Системные библиотеки могут быть разделены на
следующие две группы:
• стандартные библиотеки;
• нестандартные библиотеки.
Стандартные библиотеки:
stdio.h stdlib.h math.h string.h
Нестандартные библиотеки:
conio.h io.h malloc.h memory.h
5. Библиотеки языка С
Подключение библиотек осуществляется с
помощью директивы препроцессора:
#include
Например:
#include
6. Пример
#include
int main(int argc, char *argv[])
printf(“Привет мир!n”);
return 0;
>
7. Содержание функции main
Тело функции main состоит из операторов, которые
записываются в императивной (процедурной) форме.
Каждый оператор завершается знаком ‘;’ и состоит из
одной или нескольких лексем (англ., token).
Лексемы могут разделяться любым количеством пробелов,
табуляций или переводов строк. Сама лексема должна
писаться слитно. Лексемами могут быть:
Структура программы. Операторы ввода/вывода
• ключевые (зарезервированные) слова языка С,
• идентификаторы языка C;
• константы;
• строковые литералы;
• знаки пунктуации.
8. Ключевые слова языка С
auto
enum
restrict
unsigned
break
extern
return
void
case
float
short
volatile
char
for
signed
while
const
goto
sizeof
_Bool
continue
if
static
_Complex
default
inline
struct
_Imaginary
do
switch
switch
double
long
typedef
else
register
union
__asm
__finally
__try
_forceinline
__cdecl
__forceinline
_asm
_inline
__declspec
__inline
_cdecl
_stdcall
__except
__leave
_declspec
__fastcall
__stdcall
_fastcall
9. Идентификаторы и константы
Идентификатор
–
это
сочетание букв латинского
алфавита,
цифр
и
знака
подчеркивания
«_»,
начинающееся или с буквы, или со знака подчеркивания.
Длина идентификатора не ограничена. Заглавные и
строчные
буквы
различаются.
Идентификаторы
используются для обозначения имен переменных,
константных переменных, функций, типов.
Константы – это числа, символы или строки, которые
могут использоваться как значения в программе, но не
могут быть модифицированы в ней.
10. Строковые литералы и знаки пунктуации
Строковые литералы
– это последовательности символов
заключенных
в
двойные
кавычки,
которые
могут
рассматриваться как строковые константы.
Знаки пунктуации – символы, используемые для разделения и
группировки лексем, обозначения операций. В языке С используются
следующие знаки пунктуации:
[ ] ( ) < >. ->
++ — < >= == != ^ | ||
? : ; .
= *= /= %= += -= <>=
• операторы присвоений, математических и логических
операций;
• операторы вызова функций;
• операторы управления.
12. Система базовых типов
Тип – это описание диапазона значений, которые
может принимать переменная, указанного типа.
Каждый тип данных характеризуется:
• размером (количество байт занимаемых
значением данного типа в памяти
компьютера)
• диапазоном (множеством) принимаемых
значений.
13. Система базовых типов
Все типы данных можно разделить на следующие
виды:
• простые (скалярные) и сложные (векторные) типы;
• базовые (системные) и пользовательские типы.
14. Система базовых типов
В языке С систему базовых типов образуют четыре
типа данных:
• символьный,
• целочисленный,
• вещественный одинарной точности,
• вещественный двойной точности.
15. Символьный тип
char
Размер: 1 байт (8 бит)
Диапазон значений: -128 . 127
16. Целочисленный тип
int
Размер: 4 байта (32 бита)
Диапазон значений:
‑2147483648 . 2147483647
17. Вещественный тип одинарной точности
float
Размер: 4 байта (32 бита)
23 бита – мантисса;
8 бит – порядок;
1 бит – знак.
Диапазон значений: ±3.4Е±38
Точность до 7 знаков после запятой
18. Вещественный тип двойной точности
double
Размер: 8 байт (64 бита)
52 бита – мантисса;
11 бит – порядок;
1 бит – знак.
Диапазон значений: ±1.7Е±308
Точность до 17 знаков после запятой
19. Система базовых типов
В языке С предусмотрены две группы модификаторов
типа:
• модификаторы знака: signed и unsigned;
• модификаторы размера: short и long.
20. Модификатор signed
Модификатор
signed
осуществляет
преобразование целочисленных значений к
знаковым числам. Используется совместно с
типами char и int.
используется по умолчанию
21. Модификатор unsigned
Модификатор
unsigned осуществляет
преобразование целочисленных значений к
незнаковым
числам.
Используется
совместно с типами char и int.
unsigned char
Диапазон: 0 . 255
unsigned int
Диапазон: 0 . 4294967295
22. Модификатор short
Модификатор short уменьшает
размер
целочисленного типа в два раза. Используется только с
типом int.
short int
Размер: два байта
Диапазон: -32768 . 32767
unsigned short int
Размер: два байта
Диапазон: 0 . 65535
23. Модификатор long
Модификатор long увеличивает размер типа данных.
Используется совместно с типами int и double.
long double – тоже, что и double
Но в стандарте IEEE:
80 бит:
1 бит – знак
64 бита – мантисса
15 бит — порядок
24. Модификатор long
long int – то же, что и int
long long int
Размер: 8 байт (64 бита)
Диапазон значений: -2^63 . 2^63-1
unsigned long long int
Размер: 8 байт (64 бита)
Диапазон значений: 0 . 2^64-1
25. Комплексные числа
Комплексные числа введены в стандарте C99.
float _Complex
double _Complex
long double _Complex
Библиотека complex.h
float complex
double complex
long double complex
26. Система базовых типов
Минимальные и максимальные значения всех
базовых типов данных языка С описаны в
библиотеках:
• limits.h – содержит диапазоны целочисленных
значений,
• float.h – содержит диапазоны вещественных
значений.
27. Логический тип
Стандарт С89:
Логический тип – int
0 – ложь (false);
не 0 – истина (true).
Стандарт С99:
Логический тип — _Bool
Ключевые слова: bool true false
Библиотека stdbool.h
28. Операторы объявлений
Переменная – именованная область памяти
вычислительной машины, предназначенная для хранения
значений определенного типа, с произвольным
методом доступа: чтение и запись.
Имя переменой – разрешенный идентификатор языка
С не использовавшийся ранее для обозначения
других переменных, типов, элементов перечислений или
имен функций.
29. Операторы объявлений
Оператор объявления переменных имеет
следующий синтаксис:
>* ‘;’
Примеры:
int a, b, c;
double x, y;
char ch;
30. Операторы объявлений
Правила хорошего стиля программирования предъявляют
следующие требования к форматированию операторов
объявлений переменных:
• объявление переменных нового типа всегда начинается с
новой строки;
имя переменой должно быть информативным, т.е. из
имени переменной должно быть понятно ее назначение;
имя переменной не должно быть слишком длинным;
после объявления переменной в этой же строке или на
предыдущей строке в комментарии желательно дать
краткое описание назначения переменной;
необходимо разделять имена переменных пробелами (в
разумных пределах).
31. Операторы объявлений
Оператор объявления переменных с инициализацией имеет
следующий синтаксис:
[‘=‘] [‘=‘ ]>* ‘;’
Примеры:
int a=26, b=032, c=0x1A;
double x=2.5e2, y=0x1.ffe-3;
char ch=’Z’;
32. Константы
В языке С присутствует три вида констант:
• целочисленные,
• вещественные,
• символьные.
33. Целочисленные константы
• Десятичная константа указывается десятичным
числом в обычной форме.
• Восьмеричная константа указывается числом,
начинающимся с цифры ноль и содержащим
цифры 0. 7.
• Шестнадцатеричная константа указывается целым
числом с префиксом 0x или 0X, содержащим
цифры 0. 9 и буквы латинского алфавита
a. f, A. F.
34. Суффиксы целочисленных констант
Суффикс
Десятичные константы
Восьмеричные и шестнадцатеричные
константы
нет
int
long int
long long int
int
unsigned int
long int
unsigned long int
long long int
unsigned long long int
U или u
unsigned int
unsigned long int
unsigned long long int
unsigned int
unsigned long int
unsigned long long int
L или l
long int
long long int
long int
unsigned long int
long long int
unsigned long long int
Оба u или U и l или L
unsigned long int
unsigned long long int
unsigned long int
unsigned long long int
LL или ll
long long int
long long int
unsigned long long int
Оба u или U и ll или LL
unsigned long long int
unsigned long long int
35. Вещественные константы
Вещественные
константы
записываются
в
десятичной
или
шестнадцатеричной
системе
исчисления. Позиция запятой указывается точкой,
экспонента указывается после латинской буквы e
(или E).
Суффиксы вещественных констант:
• f или F – тип float,
• l или L – тип long double.
36. Символьные константы
Символьные константы записываются в одинарных кавычках. В языке С
присутствуют специальные символы:
‘’’ – одинарная кавычка,
‘”’ – двойная кавычка,
‘\’ – обратный слеш,
‘?’ – знак вопроса,
‘a’ – звуковой сигнал,
‘b’ – забой символа,
‘f’ – прокрутка страницы,
‘n’ – перевод строки,
‘r’ – возврат каретки,
‘t’ – горизонтальная табуляция,
‘v’ – вертикальная табуляция.
37. Константные переменные
В языке С можно также создавать переменные, имеющие
константное значение (их значение нельзя
изменить).
Объявление таких «переменных» имеет следующий
синтаксис:
‘const’ ’=‘[‘,’ ’=‘ ]*;
Примеры
const unsigned int x=80, y=25;
const double pi=3.1415;
38. Оператор создания типов
К операторам объявлений следует также отнести и
оператор создания пользовательских типов данных.
Синтаксис оператора имеет следующий вид:
‘typedef’ ’;’
Пример:
typedef unsigned int word;
39. Операторы объявлений
Согласно стандарту С99 операторы объявления
переменных могут располагаться в любом месте
программы, если это не противоречит синтаксису
языка С.
Оператор объявления пользовательских типов
также может располагаться в любом месте
программы, но рекомендуется располагать его
сразу после подключения библиотек (до описания
функции main).
40. Операторы объявлений
В языке С присутствует оператор определения
размера значения определенного типа sizeof,
который возвращает значение целого типа равное
числу байт занимаемых значением в памяти.
Пример:
sizeof(int)
//4
sizeof(char)
//1
sizeof(double) //8
Источник: ppt-online.org
Структура программы операторы языка
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Обзор сайта:
Источник: webkonspect.com
Операторы языка программирования
Цель работы – изучить структуру программы на языке C++, операторы присваивания, ввода и вывода данных, используемые при составлении программ линейной структуры.
Порядок выполнения работы:
— ознакомиться с описанием лабораторной работы;
— получить задание у преподавателя, согласно своему варианту;
— написать программу, отладить и решить ее на ЭВМ;
2.1 Структура программы на языке C++
Выполнение всех программ, написанных на языке C++, начинается с функции, именуемой main. При запуске программы прежде всего выполняется первое выражение функции main.
Выражение – это строка кодов, представляющая собой отдельную инструкцию для компьютера. (Функция состоит из группы выражений, собранных вместе для решения определенной задачи.) Затем поочередно выполняются все остальные выражения – по одному за раз.
Структура программы выглядит следующим образом:
У функции есть имя (main), после которого в круглых скобках перечисляются аргументы или параметры функции (в данном случае у функции main аргументов нет). У функции может быть результат или возвращаемое значение. Если функция не возвращает никакого значения, то это обозначается ключевым словом void. В фигурных скобках записывается тело функции – действия, которые она выполняет. Оператор return 0; означает, что функция возвращает результат – целое число 0.
Вслед за заголовком функции main в фигурных скобках размещается тело функции, которое представляет последовательность определений, описаний и исполняемых операторов. Как правило, определения и описания размещаются до исполняемых операторов. Каждое определение, описание и оператор завершается «;».
Переменные используются для представления данных в программе. Например, если нужно запомнить имя пользователя, можно создать переменную Имя. Затем в любой момент, когда потребуется имя пользователя, можно просто сослаться на значение переменной Имя. В процессе выполнения программы значения переменных могут изменяться.
Например, можно присвоить переменной Имя значение «Вася», а потом другим выражением присвоить этой же переменной значение «Степан». Но само по себе значение переменной никогда не меняется – в любом случае вы должны написать какое-нибудь выражение, меняющее одно значение на другое.
Комментарии используются для описания того, что происходит в процессе выполнения программы. Вы можете добавлять их для расшифровки целей, с которыми пишутся те или иные фрагменты кодов, для фиксирования каких-то мыслей и идей, для описания решаемых задач. Добавляя комментарии, вы упрощаете чтение кодов вашей программы пользователями.
Для вас комментарии также могут быть очень полезны. Если через некоторое время вы захотите внести изменения в уже набранные коды, вам, скорее всего, трудно будет вспомнить, для чего используется та или иная переменная и зачем нужно было создавать ту или иную функцию. В таких случаях, пожалуй, комментарии могут быть единственным средством, которое поможет вам вспомнить, что же именно вы хотели сделать, набирая эти коды. При преобразовании кодов C++ в машинные коды компилятор игнорирует строки, являющиеся комментариями, и просто пропускает их.
Множество символов используемых в языках C и C++ можно разделить на пять групп.
1. Символы, используемые для образования ключевых слов и идентификаторов. В эту группу входят прописные и строчные буквы английского алфавита, а также символ подчеркивания. Следует отметить, что одинаковые прописные и строчные буквы считаются различными символами, так как имеют различные коды.
Таблица 1 – Символы, используемые для образования ключевых слов и идентификаторов
Прописные буквы латинского алфавита | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z |
Строчные буквы латинского алфавита | a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z |
Символ подчеркивания | _ |
2. Группа прописных и строчных букв русского алфавита и арабские цифры.
Таблица 2 – Символы прописных и строчных букв русского алфавита и арабские цифры
Прописные буквы русского алфавита | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ь Э Ю Я |
Строчные буквы русского алфавита | а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я |
Арабские цифры | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
3. Знаки нумерации и специальные символы. Эти символы используются с одной стороны для организации процесса вычислений, а с другой – для передачи компилятору определенного набора инструкций.
Таблица 3 – Знаки нумерации и специальные символы
Символ | Наименование | Символ | Наименование |
, | запятая | ) | круглая скобка правая |
. | точка | ( | круглая скобка левая |
; | точка с запятой | > | фигурная скобка правая |
: | двоеточие | фигурная скобка левая | |
? | вопросительный знак | меньше | |
‘ | апостроф | больше | |
! | восклицательный знак | [ | квадратная скобка |
| | вертикальная черта | ] | квадратная скобка |
/ | дробная черта | # | номер |
обратная черта | % | процент | |
~ | тильда | амперсанд | |
* | звездочка | ^ | логическое не |
+ | плюс | = | равно |
— | минус | кавычки |
4. Управляющие и разделительные символы. К той группе символов относятся: пробел, символы табуляции, перевода строки, возврата каретки, новая страница и новая строка. Эти символы отделяют друг от друга объекты, определяемые пользователем, к которым относятся константы и идентификаторы. Последовательность разделительных символов рассматривается компилятором как один символ (последовательность пробелов).
5. Кроме выделенных групп символов в языках C и C++ широко используются так называемые, управляющие последовательности, т.е. специальные символьные комбинации, используемые в функциях ввода и вывода информации. Управляющая последовательность строится на основе использования обратной дробной черты () (обязательный первый символ) и комбинацией латинских букв и цифр.
Таблица 4 – Управляющие последовательности
Управляющая последовательность | Наименование | Шестнадцатеричная замена |
a | Звонок | |
b | Возврат на шаг | |
t | Горизонтальная табуляция | |
n | Переход на новую строку | 00A |
v | Вертикальная табуляция | 00B |
r | Возврат каретки | 00C |
f | Перевод формата | 00D |
Кавычки | ||
’ | Апостроф | |