Структура программы на языке турбо паскаль

В Turbo Pascal имеются особенности в структуре программы. Так, заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Порядок размещения разделов произвольный, можно создавать несколько одинаковых разделов.

Единственное правило, которое необходимо выдерживать, — в любом месте программы можно использовать лишь элементы (метки, типы, константы, переменные, подпрограммы и т. д.), которые были определены ранее по тексту программы или являются предопределенными элементами языка. Исключением из этого правила может быть лишь определение типа-указателя через неопределенный до этого тип. Однако этот тип в дальнейшем должен быть обязательно определен. Кроме того, в Turbo Pascal существует еще один раздел — раздел объявления используемых модулей.

Тело программы начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой, которая является признаком конца программы.

Пример. Программа, вычисляющая сумму двух чисел.

Источник: 5byte.ru

Использование подпрограмм в Турбо Паскале. Структура программы. Урок 18

Структура программы на языке турбо паскаль

  1. Структура программы на языке Турбо Паскаль
Program P1; Uses………;Const……. ; Type………; Var………..; Function F1 ….; Procedure Pr1 ….;
Begin…..End..

Примечание. – обязательная часть программы, – необязательная часть программы.
Рассмотрим основные части программы
3.1. Uses – подключение внешних библиотек для расширения в программе набора доступных операторов.
Пример:UsesDOS, Crt, Graph, Printer;< Подключение четырех стандартных модулей: DOS – использование в программе команд операционной системы. Crt – расширение возможностей ввода-вывода, использование звукового генератора. Graph – подключение графических процедур и функций. Printer – легкий доступ к печати.>
Пример. Следующая программа обеспечивает реализацию легкого доступа к печати. UsesPrinter;< подключение модуля>beginWrite(‘привет’);< выводится на экран слово «привет»>Write(lst,‘привет’);< выводится на принтер слово «привет»>end.
3.2. Const (константы). В этом разделе описания идентификаторам задаются значения, которые не меняются при выполнении программы.
Пример.Consta=4;b=’A’; s=’ABBA’;b1=false;M:array[1..4] of integer=(1,5,6,7);.
3.3. Type (тип данных) определяет множество допустимых значений, которые принимает идентификатор и множество операций, которые с ним можно производить. На рисунке приведены основные типы данных языка Турбо Паскаль.

Основные типы данных ТП

Типы данных, которые далее будут использованы при написании программ, рассмотрим подробнее.

Pascal ABC. Структура программы


Простые типы
3.3.1 Численные типы

Тип Размер, Байт Диапазон значений
Byte 1 0…255
Shortint 1 -128…127
Word 2 0…65535
Integer 2 -32768…32767
Longint 4 -2147483648…2147483647
Single 4 7..8 значащих цифр -45…38-диапазон десятичного порядка
Real 6 11..12 значащих цифр -39…38-диапазон десятичного порядка
Double 8 15..16 значащих цифр -324…308-диапазон десятичного порядка
Extended 10 19..20 значащих цифр -4951…4932-диапазон десятичного порядка
Читайте также:
Программа для проверки звука микрофона на ПК

3.3.2. Символьные переменные — char Значениями символьного типа является множество всех символов ПК. Каждому символу приписывается целое число в диапазоне 0…255.
3.3.3. Логические переменные — boolean Значениями логического типа может быть одна из предварительно объявленных констант (False – ложь, True – истина).
Сложные типы
3.3.4. Массивы- array. Тип данных Массив позволяет одному идентификатору задать несколько значений, которые отличаются порядковым номером. Номер элемента массива указывается после идентификатора в квадратных скобках . При описании массива указывается диапазон номеров элементов массива и тип, к которому относится каждый его элемент. Массивы могут быть одно-, двух- и многомерными.
Пример описания и заполнения элементов массива. VarM: array [1..5] of integer;M1: array [2..3,11..15] of char;BeginМ[2]:=100;М1[2,3]:=’d’;End.
3.3.5. Строковые переменные – string. Переменные строкового типа состоят из нескольких символов.
Пример.Var s:string;Begin s:=’Привет’;Writeln(s);end.
3.4. Var (Переменные). Все идентификаторы, используемые в программе, должны быть описаны. Описать идентификатор — указать тип данных, к которому он относится.
Пример.Varx,y:real;i,j,k:integer;< идентификаторы i,j,k – переменные целого типа >M:array [1..4] of char;< M — одномерный символьный массив из 4 элементов>M1:array [1..3,1..4] of byte;< M1 двухмерный массив из 12 элементовцелого типа>Typere=real;< описание нового типа: идентификатор re — реальный тип>Varz:re;Var z:real;>
3.5. Основная программа Основная программа, как правило, состоит из трех частей:

  1. Ввод исходных данных.
  2. Расчет.
  3. Вывод результата.

Рассмотрим эти части более подробно.

3.5.1. Ввод исходных данных.

Варианты ввода исходной информации покажем на примерах:

  • Const х=20;x задается постоянного значения в разделе описания констант>
  • y:=20;y присваивается численное значение в теле основной программы>
  • read(x);
  • readln(x);
  • read(x,y);
  • Write(‘x= ’); readln(x);

Основные математические соотношения и операции Турбо Паскаль:

Стандартные функции Турбо Паскаля

  • abs(x);
  • exp(x);
  • sqr(x);
  • sqrt(x);
  • ln(x);

  • arctan(x);
  • round(x);
  • trunc(x);
  • i mod j;
  • i div j ;
  • chr(i) ;
  • ord(b);
  • int(r) ;
  • frac(r) ;

Источник: toehelp.ru

Операторы ввода и вывода. Структура программы.

Структура программы на языке Turbo Pascal 7.0 содержит разделы:

  1. Раздел объявлений. Данный раздел содержит:
  2. Раздел процедур и функций.
  3. Раздел основного блока программы.

Рассмотрим структуру программы на конкретном примере.

Создадим новый файл в окне редактора, программу «Hello, World!», которая содержит приветствие для пользователя:

Читайте также:
Структура и интерпретация компьютерных программ javascript

var Name: string;

Write (‘Введите ваше имя: ‘);

WriteLn (‘Привет, ‘, Name, ‘!’);

В первой строчке программы содержится название — «Hello_World», служебный оператор program указывает на название программы, что не является обязательной конструкцией. Затем подключаем дополнительные модули, об этом говорит служебное слово uses. В приведенном листинге программы подключен модуль CRT, который выполняет функцию работы с экраном в текстовом режиме.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Строка, содержащая оператор var, указывает на то, что здесь описаны переменные, которые используются в программе. В листинге объявлена одна переменная Name строкового типа (string). Эта переменная предназначена для хранения имени, введенного пользователем.

Затем в листинге используется служебный оператор begin, который указывает на начало тела программы.

В последующих пяти строках заключен смысл всей программы, выполняющей последовательность действий:

  1. Происходит очищение экрана от прежней информации (ClrScr;).
  2. Затем выводится просьба пользователя о вводе имени (Write (‘Введите ваше имя: ‘);).
  3. Ожидается введение информации пользователем в переменную Name (ReadLn (Name);).
  4. Выводится на монитор приветствие (WriteLn (‘Привет, ‘, Name,’ !’);).
  5. Программа ожидает действий от пользователя по нажатию клавишы Enter, чтобы завершить программу (ReadLn;).

В последней строчке программы содержится оператор end с точкой в конце, что свидетельствует об окончании программы.

В листинге можно использовать и комментарии. Они относятся к невыполняемой части программы, которая не компилируется в машинные коды. Комментарии составляет программист, чтобы пояснить работу программы, её элементы, операторы и пр.

«Операторы ввода и вывода. Структура программы.»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Комментарий можно оформить следующим образом:

  • в виде произвольного текста, ограниченного с обоих сторон фигурными скобками — <>, (иногда комментарий может содержать несколько строк);
  • в виде произвольного текста, идущего следом за двойным знаком «//» (в этом случае комментарий может содержать только одну строку).

Приведем несколько советов для начинающих программистов:

  1. Прежде чем приступить к написанию программы, четко определитесь с тем, что является исходными данными и какой результат нужно получить в ходе выполнения программы.
  2. Тип переменных необходимо выбирать, учитывая диапазон и требуемую точность представления данных.
  3. Давать имена переменным рекомендуется такие, чтобы они отражали их назначение.
  4. При использовании в программе ввода с клавиатуры вставляйте в код программы строку, содержащую приглашение, а выводимые результаты сопровождайте пояснением.
  5. До запуска программы рекомендуется подготовить тестовые примеры, которые будут содержать первоначальные данные и предполагаемые результаты. Проверить реакцию программы можно путем ввода некорректных исходных данных.
  6. При записи выражений необходимо обращать внимание на приоритет операций.
Читайте также:
Аналоги программы черный список

Операторы языка

Определение 1

Оператор – это простейшая структурная единица программы, которая предназначена для фиксирования алгоритмических действий, посредством которых будут преобразовываться данные, и для определения порядка выполнения этих действий.

Операторы работают в режиме автоматического последовательного выполнения в программе и отделяются друг от друга символом «;».

  • простыми, т.е. не содержащими в себе других операторов;
  • составными, т.е. включающими в свой состав дополнительные операторы.

С помощью него присваивается переменной новое значение. Формат:

Значение, которое присваивается, или выражение должны быть совместимы с типом переменной.

  • $X:=Pi; $
  • $Y:=Sqr(Z*Z+T*T)$;
  • $Bool:=(I>1)or( I

Операторы ввода данных

Данные операторы используются пользователем для ввода исходных данных в программу и имеют вид:

где: x,y,z. — имена переменных.

Приведенные операторы позволяют пользователю вводить значения с клавиатуры и присваивают их переменным x,y,z.

Оператор Readln (x,y,z. ) отличается от Read(x,y,z. ) тем, что после ввода последней переменной курсор переводится в начало новой строки.

Замечание 1

Можно использовать оператор ввода без параметров: Readln, который ставится перед последним оператором end., чтобы остановить программу и показать пользователю её результат.

Операторы вывода данных

Для вывода данных на экран можно использовать следующие операторы:

  • Write (x,y,z. );
  • Writeln (x,y,z. );
  • Writeln.

Где: x,y,z. — имена переменных, вводимых с клавиатуры.

С помощью оператора Write(x,y,z. ) выводятся на экран значения переменных x,y,z. в одну строчку.

С помощью оператора Writeln (x,y,z. ) помимо вывода на экран значений x,y,z. переводится курсор в начало новой строки после вывода последнего значения.

С помощью оператор Writeln осуществляется пропуск строки, содержащей курсор, к началу новой строки.

В операторах вывода можно указывать на ширину поля, которое отводится для записи значения в явном виде:

  • Write (y:m:n,x:k:l. );
  • Writeln (y:m:n:,x:k:l. ).

m и k – это количество позиций, которые отводятся для записи целой части значения переменных y и x;

n и l – это количество позиций, которые отводятся для записи дробной части чисел y и x.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru