В программе представлены целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел, календарно-тематическое планирование во второй младшей, средней, старшей. подготовительной группах детского сада
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»
Педагогический совет Заведующая МБДОУ
МБДОУ Темниковский детский сад Темниковский детский сад
комбинированного вида «Золотой комбинированного вида
петушок» «Золотой петушок»
Протокол № _1_____ ___________________ Мезина И.П.
от «____»сентября 2019 г. Приказ №__________
от «____» ____________2019г.
по изобразительной деятельности для детей 3 -7 лет
на 2019-2020 учебный год
воспитатель Ишеева Л. В.
Темников 2019 г.
Целевой раздел образовательной программы.
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Методика изобразительной деятельности. Учим детей рисовать: материалы, тематика, ошибки.
Характеристики возрастных особенностей развития детей
Планируемые результаты освоения программы
Система мониторинга достижения детьми общеобразовательной программы
Содержательный раздел программы
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Материально-техническое обеспечение программы
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Организованная образовательная изобразительная деятельность
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), методических пособий «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» под редакцией Комаровой Т. С., «Программа по изобразительной деятельности в детском саду» Г.С.Швайко и соответствует нормативным и законодательным актам:
- ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2012г..2013 N 273-ФЗ.
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 («Комментарии к ФГОС дошкольного образования»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. «). - Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2014года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038).
- Образовательная программа МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок».
- Устав МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок».
Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию, сегодня трудно переоценить.
Обзор курса «ИЗО: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность.
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями мордовского народа. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через региональную программу «Мы в Мордовии живем».
Программа представляет собой последовательную систему формирования эстетического отношения и художественных способностей детей 3 – 7 лет в изобразительной деятельности и отражает содержательный минимум и требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам дошкольников.
Рабочая программа разработана с учетом возрастных психологических особенностей детей 3-7 лет.
Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности.
- Развитие художественно – творческих способностей.
- Воспитание художественного вкуса, чувства гармонии, интереса к изобразительной деятельности.
Программа построена с учетом специфики методики работы в разных возрастных группах и дидактических принципов.
Методика работы в разных возрастных группах:
- 3 – 4 года – система игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука». Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами.
- 4 – 5 лет — расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.
- 5 – 6 лет – углубление и уточнение художественного опыта ребенка через «погружение» в ситуацию.
- 6 – 7 лет – систематизация обобщенных способов действий и обобщенных представлений в разных видах творчества.
Дидактические принципы построения и реализации программы.
- Принцип культуросообразности: построение и корректировка эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач изобразительной деятельности и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- Принцип природосообразности: постановка и корректировка задач изобразительной деятельности с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства, художественной деятельности и других образовательных областей;
- Принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Возрастные особенности контингента детей.
Возрастная характеристика контингента детей 3-4 лет.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы.
Возрастная характеристика контингента детей 4-5 лет
Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
Возрастная характеристика контингента детей 5-6 лет
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования.
Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение.
Возрастная характеристика контингента детей 6-7 лет
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д.
Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Предметы, которые дети лепят , имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.
- Планируемые результаты освоения программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
К концу года дети 3 – 4 лет могут:
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
- Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
- Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета.
- Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
- Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
- Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук;
отламывать от большого комка маленькие комочки;
сплющивать комок ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу;
используя названные приемы, изображать в лепке разнообразные предметы;
- Аккуратно пользоваться пластилином.
К концу года дети 4 – 5 лет могут:
Выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к мордовским игрушкам и украшению одежды мордовским орнаментом.
К концу года дети 5 – 6 лет могут:
Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знать особенности изобразительных материалов.
- Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.
Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства, в том числе мордовского орнамента.
Уметь лепить знакомые предметы, скатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, сплющивать, прищипывать и оттягивать детали;
Развита фантазия, творческое мышление, воображение, тонкая моторика рук.
Проявлен интерес к творчеству.
К концу года дети 6 – 7 лет могут:
Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.
Называть основные выразительные средства произведений искусства.
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
- Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
- Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
- Расписывать вылепленные изделия по мотивам мордовского народного искусства.
1.2.2. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы
Мониторинг детского развития проводится три раза в год.
Дети ярко эмоционально реагируют на предлагаемые задания, увлеченно выполняют их.
Дети активны и настойчивы в изучении материалов и инструментов для того, чтобы их применять в своей деятельности. Они самостоятельно пытаются получить новый результат с их помощью.
Дети легко выделяют и называют цвета (красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, серый, коричневый, охра, розовый, голубой, сиреневый, сине-зеленый), оттенки: красно-оранжевый, оранжево-желтый, желто-зеленый, зелено-синий, сине-фиолетовый, фиолетово-красный и т.д), свободно экспериментируют с цветом, используя разные способы для смешения, свободно составляют гармоничные композиции из цветов и оттенков и растяжку оттенков (5-7 оттенков) одного цвета. Дети могут передать через цвет различные ощущения и эмоции, создать с помощью цвета абстрактный образ (настроение, сон, характер и т.д.)
Дети свободно выделяют и называют геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, куб, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед), соотносят фигуры с предметами (объектами), преобразовывают пятно в образ, используя различные инструменты и материалы, применяют точку, линию и пятно в качестве выразительных средств, нанося их разными инструментами, и комбинируя друг с другом для создания образа, изображают плоские геометрические фигуры (круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, овал, трапеция), пользуются штриховкой, тушевкой, стремясь передать форму предмета (объекта).
- Владение композицией
Дети создают фон, используя различные выразительные средства, материалы и техники, отображают линию горизонта в процессе создания композиции, уравновешивают композицию, дополняя ее необходимыми деталями, применяют классические художественные техники, владеют различными изобразительными инструментами, приемами (тычка, примакивания, мазка, выщипывания, сминания, скатывания, раскатывания, отщипывания, расплющивания, прищипывания, обрывание, сложение бумаги в разных направлениях, вырезывание, примазывание, скручивание), подбирают неклассические техники в работе.
- Соответствие темы содержанию образа
- Способность передавать через образ эмоциональное состояние
Дети способны передать с помощью доступных средств настроение и характер образа.
Диагностическая карта по рисованию для детей младшего возраста
Источник: nsportal.ru
Глава 4 ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение детей изобразительной деятельности начинается с 2 лет и ему отводится большое место во всех группах вплоть до ухода детей в школу.
Задачи всестороннего воспитания и развития могут быть успешно осуществлены лишь при условии обучения детей доступному им объему умений и навыков изображения, сообщения предусмотренных программой знаний, образования у них соответствующих представлений о предметах и явлениях, которые они изображают.
Обучение изобразительной деятельности в детском саду строится на основных принципах советской дидактики.
Содержание программы берется из соответствующей области деятельности взрослых, т.е. из содержания изобразительного искусства. Несмотря на большое различие между возможностями маленьких детей и взрослых людей, мы можем учить только тому, что достигнуто людьми в историческом, общественном развитии. Из огромного богатства, накопленного человечеством, мы выбираем то немногое, что дети в состоянии усвоить. В этом заключается принцип научности сообщаемых детям сведений, привития им умений, ставших достоянием искусства как формы общественного сознания.
Программа по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, формировать образные представления, развивать воображение, творческие способности, вооружить способами создания изображений. На занятиях изобразительной деятельностью у детей постепенно развиваются эстетические чувства: чувство формы, пропорций, чувство цвета, ритма, композиции, а также художественный вкус.
В процессе прохождения программы детям сообщаются знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях. Все эти знания направлены на совершенствование практической изобразительной деятельности, на овладение входящими в нее умениями и навыками.
В программе по изобразительной деятельности в соответствии с ее спецификой выделяют четыре раздела. В первый раздел входят знания, умения и навыки, связанные с созданием изображения предметов в рисунке, лепке, аппликации. Второй раздел касается передачи связного содержания, сюжета. В третий раздел включены умения и навыки, нужные для составления узоров и украшения рисунков или аппликации. В четвертом разделе объединены технические умения и навыки: умения владеть карандашом и кистью, ножницами, обращаться с красками, клеем, пластилином, глиной.
Содержание по каждому из разделов выбирается с учетом возможностей детей дошкольного возраста в условиях планомерного воспитания и обучения. По мере усовершенствования системы воспитания и обучения изменяется и уровень возрастных возможностей. Таким образом, принцип доступности выражается в соответствии учебного материала возрастным особенностям детей.
Принцип сознательности предусматривает усвоение детьми знаний и умений сознательно, с интересом, а не механически, лишь в силу подражания. Исследования ученых и опыт воспитателей свидетельствуют, что даже младшие дошкольники способны сознательно обучаться доступным для их понимания способам действия.
Знания, умения и навыки, которые усваиваются сознательно, активно, с интересом, закрепляются прочно, и дети могут в дальнейшем свободно ими пользоваться.
Важным принципом советской дидактики является принцип систематичности и последовательности, обязывающий строить процесс обучения таким образом, чтобы изобразительная деятельность была связана со всеми сторонами воспитательной работы и овладение новыми умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.
В обучении изобразительной деятельности широко используется принцип наглядности. Он особенно важен, так как в рисовании, лепке, аппликации и конструировании отражаются впечатления от окружающей жизни. Детям предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями; когда это необходимо, дается наглядный показ действий по выполнению ленки, аппликации, рисунка. Наглядность во всех случаях соединяется с ясным, правильным, понятным детям пояснением.
Обучение изобразительной деятельности проводится на коллективных занятиях: вся группа детей обучается по единой программе. Вместе с тем в процессе занятий осуществляется индивидуальный подход к детям, учет быстроты и глубины понимания, особенностей темпа выполнения, активности, воображения и пр.
Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 990 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Программы обучения дошкольников изодеятельности, их характеристика, структура, группы задач (изобразительные, технические, развивающие).
Программы по изобразительной деятельности должны быть во всех дошкольных образовательных учреждениях.
Общая структура программ.
В различных программах планка технических и изобразительных задач может быть выше, или ниже, развивающие и воспитательные задачи мало отличаются, есть некоторые акценты: — так программа» Семицветик» делает акцент на экологическое воспитание в процессе изодеятельности, программа » Радуга» — на эстетическое воспитание средствами декоративно — прикладного народного искусства, программа » Гармония», на интеллектуально-художественное воспитание и развитие.
Структура программы Д.И. Воробьевой «Гармония». Модель ступенчатой интеграции.
Специфика программы — это интеллектуально-художественная программа развития личности дошкольника, в ней намечен выход на интеграцию, комплектность в художественном воспитании детей.
Обобщённый перечень развивающих и воспитательных задач в процессе изодеятельности, поставленных разными » Программами».
Младший возраст (2-4 года)
2. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности разных видов.
3. Воспитывать аккуратность в работе с разными материалами и инструментами.
4. Воспитывать самостоятельность в работе.
5. Развивать эстетическое восприятие, умение замечать красивое в простом: в быту, природе, искусстве.
6. Воспитывать чувство цвета, закреплять представление об основных цветах хроматической гаммы, некоторых оттенках: голубой, розовый, а также об ахроматических цветах: чёрном и белом.
7. Развивать эстетические чувства при восприятии предметов декоративно -прикладного искусства, книжных иллюстраций.
8. Познакомить детей с дымковскими, филимоновскими игрушками из глины; с деревянными игрушками: семёновскими матрёшками, городецкими свистульками.
9. Развивать у детей чувство формы, учить различать и называть объёмные и плоские формы: круглый, шарик, квадратный, кубик, треугольный, призма, пирамида.
10. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к работам товарищей, умение радоваться их успехам.
11. Воспитывать навыки совестной работы (коллективы небольшие — 3 – 4 ребёнка)
12. Развивать навыки самообслуживания при раздаче и уборке материалов.
13. Развивать координацию движений левой и правой руки.
Средняя группа 4-5 лет.
1. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать предметы.
2. Совершенствовать чувство цвета детей, познакомить с новыми цветами и оттенками (оранжевый, фиолетовый, сиреневый), с тёплыми и холодными тонами.
3. Воспитывать эстетический вкус в подборе цветосочетаний.
4. Совершенствовать чувство формы: закреплять представление об овальной, овоидной, ромбовидной форме, розетте, трапеции, бруске и др.
5. Развивать творческую самостоятельность детей.
6. Воспитывать умение доброжелательно оценивать работы товарищей.
7. Познакомить детей с жанрами живописи, со скульптурой, учить эмоционально откликаться на произведения искусства.
8. Развивать воображение, фантазию детей.
9. Воспитывать у детей бережное и эстетическое отношение к природе, очеловечивая в своих рисунках, лепке, аппликации деревья, цветы, птиц, животных; учить сопереживать им.
10. Познакомить детей с новыми видами декоративно — прикладного искусства: каргопольские, тверские глиняные игрушки, хохломская посуда и роспись, жостовские подносы и др.
11. Познакомить со свойствами и качествами бумаги разных видов.
12. Совершенствовать умение сотрудничать с товарищами.
13. Учить планировать работу.
Старший возраст 5-7 лет.
1. Развивать интерес к самостоятельным наблюдениям.
2. Совершенствовать чувство цвета детей; познакомить с цветами спектра, с новыми цветовыми оттенками основных цветов и полутонов (красный может быть рябиновым, алым, пурпурным, малиновым, терракотовым; жёлтый — лимонным, песочным, бежевым, охрой и т.п.)
3. Продолжать воспитывать эстетический вкус в подборе цветосочетаний, познакомить с гармоничным сочетанием и сочетанием в тональности одного цвета.
4. Совершенствовать чувство формы, закреплять понятия о полукруге, полу шаре, полу кубе, цилиндре, конусе, пятиугольнике, шестиугольнике, восьмиугольнике и др.
5. Развивать художественно — творческие способности детей.
6. Познакомить со средствами выразительности в разных видах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре.
7. Развивать эстетическое восприятие природы, живое созерцание, эмоциональное видение природы в разное время года и суток, в разных состояниях, стихиях; такое восприятие исключает анализ, препарирование объекта природы.
8. Развивать творческое воображение, фантазию.
9. Воспитывать эстетический и художественный вкус детей.
10. Продолжать знакомство с русским народны декоративно — прикладным искусством: абашевские, оятские глиняные игрушки, гжельская, скопинская керамика, вологодские кружева, городецкая, полхов — майданская роспись. Познакомить с белорусской соломкой, гуцульской и опошнянской керамикой, казахскими войлочными коврами, узбекской керамикой.
11. Воспитывать созидательное отношение к миру, желание самим творить красоту.
12. Развивать взаимопомощь, умение договориться в коллективной работе.
13. Продолжать учить оценивать в работах товарищей и в своих работах средства выразительности: в лепке — форму, движение; в рисунке — ритм, цвет, композицию и т.п.
14. Развивать остроту зрения детей, глазомер.
15. Воспитывать заботливое отношение к близким, изготовляя сувениры, подарки; уметь их вручать.
16. Познакомить с искусством дизайна.
Особенности художественно- экологической программы Копцевой Т.А «Природа и художник».
1. Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года.
3. Блочно-тематическое планирование содержания занятий.
4. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы.
5. Содержание каждого года основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.
5. Система художественно-творческих заданий рассчитана на одно занятие в неделю.
6. При двух и более занятий в неделю, расширение программного материала осуществляется за счет выполнения заданий по предложенной теме разнообразными художественными материалами (живописными, графическими, скульптурными и т.п.), или использует один из предложенных вариантов занятия.
7. Каждая программная тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариативному подходу к осмыслению той или иной развивающей (учебно-воспитательной) задачи.
На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:
1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
- — умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
- — способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (вставать на место другого, быть в чье-то роли)
· готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т.п.), сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;
· стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
· умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном — значительное, в неказистом — выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
· способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
· готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т.п.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
· быть оригинальным в выборе сюжета;
· использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем и т.п.) для осуществления своего замысла;
· давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
· проявлять инициативу: самостоятельно, в кружке, студии или дома выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, рисовать на свободные темы;
· развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я» (я — художник — зритель — критик).
3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
· изобразительной (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, палочкой, фломастерами и др.);
· конструктивной (работа с пластилином, глиной, белой и цветной бумагой, природными материалами и т.п.);
· декоративной (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения или их эскизов).
4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
· готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверст-никами по поводу рассматриваемых на занятии проблем;
· способность проявлять свои (пусть еще очень незначительные) познания в области изобразительного искусства, пытаться ]анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна), различать их образную специфику, выражать свое отношение к ним;
· умение вести поисковую работу, самостоятельно или вместе с родителями коллекционировать открытки, книги, марки, журналы и т.п. по искусству, собирать свои собственные рисунки или поделки, посещать художественные выставки, делиться своими впечатлениями с товарищами;
· готовность быть активным на занятии, не стесняться спрашивать у педагога о том, что непонятно, и т.п.
Методы и приёмы обучения.
В традиционной классификации все методы и приемы обучения делятся на 4 группы: наглядные, словесные, игровые и практические.
Приемы наглядного метода
1. Образец. Образец-это готовая работа воспитателя. Образцами можно пользоваться только на занятиях по декоративному рисованию, декоративной аппликации и конструированию. Образцов должно быть несколько. Такие образцы называются вариативными.
2. Рассматривание игрушек, предметов, скульптуры малых форм. Организуется как на занятиях, так и вне занятий. Эстетическое восприятие предметов должно быть построено на сенсорной основе, с включением не только зрительного анализатора, но и слуха, обоняния, вкусовых рецепторов, осязания.
3. Рассматривание картинок, книжных иллюстраций, фотографий, схем, чертежей. Они дополняют реальные объемные изображения предметов в натуре или в игрушке.
4. Просмотр слайдов, диафильмов, телефильмов, видеофильмов. Это дает возможность получить сильные эмоциональные впечатления о предметах или о сюжетах.
5. Наблюдения на экскурсиях. Включает рассматривание деревьев и птиц в парке, зданий с различной архитектурой, транспорта на улице.
6. Показ педагогом последовательности и технических приемов работы. Во всех возрастных группах показ должен быть частичным, показывать нужно только незнакомые технические приемы работы.
7. Детская пантомимика. Пластикой своего тела, рук, ног дети показывают как выглядит тот или иной предмет, например, старая или молодая елочка, грустный или веселый цветок.
8. Слушание музыки. Например, «Времена года» Чайковского перед рисованием пейзажной картинки.
Приемы словесного метода.
1. Чтение стихов, потешек, отрывков из литературных произведений, сказок, рассказывание волшебных историй, загадывание загадок, пение песен. При выборе литературных текстов желательно, чтобы в них звучало образное описание предметов, что помогает создать выразительный образ. Некоторые воспитатели сами сочиняют такие стихи и загадки. Вот один из примеров.
Посмотрите, как астры красивы,
Сколько нежных оттенков у них:
Желтых, розовых, красных, лиловых,
Только нет среди них голубых.
Серединки у них бархатисты,
Словно, солнышка желтый кружок,
Лепестки их густы и лучисты,
Ведь звездою зовется цветок.
Много разных цветов есть на цвете:
Розы, лилии и гиацинт,
Но всех больше мне нравятся эти-
Астры — осени нашей цветы.
Вот пример волшебной истории в начале занятия по рисованию в подготовительной к школе группы: «Жил на свете король огня. Он очень любил все цвета, напоминающие огонь: красный, оранжевый, желтый. Такие цвета называются теплыми. Он очень боялся холодных тонов, ведь они могут потушить огонь.
Для этого он решил заколдовать холодные цвета: к синему, голубому он решил добавить красного, смешав их. Краски сразу потеплели, и он перестал их бояться. Давайте нарисуем сказочный дворец королю огня, используя теплые цвета или из холодных, делая чуть-чуть теплые, путем смешивания красок».
Пример загадки для занятий по рисованию кота в средней группе. «Мягкие лапки, а в лапках — царапки, хвост пушистый и усы — нет приятнее красы».
На занятиях по конструированию поделок типа оригами рассказываются «оригамные сказки», помогающие запомнить последовательность сгибания бумаги. Например, «Надела бабушка косынку и пошла в огород. Увидела там треугольный куст, отогнула одну веточку, другую, и увидела бабочку».
2. Объяснение, сопровождающее показ воспитателя. Одно должно быть лаконичным и понятным.
3. Беседы с детьми. Например, об элементах узоров народной росписи, о последовательности работы.
4. Указания, замечания, советы, подсказки — приемы индивидуальной работы с детьми в процессе занятия.
5. Анализ и оценка детских работ. В оценке принимают участие дети.
Приемы игрового метода
1. Игровая ситуация и игровая мотивация. Используются в начале, середине и конце занятия. Они могут заключаться в сюрпризном вынесении игрушки или внезапном ее появлении из-за ширмы (двери). Далее игровой персонаж просит что-нибудь для него сделать: слепить его друзей, нарисовать его портрет,
построить ему дом. Игровая ситуация используется и в старших группах. Например, дети превращаются в «холомских мастеров» или мысленно, закрыв глаза летят на самолете в жаркую страну, или в доисторический лес с динозаврами. Дети 5-7 лет могут создавать декорации, афиши для своих
спектаклей, тогда они превращаются в художников-оформителей.
2. Игровые действия. Дети могут рисовать, лепить, мастерить, играя.
Например, кисточка в юбочке превращается в девочку, которая рисуя круги кружится, в машину или пароход, которые едут или плывут. При раскрашивании яблочка кисточка гладит ему то левый, то правый бочок. Чтобы слепить конусы дети делают руки «домиком» или «лодочкой». При конструировании поделок типа оригами играют с листом в той последовательности, которая описана в «оригамной сказке».
Игровые действия детей могут вклиниваться в интегрированные занятия. Например, «Дети едут на поезде, выходят на остановках, что-то видят, «фотографируют» — подходят к мольбертам и делают зарисовки, а в конце занятия — рассматривают, кто, что «сфотографировал».
3. Участие игрового персонажа в оценке работ.
4.Дидактические игры. Например: «Составь узор, букет», «Лото «Виды народного искусства».
Приемы практического метода
1. Упражнения в формообразующих движениях. Детям предлагают нарисовать предмет пальцем в воздухе или сухой кисточкой на листе.
2. Обследовательские действия. Игрушки, предметы дети ощупывают, обводят пальцем, нюхают, если это цветы, пробуют на вкус (например, перед рисованием арбуза).
3. Упражнение в вырезании из газеты. Используется перед тем, как дети начнут вырезать из цветной бумаги.
Новая классификация методов и приемов обучения.
1. Информационно-рецептивный метод.
Включает в себя восприятие предметов, обследование, рассматривание образцов, показ способов действия, объяснение или рассказ педагога, указание, напоминание, совет, уточнение, анализ детских работ.
2. Репродуктивный метод.
Это упражнение детей сухой кистью или простым карандашом, упражнения в вырезании и др. упражнения.
3. Исследовательский и эвристический методы.
Это поиск детьми способов изображения, который предполагает творческую деятельность. Например, создание иллюстраций к книге.
4. Игровые приемы. Включаются во все методы.
Итак, в педагогическом процессе воспитатель применяет методы обучения изобразительной деятельности в их диалектическом единстве.
Источник: lektsia.com