
Рисование с натуры может быть
*длительное (на 2 урока)
*и краткосрочное (на 5-10 мин).
Для развития памяти используется рисование п о памяти и представлению. В начальной школе раздаточный материал на парты (фрукты, овощи) должен быть не менее трех натюрмортов на класс. Ниже линии горизонта в начальной школе во фронтальном либо профильном изображение не более двух предметов.
С 4 класса усложняется изучением перспективы, конструкции светотени, две точки схода (угловая перспектива) 3-4 предмета. Тематические натюрморты, теплые, холодные гаммы. Для наглядности можно использовать наглядные пособия с образцами заданий, таблицы с поэтапным выполнением задания. Учитель должен направлять деятельность детей, задавая наводящие вопросы.
Особенность рисования с натуры как вида изобразительной деятельности – изображение конкретного предмета, передача характерных особенностей фиксированной точки.
1. Организация первичного восприятия, первичного воссоздания в сознании художественного образа.
2. Анализ формы предмета после того, как внимательно рассмотрят предмет. Объяснение учителем конструктивной особенности строения формы предмета, закономерности распределения света на поверхности этой формы, закономерности перспективных изменений.
3. Иллюстрирование объяснения рисунками на классной доске или методическими пособиями. Обучение изображению натуры способом построения дает детям уверенность в работе, благодаря тому, что при этой методике они скорее достигают хороших результатов.
Основные методы урока рисования с натуры
1 группа методов: методы практического обучения:
— раскрытие принципов построения изображения с анализом натуры, предмета, выявлением характерных особенностей;
— педагогический рисунок учителя: от схематического к более детальному изображению, с проведением вертикальных, горизонтальных и осевых линий;
— графические и живописные упражнения.
2 группа: организация восприятия анализа – демонстрация, анализ, повторное восприятие.
3 группа: методы организации самостоятельной художественно-творческой работы – обоснование замысла, выполнение творческих заданий, критический разбор работ.
План: рисование с натуры в содержании программы по изо под ред Неменского, задачи рисования с натуры, структура урока рисования с натуры, возрастные особенности организации уроков, вывод. 1)Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
В соответствии с программой по ИЗО под Ред. Неменского. В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания.С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
1. Рисование с натуры активизирует умственную деятельность, это не созерцание, а понятие о предмете, полное представление о нем, приучение мыслить. умение целенаправленно вести наблюдение.
2. Развитие зрительного аппарата.
3. Цель изучения формы предмета — не только знакомство с внешней формой, но и знакомство с понятиями выраженными этой формой.
4. Анализировать форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет.
5. Научить изображать симметричную форму предметов с помощью средней линии.
6. Различать цвета Обучить приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).Навыки работы в монохроме.
7. Композиционные правила (+расположение в листе, вертик. и горизонт формат).
8. С помощью упражнений (зарисовок с натуры) на уроках освоение техники (штриха, мазка, лессировки) и материала. В том числе и по форме предмета. Структура урока рисования с натуры: орг.момент, введение в тему, целепологание, установка на практич. работу последоват. выполнения задания, критерии оценки)- выполнение работы, анализ + и – работ,рефлексия.. В рамках урока учитель должен продумать натурную постановку и ее освещение в связи с учебными целями и задачами для учебного класса, вероятные трудности и ошибки, применение поэтапных таблиц, вызвать эмоц отклик учащихся по отношению к учебной постановке, вызвать активное наблюдение общую логику.
В начальных классах лучше использовать кратковременные работы с натуры, для младших школьников предусматриваются несложные формы: флажки, шары, мячи, фрукты, овощи, цветы, листья разной формы, ветки разных деревьев, бабочки, стрекозы, игрушки и т.д. Во время рисования с натуры необходимо напоминать детям чтобы они рассматривали рисуемый предмет и сравнивали со своим рисунком в средних можно использовать долговременную. Но не больше 1 раза в четверть. Вывод: Методика организации уроков по рисованию с натуры предполагает знание учителем целей, задач, содержания, средств, методов обучения. Учет возрастных особенностей учащихся повышает эффективность занятия.
Источник: cyberpedia.su