Смирнова Елена Олеговна,
профессор, доктор психологических наук, руководитель
Московского городского центра психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек МГППУ;
Галигузова Людмила Николаевна,
кандидат психологических наук, ведущий научный
сотрудник лаборатории психического развития
дошкольников Психологического института РАО;
Мещерякова Софья Юрьевна,
кандидат психологических наук, зав. лабораторией
психического развития дошкольников Психологического
института РАО
3. Программа «Первые шаги»
Программа «Первые шаги»
разработана в соответствии
с требованиями ФГОС ДО
и размещена на сайте ФИРО
в навигаторе образовательных
программ дошкольного образования.
4. Программа «Первые шаги»
Программа «Первые шаги»
может использоваться как
самостоятельная, так
и интегрироваться с другими
образовательными программами.
5. Программа «Первые шаги»
Цель Программы: развитие целостной личности ребёнка — его
Учимся разработке. Первые шаги.
активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к
окружающему миру, творческого потенциала.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
• Пояснительная записка
• Планируемые результаты освоения
Программы
• Содержание образовательных
областей Программы
•Организация режимных моментов
•Организация среды
•Планирование педагогической работы
•Организация совместной работы педагогов
и родителей
•Педагогический мониторинг
•Методическое оснащение Программы
6. Программа «Первые шаги»
АДРЕСОВАНА воспитателям и специалистампедагогам, работающим с детьми раннего возраста
в ДОО
ОСНОВАНА
на
современных
научных
представлениях о закономерностях психического
развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей
роли предметной деятельности и общения со
взрослыми
ПОСТРОЕНА на гуманистических принципах личностноориентированной педагогики, предполагающих признание
самоценности возраста, уважение личности ребёнка,
создание условий для развития его активности,
инициативности, творческого потенциала
7. Программа «Первые шаги»
Программа «Первые шаги» является комплексной,
так как охватывает все образовательные области,
представленные в ФГОС ДО:
Социальнокоммуникативное
Физическое
Познавательное
НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ
Художественноэстетическое
Речевое
8. Принципы построения Программы «Первые шаги»
принцип
развития
принцип
сотрудничества
принцип
интеграции
содержания
образования
принцип
самоценности
раннего
возраста
принцип
деятельности
принцип
опоры на
игровые
методы
0004 структура программы
принцип
поддержки
инициативы
детей
принцип
полноты
содержания
образования
принцип
преемственности
принцип
сотрудничества
с семьёй
9. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста
Ситуативность как отличительная особенность ребёнка раннего
возраста;
Развитие предметной деятельности;
Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со
взрослым;
Предметная деятельность и развитие познавательной сферы
ребёнка;
Развитие речи в раннем возрасте;
Становление игровой деятельности;
Формирование потребности в общении со сверстниками;
Физическое развитие в раннем детстве;
Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет.
10. Планируемые результаты освоения Программы «Первые шаги»
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечён в действия с игрушками.
Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий
Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Использует
предметные действия, знает назначения бытовых предметов и умеет
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.
Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться
с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
Знает названия окружающих предметов и игрушек.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях. Возникают первые игровые замещения.
Проявляет интерес к сверстникам; с удовольствием наблюдает за их действиями
и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями.
Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки,
двигаться под музыку. Появляется живой эмоциональный отклик на эстетические
впечатления.
С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится
осваивать различные виды движения.
11. Программа «Первые шаги»
Каким должен быть воспитатель?
Обладать высоким профессионализмом, хорошо
знать возрастные особенности ребёнка, владеть
навыками ухода за ними, уметь играть, рисовать,
лепить, хорошо и грамотно говорить, рассказывать
сказки, читать стихи.
Соответствовать требованиям личностноориентированной педагогики, среди которых,
искренность, позитивное принятие другого человека,
эмпатия, эмоциональность.
12. Программа «Первые шаги»
Специфика взаимодействия педагогов с детьми
Личное обращение педагога к каждому ребёнку
(присутствие взрослого рядом с ребёнком, взгляд в глаза,
ласковое прикосновение).
Опора на практические действия ребёнка в конкретной
ситуации. Вербальные методы (инструкции, объяснения
правил, призывы к послушанию и т.п.) оказываются
неэффективными.
Учёт непосредственности и эмоциональности восприятия
окружающего мира маленькими детьми. Ребёнок
сосредотачивает своё внимание на том, что ему
интересно. Эмоциональное вовлечение детей в
деятельность.
13. Содержание образовательных областей программы «Первые шаги»
Познавательное развитие: предметная деятельность
и познавательное развитие.
Задачи в области познавательного развития:
• создание оптимальных условий для обогащения и развития
разнообразных действий с предметами;
• развитие практических и орудийных действий;
• развитие познавательной активности;
• совершенствование познавательных процессов
(восприятия, внимания, памяти, наглядно-действенного
мышления);
• формирование целенаправленности и самостоятельности в
предметной деятельности.
14. Содержание образовательных областей программы «Первые шаги»
Социально-коммуникативное развитие: общение
со взрослыми и сверстниками, социальные навыки,
игра.
• Взаимодействие педагогов с детьми.
• Становление общения со сверстниками.
• Развитие игровой деятельности.
Обеспечение положительного самоощущения
ребёнка, развитие его способностей и расширение
возможностей для их реализации.
15. Содержание образовательных областей программы «Первые шаги»
Речевое развитие.
Задачи в области речевого развития:
развитие понимания речи (пассивной речи);
развитие активной речи;
формирование фонематического слуха;
развитие речи как средства управления своим
поведением (т.е. планирующей и регулятивной
функций речи).
16. Содержание образовательных областей программы «Первые шаги»
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи в области художественно-эстетического
развития:
формирование эстетического отношения к
окружающему миру;
приобщение детей к изобразительной деятельности;
приобщение детей к музыкальной культуре;
приобщение к театрализованной деятельности.
17. Содержание образовательных областей программы «Первые шаги»
Физическое развитие.
Задачи в области физического развития:
создание условий для укрепления здоровья детей;
становление ценностей здорового образа жизни;
формирование навыков безопасного поведения;
развитие различных видов двигательной активности.
18. Программы «Первые шаги»
Виды деятельности детей (1 — 3 года):
предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и пр.);
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками
под руководством взрослого;
самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
рассматривание картинок;
двигательная активность.
19. Программа «Первые шаги»
Организация режимных
моментов
Важное значение для
здоровья и благополучного
развития детей имеет
правильная организация
режима питания, сна,
бодрствования, прогулок,
проведения гигиенических
процедур.
20. Программа «Первые шаги»
21. Программа «Первые шаги»
22. Программа «Первые шаги»
Организация развивающей предметнопространственной среды:
— организация и оформление групповых помещений для
детей раннего возраста;
— перечень материалов и оборудования для групп
раннего возраста.
Предметный мир раннего возраста – это не только
игрушки, но и вся окружающая ребёнка среда, которая
способствует физическому, социально-личностному,
познавательному, художественно-эстетическому
развитию детей.
23. Программа «Первые шаги»
Перечень материалов и оборудования:
Материалы и игрушки для познавательного и речевого развития
детей (пирамидки, матрёшки, кубики, игрушки-орудия, наборы вкладышей,
игрушки-забавы, предметные и сюжетные картинки, лото и др.)
Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития
детей (альбомы, картинки, фотографии, аудио- и видеоматериалы о
жизни детей и взрослых и др.)
Материалы и оборудование для художественно-эстетического
развития детей (книги, альбомы, музыкальные инструменты и игрушки,
материалы для изобразительной деятельности, оснащение для
разыгрывания сценок и спектаклей, различные виды театров, аудио- и
видеосредства и др.).
Материалы и оборудование для физического развития детей (горки,
лесенки, домики, игрушки-качалки, дорожки, мини-маты, мячи и др.)
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр (игрушкиперсонажи, кукольная мебель, игрушки для разыгрывания различных
сюжетов, строительные наборы, предметы-заместители и др.).
Оборудование и игрушки для детской площадки (песочница, скамейки,
мячи, ведёрки, лопатки и др.).
24. Программа «Первые шаги»
Планирование педагогической работы:
— задачи долгосрочного и краткосрочного планирования;
— гибкость и вариативность планирования;
— особенности планирования (картотека игр по
направлениям развития детей).
С помощью планирования педагог определяет
педагогические задачи, распределяя их во времени;
намечает, когда и какие игровые занятия следует
провести; продумывает, как организовать среду, какие
подобрать материалы, пособия и игрушки.
25. Программа «Первые шаги»
Картотека игр и занятий
Комплект 1. «Предметная деятельность и познавательное развитие».
1.1. «Практические орудийные действия»:
1.1.1. Игры с мячами
1.1.2. Каталки и тележки……
Комплект 2. «Речь».
2.1. Понимание речи, выполнение инструкций
2.2. Умение слушать речь взрослого…
Комплект 3. «Игра».
3.1. Сюжеты для процессуальных игр
3.2. Игры-замещения…
Комплект 4. «Художественно-эстетическая деятельность».
4.1. Изобразительная деятельность
4.2. Музыкальные игры
4.3. Театрализованные игры
Комплект 5. «Общение со сверстниками».
5.1. Игры в парах
5.2.Игры нескольких детей….
Комплект 6. «Физическое развитие».
6.1. Ходьба
6.2. Прыжки….
26. Программа «Первые шаги»
5. Игры-занятия, направленные на развитие общения детей со
сверстниками.
5.6. Совместные игры с предметами.
5.6.68. «Дружные ладошки».
Закрепите на столе ватман и предложите малышам встать вокруг
него так, как сами захотят. Затем предложите им показать друг другу свои
ладошки: «Где у наших деток ручки?». Попросите их рассмотреть свои ладошки
и ладошки малышей, стоящих рядом, покажите свои ладони тоже. Скажите:
«Давайте посмотрим, как наши ладошки умеют дружить друг с другом. Моя
ладошка хочет подружиться с ладошкой Юрочки». Положите свою ладонь на
ватман и обведите её цветным карандашом или фломастером. Затем рядом со
своей уже нарисованной ладонью обведите ладонь Юры карандашом другого
цвета. Скажите: «Вот какие дружные ладошки у нас получились. Кто тоже хочет
подружиться?». Более активные дети сразу согласятся принять участие в игре.
Ставьте их ручки с рядом уже нарисованными и обводите карандашом разного
цвета. Постепенно все дети выразят желание «подружиться». Когда ручки всех
детей будут обведены, скажите: «Ах, какая длинная, разноцветная гирлянда из
ладошек у нас получилась, потому что все детки умеют дружить!».
Эту игру можно проводить несколько раз, немного изменяя сюжет.
например, нарисовав заранее на ватмане жёлтый круг, предложить детям
подрисовать к этому кругу лучики из ладошек, чтобы получилось солнышко и
согрело всех своим теплом.
27. Программа «Первые шаги»
4. Игры-занятия, направленные на приобщение детей к различным видам
художественно-эстетической деятельности.
4.1. Изобразительная деятельность. Игры с красками, карандашами,
печатками. Рисование пальчиками, печатками.
4.1.2. «Снег идёт».
В зимний день, когда идёт снег, можно предложить детям нарисовать
снежинки. Подготовьте несколько листов цветной бумаги (голубой, синей,
фиолетовой, чёрной), белую краску. Покажите малышам, как можно, делая
пальчиками отпечатки белой краской на цветной бумаге, нарисовать снежинки.
Снегопад можно изобразить с помощью ватных палочек, печаток
(губкой, срезанной морковкой и пр.).
28. Программа «Первые шаги»
Примерное планирование на неделю
Дни недели
Время в
режиме
дня
Направление образовательной
деятельности — подразделы
комплектов игр
Подготовительная
работа
Утро
Физическое развитие — 6.1.6.
«Отнеси в ладошке капельку».
Развитие предметной деятельности
— 1.1.3. «Шарик, лети!».
Художественно-эстетическое
развитие — 4.1.5. «Весёлые краски».
Развитие речи — 2.1.8. «Дружно
ручки поднимаем».
Подготовить:
сачки, удочки;
бумагу, печатки,
краски
Прогулка
Наблюдение за природой.
Развитие предметной деятельности
— 1.1.5. «Закати мяч в ворота».
Развитие речи — 2.2.13. «Сорока».
Развитие общения со сверстниками
— 5.2.13. «Делайте, как я», 5.4.40.
«Все захлопали в ладоши».
Выучить
стихотворения о
природе
Понедельник
29. Программа «Первые шаги»
Организация совместной работы педагогов и
родителей:
— задачи совместной работы педагогов и родителей и
проблемы в работе с семьёй;
— выявление запросов родителей;
— информирование родителей о работе ДОО;
— обратная связь;
— консультирование родителей;
— формы участия родителей в жизни ДОО.
30. Программа «Первые шаги»
Организация совместной работы педагогов и
родителей в период адаптации ребёнка в ДОО:
— трудности адаптационного периода;
— факторы, определяющие характер адаптации;
— как помочь ребёнку адаптироваться к условиям ДОО;
— общение воспитателя с ребёнком в период адаптации;
— участие матери в процессе адаптации.
Признаком завершения периода адаптации является
хорошее физическое и эмоциональное самочувствие
ребёнка.
31. Программа «Первые шаги»
Педагогический мониторинг развития детей в ходе
реализации программы «Первые шаги»:
— значение наблюдения для педагогической работы;
— фиксация наблюдений (карточки наблюдения,
тематические карты-схемы наблюдения).
С целью оценки эффективности работы по
Программе «Первые шаги» педагогам необходимо
систематически проводить мониторинг
образовательного процесса, т.е. осуществлять сбор
данных о степени реализации образовательных задач.
32. Программа «Первые шаги»
Карточки наблюдения.
В них заносятся характерные эпизоды из жизни ребёнка
или группы детей.
Серёжа К.
Дата
Вид деятельности – поведение ребёнка
15.10.15.
Общение со сверстниками — отказывается играть, стесняется
16.10.15.
Общение со сверстниками — толкает детей, отказывается от игры
17.10.15.
Театрализованные игры — отказывается, рисует
…
33. Программа «Первые шаги»
Карта наблюдения за ребёнком в период адаптации
Фамилия, имя ребёнка ________________________________.
Возраст _______. Дата поступления в группу _____________.
Сфера наблюдения /
показатели поведения
Разлука с мамой
Общий эмоциональный фон
Режимные моменты
Навыки самообслуживания
…
Дни посещения ДОО
1
2
3
4
5
6
7
8
…
34. Программа «Первые шаги»
Карта наблюдения за развитием ребёнка раннего возраста
Фамилия, имя ребёнка ________________________________.
Возраст _______. Дата поступления в группу _____________.
Сфера
наблюдения
Дни посещения ДОО
Показатели поведения
Режим дня
Хорошо засыпает …
Навыки
самообслуживания
Стремится к
самостоятельности
Преобладающее
настроение
Бодрое, жизнерадостное …
Отношение к себе
…
…
1
2
3
4
5
6
35. Программа «Первые шаги»
Индивидуально-групповая карта развития общения со сверстниками
Общение со
сверстниками
Проявляет
доброжелательность
Наблюдает
за детьми
Играет
рядом
Играет вместе
со
сверстниками
Принимается
детьми в игру
Охотно
участвует в
групповых
занятиях
Катя В.
обычно
обычно
обычно
изредка
обычно
обычно
Саша А.
обычно
изредка
изредка
нет
нет
изредка
Денис И.
нет
изредка
изредка
изредка
изредка
обычно
Ваня М.
изредка
изредка
изредка
изредка
изредка
обычно
…
36. Программа «Первые шаги»
«На протяжении раннего возраста происходят
качественные преобразования в личности ребёнка,
которые выражаются в изменении отношения к
предметному миру, окружающим людям и к самому
себе».
Источник: ppt-online.org
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»
рабочая программа (младшая группа)
Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» о 1 до 3 лет соответствует целям, принципам и содержанию ФГОС ДО. Программа составлена авторским коллективом психологов: Еленой Олеговной Смирновой, Людмилой Николаевной Галигузовой, Софьей Юрьевной Мещеряковой — адресована воспитателям и специалистам педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
(авторы программы считают , что программы для детей раннего возраста должны составлять психологи дошкольного образования, которые достаточно хорошо разбираются в особенностях этого периода детства. В этом и состоит, по мнению авторов, актуальность т особенность программы «Первые шаги», поскольку в ней учитываются прежде всего психологические особенности детей раннего возраста, их потребности и возможности, ситуативность психики и поведения ребенка, что является отличительной особенностью данного возраста).
(Целью программы является развитие целостной личности ребенка и включает задачи развития по пяти образовательным направлениям. Актуальность программы заключается в том, что она не только учитывает особенности развития раннего возраста, но отвечает их потребностям и возможностям, что приводит к полноценному развитию.)
Цель Программы — развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.
Задачи: Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей
- Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения
- Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослыми
- Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников.
- Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие
- Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни
Программа является комплексной, так как охватывает все образовательные области:
СЛАЙД 5 Методические материалы к Комплексной образовательной программе представлены в 2 частях:
1 часть (познавательное и речевое развитие, игровая деятельность)
2 часть (социально –коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие)
Пособие включает три раздела, В каждый разделе представлены игры и занятия, направленные на каждое развитие, а так же включает специфические особенности данной образовательной области для раннего возраста, характеристику предметно-пространственных условий, рекомендации педагогам по реализации образовательных задач в данной области и описание конкретных игр и занятий. Для удобства пользования в конце каждого раздела представлен перечень игр и занятий.
В программу входят развивающие серии красочных книжек – картонок, музыкальные диски, сказки — раскраски серии игр «Подбери картинки» и т.д – специально придуманы и разработаны для самых маленьких (входит в програмно – методический комплекс «Воробушки»
Ряд принципов, которые легли в основу программы «Первые шаги»
Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребѐнка и его полноценного развития.
Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей. (Индивидуальный подход к каждому ребенку)
Авторы уделяют особое внимание Адаптации.
Существует три вида адаптации легкая адаптация (1-2 недели), адаптация средней тяжести (30 -40 дней), тяжелая адаптация (несколько месяцев). Чтоб воспитателю было лучше определить степень тяжести адаптации предлагаются карточки наблюдения. Наблюдение следует проводить в течении всего периода адаптации, для того чтоб проследить, как быстро ребенок привыкает к яслям, по каким направлениям отличаются благоприятные изменения. Для фиксации можно использовать разные способы (условные обозначения(+, -, галочка) или цифровую шкалу (трех или 5 значную). Анализируя данные наблюдения, воспитатель может выявить зону особого внимания, намечая пути решения.
СЛАЙД 10 Более эффективная форма адаптации – это группа кратковременного пребывания. Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в группе. Это этапы
— Мы играем только вместе (мама служит проводником, сопровождает его знакомит с новыми игрушками, одевает, раздевает)
— Я играю сам но ты будь рядом (на этом этапе малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Постепенно ребенок добровольно включается в игры с педагогом, другими детьми и мамами)
— Иди, я поиграю немножко один (ребенок просит маму посидеть на стульчике, хорошо играет с педагогом и детьми, у него появляются любимые игрушки) (когда наступает такой момент)приемная предложить подождать
— Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя (На этом этапе ребенок собирается в детский сад и знает что он будет один в группе и согласен на это. Он легко ориентируется в группе. Активен в общении.)
После завершения адаптации задача наблюдения становится особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно. Например, один раз в месяц. Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребенка на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках.
Карта развития это не тест. Работа с ней не требует подсчета баллов и строгой оценки.
В программе отдельное место отводится тому «Каким должен быть воспитатель» , именно так называется одна из глав, рассказывающая о личностных и профессиональных качествах личности педагога, работающего на группе раннего возраста (искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность, умение понимать не только слова ребенка, но и то, о чем он умалчивает, или, то, чего он даже не осознает) , поскольку одной из важных потребностей данного возрастного периода является потребность в сотрудничестве со взрослым– это важнейший фактор формирования положительного отношения ребенка к себе
в работе с родителями предлагают завести «почтовый ящик» это нетрадиционная форма работы с родителями, в который родители будут опускать записки со своими вопросами и предложениями, а с целью более полного представления о семье воспитанника желательно посещение семьи на дому, организации встреч по интересам, родительских клубов и кружков, проводить тренинги, привлекать родителей к организации и участию в праздниках и развлечениях группы в качестве действующих лиц, а не просто наблюдателей
Для развития творческих способностей детей в раннем возрасте авторы Программы рекомендуют использовать нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Это может быть «кляксография» , рисование пальцами, щетками, губкой, печатками; фломастерами на бумаге разного вида и качества, ткани, дощечках и других материалах. Рисовать можно не только за столом, но и на полу, стене. С детьми можно и нужно в этом возрасте выполнять аппликации, коллажи, использовать для этого природный и бросовый материал;
Программа предлагает совместные просмотр не мультфильмов, а диафильмов, которые способствуют развитию у детей умения слушать речь взрослого, понимать ее, развивают умение рассматривать картинки, узнавать в них знакомые предметы и новые слова
В программе авторы предлагают свой способ планирования. Для удобства планирования они советуют составить картотеку игр, состоящая из 6 комплектов с описанием с разными направлениями развития ребенка.
При реализации данной программы необходимо иметь в виду, что педагогическая работа с детьми должна проводиться сразу по всем направлениям развития. Поэтому при планировании следует предусматривать более или менее равномерное распределение игр и занятий по каждому направлению.
Воспитатель сам может планировать свою деятельность, выбирать какие игры и занятия следует использовать в конкретный день, неделю – опираясь на методические материалы
Желательно, чтобы воспитатель ежедневно проводил игры, направленные на развитие физической активности, предметной, игровой, художественно-эстетической деятельности, речи, общения со сверстниками. При этом важно предусматривать баланс между спокойными и подвижными, индивидуальными и коллективными играми и занятиями, заранее подбирая несколько вариантов игр каждого вида
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение воспитанников содержательной и интересной деятельностью, созданию условий для развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди нет случающихся и грустных – вот главная направленность планирования образовательной деятельности.
Ребенок к трем годам:
- Интересуется окружающими предметами
и активно действует с ними
- Проявляет самостоятельность
- в бытовых и игровых действиях
- Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
- Проявляет интерес к сверстникам
- Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку.
- С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр)
В программе авторы представляют свои рекомендации к организации, развивающей предметно – пространственной среды (оформление помещения, перечень материалов и оборудования для группы и прогулочной площадки)
Размер и планировка групповых помещений должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми, групповая комната, спальня могут быть оформлены звуковым дизайном, например, записями колыбельных песен, шума моря и т.д
Зонирование групповых помещений.
давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты.
В групповых помещениях могут быть организованы следующие зоны
— развития движения комплект деревянных игрушек забав
— сюжетных игр комплект логических игр, на внимание
— игр со строительным материалом
— Игр с машинками
Динамичности предметной среды
Принцип зонирования не означает, что предметная
среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер. Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового.
Обеспечение безопасности среды
должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них.
Так же результатом планомерной работы являются и результаты освоение Программы
Ребенок к трем годам:
- Интересуется окружающими предметами
и активно действует с ними
- Проявляет самостоятельность
- в бытовых и игровых действиях
- Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
- Проявляет интерес к сверстникам
- Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку.
- С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр)
- говоря о трудностях работы с детьми раннего возраста, авторы указывают на невозможность фронтальной работы и предлагают проводит индивидуальную или подгрупповую работу с детьми.
Программа предлагает более эффективный способ научения подобным играм: сначала я учу этой игре каждого ребенка индивидуально, потом такую работу следует проводить в парах, группах и лишь потом со всеми детьми вместе подходят игры-потешки ( «Ладушки» , «Сорока» и т.п.), любые дидактические игры, игры с предметами
Источник: nsportal.ru
Структура программы первые шаги
Развиваем, сохраняя традиции.
Новинки
- О нас
- О нас
- Наши авторы
- Наши партнёры
- Вакансии
- СОУТ
- Издательские проекты
- Новости
- Ассоциация школ
- АНО ДПО ‘Образование — русское слово’
- Мозаичный парк
- Пригласите нас
- Задайте вопрос
- Актуальные вебинары
- Архив вебинаров
- Электронные формы учебников
- Электронная образовательная среда
- Приложения к учебникам
- Приложения к книгам для педагогов
Дошкольное образование
По итогам каждого вебинара издательства «Русское слово»
участники получают специальные сертификаты
Особенности образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги». Программно-методический комплекс для детей младенческого и раннего возраста: методическое обеспечение, книги для детей, игровое оборудование
2. Планирование педагогической работы, педагогическая диагностика, взаимодействие с родителями детей до 3 лет. Как работать в группе раннего возраста? Каким должен быть воспитатель?
ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
ГДЕ И КАК КУПИТЬ Образовательным организациям Детским садам Оптовикам Частным лицам
Источник: xn—-dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai