Структура программы методологический раздел

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ (МВКР) представляет собой выполненную студентом самостоятельную научно-исследовательскую работу, являющуюся научным трудом, в котором содержится новое решение задачи, имеющей теоретическое, прикладное или практическое значение для конфликтологии, либо изложены сделанные автором научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ (МВКР) представляет собой письменный многостраничный текст-отчет о проведенном научном исследовании. Как и любой отчет, работа имеет стандартную структуру:

Титульный лист.

Оглавление.

Введение.

4. Теоретическая глава (или несколько), имеющая свое содержательное название. (Например, «Роль социальной идентичности в формировании неприязненного отношения к «другим».)

5. Эмпирическая глава, также имеющая свое содержательное название.

Выводы.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Объем МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ составляет 60-70 страниц основного текста (без приложений).

Федеральная образовательная программа в действии. Проектируем содержательный раздел

Эмпирическая глава МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ представляет собой полноценный отчет о работе по сбору и анализу эмпирических, т.е. представленных в чувственном опыте, данных. Стандартная структура этой главы содержит четыре основных параграфа.

· Программа эмпирического исследования.

СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ МАГИСТРА)

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ состоит из двух частей — 1)Программы эмпирического исследования и 2)Описания результатов.

Программа эмпирического исследования представляет собой расширенный план исследования. Она демонстрирует умение автора спланировать, организовать и провести самостоятельное научное исследование.

Структура программы исследования содержит два крупных раздела: методологический и процедурный. Методологический раздел программы должен включать обоснованные суждения по следующим вопросам: проблема исследования, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточнение основных понятий, гипотезы исследования. В процедурном разделе программы последовательно описываются и обосновываются стратегический план исследования, необходимая выборка, техники и процедуры сбора данных, приводится описание всех методик, указываются методы количественной и/или качественной обработки первичных данных, а также статистические программы, в которых эта обработка производилась (название и версию пакета).

Важной характеристикой данного раздела программы исследования должна быть «прозрачность» и понятность, поскольку одним из важнейших принципов качества научных данных является их надежность, т.е. возможность проверки. С этой точки зрения процедура исследования должна быть изложена таким образом, чтобы она могла быть воспроизведена любым другим исследователем с целью проверки полученных данных.

ТЕМА МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ _______________________________

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ _________________________________________

ФОП ДОО. Проектируем организационный раздел программы ДОО

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Постановка проблемы является центральным пунктом, как программы исследования, так и работы в целом.

Результатом отсутствия постановки проблемы является низкий уровень осмысления изучаемого феномена, несоответствие цели и результатов работы, некорректный подбор методик исследования, а также неглубокая интерпретация полученных результатов.

Цель и задачи исследования

Цель исследования – ожидаемый результат работы, который позволит разрешить проблему, то ради чего проводится исследование.

Например, цель исследования – изучить различия во влиянии факторов (наличие предшествующего опыта взаимодействия с молодежными политическими движениями, уровень информированности о них индивидов, а также степень воспринимаемой целостности их движений) на процесс социальной категоризации молодежных политических движений.

После формулировки цели она должна быть конкретизирована в задачах исследования.

Задачи могут быть обозначены как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования.

В формулировках цель и задачи исследования обычно используются глаголы совершенного вида (определить, выявить, описать, доказать, подтвердить и т.д.).

Это позволит более объективно оценить, достигнута ли цель и решены ли поставленные задачи.

Задачи могут дифференцироваться в зависимости от материала, с которым приходится работать. В частности, в исследовании могут быть выделены теоретические задачи, связанные с проработкой и анализом теоретического материала, построением теоретических конструктов и.т.д., методологические задачи, имеющие отношение к разработке исследовательского инструмента, подбору адекватных методик и т.д. и эмпирические задачи, относящиеся к процессу организации и проведения исследования.

Читайте также:
Стандартная установка программы или распаковка портативной версии

Например, в соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

Теоретические задачи

· Провести анализ основных отечественных и западных социально-психологических концепций процессов социальной категоризации, в частности социальной категоризации групп. Выделить основные факторы и компоненты, влияющие на категоризацию социальных групп.

· Сравнить существующие представления о ценности социальной группы. Выявить особенности восприятия социальной группы как целостного объекта и рассмотреть процесс социальной категоризации групп с разным уровнем воспринимаемой целостности.

Методологические задачи

· Разработать методический инструментарий адекватный для операционализации основных теоретических понятий.

· Разработать схему эмпирического исследования.

Эмпирические задачи

· Проверить предположение о различии влияния предшествующего опыта взаимодействия с молодежными политическими движениями и степени информированности о них на точность их категоризации.

· Проверить предположение об отсутствии различий в оценке целостности знакомых и незнакомых индивидам молодежных политических движений.

· Проверить предположение о том, что на оценку целостности социальной группы влияет степень согласованности знаний, включенных в представление о ней.

Гипотеза исследования

Гипотеза – это логически обоснованное предположение исследователя о наличии связи между изучаемыми явлениями (что связано с чем), о природе этой связи (корреляционная или причинно-следственная), о характере этой связи (например, прямо влияет или опосредованно), о закономерностях динамики явления (т.е. каковы механизмы развития, как протекает процесс).

По содержанию предположений можно выделить описательные (предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта, а так же о свойствах объекта, на основе которых может быть составлена классификация) и объяснительные (предположения о причинно-следственных зависимостях переменных в изучаемых объектах) гипотезы.

Например, в качестве гипотезы исследования выступает предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и избираемой им стратегии поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии субъекта, чем чаще им избирается стратегия сотрудничества.

ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

I. Основная идея данного раздела заключается в раскрытии теоретико-методологических основ концепции социологического исследования со­циального объекта. В содержательном плане он представлен последова­тельным описанием объектно-предметной области исследования, а его структура включает в себя следующие основные компоненты:

Проблема социологического исследования. Социологическое иссле­дование по своей сущности носит проблемно-поисковый характер, который отражается в поиске проблемной ситуации, то есть противо­речий между знанием о потребностях людей в каких-либо социаль­ных действиях и незнанием путей и средств удовлетворения этих по­требностей, способов реализации этих необходимых действий. Постановка проблемы в программе является начальным звеном лю­бого социологического исследования, так как сама проблема — это и социальная задача, которая нуждается в непосредственном реше­нии, и социальный заказ, который должен исполнить исследователь.

Формулировка проблемы. Чтобы исклю­чить искажения сущности проблемы, при ее постановке и обосновании следует строго руководствоваться общими логическими правилами:

1) проблема должна отражать создавшуюся социальную ситуацию, в ней должно выражаться реальное противоречие, по­рождающее ее;

2) проблема должна быть актуальной, требующей свое­временного решения;

3) проблема должна быть соразмерной возможностям
и потенциалу исследовательского проекта;

4) проблема должна формулироваться в виде ясных вопросов или установок, а по форме быть лаконичной и четкой.

Сущность проблемы обязательно долж­на быть отражена в названии темы исследования, а грамотная интер­претация проблемы определяет качество всей программы и конечные результаты исследования.

Степень научной разработки проблемы исследования. Выполненный предварительный анализ проблемной ситуации должен помочь определится с характером социальной проблемы, ее типичностью для других социальных субъектов, что, несомненно, могло быть объ­ектом идентичного научного изучения. При анализе степени изученности проблемы следует обратить внимание:

1) на теоретическое обоснование объекта: наличие отраслевой или
специальной социологической теории, описывающей и объясняющей функционирование и развитие объекта; наличие общих и частных теорий, теорий в рамках других научных дисциплин об объекте изучения;

Читайте также:
Лучшие программы для оптимизации 7

2) на научные труды в контексте изучения объекта: монографии,статьи;

3) на научно-исследовательские труды: диссертационные исследования, научно-исследовательские работы, дипломные проекты и др.;

4) на подходы к изучению объекта: общенаучные, частнонаучные
(дисциплинарные);

5) на историческое и социальное время: время функционирования и раз­вития социальной проблемы, время изучения социальной проблемы;

6) на географическое местонахождение исследовательской группы: зарубежные исследователи, отечественные исследователи.

Опора на теоретический и прикладной опыт выполненных ранее на­учно-исследовательских трудов существенно повышает качествен­ный уровень социологического анализа социальной проблемы, ха­рактерной для объекта исследования.

Объект и предмет исследования. В социологической литературе под объектом исследования понимается определенная соци­альная реальность (совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качест­ве факторов проблемной ситуации), которую образует деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется.

Объект исследования имеет своего носителя, то есть индивида (или группы индивидов) у которого вследствие функционирования и развития обозначилось наличие конкретной социальной проблемы или группы проблем.

Предмет исследования — зто свойства, стороны, отношения и про­цессы социальной реальности, то есть характеристики объекта, под­лежащие непосредственному социологическому изучению в данном исследовании. Определение предмета исследования: • ориентируется на совокупность переменных и связей между ними, которые актуализируют и отражают центральный вопрос проблемы;

Цель и задачи исследования. Содержание социальной проблемы, выявленной при функционировании и развитии объекта исследова­ния, сформулированной в объекте и предмете, обусловливает стра­тегию конкретного социологического исследования, его направ­ленность (теоретическую или прикладную), которые фиксируются в виде цели и задач.

Цель — это рабочие и исходные представления о планируемом ре­зультате по итогам исследовательской деятельности.

Задачи исследования — это содержательно-организационная детализа­ция поставленных целей. Они определяются в соответствии с целью и формулируются на ее основе с учетом особенностей выдвигаемых гипотез. К числу типичных задач, решаемых в исследовании, относят:

1) задачи описания социальных объектов, процессов, явлений, инсти­тутов, отношений и других сторон социальной жизнедеятельности;

2) задачи поиска причинно-следственных связей, в случае необходимости выяснения условий и факторов, порождающих, усиливающих или ослабляющих изучаемое социальное явление в целях управления им;

3) задачи оптимизации социальных процессов, в результате выпол­нения которых каждое их решение должно быть наилучшим в дан­ных социальных условиях, наиболее удачно примиряющим взаимоисключающие интересы, тенденции, причины;

4) задачи принятия управленческих решений на основе анализа раз­личных альтернатив, вариантов в рамках разработанных методов принятия решения, математических методов, а также метода мо­делирования;

5) задачи прогнозирования социальных процессов, позволяющие выявить их тенденции посредством научного предвидения.

В любом социологическом исследовании задачи условно разделяют по степени важности на основные и дополнительные.

Гипотезы исследования. Заключительной операцией при разработ­ке методологической части программы социологического исследо­вания является формулирование гипотез в качестве обоснованных предложений о сущности, структуре и особенностях изучаемой объ­ектно-предметной области. В качестве научных положений гипоте­зы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемо­сти, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемое™ (опровержения) и верифицируемое™ (подтверждения). Гипотеза — это обоснованное научное предположение о сущности, структуре и содержании социального объекта, характере и типе свя­зей между социальными явлениями и процессами, обеспечивающи­ми его функционирование, факторах, обусловливающих их, а также возможных подходах к решению социальных проблем, актуализиро­ванных в исследовании.

Источником гипотез выступают новые научные факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследова­ние, когда для объяснения новых фактов, с одной стороны, недоста­точно имеющихся теоретических знаний, а с другой стороны, непри­годны общие имеющиеся знания.

Основными требованиями к процедуре.выдвижения и проверки ги­потез выступают следующие.

1. Соответствие исходным теоретико-методологическим принципам.

2. Обеспечение теоретической надежности, а именно преемственность с предыдущими научными положениями, выводами, истинность которых подтверждена научно установленными фактами.

Читайте также:
Какие программы забирают интернет

3. Логическая согласованность с проблемой, целью, задачами и особен­ностями объекта исследования.

4. Обязательность предварительного уточнения основного и ключевых (центральных) понятий на уровне теоретической интерпретации.

5. Взаимосвязанность с основными положениями, заключенными в пред­варительном описании предмета исследования.

6. Оптимальность содержания, то есть не должны быть громоздкими и в то же время не должны включать в себя слишком много ограничений.

7. Конструктивность, то есть они, с одной стороны, не должны быть тривиальными, когда доказательство или опровержение ничего не дает науке и практике, а с другой стороны, должны выходить за рамки обы­денною сознания.

8. Эмпирическая проверяемость (верификация) с помощью инструмен­тария социологического исследования.

9. Правильность и надежность проверки гипотез.

10. Репрезентативность, валидность, надежность данных, с помощью ко­торых осуществляется проверка гипотез.

В ходе социологических прикладных (конкретных) исследований, как правило, выдвигаются не одна, а несколько гипотез. Их число обусловлено и взаимосвязано:

— с целями исследования, которых должно быть одна или две, в исклю­чительных случаях — три, но не более; задачами, решаемыми в исследовании, число которых 2-3 (в исключительных случаях 7 -5, но не более) при определении алгоритма до­стижения цели.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Методологический раздел курсовой или дипломной работы: понятие, особенности формирования, роль

Подготовка любой курсовой или дипломной работы не обходится без применения специальных механизмов, приемов и подходов. Притом выбор каждого из них должен быть обоснованным, тщательно продуманным и уместным. Для максимального раскрытия темы каждый автор должен сформировать методологический раздел исследования. Сегодня мы расскажем о его роли и особенностях формирования.

Методологический раздел курсовой или дипломной работы: понятие, особенности формирования, роль

Подготовка любой курсовой или дипломной работы не обходится без применения специальных механизмов, приемов и подходов. Притом выбор каждого из них должен быть обоснованным, тщательно продуманным и уместным. Для максимального раскрытия темы каждый автор должен сформировать методологический раздел исследования. Сегодня мы расскажем о его роли и особенностях формирования.

Что это такое?

Методологический раздел подставляет собой отдельный пункт в курсовой или дипломной работе, подчеркивающий комбинацию основных приемов и методов исследования, которыми пользовался автор при раскрытии темы. Фактически в данном контексте раскрывается и подробно расписывается методологическая аза исследования.

Благодаря методологическому разделу исследователь решает следующие задачи:

Что содержит методологический раздел исследования?

  • Конкретизирует основные действия в части постановки, исследования и решения проблемы: какие приемы помогли выявить уязвимое место, какие действия предпринимал автор для урегулирования ситуации и пр.;
  • Подчеркиваетлогику научно-исследовательской или студенческой работы, взаимосвязи, причины и следствия, результативность, степень проработанности научного аппарата;
  • Обосновывает авторскую позицию и демонстрирует уровень подготовки исследователя;
  • Демонстрирует навыки автора по корректной и грамотной интерпретации собранных фактов, информации, умения пользоваться ресурсами и пр.

Фактически, методологическая база студенческой или научной работы призвана показать основные операции, совершаемые автором на каждом этапе выполнения НИР:

  • Как происходил сбор информации?
  • Как автор пользовался собранной информационной и доказательной базой, с помощью каких приемов диагностировал или отразил наличие проблемы?
  • Какие действия предпринимались для решения проблемы и проверки выдвинутой гипотезы?

Методологическая база курсовой или дипломной работы подчеркивает именно действия исследователя в рамках утвержденной темы на каждом конкретном этапе. Она позволяет грамотно связать теорию с практикой, а также показать умение пользоваться теоретическим багажом и решать прикладные задачи.

В основу методологии НИР могут быть положены отдельные приемы (из одной или разных научных областей), связанные в единую схему, или готовый алгоритм (с дополнениями, коррективами или без них). Главное – его уместность, целесообразность и эффективность.

Грамотно разработанный методологический аппарат позволяет автору установить причинно-следственные связи, провоцирующие рождение проблемы факторы и выработать оптимальное и эффективное решение.

Нужна помощь преподавателя?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru