Структура программы по литературному чтению

В методических рекомендациях представлены педагогические требования к составлению конспектов уроков по чтению. Цель рекомендации — помочь студентам педагогических колледжей и учителям начальных школ теоретически и методически правильно составить конспекты уроков.

Трунова Ольга Петровна

Содержимое разработки

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Методические рекомендации по написанию конспекта урока по литературному чтению

Составитель: преподаватель Трунова О.П.

2.Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

3.Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта.

4.Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

5.Основные требования к уроку литературного чтения.

7.Технологическая карта урока.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Анализируем учебник по литературному чтению 1 класса в соответствии с примерной рабочей программой

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В современных учебниках по литературному чтению («Литературное чтение», авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках так же представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом.

В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты.

В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.

Обновлённая программа по «Литературному чтению»: особенности работы с художественным произведением

Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

Коммуникативные УУД:

— выражение собственного мнения учащегося;

— исполнение различных диалоговых приемов;

— формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

— культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

— осуществление действий по образцу и заданному правилу;

— сохранение заданной цели;

— умение видеть ошибку и и справлять ее;

— способность контролировать свою деятельность по результату;

— адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

— формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

— создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

— формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

— эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

— оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта

1. Определите последовательность этапов, которые лежат в основе построения урока литературного чтения.

2. Сформулируйте цель и предметные задачи урока в соответствии с изучаемой темой.

3. Оформите метапредметные задачи урока в соответствии с изучаемой учебной темой.

4. Подготовьте таблицу, в которой будут представлены следующие части:

а) название этапа урока;

б) предполагаемое время для планируемого этапа;

г) примечания, в которых необходимо указать методическое сопровождение урока.

5. Составьте конспект урока в соответствии с материалами учебника.

Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.

2. Работа с текстом во время чтения:

а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);

б) проверка первичного восприятия — проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся (вопросы учителя, диалог «учитель — ученик»);

в) чтение текста учениками;

г) необходимый комментарий (подтекст);

д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);

е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)

3. Концептуальная беседа по тексту:

а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;

б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);

в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

г) работа с иллюстрациями;

д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).

В настоящее время созданы различные методические рекомендации к урокам литературного чтения, помогающие учителям грамотно построить урок. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Читайте также:
Как решать линейные программы

Основные требования к уроку литературного чтения:

1) урок литературного чтен.должен удовлетворять всем дидактическим требованиям (четкое формулирование образ., воспит., и развивающ.задач, а так же цели, правильный выбор методов, средств и приемов обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на ур., эффек.испол.наглядности и ТСО);

2) урок литературного чтения должен удовлетворять психологическим требованиям (учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей – память, мышление и т.д.);

3) урок лит.чтения должен удовлетворять гигиенические требования (освещенность, температурный режим и т.д.);

4) время урока должно быть оптимальным (около 30 мин.отводится на чтение);

5) должна присутствовать последовательность работы: а)подготовка к восприятию;

б) первичное восприятие; в)проверка качества первичного восприятия; г)анализ текста с включением заданий; д)творческие виды работы с текстом (вторичный синтез);

6) должна на уроке присутствовать эмоциональность;

7) учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия (учителю необходимо правильно сформулировать вопросы и задания к тексту, должен передать главную мысль текста);

8) должна проводится целенаправленная работа над формированием навыка чтения: а)работа над пониманием текста; б)отработка способа и темпа чтения (2 кл.-плавное чтение по слогам с переходам на чтение целыми словами; 3 кл.-чтение целыми словами и по слогам трудных слов; 4 кл.-чтение словами в разговорном темпе); в)отработка правильности чтения; г)формирование умения выразительно читать (обучаем со 2 кл., а контролируем с 3 кл.);

9) д/з должно соответствовать содержанию работы на уроке: необходимо продумывать его объём (2 кл.-1-1,5 стр.; 3 кл.-2-2,5 стр.; 4 кл.-3-3,5 стр.); 10) учитель должен стремится к разумному сочетанию заданий и упр.аналитического и синтетического хар-ра;

11) объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Виды уроков.

I. Вводные уроки ( В.У.)

В.У. открывает изучение темы или тематического раздела. Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждения у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, повторение уже имеющихся у них сведений и знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы. Отобранный учителем материал к этому уроку должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведении.

Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС
рабочая программа (чтение) по теме

Примерная (базисная) программа по литературному чтению создана на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы – начальное общее образование, которые представлены как отдельный документ. Программа по литературному чтению разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по образовательной области «Филология» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и логики усвоения ими соответствующих предметных знаний. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной связи с русским языком. Эти предметы представляют собой единую образовательную область – «Филологию», в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Примерная (базисная) программа является рабочей, то есть не может использоваться в практической деятельности учителя, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными научно-познавательными текстами.
  3. Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Поскольку курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 – 10 лет.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Читайте также:
Причины отнесения программы эвм к литературным произведениям

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

После курса обучения грамоты начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений – логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), отзыв.

Раздел «Виды читательской деятельности » включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах, понимать авторскую позицию в произведениях, выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуется принципы отбора содержания чтения младшего школьника, этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, доступность для восприятия детьми 6 – 10 лет, читательские предпочтения младших школьников.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX – XX веков, а также современных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для их практического освоения обучаемыми для ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел « Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

Учебный план начального общего образования годовой

Источник: nsportal.ru

Типология и структура уроков литературного чтения. Требования к урокам литературного чтения

Урок– главная составляющая часть учебного процесса. Основные требования к уроку литературного чтения: 1)урок литературного чтен.должен удовлетворять всем дидактическим требованиям (четкое формулирование образ., воспит., и развивающ.задач, а так же цели, правильный выбор методов, средств и приемов обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на ур., эффек.испол.наглядности и ТСО); 2)урок литературного чтения должен удовлетворять психологическим требованиям (учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей – память, мышление и т.д.); 3)урок лит.чтения должен удовлетворять гигиенические требования (освещенность, температурный режим и т.д.); 4)время урока должно быть оптимальным (около 30 мин.отводится на чтение); 5)должна присутствовать последовательность работы: а)подготовка к восприятию; б)первичное восприятие; в)проверка качества первичного восприятия; г)анализ текста с включением заданий; д)творческие виды работы с текстом (вторичный синтез); 6)должна на уроке присутствовать эмоциональность; 7)учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия (учителю необходимо правильно сформулировать вопросы и задания к тексту, должен передать главную мысль текста); 8)должна проводится целенаправленная работа над формированием навыка чтения: а)работа над пониманием текста; б)отработка способа и темпа чтения (2 кл.-плавное чтение по слогам с переходам на чтение целыми словами; 3 кл.-чтение целыми словами и по слогам трудных слов; 4 кл.-чтение словами в разговорном темпе); в)отработка правильности чтения; г)формирование умения выразительно читать (обучаем со 2 кл., а контролируем с 3 кл.); 9)д/з должно соответствовать содержанию работы на уроке объем (2 кл.-1-1,5 стр.; 3 кл.-2-2,5 стр.; 4 кл.-3-3,5 стр.); 10) учитель должен стремится к разумному сочетанию заданий и упр.аналитического и синтетического хар-ра; 11)объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Читайте также:
Как пользоваться программой facebook

Типология ур.чтения. Они могут различаться по следующим параметрам: а)учебн.задачей; б)ведущей деятельности; в)типу учебного материала.

Классификация ур.лит-го чтения по основной дидактической цели: 1)ур.чтен.и коллективного анализа худ-го произведения; 2)ур.обощения по разделу, по нескольким произведениям; 3)контрольно-диагностический ур.(проверка навыка чтения, уров.сформирован.читат-их умений); 4)ур.внеклассного чтения. Наиболее жесткой структурой обладает первая классификация (т.е. комбинированный ур.).

Он состоит из таких этапов: 1)орган.момент; 2)проверка д/з; 3)подготовка к восприятию текста; 4)первичное восприятие текста; 5)проверка первичного восприятия текста; 6)чтение и анализ произведения; 7)обобщение; 8)перечитывание произв.с новой чит-ой целью; 9)творческая раб.; 10)д/з, итог ур., рефлексия, выставление отметок. Ну , а если произведение очень большое по содержанию, то ур.можно построить по 2 вариантам: 1-произв.делится на 2 или 3 части и каждая из частей читается на комбинированном ур.; 2-проводятся 3 (или 2) урока (1-ый ур. знакомство с произведением; 2-ой ур. анализ произведения; 3-ий ур. Обобщающий ур.по произведению). Структура обобщающего ур.: 1)орг.мом.; 2)проверка д/з; 3)беседы, викторины, игра; 4)тематический контроль; 5)расширение читательского кругозора по изученной теме; 6)д/з, итог ур., рефлексия.

Внеклассное чтение –составная часть учебного предмета «Литературное чтение». Цель внекл.чтения – расширение читательского кругозора уч., формирование чит-ой самостоятельности, привитие потребности в чтении кнг, журналов, газет, сформировать интерес к ниге, и умения работы с ней.

Формы работы: 1)ур.внекл.чтения (основная форма работы)- это ур.сказки, ур.загадки, кроссворды, конкурсы, КВН и т.д.; 2)экскурсии в библиотеку; 3)литер-ный праздник; 4)встреча с писателем. Объем ур.внекл.чтения:а)школ.с русск.яз.обучения – 1 кл.-1 раз в 2 недели; 2 кл.-1 раз в месяц за счет ур.литер.чтен.; 3 кл.-1 раз в месяц; 4 кл.-1 раз в месяц; б)школ.с белор.яз.обучения – 1 кл.- нет, 2 кл.- нет, 3 кл.-1 раз в четверть, 4кл.-1 раз в четверть.

Типология ур.внекл.чтения. Структура ур. внекл.чтения — 1 класс -1)подгот.беседа; 2)выразит.чтение учителем выбранного произведения; 3)воссоздание прослуш.произвед.; 4)рассматривание дет.книги, где помещено это произведение; 5)самостоятельная деятельность уч-ся с книгой; 6)повторное чтение.

Начальный этап 2 класс – 1)ориентировка в книгах; 2)чтение учителем вслух; 3)беседа, рассуждение о прочитанном; 4)сам.рассматривание книги; 5)сам.чтение «про себя»; 6)бес.с целью проверки качества сам.чтения; 7)рекомендации по внеклас.чтению ан текущую неделю. На основном этапе 3-4 классы: 1)сам-ное составление выставки дома из книг, выбор интересных книг; 2)обсуждение выделенных книг; 3)расширение читательского кругозора детей; 4)сообщение и цели следующего урока, рекомендации к внеурочной работе с книгами. Методы работы с детской книгой.1.Чтение – рассматривание книги: 1- дети рассматривают книгу до того, как приступили к чтению; 2-дети листают книгу в процессе чтения; 3-дети рассматривают книгу после прочтения. 2.Чтение-дискуссия- 1- предложение вопроса для обсуждения; 2-задания, дети размышляют об прочитанном; 3-обсуждение и поиск верных ответов на вопросы; 4-подведение учеников к выводу о том, что мнения о произведении могут быть разными.

60.Особенности обучения русскому языку в 1-4 классах учреждений образования с белорусским языком обучения.В школах РБ предполагается 2 курса рус.яз: 1- в школах с рус яз, 2- в школах с бел яз. В этих курсах много общего: объем изучаемого материала, цели обучения, методы и принципы обучения.

Отличия: 1. построение учебных курсов; 2. характер используемого языкового материала; 3. методика обучения. Содержание обучения представлено такими разделами: звуки и буквы; речь, текст; предложение; слово; состав слова; части речи. В школах с бел яз кроме перечисленных разделов в содержании обучения дополнительно включены такие разделы, как устный курс (1 кл), вводный курс (2 кл).

Устный курс представляет собой предварительный этап в системе обучения рус языку учащихся с бел яз обучения. Этот курс выполняет в основном адаптационную роль, направлен на формирование элементарной русской речи и строится на основе ситуативно-тематического принципа.

Задачи вводного курса: постановка правильного произношения специфических русских звуков, знакомство с буквами, которых нет в бел алфавите; накопление русской лексики; подготовительная работа по формированию навыков грамотного письма; привитие интереса к рус языку и лит чт. После вводного курса начинается систематическая работа по изучению рус фонетики, грамматики, орфографии, графики с опорой на знания и умения детей по бел яз.

Проводится работа по развитию речи. Вывод: учитель должен хорошо ориентироваться в сходствах и отличиях рус и бел яз, уметь опираться на их сходство и отталкиваться от их различий. Использование дифиренцировано-систематического принципа. Постановка рус звука: слуховое восприятие, тренировка произношения, закрепление правильного произношения, знакомство с графическим изображением звука.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru