Структура программы педагогического эксперимента

Объект исследования — это то педагогическое пространство, та область, в рамках которой и находится (содержится) то, что будет изучаться. Чаще всего — это определенный процесс (обучения, воспитания, социализации, становления личности, управления). Объектами исследования могут быть развитие педагогического или студенческого коллектива, система воспитательной работы ОУ, учебно-воспитательный (образовательный, педагогический) процесс, преподавание какой-либо дисциплины, система управления в учебном заведении т.п.

Предмет исследования — это конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, своего рода «угол зрения», который, собственно, и исследуется. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой эксперимента (исследования), однако предмет должен не повторять, а раскрывать, конкретизировать тему.

Формулирование цели эксперимента — следующий необходимый элемент разработки программы. Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулированием цели, нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь создать в итоге организуемого эксперимента?». Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, провести, определить, создать, построить.

Методология и методы педагогического исследования|Светлана Дорошенко

Определение задач эксперимента. Задачи — это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель развертывается в комплекс взаимосвязанных задач, в которых раскрываются, по существу проблемы, решаемые в ходе эксперимента. Видение и понимание проблем, их формулирование — это уже полдела.

Ученые настойчиво подчеркивают мысль, что правильная постановка проблемы, умение ее увидеть — залог успеха поиска. «Когда мы сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения», — утверждал У.Р. Эшби, известный специалист в области системного анализа и кибернетики, специально изучавший возможности использования кибернетики в обучении. Беда многих «экспериментаторов» в том, что они, поленившись задуматься над задачами, как они говорят, «просто работая», работают, по существу, вслепую, экстенсивно, с очень большими перегрузками и издержками, как для себя, так и для студентов.

Гипотеза эксперимента — это развернутое неочевидное предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, технология, механизм того нововведения, благодаря которому ожидается получить высокую результативность (или новые результаты, которых не было прежде) учебно-воспитательного процесса. Гипотеза должна быть обоснованной, иметь определенные предпосылки, достаточно широкое поле применения, быть проверяемой и по возможности простой, но самое главное — содержать нечто новое, нетривиальное.

Возможно и полезно выдвижение нескольких гипотез, одни из которых могут подтвердиться полностью, другие — частично, третьи — не подтвердятся вовсе, и их придется признать ложными. Стоит обратить внимание, что в отчетных документах об экспериментах гипотезы почему-то почти всегда полностью подтверждаются. Это происходит нередко потому, что гипотеза меняется, корректируется, а авторы указывают только последний вариант, уже близкий к результатам. Между тем, гипотеза важна как рабочий инструмент, как способ добывания истины, и потому полезно показывать ее в работе и в развитии.

Лекция 4. Эксперимент. 4.2. Этапы проведения эксперимента

Разумеется, каждый экспериментатор стремится к тому, чтобы сконструированные им гипотезы подтвердились. Это стремление понятно, однако уже на данном этапе честный преподаватель-исследователь не будет подавлять в себе даже малейшее сомнение в верности выдвинутых им гипотез, будет не отвергать, а искать и изучать альтернативные варианты объяснений и предложений и отказываться от них только после убедительного анализа и обоснования или использования их позитивного содержания.

Гипотеза — это зародыш нового элемента теории или (и) технологии. Ее сердцевина — идея и замысел преобразования, а их мысленное развертывание и дает гипотезу. Очень трудно ответить на вопрос: «Как рождается гипотеза?». Ясно, что в нем сопряжены опыт и его интеллектуальное осмысление, умение видеть альтернативы, логика и интуиция, целеполагание и фантазия.

Можно только утверждать, что сначала нужно ясно осознать существующую ситуацию и то, чем она нас не устраивает, представить, воссоздать желаемую ситуацию, затем четко обозначить теоретические основы эксперимента, куда входят важнейшие уже доказанные и принятые теоретические положения и, наконец, попытаться мысленно, опираясь на эти положения перекинуть мостик от существующего к должному, требуемому, причем эти «пробы», попытки в разных вариантах приходится повторять многократно, настойчиво подбирая продуктивные варианты. Новые идеи для гипотезы могут дать поиски прецедентов, аналогий из смежных сфер, ассоциации. Наконец, если так и не удалось предложить собственные идеи, замысел и гипотезу, можно попробовать творчески заимствовать и переработать чужие.

Анализ показывает, что на этом этапе разработки программы встречаются две трудности, две крайности. В одном случае предположение, выраженное в гипотезе, так очевидно вытекает из общеизвестных закономерностей, теорий, известных технологий, что является аксиоматичным, а нередко просто банальным. Иначе говоря, здесь нечего проверять, нечего экспериментировать, нет предмета исследования, а потому и не может быть никакого эксперимента. В другом случае гипотеза выражена так странно или нелогично, что невозможно даже предположить эффективность новой методики.

Читайте также:
Через какую программу можно обрезать видео на телефоне

Разумеется, в ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться. Но без гипотезы не может быть никакого эксперимента, никакого рождения новшества вообще, это своего рода «точка опоры», «зародыш», из которого вырастает новое знание.

Прогнозирование при подготовке эксперимента. Эта работа является совершенно необходимой, поскольку речь идет о предполагаемой эффективности экспериментируемой гипотезы. Строго говоря, имеется здесь в виду не прогнозирование как метод научного исследования, требующий специальной подготовки, времени, специальных знаний и умений. В данном случае термин «прогнозирование» употребляется как синоним понятий «предвидение», «ожидание», «предвосхищение» и т.п. (речь идет об интуитивном акте, хотя и основанном на опыте, анализе гипотезы, научных постулатах и пр.).

На основе анализа всей программы эксперимента, обязательного учета реальных учебных возможностей конкретных студентов, обсуждения программы с коллегами, ее научной экспертизы преподаватель-экспериментатор, прежде чем приступить к реализации программы, к дальнейшему поиску, обязан сделать прогноз:

  • возможных (ожидаемых) положительных результатов;
  • возможных потерь, негативных последствий;
  • компенсаций потерь и негативных последствий.
  • психолого-педагогическое обследование и общий исследовательский мониторинг (слежение, получение информации о процессе, ее анализ, решение о корректировке);
  • выявление, описание, анализ, обобщение педагогического опыта (прежде всего — прогрессивного) и конструирование на его основе нового опыта;
  • опытно-поисковая работа по исследовательской программе (проекту);
  • собственно педагогический или психолого-педагогический эксперимент.
  • аналитический — анализ затруднений преподавателей, руководителей управленческих звеньев; анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме; выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в скорейшем разрешении с помощью каких-либо изменений, новых методик, технологий, структур, нового функционала и т.п. Выявление проблемы эксперимента и обоснование актуальности;
  • прогностический — постановка цели, ее декомпозиция в задачи эксперимента; гипотеза, ее виды, способы выдвижения и развития; эвристические механизмы рождения гипотезы; роль фактов; теоретическая платформа, идеи и замысел преобразований; построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер и т.д.); формулирование гипотезы; прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможного ущерба, потерь, негативных последствий и т.п., продумывание компенсационных механизмов (мероприятий, резервов и пр.); разработка развернутой программы эксперимента; экспертиза программы;
  • организационный — обеспечение условий для реализации программы эксперимента; подготовка материальной базы эксперимента; финансовое обеспечение эксперимента; распределение функций; организация специальной подготовки кадров, научного и методического обеспечения экспериментальной работы; материальное и моральное стимулирование и самостимулирование преподавателей, ведущих эксперимент; поиск, выбор и привлечение научного руководителя или консультанта;
  • практический — осуществление системы мер, заложенных в гипотезе; выбор носителей нововведений; создание благоприятных условий; реализация новой технологии (методики, системы мер и т.п.), за счет которой ожидается повышение эффективности обучения, воспитания, развития студентов или управления ОУ;
  • обобщающий — обработка данных; соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями; анализ всех результатов; корректировка гипотезы (модели, новой технологии) в соответствии с результатами; оформление и описание хода и результатов эксперимента; выполнение требований к содержанию, логике и стилю изложения;
  • внедренческий — распространение новой методики (или внедрение как управляемый процесс) в педагогическом коллективе; направленная организация опыта по реализации разработанного в ходе эксперимента.
  • критерий результативности. Если экспериментируется, например, новая технология обучения, то ее результаты должны удовлетворять хотя бы одному из условий (быть выше прежних результатов, быть оптимальными и т.д.);
  • критерий затрат времени. Поскольку время является дефицитным ресурсом, прогрессивной можно признать только ту методику, разработанную в ходе эксперимента, которая предполагает для достижения одного из вышеназванных результатов сокращение затрат времени по сравнению с типовыми, прежними, нормативными или хотя бы не предполагает увеличения этих затрат. Время — это универсальный, интегральный показатель эффективности любого труда, к экономии времени в конечном счете сводится любая экономия (сил, средств, финансовых, кадровых, материальных и всех других ресурсов).
  • трудности уравнивания условий и сравнения результатов в экспериментальных группах;
  • сложность воспроизведения результатов;
  • проблемы при сравнении результатов не только экспериментальных и контрольных групп, но и групп до и после экспериментального воздействия;
  • невозможность полностью устранить субъективный фактор (люди меняются, и трудно точно определить эффект, достигнутый путем применения новшества (то есть за счет технологического фактора), от эффекта, связанного, например, с личностью преподавателя. Например, можно полагать, что студенты стали более образованными от применения новой программы, а на самом деле, возможно, свою роль сыграло обаяние преподавателя;
  • огромная ответственность преподавателей и их руководителей за результаты экспериментов над студентами, за распространение новых технологий на другие сферы в учебно-воспитательном процессе.
Читайте также:
Как заблокировать программу на компьютере

Источник: studfile.net

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Обоснование темы. Актуальна ли идея?

2. Формулирование темы.

3. Объект исследования – это то педагогическое пространство, в рамках которого и находится то, что будет изучаться, например: педагогический коллектив, ученический коллектив, система воспитательной работы в школе, преподавание какого-либо предмета.

4. Предмет исследования. Предмет исследования в большей степени совпадает с темой эксперимента.

5. Формулировка цели эксперимента. Что ты хочешь создать в итоге эксперимента (новая методика, новая программа, новый учебный план, новую технологию или учреждение нового типа)?

6. Определение задач эксперимента Что нужно сделать для достижения указанной цели? (Это конкретизированные или более частные цели)

7. Гипотеза эксперимента — это развернутое предположение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, т. е. технология, механизм того нововведения, благодаря которому ожидается получить высокую результативность учебно-воспитательного процесса. Гипотез может быть несколько, и какие-то из них подтверждаются, а какие-то нет. Гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения: «Если …, то…» или «Чем…, тем…». В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться. Без гипотезы нет и не может быть никакого эксперимента, никакого рождения новшества вообще.

8. Разработка и выбор конкретных методик и методов эксперимента:

· Эмпирические ( основанные на опыте: нормативно-правовая документация, наблюдение, тестирование, обобщение актуального педагогического опыта)

· Теоретические (сравнение, обобщение, анализ, классификация, систематизация)

9.Сроки эксперимента (минимальные сроки –1 год)

10. Этапы эксперимента. Определение этапов эксперимента необходимо для лучшей организации и для определения промежуточных показателей выполнения задач, гипотезы эксперимента.

11. Резервное время. На случай отрицательных результатов, например: I, II, III четверти- этапы эксперимента, а IV четверть- резервное время. Если результаты положительные, то это время идет на углубление, творческую работу учащихся.

12. База эксперимента. Обязательно указать экспериментальные и контрольные объекты для сравнения.

13. Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента:

Критерий результативности

§ Быть выше прежних результатов того же учителя

§ Быть выше результатов типичных для школ региона

§ Быть оптимальными, то есть максимально возможными для конкретных детей

Критерий затрат времени

Должно быть сокращение затрат времени на выполнение одной и той же деятельности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Структура программы эксперимента

— определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

2. Проведение эксперимента по проверке эффективности определенной системы мер:

— изучение начального состояния системы, в которой проводится эксперимент (уровень знаний и умений, воспитанности определенных качеств личности или коллектива и др.);

— изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

— формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;

— инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один педагог);

— осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.);

— фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;

— указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента.
3. Подведение итогов эксперимента:

— описание результатов осуществленной экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.);

— характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.)

— описание особенности субъектов экспериментального воздействия (учителей, воспитателей и др.);

— фиксирование данных о затратах времени, усилий средств;

— указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

На последнем, третьем этапе исследования проделанная самостоятельная научная работа оформляется студентом в соответствии с установленными требованиями. Объём курсовой работы не должен превышать 25-30 стандартных маши­нописных страниц, список используемой литературы и приложения в этот объем не входят. Следует использовать шрифт Times New Roman 14 (WORD), шаг – 1,5. Поля: левое — 3 см, правое — 1,1 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2 см. (ГОСТ 7. 1 — 2003).

Структура работы должна включать в себя: Введение. Основная часть. Заключение. Список литературы. Приложение.

Во введении (2—3 с), как правило, должно быть: обоснова­ние необходимости написания работы, показ ее практического значения (актуальность избранной проблемы, формулировка пробле­мы, цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования). Сделано обоснование избираемым методам исследования. Пред­ставлена структура работы. Краткий обзор основной использованной литературы, который в последнее время стали включать, представляется не очень целесообразным. Есть смысл, как в диссертациях, при обосновании актуальности избранной темы назвать ведущих специалистов и исследователей данной проблемы.

Основную часть курсовой работы не следует делить на главы. Па­раграфов должно быть немного: 3—4, что связано с незна­чительным общим объёмом работы.

Читайте также:
Программа не является 7z архивом

Как правило, первый параграф посвящен теоретическому обоснованию общей проблемы, второй — рассмотрению конкретного теоретического ас­пекта проблемы исследования, третий — изложению и анализу опыта решения данной проблемы, представленный в литерату­ре; четвертый – представляет собой небольшую экспериментальную работу или описание элементов изученного опыта. Каждый параграф также должна иметь небольшую вводную часть и заключение, резюмирующее сказанное в ней и содержащее вывод. Типичные вводные фразы: “Итак, перейдём к рассмотрению…”, “Рассмотрим…”. Заключительные фразы: “Рассмотрев …, мы можем сделать вывод о…”.

Следует также правильно членить текст на абзацы. В абзаце должна содержаться законченная мысль, в начале должно иметься короткое (одно-два предложения) вступление, обращающее внимание читателя на смену ракурса рассмотрения темы, в конце читатель должен почувствовать, что изложение мысли подошло к концу; абзац не должен заканчиваться обрывом. Средний объём каждого абзаца — около пяти предложений.

Если в работе есть выписки, приведенные в форме цитат, то студент должен указать конкретные данные об источнике и страницу, с которой сделана выписка.

Заключение должно содержать резюме всей работы, в нем формулируются выводы, даются конкретные рекомендации по реализации проблемы в образовательных учреждениях.Часто, особенно если работа имеет значительный объём, студенты не могут охватить мысленным взглядом всю работу. Поэтому не следует бояться повторения содержания работы в заключении. Однако выводы заключения не должны повторять выводы отдельных параграфов.

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, при четком указании фамилии, инициалов автора, выходных данных (см. примеры оформления в разделе «доклад»).

В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные студентом таблицы, схемы, графики, диаграммы, фотографии, ксерокопии, рисунки, конспекты уроков или внеклассных мероприятий. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата.

Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись. Приложение должно содержать ссылку на те произведения, откуда оно взято или на фактический материал, который послужил основой для составления данного приложения. Произведения, из которых заимствованы иллюстрации, также вносятся в общем алфавитном порядке в список использованной литературы и источников.

Защита курсовой работы может рассматриваться как само­стоятельная организационная форма научной работы, имеющая определенные процедурные особенности. Это означает, что защи­та курсовых работ проходит в установленном порядке и включа­ет ряд обязательных составляющих, этапов, действий.

Проходит защита в присутствии комиссии, состоящей из трех человек; обычно это научные руководители тех студентов, кото­рые защищают свои работы. На защите, помимо защищающих­ся и членов комиссии могут присутствовать другие студенты и преподаватели.

Каждый студент, защищающий курсовую работу, делает не­большой доклад (на 10—15 минут) по своей теме, в котором он должен отразить наиболее существенные положения работы: сформулировать ее цель, показать теоретическую, т. е. резуль­таты изучения литературы по проблеме, и экспериментальную базу исследования, сделать выводы.

Защита курсовых работ может включать такой этап, как рецензирование. В этом случае, за несколько дней до защиты, курсовая работа передается назначенному кафедрой рецензенту — преподавателю или научному сотруднику, кото­рый прочитывает работу и дает на нее рецензию, т. е. критичес­кий отзыв, содержащий оценку работы, раскрывающий ее досто­инства и недостатки. Такое мнение специалиста всегда полезно для исследователя, поскольку оно дает ему возможность в ходе дальнейшей работы устранить недочеты, иногда помогает осоз­нать новые аспекты проблемы и пути ее решения.

Если у защищающегося есть рецензент, то на защите он сам или кто-то из членов комиссии зачитывает отзыв, после чего сту­дент отвечает на замечания, высказанные в рецензии, а также на вопросы, которые может задать каждый из присутствующих. При этом студент должен продемонстрировать умение формули­ровать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения, т. е. с приведением убедительных доводов, доказательств. После того, как выступит каждый из защищающихся, комис­сия на закрытом заседании путем открытого обсуждения и го­лосования выставляет оценки, которые тут же объявляются и заносятся в ведомости.

В заключение остановимся на тех требованиях, которых следует придерживаться при выполнении курсовой работы:

— актуальность темы исследования;

— краткий обзор психолого-педагогической литературы по теме;

— использование комплекса методов исследования;

— изучение теории вопроса, изложение теории в основных разделах работы;

— изучение и обобщение передового педагогического опыта;

— обоснование собственной точки зрения относительно рассматриваемых вопросов;

— четкость, новизна и обоснованность выводов;

— соответствующее оформление курсовой работы;

— подготовка доклада для защиты;

— защита основных идей исследования.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru