Структура программы по географии

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования подводит к осмыслению планируемых результатов обучения географии не как наращиванию предметной информации, а как комплексу личностных качеств, позволяющих добиться результата в различных жизненных ситуациях. Отсюда меняются задачи, решаемые педагогом в современном образовательном пространстве. Инструментом для реализации требований к результатам, представленным в федеральном государственном образовательном стандарте, является примерная программа.

Разработка примерной программы по предмету — компетенция Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти, что отражено в ст. 28 Закона РФ «Об образовании».
Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета.

Всё ОГЭ по географии за 15 минут | Теория, которая понадобится тебе на экзамене | География ОГЭ 2023

Реализация содержания, определенного примерной программой по географии, позволяет формировать у школьников «комплексное представление о географической среде как среде обитания. человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в различных географических условиях, целостное восприятие мира . в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам» [3].

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ, что входит в компетенцию образовательного учреждения согласно п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании». Создание рабочей программы учебного предмета (в т.ч. и географии) как нормативного документа — одна из проблем большинства российских образовательных учреждений. Данное обстоятельство обусловлено недостаточностью методических рекомендаций по их составлению.

Далее остановимся на вопросах разработки и структуры рабочей программы по географии в свете требований федерального государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по учебному предмету «География» представляет собой документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы для конкретного образовательного учреждения и определенного класса.

Рабочая программа по учебному предмету «География», являясь составной частью Основной образовательной программы образовательного учреждения, призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов обучения (на уровне предметных, метапредметных и личностных) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. Поэтому рабочая программа, представляя собой нормативно-управленческий документ, должна отражать систему организации образовательного процесса по предмету. Это возможно при учете в рабочей программе следующих требований:
• положений федерального государственного образовательного стандарта;

Топ вопросы по географии


• фундаментального ядра содержания образования;
• объема географического содержания на всех образовательных этапах;
• объема часов учебной нагрузки, определенной учебным планом образовательного учреждения для реализации географического содержания в каждом классе;
• познавательных интересов обучающихся, их образовательных возможностей;
• целей и задач Основной образовательной программы школы;
• выбора образовательным учреждением необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в рабочей программе данных аспектов обуславливает определение следующих элементов ее структуры. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Поэтому каждый педагог выбирает самостоятельно ее форму: Заметим, что целесообразно учителям географии одного образовательного учреждения иметь единую структуру рабочей программы.

Структура рабочей программы может быть следующей:
• титульный лист;
• пояснительная записка;
• календарно-тематический план;
• требования к уровню подготовки обучающихся.


Отметим, что указанная выше структура носит примерный (рекомендательный) характер.

Остановимся на характеристике каждого структурного элемента.
Титульный лист может содержать:
• наименование образовательного учреждения;
• название курса, для изучения которого написана программа;
• указание класса, для обучения которого написана программа;
• ф.и.о. учителя, разработавшего программу и реализующего ее;
• год составления программы;
• гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа
об утверждении рабочей программы).

Практика показывает, что на титульном листе целесообразно указывать данные об используемой примерной или авторской программе, реквизиты применяемого в работе учебника, а также количество учебного времени, предусмотренного примерной (авторской) программой и учебным планом образовательного учреждения.

Рассмотрим пример пояснительной записки рабочей программы для 7 класса. Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы (Кузнецов А.Л., Савельева Л.К., Дронов В.П. Программа по географии для 7 класса /География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6 -9кл.- М.: Просвещение, 2008.). При составлении рабочей программы были учтены требования Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).


При разработке рабочей программы учтены положения приказа о годовом календарном учебном графике.

Курс «География. Земля и люди» является логическим продолжением курса географии 6 класса «География. Планета Земля» и опирается на его материал. Курс географии 7 класса предполагает расширение страноведческой основы школьной географии. Этим и определяется главная цель курса — развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, ее целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера.

Для достижения главной цели курса изучение географии на данном этапе должно быть направлено на решение следующих задач:
• продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному;
• создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности (океанах, материках, странах и их частях) с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением;
• заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на последующих этапах обучения;
• продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.

В рабочей программе сохранены порядок изучения тем и объем предметного содержания, но изменено время на изучение некоторых тем программы. Распределение учебного времени приведено ниже (курсивом выделено число часов в соответствии с авторской программой, где предусмотрен резерв времени — 17 ч.):

• Введение 3 ч 1ч
• Природа Земли: главные закономерности 11 ч 9ч
• Человек на планете Земля 9 ч 1ч
• Многоликая планета 47 ч 42 ч

В рабочей программе практические работы разделены на обучающие и итоговые. Обучающие практические работы (выделены в рабочей программе знаком «О») выполняются обучающимися всего класса, но не подлежат обязательному оцениванию и выставлению отметки каждому ученику. Итоговые практические работы (знаком «И») выполняются всеми школьниками обязательно, а результаты их выполнения подлежат обязательному оцениванию со стороны учителя.

Рабочей программой не предусмотрено выделение резервного времени.
Для комплексной реализации целей и задач обучения географии в 7 классе дополнительно к учебнику используются следующие учебно-методические издания:
1. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В. География. Земля и люди. Тетрадь-тренажер. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2008.
2. Кузнецов АЛ., Котляр ОГ. Земля и люди: контурные карты к учебнику для 7 класса. — М.: Просвещение, 2008.
3. Кузнецов АЛ. Земля и люди: атлас к учебнику для 7 класса. — М.: Просвещение, 2008.


Дополнительно на уроках географии используется электронное приложение к учебнику.

На данном примере видно, что в тексте пояснительной записки следует указать:
• на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) составлена рабочая программа;
• цели и зачади данной программы обучения, формулируемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учетом данного образовательного учреждения;
• внесенные изменения в примерную (авторскую) программу, нашедшие отражение в рабочей программе, и их обоснование;
• используемый учебно-методический комплект (в соответствии с образовательной программы образовательного учреждения);
• количество часов, на которое рассчитана программа.

Отметим, что пояснительная записка рабочей программы должна быть лаконичной.
В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. Отдельно в календарно-тематическом планировании выделяют практические работы, экскурсии и различные виды диагностических работ (самостоятельные и контрольные работы).

Для полной реализации требований стандарта в календарно-тематическом планировании следует указывать дидактические единицы, рассматриваемые на конкретном уроке и формируемые универсальные учебные действия. Для проектирования форм деятельности обучающихся на уроке и видов работ в календарно-тематический план можно включать указания на характеристику основных видов деятельности учения на уровне учебных действий. План может быть представлен в виде таблицы. Возможно составление отдельно тематического и поурочного планирования.

Элемент структуры рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет со бой описание результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента. Данный перечень включает как предметные, так и метапредметные и личностные результаты. Основанием их выделения является Федеральный государственный образовательный стандарт и положения Основной образовательной программы школы.

При разработке требований к уровню подготовки обучающихся необходимо описывать их через действия школьника, обозначать определённым уровень достижений, учитывать их досягаемость и подлежащими оценке. Например, в рабочей программе требования к уровню подготовки обучающихся (предметные результаты) могут быть представлены в следующем виде:

1. Называть и (или) показывать:
• предмет изучения географии России;
• основные средства и методы получения географической информации;
• субъекты Российской Федерации; пограничные государства;
• особенности географического положения, размеры территории России;
• основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
• важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старо-промышленные и депрессивные;
• народы, наиболее распространенные языки, религии;
• примеры рационального и нерационального размещения производства;
• объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
• экологически неблагополучные районы России.
2. Определять (измерять):
• географическое положение объектов;
• параметры социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
• географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов;
• образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
• особенности быта и религий отдельных народов.
4- Объяснять:
• роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
• влияние географического положения на особенности хозяйства и жизни населения России;
• различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
• изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
• особенности населения и хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развитая;
• роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
• уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
• причины изменения хозяйственных комплексов регионов;
• особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
• объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «мелиорация», «агломерация», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
• природно-ресурсный потенциал страны, региона;
• экологическую ситуацию в стране, регионе;
• изменения социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
• изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
• развитие и проблемы хозяйства районов страны своего региона и своей местности.

Читайте также:
Программа для того чтобы из видео вырезать музыку

Сама структура рабочей программы указывает, что ее создание представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения при этом могут возникнуть с описанием требований к уровню подготовки обучающихся, разработкой и подбором диагностического материала, позволяющего получить объективную информацию о достижении предметного, метапредметного и личностного результатов обучения.

Разрабатывая рабочую программу, практически каждый учитель географии сталкивается с определенными трудностями, преодоление которых возможно при последовательном соблюдении следующих этапов:
1. Изучение примерной или авторской программы по географии и учебно-методического комплекта в соответствии с требованиями Основной образовательной программы образовательного учреждения.
Сопоставление целей и задач примерной или авторской программы по географии с целями и задачами Основной образовательной программы образовательного учреждения и учебного плана школы.
3. Конкретизация требований к уровню подготовки обучающихся на конкретный класс, учебный год.
4. Анализ географического содержания с целью определения необходимого учебного времени на изучение отдельных тем курса, выделения практических работ.
5. Структурирование содержания учебного материала через определение последовательности тем и количества часов на их изучение.
6. Определение перечня формируемых и развиваемых на уроках универсальных учебных действий.
7. Создание и (или) подбор диагностических материалов, составление схемы анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
8. Определение перечня оборудования, необходимого для обеспечения образовательного процесса.
9- Составление, структурирование и непосредственное оформление рабочей программы.

Предложенный маршрут по разработке рабочей программы является примерным; каждый разработчик может выбрать свой маршрут. Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должны стать полноценная и эффективная рабочая программа.

Литература

1. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.А. Смирнова. — М., 1998.
3. Примерные программы но учебным предметам. География. 6-9 классы. — М.: Просвещение, 2010.

Источник: www.den-za-dnem.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для средней школы (Базовый уровень)
рабочая программа по географии на тему

Рабочая программа по географии для средней школы (Базовый уровень).

Скачать:

Предварительный просмотр:

на педсовете директор школы ______________

протокол №____ В.А. Шкарупелова

от «____»________2014г. Приказ №______

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

по географии для средней школы

учитель географии Комарова М.Д.

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Планируемые результаты. Система контроля _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Содержание планирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Тематическое планирование _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Учебно-методическое обеспечение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Материально-техническое оснащение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Настоящая рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, применительно к учебной программе для общеобразовательных учреждений по географии ( авторы А.П. Кузнецов, Э.В. Ким) составитель С.В. Курчина. М.: Дрофа, 2014.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.П. Кузнецов, Э.В. Ким География (базовый уровень) 10-11 классы.

Особенности организации учебного процесса.

Данная рабочая программа отражает основные идеи и предметные темы стандарта среднего (полного) общего образовательного стандарта по географии, дает последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, возрастных особенностей и жизненного опыта осужденных.

Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо большой перерыв в обучении, а значит есть пробелы в знаниях, то при изучении нового материала необходимо отводить время для повторения ранее изученного. Основной задачей повторения является приведение в систему ранее полученных знаний,это помогает осваивать новый материал. Большая роль в изучении географии отводится работе с картой, статистическим материалом для установления причинно – следственных связей, для правильной оценки важнейших социально – экономических вопросов.

Главной целью обучения является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании .
Цели изучения:

  • усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально – экономических, геоэкологических процессов и явлений.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально – экономических вопросов международной жизни.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. Применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка “4” ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Читайте также:
Как удалить все вредоносные программы с андроида

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка “3” ставится, если ученик:

Оценка “2” ставится, если ученик:

Оценка “1” ставится, если ученик:

  1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. полностью не усвоил материал.

3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка “1” ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;
  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

4. Оценка выполнения практических работ, опытов по предмету.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  2. или было допущено два-три недочета;
  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  4. или эксперимент проведен не полностью;
  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка “3” ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью, или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не выбрал нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2.опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка “1” ставится, если ученик:

  1. полностью не сумел начать и оформить опыт;
  2. не выполняет работу;
  3. показывает отсутствие экспериментальных умений;

не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности

Общая характеристика предмета.

Специфика географии – её естественно – общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно – временные взаимосвязи и взаимодействия в географической деятельности, представляющую собой целостную систему «человек – природа – хозяйство – окружающая среда»

Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также решение воспитательных и развивающих задач, задач социализации личности.

По содержанию базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда.

Содержание курса призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, развивать интерес к народам и странам.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учебных заведений отводит на изучение предмета 68 часов за два года изучения, т.е. в 10 и 11 классах.

Учебный план школы предусматривает изучение географии за 54 часа (10 – 12 кл.)

В 10 -11классах предусмотрено по 0,5 часа ( по18 часов в год ), в 12 классе 0,3 часа (11 часов в год), поэтому часть материала отводится для самостоятельного изучения. Практических работ – в 10 классе 7, в 11 классе -5 . По 2 зачёта в каждом классе.

Новизна данной учебной программы и отличие программы от Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) состоит в том, что: учебный материал распределен по годам обучения, указано количество часов на изучение каждого раздела, изменено количество часов на реализацию отдельных разделов курса.

При изучении курса проводится 2 вида контроля :

текущий – контроль в процессе изучения темы (устный опрос, тестирование, самостоятельные и практические работы).

итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела (устные и письменные зачетные работы, собеседование, практические работы).

  • групповые занятия
  • индивидуальные консультации: (выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся, подготовка к зачету)
  • зачет

Формы и методы проведения зачета:

  • Тест
  • Устно – индивидуальный опрос
  • Устно – письменный зачет

В программу внесены изменения: уменьшено или увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена ниже.

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Раздел 1. Географическая картина мира

Источник: nsportal.ru

Рабочая программа по географии 5 класс. Работа № 3. Структура рабочей программы по учебному предмету

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 104.92 Kb.

На основании инструмента «Конструктор учебных программ» спроектируйте рабочую программу по предмету (один год изучения). На примере любой темы программы заполните раздел «Тематическое планирование», указав контрольные и практические работы, виды деятельности учащихся, виды и формы контроля, электронные образовательные ресурсы. В разделе учебно-методическое обеспечение образовательного процесса укажите обязательные учебные материалы для ученика, методические материалы для учителя.

Материалы к практической части занятия: ссылки и пакет примерных рабочих программ по предметам начального общего образования, ссылка на конструктор рабочих программ.

Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в соответствии с ФГОС

В соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.2.2.):

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Структура рабочей программы (ФГОС ООО)

I. Пояснительная записка

-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);

-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);

-обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса.

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет в соответствии с учебным планом.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.
Читайте также:
Как пользоваться программами для андроида на компьютере

В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:

— наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

— перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

— направления проектной деятельности обучающихся,

— использование резерва учебного времени.

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Вариант тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую с внесением необходимых корректировок учителем.

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

В разделе указываются:

-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

— дополнительная литература для учителя и учащихся;

— перечень ЦОРов и ЭОРов;

-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; (возможен табличный вариант.)

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (на уровень обучения)

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

В основной образовательной программе основного общего образования школы в пункте «Планируемые результаты освоения ООП» приводятся результаты на конец обучения, т. е. для основной школы это окончание 9-го класса. Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам

-для базового уровня результатов «выпускник научится»,

-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».

Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

Приложения к программе (на класс)

— основные понятия курса;

— методические рекомендации и др.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Саратовской области

Управление образования администрации Дергачевского муниципального района

МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
ШМО гуманитарного цикла Заместитель директора по УВР Директор школы
________________________________ ______________( Крайнова А.Г. ) ______________( Берченко О.В. )
________________________________ Протокол №___________________ Приказ №_____________________
Руководитель ШМО Самойлова от «____» ______________ 20___ г. от «____» ______________ 20___ г.

С.А.

______________( Самойлова С.А. )

от «____» ______________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шабаева Татьяна Михайловна

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к

результатам основного освоения образования, основной в образовательной
программы общего представленных Федеральном

государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1)воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2)развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3)воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4)формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5)формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6)формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего — 34 часа.

Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География — наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа
1.Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных.

Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света —экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий.

Карта мира после эпохи Великих географических открытий. Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

2.Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам.

Раздел 2. Изображения земной поверхности
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.

Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная

и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по плану мест​ности.

2. Составление описания маршрута по плану местности.

Тема 2. Географические карты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах.

Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

2.Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам.

Раздел 3. Земля — планета Солнечной системы

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси.

Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа

1.Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от гео- графической широты и времени года на территории России.

Раздел 4. Оболочки Земли

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru