В Turbo Pascal имеются особенности в структуре программы. Так, заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Порядок размещения разделов произвольный, можно создавать несколько одинаковых разделов.
Единственное правило, которое необходимо выдерживать, — в любом месте программы можно использовать лишь элементы (метки, типы, константы, переменные, подпрограммы и т. д.), которые были определены ранее по тексту программы или являются предопределенными элементами языка. Исключением из этого правила может быть лишь определение типа-указателя через неопределенный до этого тип. Однако этот тип в дальнейшем должен быть обязательно определен. Кроме того, в Turbo Pascal существует еще один раздел — раздел объявления используемых модулей.
Тело программы начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой, которая является признаком конца программы.
Пример. Программа, вычисляющая сумму двух чисел.
Источник: 5byte.ru
Использование подпрограмм в Турбо Паскале. Структура программы. Урок 18
Структура программы на языке турбо паскаль
- Структура программы на языке Турбо Паскаль
![]() |
Program P1; Uses………;Const……. ; Type………; Var………..; Function F1 ….; Procedure Pr1 ….; |
![]() |
Begin…..End.. |
Примечание. – обязательная часть программы, – необязательная часть программы.
Рассмотрим основные части программы
3.1. Uses – подключение внешних библиотек для расширения в программе набора доступных операторов.
Пример:UsesDOS, Crt, Graph, Printer;< Подключение четырех стандартных модулей: DOS – использование в программе команд операционной системы. Crt – расширение возможностей ввода-вывода, использование звукового генератора. Graph – подключение графических процедур и функций. Printer – легкий доступ к печати.>
Пример. Следующая программа обеспечивает реализацию легкого доступа к печати. UsesPrinter;< подключение модуля>beginWrite(‘привет’);< выводится на экран слово «привет»>Write(lst,‘привет’);< выводится на принтер слово «привет»>end.
3.2. Const (константы). В этом разделе описания идентификаторам задаются значения, которые не меняются при выполнении программы.
Пример.Consta=4;b=’A’; s=’ABBA’;b1=false;M:array[1..4] of integer=(1,5,6,7);.
3.3. Type (тип данных) определяет множество допустимых значений, которые принимает идентификатор и множество операций, которые с ним можно производить. На рисунке приведены основные типы данных языка Турбо Паскаль.
Основные типы данных ТП |
![]() |
Типы данных, которые далее будут использованы при написании программ, рассмотрим подробнее.
Pascal ABC. Структура программы
Простые типы
3.3.1 Численные типы
Тип | Размер, Байт | Диапазон значений |
Byte | 1 | 0…255 |
Shortint | 1 | -128…127 |
Word | 2 | 0…65535 |
Integer | 2 | -32768…32767 |
Longint | 4 | -2147483648…2147483647 |
Single | 4 | 7..8 значащих цифр -45…38-диапазон десятичного порядка |
Real | 6 | 11..12 значащих цифр -39…38-диапазон десятичного порядка |
Double | 8 | 15..16 значащих цифр -324…308-диапазон десятичного порядка |
Extended | 10 | 19..20 значащих цифр -4951…4932-диапазон десятичного порядка |
3.3.2. Символьные переменные — char Значениями символьного типа является множество всех символов ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне 0…255.
3.3.3. Логические переменные — boolean Значениями логического типа может быть одна из предварительно объявленных констант (False – ложь, True – истина).
Сложные типы
3.3.4. Массивы- array. Тип данных Массив позволяет одному идентификатору задать несколько значений, которые отличаются порядковым номером. Номер элемента массива указывается после идентификатора в квадратных скобках . При описании массива указывается диапазон номеров элементов массива и тип, к которому относится каждый его элемент. Массивы могут быть одно-, двух- и многомерными.
Пример описания и заполнения элементов массива. VarM: array [1..5] of integer;M1: array [2..3,11..15] of char;BeginМ[2]:=100;М1[2,3]:=’d’;End.
3.3.5. Строковые переменные – string. Переменные строкового типа состоят из нескольких символов.
Пример.Var s:string;Begin s:=’Привет’;Writeln(s);end.
3.4. Var (Переменные). Все идентификаторы, используемые в программе, должны быть описаны. Описать идентификатор — указать тип данных, к которому он относится.
Пример.Varx,y:real;i,j,k:integer;< идентификаторы i,j,k – переменные целого типа >M:array [1..4] of char;< M — одномерный символьный массив из 4 элементов>M1:array [1..3,1..4] of byte;< M1 двухмерный массив из 12 элементовцелого типа>Typere=real;< описание нового типа: идентификатор re — реальный тип>Varz:re;Var z:real;>
3.5. Основная программа Основная программа, как правило, состоит из трех частей:
- Ввод исходных данных.
- Расчет.
- Вывод результата.
Рассмотрим эти части более подробно.
3.5.1. Ввод исходных данных.
Варианты ввода исходной информации покажем на примерах:
- Const х=20;x задается постоянного значения в разделе описания констант>
- y:=20;y присваивается численное значение в теле основной программы>
- read(x);
- readln(x);
- read(x,y);
- Write(‘x= ’); readln(x);
Основные математические соотношения и операции Турбо Паскаль:
Стандартные функции Турбо Паскаля
- abs(x);
- exp(x);
- sqr(x);
- sqrt(x);
- ln(x);
- arctan(x);
- round(x);
- trunc(x);
- i mod j;
- i div j ;
- chr(i) ;
- ord(b);
- int(r) ;
- frac(r) ;
Источник: toehelp.ru
Операторы ввода и вывода. Структура программы.
Структура программы на языке Turbo Pascal 7.0 содержит разделы:
- Раздел объявлений. Данный раздел содержит:
- Раздел процедур и функций.
- Раздел основного блока программы.
Рассмотрим структуру программы на конкретном примере.
Создадим новый файл в окне редактора, программу «Hello, World!», которая содержит приветствие для пользователя:
var Name: string;
Write (‘Введите ваше имя: ‘);
WriteLn (‘Привет, ‘, Name, ‘!’);
В первой строчке программы содержится название — «Hello_World», служебный оператор program указывает на название программы, что не является обязательной конструкцией. Затем подключаем дополнительные модули, об этом говорит служебное слово uses. В приведенном листинге программы подключен модуль CRT, который выполняет функцию работы с экраном в текстовом режиме.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Строка, содержащая оператор var, указывает на то, что здесь описаны переменные, которые используются в программе. В листинге объявлена одна переменная Name строкового типа (string). Эта переменная предназначена для хранения имени, введенного пользователем.
Затем в листинге используется служебный оператор begin, который указывает на начало тела программы.
В последующих пяти строках заключен смысл всей программы, выполняющей последовательность действий:
- Происходит очищение экрана от прежней информации (ClrScr;).
- Затем выводится просьба пользователя о вводе имени (Write (‘Введите ваше имя: ‘);).
- Ожидается введение информации пользователем в переменную Name (ReadLn (Name);).
- Выводится на монитор приветствие (WriteLn (‘Привет, ‘, Name,’ !’);).
- Программа ожидает действий от пользователя по нажатию клавишы Enter, чтобы завершить программу (ReadLn;).
В последней строчке программы содержится оператор end с точкой в конце, что свидетельствует об окончании программы.
В листинге можно использовать и комментарии. Они относятся к невыполняемой части программы, которая не компилируется в машинные коды. Комментарии составляет программист, чтобы пояснить работу программы, её элементы, операторы и пр.
«Операторы ввода и вывода. Структура программы.»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Комментарий можно оформить следующим образом:
- в виде произвольного текста, ограниченного с обоих сторон фигурными скобками — <>, (иногда комментарий может содержать несколько строк);
- в виде произвольного текста, идущего следом за двойным знаком «//» (в этом случае комментарий может содержать только одну строку).
Приведем несколько советов для начинающих программистов:
- Прежде чем приступить к написанию программы, четко определитесь с тем, что является исходными данными и какой результат нужно получить в ходе выполнения программы.
- Тип переменных необходимо выбирать, учитывая диапазон и требуемую точность представления данных.
- Давать имена переменным рекомендуется такие, чтобы они отражали их назначение.
- При использовании в программе ввода с клавиатуры вставляйте в код программы строку, содержащую приглашение, а выводимые результаты сопровождайте пояснением.
- До запуска программы рекомендуется подготовить тестовые примеры, которые будут содержать первоначальные данные и предполагаемые результаты. Проверить реакцию программы можно путем ввода некорректных исходных данных.
- При записи выражений необходимо обращать внимание на приоритет операций.
Операторы языка
Определение 1
Оператор – это простейшая структурная единица программы, которая предназначена для фиксирования алгоритмических действий, посредством которых будут преобразовываться данные, и для определения порядка выполнения этих действий.
Операторы работают в режиме автоматического последовательного выполнения в программе и отделяются друг от друга символом «;».
- простыми, т.е. не содержащими в себе других операторов;
- составными, т.е. включающими в свой состав дополнительные операторы.
С помощью него присваивается переменной новое значение. Формат:
Значение, которое присваивается, или выражение должны быть совместимы с типом переменной.
- $X:=Pi; $
- $Y:=Sqr(Z*Z+T*T)$;
- $Bool:=(I>1)or( I
Операторы ввода данных
Данные операторы используются пользователем для ввода исходных данных в программу и имеют вид:
где: x,y,z. — имена переменных.
Приведенные операторы позволяют пользователю вводить значения с клавиатуры и присваивают их переменным x,y,z.
Оператор Readln (x,y,z. ) отличается от Read(x,y,z. ) тем, что после ввода последней переменной курсор переводится в начало новой строки.
Замечание 1
Можно использовать оператор ввода без параметров: Readln, который ставится перед последним оператором end., чтобы остановить программу и показать пользователю её результат.
Операторы вывода данных
Для вывода данных на экран можно использовать следующие операторы:
- Write (x,y,z. );
- Writeln (x,y,z. );
- Writeln.
Где: x,y,z. — имена переменных, вводимых с клавиатуры.
С помощью оператора Write(x,y,z. ) выводятся на экран значения переменных x,y,z. в одну строчку.
С помощью оператора Writeln (x,y,z. ) помимо вывода на экран значений x,y,z. переводится курсор в начало новой строки после вывода последнего значения.
С помощью оператор Writeln осуществляется пропуск строки, содержащей курсор, к началу новой строки.
В операторах вывода можно указывать на ширину поля, которое отводится для записи значения в явном виде:
- Write (y:m:n,x:k:l. );
- Writeln (y:m:n:,x:k:l. ).
m и k – это количество позиций, которые отводятся для записи целой части значения переменных y и x;
n и l – это количество позиций, которые отводятся для записи дробной части чисел y и x.
Источник: spravochnick.ru