Комплексная программа «Миры детства: конструирование возможностей»
Комплексная программа «Миры детства: конструирование возможностей» была создана в 2013 году, вскоре после публикации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Ответственным редактором программы является Доронова Татьяна Николаевна (ранее: «Радуга», «Из детства в отрочество», «Дошкольная группа»). Принципиальные отличия программы «Миры детства: конструирование возможностей» от остальных комплексных программ дошкольного образования заключаются в следующем:
1. Образовательный процесс в дошкольном детстве подразумевает вариативность.
Зачем нужна вариативность?
Во-первых, нет нужды доказывать, что все дети разные.
Во-вторых, данная идея является системообразующей для «Закона об образовании РФ» и Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, что делает ее обязательной для исполнения и необязательной для обсуждения.
Как обстоит дело с реализацией идеи вариативности в комплексных программах дошкольного образования?
Никак. Подавляющее большинство программ дополняется так называемым «предметно-методическим комплектом», в котором содержится строгая последовательность занятий для каждой возрастной группы. То есть, авторы считают, что различия между детьми определяются только их возрастом. Поэтому, все программы, кроме «Миров детства…» соответствуют Федеральному государственному стандарту дошкольного образования только на бумаге.
Знакомство с программой «Миры детства: конструирование возможностей»
Почему вариативность реализуется только в программе «Миры детства: конструирование возможностей»?
Это достигается за счет того, что в программе используется не общепринятая типология образовательных областей, а альтернативная ей типология культурных практик (игра, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы), взятая авторами из работ Н.А. Коротковой. Авторы остальных программ недооценили важность правильно выбранной типологии.
Как достигается вариативность в реальной практике педагогов, работающих по «Мирам детства…»?
Так как воспитатель оперирует в своей работе не абстрактными «образовательными областями» (например, социально-коммуникативным развитием), а вполне реальными практиками (например, сюжетной игрой детей), у него появляются нормативные критерии развития ребенка. Он определяет уровень развития сюжетной игры у каждого ребенка, и на основании индивидуальных показателей составляет так называемый «психологический портрет» группы. Если на основании «психологического портрета» становится ясным, что уровень сюжетной игры «ядерной» части группы низок, то воспитатель, чтобы повысить его, больше играет с детьми и модернизирует предметно-пространственную среду группы в данном направлении.
2. Образовательный процесс должен осуществляться не только в детском саду, но и семье.
Зачем это нужно? Опытный педагог и сам отлично справляется с образованием детей.
Не справляется. Это невозможно в принципе, когда на одного взрослого приходится 20, 30 и даже 40 детей. И, если каждый взрослый потратит на своего ребенка хотя бы 10 минут времени каждый день, это даст для ребенка не меньше, а может быть, и больше, чем сможет дать ему самый лучший воспитатель.
Семинар «Реализация ФГОС ДО в программе «Миры Детства: Конструирование Возможностей»» — Часть 1
Родители очень заняты, как им найти время для своих детей?
Дело не в количестве потраченного времени, а в том, как и на что оно потрачено. Нами был разработан специальный дидактический материал «Детский календарь», который позволяет потратить каждую минуту, проведенную родителями для своих детей с максимальной пользой.
Чем отличается «Детский календарь» от других дидактических материалов?
Буквально всем. Это синтетический материал, в отличии от привычных альбомов для раскрашивания или материалов для развития познавательной сферы ребенка. Но, основным его достоинством является то, что он неразрывно связан с образовательным процессом, происходящем в детском саду. Родители начинают что-либо делать с ребенком, и начатое дело продолжается в детском саду.
Что дает связь занятий в семье и в детском саду?
Это делает работу как родителей, так и воспитателей более энергичной, целенаправленной и результативной. Представьте, что в детском саду запланировано занятие по раскрашиванию бумажных птичек, вырезанных в семье, а у Вашего сына или дочери нет такой птички. Конечно, воспитатели что-нибудь придумают, но это все равно неприятно. Или, напротив, все дети принесли птичек, а организовать их раскрашивание должным образом не получилось. Тоже неприятно, но уже воспитателю.
Получается, что «Детский календарь» должен быть у каждого ребенка?
Да, у каждого ребенка группы, или, во всяком случае, у большинства детей.
Источник: radost19uray.ru
Программа «Миры детства: конструирование возможностей»
рабочая программа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия с детьми разных возрастных групп, в том числе в рамках реализации программы «Миры детства – конструирование возможностей».
Конспекты занятий в разных возрастных группах: 1.5-2 года ЦИПР, 2-3 года ГКП, 3-4 года 2-я младщая группа.
Инсценировка сказки «Летучая мышь». Занятие для детей 5-6-лет по парциальной программе «Миры детства: конструирование возможностей» Т.Н.Дороновой и других авторов.
Содержание образовательной деятельности по программе «Миры детства»
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:
• игра (сюжетная и с правилами);
• продуктивная деятельность;
• познавательно-исследовательская деятельность;
• чтение художественной литературы.
Перечень сугубо детских видов деятельности может меняться в зависимости от социокультурной ситуации, в которой растет конкретный ребенок, и ценностей общества в целом. Перечисленные выше культурные практики являются до известной степени универсальными – они используются для образования детей в любом современном обществе. В тоже время они могут быть дополнены другими культурными практиками, такими как:
Публикация «Содержание образовательной деятельности по программе „Миры детства“» размещена в разделах
• практическая деятельность («трудовое воспитание»);
• результативные физические упражнения («физкультура»);
• коммуникативный тренинг («развитие речи») и многое другое.
В соответствии с программой «Миры детства : конструирование возможностей», в Программе выделены следующие разделы:
• «Сюжетная игра»
• «Игра с правилами»
• «Продуктивная деятельность»
• «Познавательно-исследовательская деятельность»
• «Художественная литература»
• «Физическая культура»
В процессе осуществления указанных культурных практик, а также в бытовой практической деятельности у ребенка происходит нравственное и коммуникативное развитие.
Особое, исключительное внимание в Программе уделяется следующим культурным практикам: игре (сюжетной и с правилами, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, которые считаются обязательными для развития ребенка. Каждая из указанных культурных практик представляет собой многоуровневую систему, в рамках которой решаются конкретные задачи, стоящие перед дошкольным детством.
Так, например, чтобы полноценно использовать развивающий потенциал продуктивной деятельности, недостаточно просто констатировать ее ценность. Нужно уметь оперировать ею. Возьмем в качестве примера такую культурную практику, как рисование. Известно, что рисуя, ребенок развивает воображение.
Ему уже под силу представить и предметно воплотить в рисунке задуманный мысленный образ. Однако рисование – это не только «свободное» творчество, отражение внутреннего мира художника, но и повторение уже существующих образцов, пусть и с некоторой долей вариативности. Таким образом, в одном виде деятельности у ребенка могут развиваться не связанные функционально друг с другом способности: представить что-то условно новое и повторить уже существующее.
Для того чтобы наглядно представить все развивающие функции этой культурной практики, в Программе занятия по рисованию классифицируются в соответствии с преследуемой целью: рисование по образцу; дорисовывание незавершенного рисунка; рисование по схеме и по словесному описанию. Так, у ребенка, который взялся по предложению взрослого изобразить, к примеру, птицу, развиваются одни стороны личности, а когда он воспроизводит заданный декоративный орнамент с птицами – другие. Оба эти занятия равноправны в осуществляемой взрослым образовательной деятельности. При этом занятие должно иметь для ребенка смысл. К примеру, получившийся рисунок можно подарить близкому человеку или повесить на стену.
Методическая разработка Программы подразумевает лишь классификацию уже составленных занятий и отбор среди них тех, которые имеют смысл для ребенка (к осуществлению которых ребенка не нужно принуждать). Таким образом, речь идет не об отказе от привычного содержания занятий, а лишь о другом методе их распределения в образовательном процессе в целом, и в конкретном календарном плане в частности
Публикации по теме:
Консультация для педагогов «Содержание уголков экспериментальной деятельности» На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации.
Консультация для воспитателей: «Содержание физкультурно — оздоровительной деятельности в ДОО» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Содержание физкультурно – оздоровительной деятельности в ДОО» Здоровье человека – одна из важных проблем.
Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования по изобразительной деятельности Пояснительная записка Нормативные основания: Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими.
Содержание социально-педагогической характеристики, отражающей основные показатели деятельности учащегося Содержание социально-педагогической характеристики отражающих основные показатели деятельности учащегося. Общая осведомленность и социально-бытовая.
Содержание деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад» Содержание деятельности.
Источник: www.maam.ru