Операторы программы – это последовательность операторов языка программирования, начинающаяся со слова Begin и оканчивающаяся словом end. В конце программы точка обязательна. Операторы разделяются символом ‘;’ – точка с запятой.
В большинстве случаев используются операторы: для ввода исходных данных, для выполнения вычислений и для вывода результатов.
Пример простейшей программы:
Writeln(‘Поздравляем!’)
В этой программе отсутствуют заголовок программы и описание переменных. Из операторов используется оператор вывода Writeln(‘Поздравляем!’). Он предназначен для вывода на экран текста Поздравляем!. Заметьте, что текст заключается в ‘’.
Упражнение. Наберите текст простейшей программы и выполните программу.
Описание переменных в программе имеет вид:
Основные типы переменных:
integer – целый
real – вещественный
boolean – логический (булевский)
char – символьный
Пример описания переменных:
Var X, y, z, time : real;
b1, b2 : boolean;
Язык программирования Паскаль. Оператор присваивания
с : char;
Операторы следования
Оператор ввода:
Во втором случае курсор устанавливается на начало следующей строки экрана.
Пример ввода переменных x, y, z: Read(x,y,z);
Оператор вывода:
В этом случае после выполнения оператора вывода курсор переводится на начало следующей строки.
Объектами в операторе вывода могут быть переменные и выражения.
Строковые выражения заключаются в ‘ ’.
Пример операторов вывода:
writeln(‘площадь фигуры равна ’, 16);
writeln(‘площадь прямоугольника равна ’, 3.5*80,
’ периметр=’, 2*(3.5+80));
Или write(‘площадь прямоугольника равна ’, 3.5*80 );
writeln( ’ периметр=’, 2*(3.5+80));
Эти операторы вывода содержат строковые выражения (в ’’), число (16) и числовые выражения (в состав этих выражений входят числа и знаки операций).
Упражнение. Включите в текст программы операторы вывода предложенного примера. Укажите на отличия при их выполнении.
Оператор присваивания имеет вид:
Арифметическое выражение состоит из чисел, переменных,
знаков арифметических операций: +, -, *(умножить), / (разделить),
div (получение целого частного при делении двух целых чисел), mod (получение целого остатка от деления двух целых чисел), круглых скобок и указателей стандартных функций: sin, cos, ln (натуральный логарифм), abs (абсолютная величина), sqr (возведение в квадрат), sqrt(извлечение корня квадратного), arctan(x)- arctg(x), exp(x) – . При использовании стандартных функций аргумент функции заключается в ().
Пример арифметического выражения:
Формула на паскале может быть представлена оператором присваивания: y:=(a+b)/(x*sqrt(abs(c*d)))
Пример программы вычисления площади кольца, с радиусами r1 и r2 (r2>r1).
Writeln(‘задайте r1 и r2, r2>r1’);
Результаты выполнения программы:
задайте r1 и r2, r2>r1
Помним, что числа при наборе на клавиатуру должны отделяться пробелами, конец ввода завершается нажатием клавиши ENTER.
Информатика 8 класс Урок 17 Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания. Примеры
При выводе вещественных чисел полезно указывать формат вывода:
Writeln(‘задайте r1 и r2, r2>r1’);
Результаты выполнения программы:
задайте r1 и r2, r2>r1
В операторе Writeln(‘площадь кольца=’,s:7:3) после переменной s содержится формат вывода вещественных чисел :7:3. Число 7 указывает на ширину поля при выводе числа, число 3 указывает на количество цифр после запятой (число 358.896 занимает 7 позиций, дробная часть 896 занимает 3 позиции).
Упражнение. Наберите текст программы one и выполните программу.
В программу полезно включать комментарии. Многострочные комментарии заключаются в <> (фигурные скобки). Комментарии, которые размещаются в одной строке, можно располагать после символов // (два слежа).
Еще один пример линейной программы.
Написать программу вычисления площади s и периметра p прямоугольника, если заданы длины двух его сторон a и b.
Входными данными в этом примере являются переменные a и b.
Результатами (выходными данными) будут переменные s и p.
Program two;
var a,b:real; //входные данные
s,p:real; // выходные данные
writeln(‘задайте длины сторон прямоугольника’);
writeln(‘s=’,s,’ p=’,p)
Выполните программу при различных значениях входных данных.
Задания к разделу “линейные программы”:
1 Записать программы для вычислении значений по следующим формулам. Вывести результаты.
г) abc= ; д) rez= ; е) rez1= ;
2 Запишите программу для вывода чисел е и .
3 Записать программу, содержащую операторы присваивания, которые переменной d присваивают
а) среднее арифметическое чисел x, y, z;
б) расстояние между точками с координатами и ( ;
в) площадь треугольника со сторонами a, b, c.
4 Записать программу, содержащую оператор присваивания, который меняет знак у значения переменной z. Вывести z до и после перемены знака.
5 Записать программу, в которой меняются местами значения переменных x и y. Вывести x и y до и после обмена значениями.
6 Поменять местами значения переменных x, y и z так, чтобы в x оказалось значение переменной y, в у – значение переменной z, а в z – прежнее значение переменной x. Вывести x, y и z до и после обмена значениями.
7. Записать программу нахождения корня линейного уравнения ax+b=0;
и корня квадратного уравнения (можно считать, что уравнение имеет вещественные корни).
Указание: В примерах 8-15 используйте операции div (получения целого частного при делении двух целых чисел) и mod (получения целого остатка при делении двух целых чисел).
Например, если нужно в переменную x поместить младшую цифру числа a, то можно записать следующий оператор присваивания: x:=a mod 10.
А если надо вывести на экран целое частное, полученное при делении двух целых чисел a и b, то нужно записать следующий оператор: writeln(a div b).
8. Найти сумму и произведение цифр двузначного целого числа.
9.В целом двузначном числе переставить цифры.
10.Каждую цифру целого двузначного числа увеличить на 1.
11. Каждую цифру целого двузначного числа уменьшить на 1.
12. В целом трехзначном числе переставить цифры в обратном порядке.
13. В целом трехзначном числе переставить 1-ю и 3-ю цифры.
14. Дано трехзначное число. Обнулить в нем разряд десятков.
15. Дано трехзначное число. Сформировать новое число, увеличив каждую цифру на единицу. Если цифра данного числа имеет значение 9, то она должна стать равной 0.
Источник: studfile.net
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс)
Язык программирования – это формальная знаковая система, которую понимает компьютер.
История развития языков высокого уровня
Язык высокого уровня ( high-level language) — я зык программирования, средства которого обеспечивают описание задачи в наглядном, легко воспринимаемом виде, удобном для программиста. Он не зависит от внутренних машинных кодов ЭВМ любого типа, поэтому программы, написанные на языках высокого уровня, требуют перевода в машинные коды программами транслятора либо интерпретатора. К языкам высокого уровня относят Фортран , ПЛ/1 , Бейсик , Паскаль , Си , Ада, C++, Visual Basic , Java , Python , Ruby , Perl , Delphi ( Pascal ), PHP
Основные требования, предъявляемые к языкам программирования: наглядность — использование в языке по возможности уже существующих символов, хорошо известных и понятных как программистам, так и пользователям ЭВМ; единство — использование одних и тех же символов для обозначения одних и тех же или родственных понятий в разных частях алгоритма. Количество этих символов должно быть по возможности минимальным; гибкость — возможность относительно удобного, несложного описания распространенных приемов математических вычислений с помощью имеющегося в языке ограниченного набора изобразительных средств; модульность — возможность описания сложных алгоритмов в виде совокупности простых модулей, которые могут быть составлены отдельно и использованы в различных сложных алгоритмах; однозначность — недвусмысленность записи любого алгоритма. Отсутствие ее могло бы привести к неправильным ответам при решении задач.
Языки программирования Языки высокого уровня Машинно-ориентированные машинные Машинные коды Ассемблер алгоритмические Объектно-ориентированные Паскаль Си Бейсик Фортран Алгол Visual C++ Delphi Visual Basic
В 1971 году Никлаус Вирт (Швейцария) разработал язык программирования для обучения студентов, который был назван в честь французского ученого Блеза Паскаля. Система программирования PASCAL Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
1) латинские прописные и строчные буквы 2)цифры – от 0 до 9; 3)знаки операций 4)разделительные знаки – ( ) [ ] < >; . , ‘ _% > Неравно А<> B > Больше A>B = Больше или равно A>=B ); Например: Write (‘Привет’); Write (34.7); Write (45+55 ); Write ( b , d ); Процедура Writeln аналогична процедуре Write . Отличие в том, что после вывода последнего в списке выражения курсор переходит на начало новой строки. Оператор Writeln ; без параметров просто переводит курсор на новую строку, ничего не выводя. Вывод данных на экран
Процедура чтения Read обеспечивает ввод данных для последующей их обработки программой. Read ( ) ; readln ( c,d ); Write (‘Z=’); Readln (Z); Write (‘ Введите значение А > ’); Readln (A); После набора данных для одной процедуры Read нажимается клавиша ввода Enter . Значения переменных должны вводиться в строгом соответствии с синтаксисом языка Паскаль. Если соответствие нарушено, то возникают ошибки. Процедура чтения Readln аналогична процедуре Read , единственное отличие в том, что после считывания последнего в списке значения курсор переходит на начало новой строки. Ввод данных с клавиатуры
Тип Диапазон Byte Shorint Integer Word Longint 0 … 255 -128 … 127 -32768 … 32767 0 … 65535 -2147483648 … 2147483647 Целочисленные типы данных
Тип Диапазон Real Single Double 2.9E … 1.7E 1.5 Е … 3.4Е 5.0Е … 1.7Е Вещественные типы данных -39 38 38 -45 -324 308
PROGRAM PRIMER ; VAR x, y, z, F : INTEGER ; BEGIN READ ( x, y, z ); F := (x + y + z)* 2; WRITELN( F ) ; END .
Какие переменные объявлены правильно? Задание 1: AXby 6) TU154 2) R var a, b: integer; x, y: real; begin a := 5; 10 := x; y := 7 , 8; b := 2.5; x := 2*(a + y); a := b + x; end. имя переменной должно быть слева от знака := целая и дробная часть отделяются запятой и несоответствие типов Несоответствие типов Задание 2: Найдите ошибки в записи программы.
Задание 3: Какой результат будет получен, если в качестве исходных значений А и В ввести соответственно 7 и 8? Program Test; var A,B,C: integer; Begin readln (A,B); C:=(A+B)*(B-A); w riteln (C); end.
Задание 4 : Напишите программу сложения двух простых дробей.
Задание 5: Напишите программу вычисления y по формуле: y = ( 1- x 2 + 5 x 4 ) 2 , где x — данное целое число.
Задание 6: Составить программу на паскале обмена значениями трех переменных А,В,С. А В С Например, если до обмена было: А=1, В=2, С=3, то после обмена должно стать: А=3, В=1, С=2
Источник: nsportal.ru
Основы программирования язык Pascal Структура программы Операторы
Источник: present5.com