Решение задачи на компьютере – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие-либо данные. Как и в других языках программирования, в Паскале данные разделяются на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обращаться для получения текущих значений.
Константами называются элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Константы задаются идентификаторами пользователя. Например, если вы используете в программе ваше имя, то его лучше всего задать константой, так как имя дается раз и навсегда, и не меняет своего значения.
В Паскале имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами.
Переменными называют величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программ. Каждые переменная и константа принадлежат к определенному типу данных. Тип констант автоматически распознается компилятором без предварительного описания.
Структура программы на языке Pascal
Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Этим как бы объявляем компьютеру, какие ячейки мы собираемся использовать для хранения данных в своей программе.
Само название «переменная» подразумевает, что содержимое объявленной области памяти будет изменяться в ходе выполнения программы. Переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var (variable – переменная).
Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать константой.
Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами. Слово «константа» означает, что данные этого типа описываются в разделе const, а слово «типизированные» указывает, что для них должен указываться и тип, как у переменных.
Примеры заголовков программ:
PROGRAM Primer (Input, Output)
Основной частью программы является блок (тело программы). Блок в Турбо Паскале состоит из семи разделов. Все разделы, кроме раздела операторов, могут быть опущены. Порядок разделов в стандартном Паскале строго определен:
[раздел объявления модулей]
[раздел описания меток]
[раздел определения констант]
[раздел определения типов]
[раздел описания переменных]
[раздел описания процедур и функций]
Таким образом, тело программы состоит из двух частей: декларативной — описания обрабатываемых данных и исполняемой — описания алгоритмических действий над данными. Раздел операторов, описывающий алгоритм обработки данных, является основным и обязательно должен присутствовать в любой Паскаль-программе. Разделы отделяются друг от друга точкой с запятой. В Турбо Паскале разделы описаний могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться несколько раз.
Общая структура программ | Информатика Паскаль #7 | Инфоурок
РАЗДЕЛ МОДУЛЕЙ. Раздел объявления модулей открывается служебным словом USES за которым через запятые перечислены имена стандартных (Crt, Dos, Printer, Graph, Turbo3, Graph3, Overlay) и пользовательских библиотечных модулей. Например: USES Crt, Dos, Complex;
Модуль System считается предварительно объявленным, поэтому его объявление компилятор расценит как попытку повторного объявления и выдаст сообщение об ошибке.
РАЗДЕЛ МЕТОК. Любой оператор программы может быть помечен. Для этого перед ним через двоеточие ставят метку. Оператор не может быть помечен более, чем одной меткой. Все метки операторов должны быть различны.
На помеченные операторы можно сослаться с помощью оператора перехода. В качестве меток используются целые числа от 0 до 9999,
В Турбо Паскале меткой может быть любой идентификатор. Любая метка, используемая в программе, должна быть предварительно описана в разделе меток. Этот раздел открывается служебным словом LABEL, за которым через запятые перечислены метки. Завершается раздел меток точкой с запятой. Пример непустого раздела меток:
РАЗДЕЛ КОНСТАНТ. Константой называется конкретное значение того или иного типа, которое зафиксировано в тексте программы и не может изменяться в процессе выполнения программы. Константе можно дать имя и использовать его в качестве синонима константы. При описании константы указывают ее имя знак равенства и саму константу, например: E=2.7818281828,
Имя, использованное для определения константы, можно употреблять при определении последующих констант. Например: NE=-E;
Все описания констант должны содержаться в разделе определения констант. Этот раздел начинается служебным словом CONST и заканчивается точкой с запятой. Если в разделе несколько констант, то они отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:
РАЗДЕЛ ТИПОВ. В Паскале имеются стандартные типы значений, которые могут использоваться в программе без каких-либо дополнительных описаний. Наряду с этими типами можно вводить в употребление и другие типы значений. Однако, в отличие от стандартных, каждый такой тип должен быть явно определен в программе. Все описания типов должны быть даны в разделе типов. Этот раздел начинается служебным словом TYPE, за которым следуют описания типов, отделенные друг от друга точкой с запятой, например:
РАЗДЕЛ ПЕРЕМЕННЫХ. Каждая переменная, встречающаяся в программе, должна быть описана в разделе описания переменных. Описание переменной предшествует использованию ее в программе. Для описания переменной указывают ее имя и через двоеточие ее тип, например:
В Паскале с помощью одного описания можно ввести в употребление сразу несколько переменных одного и того же типа, в этом случае имена переменных разделяются запятыми:
Все описания переменных должны содержаться в разделе переменных, который начинается служебным словом VAR. Описания отделяются друг от друга точкой с запятой. Каждая переменная, используемая в программе, должна быть описана не более одного раза.
Пример раздела переменных:
РАЗДЕЛ ПРОЦЕДУР И ФУНКЦИЙ. Программист может ввести в употребление любые необходимые процедуры и функции. Каждая такая процедура и функция должны быть определены с помощью соответствующего описания. Каждой процедуре и функции дается свое имя. Описание каждой процедуры начинается со служебного слова PROCEDURE, а функции со служебного слова FUNCTION.
Раздел процедур и функций не начинается каким-то специальным служебным словом — начало данного раздела определяется по служебным словам PROCEDURE и FUNCTION. Порядок расположения описаний процедур и функций в этом разделе не существенен.
РАЗДЕЛ ОПЕРАТОРОВ. Это основной раздел программы. Здесь задаются те действия, которые должны быть выполнены при работе данной программы. Раздел операторов начинается служебным словом BEGIN, а заканчивается служебным словом END и точкой. Операторы отделяются друг от друга точками с запятыми, перед служебным словом END точка с запятой не ставится.
ПРОСТЕЙШИЕ ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ.
Рассмотрим примеры программ на Паскале.
ПРИМЕР 1. Напишите программу вычисления функции: z=ln(x2+y2+1)
Источник: studopedia.su
Презентация «Структура программы на языке Паскаль» (9 класс) по информатике – проект, доклад
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Презентацию на тему «Структура программы на языке Паскаль» (9 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Информатика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).
Слайды презентации
Структура программы на языке Паскаль
Программа состоит из заголовка и блока. В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид: program n (input, output, x, y,…); здесь n – имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе.
Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке: раздел меток (label) раздел констант (const) раздел типов (type) раздел переменных (var) раздел процедур и функций раздел действий (операторов) Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать. Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.
Раздел констант (const)
Если в программе используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись (например, число pi с 8-ю знаками), либо сменные константы (для задания варианта программы), то такие константы обычно обозначаются какими-либо именами и описываются в разделе const, а в программе используются только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений. Общий вид: const a1 = c1; a2 = c2; … здесь a1 – имя константы, c1 – значение константы. Пример. const pi = 3.14; е = 2.71828;
Раздел переменных (var)
Каждая переменная должна быть описана до ее использования в программе и отнесена к одному и только одному типу. Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз. Пример. var k, i, j: integer; a, b: real; Таким образом, в разделе var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Тип переменной можно задать двумя способами: указать имя типа (например, real, color и т.д.), либо описать сам тип, например: array[1..16] of char
Раздел действий (операторов)
Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов. Под оператором в языке Паскаль подразумевают только описание действий. Операторы отделяются друг от друга только точкой с запятой. Если оператор стоит перед end, until или else, то в этом случае точка с запятой не ставится.
Общий вид: v := a; здесь v – переменная, a – выражение, := — операция присваивания. Выражение a может содержать константы, переменные, названия функций, знаки операций и скобки. Пример. f := 3 * C + 2 * sin(x); Вид выражения однозначно определяет правила его вычисления: действия выполняются слева направо с соблюдением следующего старшинства (в порядке убывания): 1) not; 2) *, /, div, mod, and; 3) +, -, or; 4) =, , , =, in.
Любое выражение в скобках вычисляется раньше, чем выполняется операция, предшествующая скобкам. Присваивание допускается для переменных всех типов, за исключением типа файл. В операции v := a переменная v и выражение a должны иметь один и тот же тип, а для интервального типа – одно и то же подмножество значений. Замечание 1. Разрешается присваивать переменной типа real выражение типа integer. Замечание 2. Нельзя присваивать переменной типа integer выражение типа real.
Переменные целого типа могут принимать только целые значения. Такие переменные в программе описываются следующим образом: a, b, c: integer; Здесь a, b, c… — имена переменных, integer – тип переменных. Транслятор, встретив такое описание переменных a, b, c, запоминает, что эти переменные могут принимать только целые значения и формирует соответственно этому команды программы. div — целочисленное деление (остаток отбрасывается). mod — остаток от деления: a mod b.
В языке Паскаль существует несколько типов для представления действительный чисел. Однако чаще всего для их представления используется тип real. Над действительными числами выполнимы операции сложения (+), вычитания (-), умножения (*) и деления (/). Результатом этих операций является также действительное число.
Даже если хотя бы один из операндов вещественный, то результат этих операций также будет вещественным. Функция int возвращает в виде действительного значения целую часть аргумента, frac возвращает дробную часть аргумента. Функции trunc и round возвращают результат целого типа. Первая отсекает дробную часть от аргумента, а вторая выполняет округление до ближайшего целого. Функция random без аргументов возвращает равномерно распределенное случайное число от 0 до 1.
Стандартные функции Pascal, применимые к аргументам целых и действительных типов
Источник: prezentacii.org
Презентация на тему: Структура программы на языке Паскаль
№ слайда 1
Описание слайда:
Структура программы на языке Паскаль
Описание слайда:
Описание слайда:
№ слайда 4
Описание слайда:
Определите, почему не работают программы с приведенными ниже заголовками Programma Juk;Program Begin;Program школа;
№ слайда 5
Описание слайда:
Определите, какие из приведенных ниже имен и почему нельзя использовать в заголовке программы Seleznev_Petr_11бF7_1f2Dog-CatPetr Ivanov 10b10b_Ivanov_PetrAlfaAlfa/BetaWR12.23
№ слайда 6
Описание слайда:
Раздел описаний Const – раздел описаний констант Const pi=3.14;Var – раздел описаний переменных Var x: integer; y: real; Label – раздел описаний метокProcedure – раздел описаний процедурFunction – раздел описаний функцийUses – раздел описаний модулей
№ слайда 7
Описание слайда:
Раздел операторов Начинается со слова BeginПотом записываются операторы (команды) языка. За ними оператор Readln (будет ожидать нажатия клавиши Enter в окне выполнения программы). Завершается словом End, после которого ставится точка. BEGINоператор 1;оператор 2;…..оператор n-1;оператор n;Readln;END. . Операторы в языке Pascal отделяются друг от друга;
№ слайда 8
Описание слайда:
№ слайда 9
Описание слайда:
Оператор ввода Имеет вид: READLN(а,b. ); где а,b. — имена вводимых переменных,READLN; — применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши ENTER.
№ слайда 10
Описание слайда:
Оператор вывода Имеет вид: WRITE(а,b. ); WRITELN(а,b. ); где а,b. — список выводимых констант, переменных, выражений, WRITELN(‘сообщение’); — на экран выводится сообщение
№ слайда 11 Описание слайда:
Например WRITE(2*2) — выводит на экран: 4 WRITE(‘2*2=’) — выводит на экран: 2*2= WRITE(‘2*2=’, 2*2) — выводит на экран: 2*2=4
№ слайда 12
Описание слайда:
Оператор присваивания Переменная:= выражение;x=2;y=5;z:=x+y;z:=x+z; Z:=y+z;
№ слайда 13
Описание слайда:
Программа, вычисляющая произведение чисел Program proizv;Var a,b,с,p: integer; Begin WriteLn(‘Введите три целых числа ‘); ReadLn(a,b,c); p:=a*b*c; WriteLn(‘Их произведение равно ‘, p); ReadLn; End.
№ слайда 14
Описание слайда:
Задания Откомпилировать набранную программу и исправить ошибки.Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел 2, 4 и 6.Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел 1, 0 и -1.Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел -2, 3 и 10.
Источник: ppt4web.ru