Продемонстрируем пример простейшей программы на языке C, которая запрашивает у пользователя два целочисленных значения переменных a и b, анализирует их и выводит наибольшее число.
03 int main(void)
05 int a,b,max;
06 printf(«a=»); //приглашение ввести значение a
07 scanf(«%h»,a); //ввод значения переменной а
08 printf(«b=»); //приглашение ввести значение b
09 scanf(«%h»,b); //ввод значения переменной b
10 if(a>b) max=a; //если a>b то max=a
11 else max=b; //иначе max=b
12 printf(«max=», max); //вывод максимального значения
13 getch(); //останов до нажатия клавиши
14 return 0; //выход из функции
Номера, которые проставлены в начале каждой строки программы, не являются принадлежностью программы. Они введены только для упрощения ссылок на описание действия тех или иных строк. Строки 01 и 02 подключают (include – включить) к тексту программы так называемые заголовочные (h от header – заголовок) файлы системы. В этих файлах описаны системные функции и их аргументы.
2. Структура программы на языке С++
Используя эти описания, компилятор проверяет правильность вызова системных функций. В нашем случае программа использует системные функции ввода (scanf()) и вывода (printf()), описания которых находятся в заголовочном файле iostream.h, а также функцию ожидания нажатия какой-либо клавиши (getch), описание которой находится в заголовочном файле conio.h. Названия заголовочных файлов зачастую образовываются от каких-либо аббревиатур английских слов, их полезно научиться понимать, а не запоминать. В нашем примере: io – input/output (ввод/вывод), stream (поток), con (console – пульт оператора, т.е. клавиатура и дисплей).
Строка 03 содержит заголовок функции main. Функция с таким названием обязана присутствовать в каждой программе на языке C. Именно с нее начинается выполнение программы, она – главная (именно так переводится служебное слово main ). Предшествующее ей служебное слово int (от integer – целый) сообщает, что результатом работы функции main должно быть целое число.
По возвращаемому функцией значению операционная система, запустившая программу main, может «сообразить», правильно или неправильно завершилась работа программы. По общепринятому соглашению нулевое значение, возвращаемое функцией main, свидетельствует о нормальном завершении работы программы. Служебное слово void (дословно – пустота), указанное в круглых скобках, сообщает, что у функции main аргументы отсутствуют.
В строке 05 объявлены три переменные с именами a, b и max, которые могут принимать только целочисленные значения (тип – int ).
Строка 06 является первой строкой программы, которая производит некоторое действие – она выводит на дисплей сообщение, состоящее из двух символов (a=). Текст сообщения заключен в двойные кавычки. Строка 07 организует приостановку работы программы до тех пор, пока пользователь не наберет на клавиатуре какое-либо число и нажмет клавишу Enter. Поступившее значение будет хорошо воспринято, если оно целое, и направлено в переменную a. Точно таким же образом в строках 08 и 09 будет организован ввод значения числовой переменной b.
Язык Си для начинающих / #1 — Введение в язык Си
В строке 10 сравниваются (if – если) текущие значения переменных a и b. Если проверяемое условие выполнено, т.е. значение переменной a больше, то оно присваивается переменной max – выполняется действие, записанное после проверки условия. В противном случае (else – иначе) в переменную max заносится значение b.
Строка 12 выводит на дисплей два сообщения – текстовое (max=) и числовое (значение переменной max).
Обращение к функции getch (строка 13) приводит к задержке на экране сообщения программы до тех пор, пока пользователь не нажмет какую-либо клавишу (getch – от get character, дай символ).
Последняя выполняемая строка с номером 14 возвращает управление операционной системе (return – вернуться) и выдает в качестве значения функции нулевой результат.
Обратите внимание на следующие детали. Если программа обращается к каким-либо системным функциям, то в первых ее строках обязательно должно стоять указание о подключении соответствующих заголовочных файлов. Программа может содержать более чем одну функцию, но среди них обязательно должна присутствовать функция с именем main. Каждая строка программы, содержащая какое-либо объявление или выполняемое действие, оканчивается точкой с запятой. Тело функции обязательно заключается в фигурные скобки (в Паскале аналогичные функции выполняли операторные скобки – begin и end).
Дата добавления: 2021-03-18 ; просмотров: 241 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
Общая структура программы на языке Си
Знак операции – это один или более символов, определяющих действие над операндами (например, «>=», означающий условие «больше или равно). Внутри знака операции пробелы не допускаются. Операции делятся на унарные, бинарные и тернарные операции, по количеству участвующих в них операндов (1, 2 или 3).
Когда в программе встречается некоторое число, например 1, то это число называется литералом или литеральной константой. Константой, потому что мы не можем изменить его значение, и литералом, потому что буквально передает свое значение (от латинского literal – буквальный).
Литерал является неадресуемой величиной: хотя реально он, конечно, хранится в памяти машины, нет никакого способа узнать его адрес. Каждый литерал имеет определенный тип.
Еще один базовый элемент языка программирования – комментарий, – не является лексемой. Внутри комментария можно использовать любые допустимые на данном компьютере символы, а не только символы из алфавита языка программирования, поскольку компилятор комментарии игнорирует.
В Си комментарии ограничиваются парами символов /* и */, а в С++ был введен вариант комментария, который начинается символами // и заканчивается символом перехода на новую строку.
Программа, написанная на языке Си, состоит из одной или нескольких функций, причем одна функция обязательно имеет идентификатор (имя) main() – основная, главная (в некоторых случаях вместо main употребляются имена: tmain, WinMain и т.п.). Ее назначение – управление всей работой программы (проекта).
Общая структура программы на языке Си имеет вид:
В свою очередь, функции имеют такую структуру:
код (тело) функции
Подробное определение используемых здесь терминов будет дано ниже. А сейчас рассмотрим небольшой пример, позволяющий понять самые простейшие приемы программирования на языке Си:
#include // Подключение стандартной библиотеки
printf(» Высшая оценка знаний — 10!»);
> // Окончание функции main
Отличительным признаком функции служат круглые скобки () после идентификатора функции, в которые заключается список аргументов. Если аргументы отсутствуют, можно указать атрибут void — отсутствие значения. Перед ID функции обычно указывается тип возвращаемого ею результата, так как функция main() ничего не возвращает — в качестве результата указывается void.
Код функции представляет собой набор инструкций, каждая из которых оканчивается символом «;». В нашем примере одна инструкция — функция printf () выполняет форматный вывод данных на экран, в данном случае — указанную фразу.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Какова общая структура программы, написанной на языке Си?
В программах на языке си — существует некая последовательность :
Для начала мы добавляем нужные нам библиотеки #include Если файл находится в текущем каталоге проекта, он указывается в кавычках. Для файла, находящегося в другом каталоге необходимо в кавычках указать полный путь.
После чего Мы можем добавить нужные нам константы #define A 3
После этого начинается функция , командой Main ()
Далее пишется основная функция
После того как всё выполнено можно ввести getchar ()
Для возврата целочисленного значения перед завершением функции дописывается строка
2. Для чего в языке Си служит точка с запятой?
Для обозначения конца оператора в языке Си используется точка с запятой
3. Все ли компиляторы Си требуют использования в программе инструкции return?
Для возврата целочисленного значения перед завершением функции дописывается строка
Также в большенстве случаев return означает выход из фуннкции
Операторы тела функции выполняются до первого оператора return. Если в теле функции нет такого оператора (т.е. функция не возвращает никакого результата), то выполняются все операторы до закрывающейся операторной скобки.
Функция вывода элементов массива на печать не возвращает никакого результата, т.е. в теле функции оператор return отсутствует.
4. С какой целью в текст программы вводятся комментарии?
Коментарии вводятся для пояснения того или иного действия
например Printf (‘’Hello World’’) ; // выведем на экран надпись Hello World
Так же коментарии можно ввести символами /* — в начале */ — в конце коментария
5. Для чего при вызове функции используются параметры?
Ссылка — это по сути второе имя того же самого объекта. Когда в функцию передаётся объект по ссылке, то передаётся фактически этот объект. Когда же мы передаём объект по значению, то в функцию передаётся его копия.
void func_1(int a) // передача по значению
void func_2(int 255]. Тип данных char также ещё называют символьным типом данных, так как графическое представление символов в С++ возможно благодаря char.
Для представления символов в C++ типу данных char отводится один байт, в одном байте — 8 бит, тогда возведем двойку в степень 8 и получим значение 256 — количество символов, которое можно закодировать. Таким образом, используя тип данных char можно отобразить любой из 256 символов. Все закодированные символы представлены в таблице ASCII.
2. Чем символ ‘3’ отличается от числа 3?
символ 3 отличается от целого числа 3 тем, что символ не может быть использован в арифметических операциях
3. В чем заключается различие между константой и переменной?
Различие между переменной и константой довольно очевидно: во время выполнения программы значение переменной может быть изменено (например, с помощью присваивания), а значение константы — нет
4. Как определить константу?
Константы в С++ аналогичны константам в Си. Для представления константы в Си использовалась только директива препроцессора #define:
В С++ для представления константы рекомендуется использовать объявление переменной с начальным значением и ключевым словом const:
const тип ИмяПеременной = НачальноеЗначение;
Область видимости константы такая же, как у обычной переменной. С помощью ключевого слова const можно объявить указатель на константу
5. Поддерживает ли Си строковый тип данных?
Язык Си не поддерживает отдельный строковый тип данных, но он позволяет определить строки двумя различными способами. В первом используется массив символов, а во втором — указатель на первый символ массива.
6. Сохраняет ли переменная свое значение в ходе выполнения всей программы?
во время выполнения программы значение переменной может быть изменено (например, с помощью присваивания), а значение константы — нет
7. Как изменить значение константы?
1. В чем заключаются различия между escape-последовательностями n и r?
Грубо говоря, предполагалось, что r обнулит номер символа. оставляя неизменным номер строки (т.е. сдвинет каретку пишущей машинки к началу строки, не трогая бумагу), а n — наоборот, сделает переход к следующей строке, оставляя текущую позицию печати неизменной (прокрутит бумагу, не трогая каретку).
2. Как вывести на экран символ «кавычка»?
printf(«My text is: «my text»n»);
3. Из каких двух частей состоит список параметров функции printf()?
При печати какого либо числа или выражения сначала пишется Printf ()
В скобках , в начале в кавычках пишем нужные нам данные , а именно
%с – одиночный символ
%d – десятичное целое число со знаком
%f – число с плавающей точкой (десятичное представление)
%s – строка символов (для строковых переменных)
%u – десятичное целое без знака
%% — печать знака процента
далее после запятой пишем сам символ , значение которго известно
printf («x=%5ity=%ftz=%7.3fn»,x, y, z);
4. Какие преимущества имеет функция printf() по сравнению с puts()?
Рекомендуется использовать функцию puts() вместо printf() в тех случаях, когда необходимо вывести отдельное сообщение для пользователя, которое не сопровождается выводом и вводом данных.
5. Что такое указатель формата?
Читает значение с плавающей точкой (только C99)
Аналогично коду %a (только C99)
Читает один символ
Читает десятичное целое
Читает целое в любом формате (десятичное, восьмеричное или шестнадцатеричное)
Читает число с плавающей точкой
Аналогично коду %e
Читает число с плавающей точкой
Аналогично коду %f (только С99)
Читает число с плавающей точкой
Аналогично коду %g
Читает восьмеричное число
Читает шестнадцатеричное число
Аналогично коду %x
Принимает целое значение, равное количеству прочитанных до сих пор символов
Читает десятичное целое без знака
Просматривает набор символов
Читает знак процента
6. Как вывести на экран значение числовой переменной?
Вывести её значение можно с помощью функции Printf()
Источник: allrefrs.ru