Язык Паскаль был разработан в 1971 году Никласом Виртом первоначально для целей обучения программированию. В настоящее время он получил широкое распространение по ряду объективных причин.
Во-первых, по своей идеологии Паскаль наиболее близок к современной методике и технологии программирования. В частности, он достаточно полно отражает идеи структурного программирования, что довольно хорошо видно даже из основных управляющих структур языка.
Во-вторых, Паскаль хорошо приспособлен для применения технологии разработки программ сверху-вннз (пошаговой детализации).
В-третьих, Паскаль содержит большое разнообразие различных структур данных, что обеспечивает простоту алгоритмов, а следовательно снижение трудоемкости при разработке программ.
Система программирования Turbo Pascal предназначена для выполнения этапов решения задачи на алгоритмическом языке Паскаль и включает в себя три главные компоненты: 1) редактор текстов; 2) компилятор; 3) исполнительную систему.
Turbo Pascal — Основы работы и пример программы
С помощью встроенного в систему текстового редактора можно формировать в памяти любые тексты, не только программы на Паскале. В частности, это могут быть исходные данные решаемой задачи в текстовой форме. Текст программы, созданный редактором, можно сохранить на диске в виде файла с именем следующего формата .раs, где pas — это стандартное расширение имени файла, созданного системным редактором. Имя файла задается пользователем.
Компиляция — это процесс перевода программы на язык машинных команд. Компилятор переводит программу с языка Паскаль на язык машинных команд. При этом проверяется соответствие программы правилам языка программирования (синтаксический и семантический контроль). При обнаружении ошибки компьютер выдает сообщение о ней пользователю и прекращает работу.
В результате компиляции Turbo Pascal создает исполняемый файл с тем же именем, что и файл, содержащий программу, но с расширением .ехе. Впоследствии этот файл может быть выполнен, как любой другой исполняемый файл.
Выполнение программы остается под контролем исполнительной системы. Она, в частности, помогает обнаружить ошибку в программе, если при исполнении произошел сбой. Пользователю сообщается причина сбоя и указывается место, где он случился в Паскаль-программе, происходит автоматический возврат в режим редактирования.
Turbo Pascal позволяет редактировать, компилировать, компоновать и выполнять Паскаль-программы. При этом пользователю предоставляется высокая скорость компиляции, удобство работы с компьютером и мощная библиотека процедур и функций.
Структура программы на Паскале.
Программа на Паскале в общем случае состоит из нескольких файлов. Один из них содержит главную программу, а остальные – модули. Главная программа состоит из заголовка, блока и заканчивается точкой — признаком конца программы. В свою очередь, блок содержит разделы описаний и раздел операторов. В общем случае «скелет» программы можно представить следующим образом:
структура программы
program (заголовок программы);
uses (раздел объявления модулей);
label (раздел объявления меток);
const (раздел объявления констант);
type (раздел объявления типов);
var (раздел объявления переменных);
procedure (function) (раздел объявления подпрограмм: процедурили функций);
Begin
(раздел операторов, обязательная часть);
end.
Все указанные разделы отделяются друг от друга точкой с запятой.
Раздел операторов должен обязательно присутствовать в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не обязательно содержаться в программе.
В Turbo Pascal имеются особенности в структуре программы. Так, заголовок программы необязателен и игнорируется компилятором. Порядок размещения разделов произвольный, можно создавать несколько одинаковых разделов.
Единственное правило, которое необходимо выдерживать, — в любом месте программы можно использовать лишь элементы (метки, типы, константы, переменные, подпрограммы и т. д.), которые были определены ранее по тексту программы или являются предопределенными элементами языка. Исключением из этого правила может быть лишь определение типа-указателя через неопределенный до этого тип. Однако этот тип в дальнейшем должен быть обязательно определен.
Операторы в разделе операторов отделяются друг от друга точкой с запятой. Перед end точка с запятой не ставится, однако ее наличие не является ошибкой, а лишь означает присутствие между последним исполняемым оператором и служебным словом end еще одного оператора — пустого оператора. Заканчивается программа словом end, после которого обязательно ставится точка.
В начале программы необходимо располагать ее спецификацию – комментарий в фигурных скобках, содержащий назначение программы, данные о программисте, дату создания программы.
Язык программирования Паскаль является языком структурного программирования. В нем есть все необходимые управляющие конструкции для структурного построения программы. Наглядность такому построению придает структуризация внешнего вида текста программы. Основной используемый для этого прием — сдвиги строк, которые должны подчиняться следующим правилам:
§ конструкции одного уровня вложенности записываются на одном вертикальном уровне (начинаются с одной позиции в строке);
§ вложенная конструкция записывается смещенной по строке на несколько позиций вправо относительно внешней для нее конструкции.
Элементы языка Турбо Паскаль.
Алфавит языка состоит из множества символов, включающих:
– Латинские буквы: от A до Z (прописные) и от а до z. (строчные);
– Знак подчеркивания _;
– Цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
– Пробел — символ пробела (ASCI1-32) и все управляющие символы кода ASCII (от 0 до 31).
Идентификаторы. Идентификатором называется символическое имя определенного программного объекта. Такими объектами являются имена констант, переменных, типов данных, процедур и функций, программ. Идентификатор — это любая последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В Турбо Паскале к буквам приравнивается также знак подчеркивания.
Строчные и прописные буквы в идентификаторах и служебных словах не различаются. Например: max, MAX, MaX и mAx — одно и то же имя. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими являются только первые 63 символа.
Комментарии. Конструкции, заключенные в фигурные скобки <> или в скобки вида (* *) являются комментариями, могут занимать несколько строк и игнорируются компилятором.
Буквы русского алфавита употребляются только в комментариях, в литерных и текстовых константах.
Типы данных.
Концепция типов данных является одной из центральных в любом языке программирования.
Программа, написанная на языке Паскаль, предназначена для обработки данных. В качестве данных могут выступать числа, тексты, последовательности битов и т. д. Одни данные являются исходными (или входными), другие являются результатами (или выходными). В зависимости от способа их хранения и обработки в ЭВМ данные можно разделить на две группы: константы и переменные.
Константы определяют значения, которые известны до того, как программа начинает выполняться, и не могут изменяться в процессе ее работы. Константе может быть поставлено в соответствие определенное имя. Назначение имени константе производится в разделе констант программы:
Const
Константы, применяемые в программах, могут быть числовыми, логическими, символьными и строковыми.
Числовые константы могут быть целыми и вещественными (действительными).
В Турбо Паскале целые константы могут быть десятичными и шестнадцатеричными. Целые десятичные константы представляют собой последовательность десятичных цифр, которой может предшествовать знак «+» или «-», при этом знак «+» может быть опущен.
Шестнадцатеричные константы состоят из цифр 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F и начинаются символом $.
Вещественные, или действительные, константы могут изображаться в двух формах: либо в естественной форме (форма с фиксированной точкой), либо в полулогарифмической форме (форма с плавающей точкой).
В естественной форме число записывается в виде целой и дробной частей, разделенных десятичной точкой. Константы -99.9, 0.12, +34.09, 99.0 — вещественного типа.
Числа, записанные в виде: 9,10956·10 -28 можно такие записывать и в языке Паскаль. Часть числа, которая читается как «умножить на десять в степени», сокращается до «Е» или «е», и такое число выглядит в программе следующим образом: 9.10956Е-28. Цифры, предшествующие букве Е, образуют мантиссу числа, а за буквой Е пишется целый порядок. Мантисса и порядок могут иметь знак «+» или «—». Такая форма записи чисел называется полулогарифмической.
Логические, или булевы, константы имеют два значения: true (истинно) и false (ложно).
Символьной константой является символ, заключенный в апостроф: ‘ь’, ‘9’.
Строковая константа, или просто строка, — это последовательность символов языка, заключенная в апострофы и не содержащая непарных апострофов: ‘Это строковая константа’, ‘Summa = а + b’. Для представления апострофа используются два апострофа: ‘об»ект’.
Для того чтобы ЭВМ выделила место в памяти, каждая переменная, используемая в программе, должна быть определена в специальном разделе описания переменных:
Var
Тип переменной определяет объем выделяемой памяти, структуру переменной, множество значений этой переменной, набор операций, которые к ней могут быть применены, а также тип результата выполнения этих операций. Каждый тип имеет свой идентификатор. Турбо Паскаль характеризуется большим разнообразием типов данных, отраженном на рисунке.
В таблице представлена информация о простых типах данных, определенных в Турбо Паскале. Для вещественных типов в скобках указано количество сохраняемых значащих цифр мантиссы в десятичном представлении числа (значащими цифрами называются все цифры в записи числа, начиная с первой, отличной от нуля).
Вещественные типы
Логический тип
Символьный тип
Один из принципиальных моментов состоит в том, что пользователю разрешается определять свои типы данных. Типы пользователя всегда базируются на стандартных типах данных Паскаля.
Для описания типов пользователя в Паскале существует раздел типов, структура которого имеет вид:
Type
Тип данных называется порядковым, если он состоит из счетного количества значений, которые можно пронумеровать. Каждое значение имеет порядковый номер (целое число). В любом порядковом типе каждому значению, кроме первого, предшествует другое значение, и после каждого значения, кроме последнего, следует другое значение в соответствии с упорядоченностью типа. Перечисляемый тип — упорядоченное множество. Его элементы пронумерованы начиная от 0 в порядке следования в описании.
Перечисляемый тип задается непосредственно перечислением всех значений, которые может принимать переменная данного типа.
Например, TDay=(Morning, Afternoon, Evening, Night).
Определенное имя типа затем используется для описания переменных:
Type
Var
Met1, Met2: TMetall;
Здесь TGaz и TMetall — имена перечисляемых типов, которые ставятся в соответствие переменным Gl, G2, G3 и Metl, Met2. Переменной Week назначается перечисляемый тип, которому не присвоено имя.
Интервальный тип задается как упорядоченное ограниченное подмножество некоторого порядкового типа: : ..;
Порядковый номер первой константы не должен превышать номера второй константы в соответствующем базовом типе.
Type
Var
При исполнении программы автоматически контролируется принадлежность значений переменной интервального типа установленному диапазону. При выходе из диапазона исполнение программы прерывается.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 614 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Презентация на тему Структура программы на Turbo Pascal
1. Алгоритм – это:Понятное и точное предписание исполнителю выполнить последовательность команд;Правила выполнения определённых действий;Набор команд для компьютера;Протокол вычислительной сети.
- Главная
- Информатика
- Структура программы на Turbo Pascal
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Разработка программ
на языке Turbo Pascal
Слайд 21. Алгоритм – это:
Понятное и точное предписание исполнителю выполнить последовательность
команд;
Правила выполнения определённых действий;
Набор команд для компьютера;
Протокол вычислительной сети.
Слайд 32. Что из перечисленного является алгоритмом:
Правила техники безопасности;
Инструкция по настройке
каналов телевизора;
Список класса;
Стихотворение.
Слайд 43. Алгоритм называется циклическим:
Если в нём присутствует конструкция если …
то … иначе;
Если он представим в табличной форме;
Если его исполнение
предполагает многократное повторение одних и тех же операций.
Слайд 54. Алгоритм, в котором в зависимости от истинности условия выполняется
одна или другая последовательность команд называется:
Линейным;
Циклическим;
Разветвляющимся;
Вспомогательным.
Слайд 65. Как называется свойство алгоритма, соответствующее определению: «Команды алгоритма должны
определять однозначное действие исполнителя»?
Понятность;
Дискретность;
Точность;
Результативность.
Слайд 7ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
Слайд 81. Алгоритм – это:
Понятное и точное предписание исполнителю выполнить последовательность
команд;
Слайд 92. Что из перечисленного является алгоритмом:
В. Инструкция по настройке каналов
телевизора;
Слайд 103. Алгоритм называется циклическим:
С. Если его исполнение предполагает многократное повторение
одних и тех же операций.
Слайд 114. Алгоритм, в котором в зависимости от истинности условия выполняется
одна или другая последовательность команд называется:
С. Разветвляющимся;
Слайд 125. Как называется свойство алгоритма, соответствующее определению: «Команды алгоритма должны
определять однозначное действие исполнителя»?
С. Точность;
Слайд 13
2
Функции F (x)
Приоритеты выполнения операций
(x)
COS (x)
LN (x)
SQR (x)
SQRT (x)
ABS (x)
EXP (x)
Sin x
Cos x
Ln x
x
Остаток
от деления
Структура программы на Паскале
список однотипных переменных
список однотипных переменных
Слайд 14
Раздел описания переменных начинается со
слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен
однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (REAL) и целый (INTEGER). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква.
Приоритеты выполнения операций
Остаток
от деления
Структура программы на Паскале
список однотипных переменных
список однотипных переменных
список однотипных переменных
Слайд 15
Золотое правило
Программирования:
«Все переменные, которые
используются в программе
должны быть описаны в
разделе описаний. »
Слайд 16
Раздел операторов – основная часть
программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN (начало)
и END (конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка.
Приоритеты выполнения операций
список однотипных переменных
Остаток
от деления
Структура программы на Паскале
список однотипных переменных
список однотипных переменных
Слайд 17
Ввод исходных данных с
клавиатуры происходит по оператору READ или READLN (
читать ).
Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается
в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя,
который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке,
отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране.
В конце набора нажимается клавиша ВВОД (ENTER).
Приоритеты выполнения операций
список однотипных переменных
Источник: theslide.ru
Турбо Паскаль. Алфавит и синтаксис. Структура программы. Типы данных
Современный алгоритмический язык Турбо Паскаль является структурированным языком высокого уровня и позволяет составлять программы любого назначения и размера.
Алфавит языка представляет собой набор символов клавиатуры, воспринимаемых компилятором и разрешённых к использованию. В него входят следующие элементы:
— буквы латинского алфавита (прописные и строчные – по 26);
— цифры от 0 до 9;
— символ подчёркивания _;
Эти элементы используются для написания идентификаторов – имён констант, переменных, типов, процедур, функций, модулей и меток. Имя идентификатора всегда должно начинаться с буквы. Строчные и прописные буквы воспринимаются одинаково. Пробел обозначает пропуск позиции и также отделяет зарезервированные (служебные) слова от идентификаторов. В именах использование пробела недопустимо.
Для обозначения арифметических и логических операций используются символы
Для изменения порядка действий и других целей используются разделители и скобки
причём информация в фигурных скобках является комментарием и не участвует в работе программы.
Для выполнения ряда процедур используются составные символы, воспринимаемые как единый символ (пробелы между элементами таких символов запрещены):
— больше или равно >=
— меньше или равно
— диапазон (ДВЕ точки).. в квадратныхскобках [0..10]
В языке Турбо Паскаль используется большое количество зарезервированных слов. Эти слова имеют строго определённый смысл и определённое назначение в любом разделе программы. Они являются терминами программы и не могут быть использованы в качестве идентификаторов.
Основные зарезервированные слова следующие:
absolute абсолютное значение not нет
array массив or или
begin начать case в случае
const константа procedure процедура
do исполнить program программа
downto к меньшему record запись
else в другом случае repeat повторить
end конец string строка
file файл then тогда
function функция type тип
goto идти к until до
if если uses использовать
in в var переменная
label метка with с
Кроме этих служебных слов существует множество идентификаторов процедур и функций, записанных в стандартных библиотечных модулях. Они также не могут использоваться для обозначения элементов программы.
К элементарным конструкциям языка относятся константы и переменные.
Константы – это элементы данных, значения которых устанавливаются в описательной части программы и далее не изменяются. В зависимости от значения они могут быть арифметическими, символьными, строковыми и типа «множество». В описании констант могут использоваться операции и стандартные функции. Символ описания – знак равенства (=).
Переменные – это элементы данных, значения которых могут изменяться при работе программы. Они отождествляются с ячейками оперативной памяти и вводятся в программу для хранения данных и результатов. Переменная и её тип определяется идентификатором в описательной части программы, причём тип записывается через символ «двоеточие» (:).
Программа – это алгоритм, записанный средствами языка, и имеющий строго определённую структуру.
Первый раздел структурыпрограммы – заголовок, начинающийся служебным словом program, после которого записывается имя программы (не более восьми символов). Желательно, чтобы имя было значащим и отражало назначение программы. В конце заголовка, как и после каждой строки программы, ставится символ «точка с запятой» (;).
Вторымразделом структуры программы является раздел описаний. В него входят названия стандартных библиотечных модулей, а также описания данных, участвующих в работе программы: их идентификаторы, типы, диапазоны. Всего используется до семи разделов описаний.
Описание модулей производится в разделе Uses. Каждый модуль имеет своё имя и включается в раздел, если предусматривается его использование в данной программе. К основным модулям относятся:
System – основная библиотека, подключаемая к любой программе, так что её можно не указывать в описании. В модуле определён ряд типизированных констант и переменных, а также более 100 процедур и функций, в частности, ввод и вывод данных, арифметические операции и др.
Crt – процедуры и функции для работы с экраном.
Dos – процедуры и функции для работы в ОС DOS.
Printer – связь программ с печатающим устройством.
Graph – управляет графическими режимами мониторов.
Label – описание меток, с помощью которых можно осуществить прямой
переход из любого места программы к описанной метке.
Const – идентификаторы констант и указатели их значений.
Var – идентификаторы и типы переменных.
Procedur – описание дополнительных процедур, отсутствующих в
стандартных библиотеках программного обеспечения.
Function — описание дополнительных функций. Процедуры и функции
имеют имена для обращения, запись о типе функции и
последовательность операторов, заключённых в
операторные скобки begin – end.
Третий раздел структуры программы содержит собственно операторы программы (текст). Текст программы – это алгоритм решения, записанный на выбранном алгоритмическом языке. Раздел начинается со слова BEGIN и заканчивается словом END, после которого ставится точка, как символ конца программы.
Служебные слова Begin и End являются операторными скобками и могут также применяться для выделения текстов подпрограмм (процедур) и функций внутри основной программы. Тогда после End ставится точка с запятой. Количество слов «начало» и «конец» в программе должно быть одинаковым.
Типы всех данных,обрабатываемых программой, должны быть заранее установлены и описаны в разделе описаний. Тип данных определяет множество значений, которые может принимать каждый объект программы, и совокупность операций, допустимых при обработке этих значений. В языке ТП имеется множество стандартных типов данных, но можно создавать новые, объявляя их в разделе описаний Type.
Стандартные типы данных объявляются в разделе Var с помощью служебных слов и делятся на две группы: простые (скалярные) и составные (структурированные). К простым типам относятся следующие:
-числовой
-логический
-символьный
— адресный
-перечисляемый
-ограниченный (диапазон).
Рассмотрим наиболее часто применяющиеся типы.
Числовой тип включает целые и вещественные числа, имеющие имя идиапазон.
Целые числа
Наиболее употребительными являются целые числа типа INTEGER, называемое ЦЕЛОЕ СО ЗНАКОМ и находящееся в пределах +_ 32767.
Кроме него употребляются:
BYTE — короткое целое без знака (0..255)
SHORTINT — короткое целое со знаком (-128..127)
WORD — целое без знака ((0..65531)
LONGINT — длинное целое со знаком (+- 214748 3648).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru