В книге представлена обновленная в соответствии с ФГОС дошкольного образования парциальная программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом — природа», которая может быть использована в любом ДОО в сочетании с любой образовательной программой. Дается описание структуры и содержания блоков программы для детей разного возраста, указываются целевые ориентиры. Приводятся рекомендации по организации работы по экологическому образованию в ДОО и по созданию развивающей предметно-пространственной среды (экологическая тропинка, уголок природы, экологическая комната, метеостанция, уголок экспериментирования, лаборатория и т.п.). Большое внимание уделяется направлениям сотрудичества детского сада с семьей и социумом в целом.
Для педагогов дошкольных образовательных организаций, преподавателей и студентов педагогических вузов, колледжей, организаций повышения квалификации педагогов, сотрудников отделов просвещения особо охраняемых природных территорий, библиотек, музеев, экологических центров и учителей начальной школы.
Планета Земля — наш дом | Дошкольники | Окружающий мир #17 | Инфоурок
В книге использованы фотографии из фотоархива автора, в том числе сделанные в детских садах Москвы, Волгограда, Златоуста, Петропавловска-Камчатского, Волжского, Сургута, Якутска, Мирного, Североморска, Мурманска.
Спасибо всем, чьи фотографии представлены в книге!
Источник: www.linka-press.ru
«Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников
1. «Наш дом — природа» Программа экологического воспитания дошкольников
2. Актуальность
Экологическая ситуация в мире требует
изменения поведения человека, смены
ценностных ориентиров. Для этого всем,
живущим на Земле, необходимо осознать
реальное положение человека как
биологического вида, существующего на
нашей планете наравне с другими, не
менее значимыми видами. Мы должны
понимать ограниченность природных
ресурсов используемых территорий.
Сегодня все больше стран, в том числе и
наша, присоединяются к реализации
концепции устойчивого развития.
3. «Наш дом — природа»
Авторская программа «Наш дом —
природа» утверждена Министерством
образования РФ и рекомендована к
внедрению в дошкольных учреждениях.
Ее название отражает значение слова
«экология» в переводе с греческого
(«наука о доме») и подчеркивает
неразрывную связь человека с природой.
4. Основная цель
воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой
личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и
бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих
поступков.
5. Структура программы
Она состоит из нескольких блоков, которые связаны между собой по содержанию. В каждом блоке
выделены обучающий и воспитывающий
Социальный ролик о природе.
компоненты.
«Я и природа»
«Вода»
«Воздух»
«Почва»
«Солнце»
«Растения»
«Животные»
«Лес»
«Человек и природа»
6. Возраст детей
Программа предназначена для работы с
детьми старшей и подготовительной к школе
групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у
детей появляется способность к
осмыслению причинно-следственных связей
и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в
природе взаимосвязей. Содержание
программы и методика работы учитывают
психологические и физиологические
особенности этого возраста. Весь материал
дается в доступной и привлекательной для
детей форме.
7. Объем программы
Она рассчитана на два года обучения.
Вариативность программы позволяет
педагогам самостоятельно планировать
работу, в зависимости от выделенных на
проведение занятий часов. Такой подход
отражает реальную практику и удобен
для воспитателей. Так, одни дошкольные
учреждения выделяют 1 час в неделю на
экологические занятия, другие — 2 часа.
8. Реализация программы
может быть реализована в дошкольных
учреждениях любого типа, во
внешкольных учреждениях для работы
с детьми младшего возраста, а также
в школах, где дети обучаются с 6 лет.
Программа может быть адаптирована
к условиям различных дошкольных
учреждений.
9. Методика работы по программе
10. Развивающая предметная среда
Можно выделить два направления: а) создание
новых элементов среды; б) экологизация существующих.
К первому относятся экологические центры,
экологические комнаты (классы), лаборатории
для проведения исследовательской работы,
зимние сады, экспериментальные и живые уголки
в группах, особое оформление интерьера
коридоров, экологические тропинки.
Второе направление — это элементы среды,
характерные для большинства современных
дошкольных учреждений, в том числе музыкальные
и физкультурные классы и т. п. Они также могут
быть использованы в целях экологического
воспитания.
11. Ожидаемые результаты
Предполагается получить результаты в
области воспитания и обучения, а значит,
развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам
окружающего мира, умения видеть красоту
окружающего мира, формирование
представлений о некоторых природных
объектах, явлениях, закономерностях;
привитие навыков экологически грамотного
поведения в природе и в быту; умения
прогнозировать свои действия по
отношению к окружающей среде; желания
предпринимать определенные действия по
ее сохранению и улучшению.
Источник: ppt-online.org
Презентация на тему Наш дом- природа
«Наш дом- природа» является авторской программой (Н. А.Рыжова), обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение».
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1«Наш дом- природа»
Программа экологического образования дошкольников
«Наш дом — природа»
Программа экологического
образования дошкольников
Слайд 2«Наш дом- природа» является авторской программой (Н. А.Рыжова), обеспечивающей преемственность
в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий
мир», «Природоведение».
Слайд 3 *Настоящая программа предназначена
для работы с детьми пяти и шести лет(старшей и подготовительной
группы) и, соответственно,рассчитана на два года обучения. *Экологическое образование рассматривается в программе как неотъемлемая часть общего образования.Она ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. *Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого- географических, национально- культурных. *Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых, включает комплекс тем. *В каждом блоке выделены две части: обучающий(первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент(понимание значения природы, её эстетическая оценка, бережное к ней отношение.)
Слайд 4 Цель программы:воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой
личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно
относиться к ней.
Слайд 5Почва
Человек и природа
Растения
Я и природа
Вода
Воздух
Солнце
Камни, песок, глина
Лес
Животные
Слайд 6Содержание блоков
Обучающий компонент
Что такое природа. Солнце, воздух, вода.. Значение природы
в жизни человека. Человек как часть природы.
Вода в природе. Основные
свойства воды. Различные состояния воды. Вода в жизни наземных растений, животных. Вода в нашем доме. Вода и наше здоровье.
Воспитывающий компонент
Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру.
Осознанное бережное отношение к воде. Экономное использование воды в быту. Эстетическое оценка воды в природе( красота реки, капель росы).
Слайд 7
Значение воздуха в жизни человека. Воздух вокруг нас. Ветер –
движение воздуха. Роль ветра в природе и жизни человека.
Солнце- источник света и тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных. Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце.
Солнце и наше здоровье.
Значение источника загрязнения воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющий воздух.
Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения( закаты, восходы Солнца)
Слайд 8
Свойства песка. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины. Как
человек использует песок и глину. Разнообразие камней в природе. Знакомство
с коллекцией камней.
Почва как верхний слой земли. Обитатели почвы, их роль в формировании почвы. Необходимость охраны почвы.
Развитие эстетического вкуса детей ( знакомство с глиняной игрушкой). Воспитание бережного отношения к природным материалам.
Выработка навыков ухода за растениями. Формирование основ понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям, значение почвенных животных в природе.
Камни, песок, глина
Слайд 9
Разнообразие видов растений в природе. Связь растений с насекомыми. Растения
– пища животных и человека. Влияние света, тепла,воды на жизнь
растений. Понятие о дикорастущих, культурных, ядовитых растениях.
Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Значение внешних особенностей в жизни животных. Сезонные изменения в их жизни. Питание животных, способы передвижения.
Воспитание эстетического отношения к растениям, умение любоваться ими и бережно к ним относиться. Правила обращения с незнакомыми растениями и умение различать ядовитые растения.
Воспитание бережного отношение к животным. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
Слайд 10
Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом.
«Дома» лесных растений и животных. Последствия уничтожения деревьев. Лес и
человек. Лес и наше здоровье. Охрана леса.
Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Природа как средство обитания, «дом», человека. Отношение современного человека с природой. Красные книги. Создание заповедников.
Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.
Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения. Умение видеть красоту леса.
Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранительной деятельности.
Человек и Природа
Слайд 11 Программа также содержит: *работа с учебно-методическим комплектом; *сведения об экологии; *чему
учит экология; *создание среды для экологического обучения( огород, живой уголок…); *работа с
родителями; *учение с увлечением: -музыка; -изобразительное искусство; -конструирование; -игры; -экскурсии; -экологические проекты; -работа с литературой *блок занятий «Я и природа».
Источник: theslide.ru