Структура программы лагерной смены

1. Детский лагерь. Цели, задачи, структура. Логика развития смены.

2. Детский лагерь. Цели, задачи, структура.

3.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) —
организация отдыха детей и оздоровления, в
которую направляются дети от 7 до 16 лет в
период каникул или иной период,
предусмотренный режимом
функционирования организации.
Цель ДОЛ: организация качественного
отдыха и оздоровления детей и подростков,
их воспитание и обучение новым навыкам и
умениям.

4.

Классификация летних лагерей
Детский
оздоровительный
лагерь (ДОЛ)
Санаторный
оздоровительный
лагерь (СОЛ)
Лагерь труда и
отдыха (ЛТО)
Палаточный
лагерь
Профильный
лагерь
Туристический
лагерь
Спортивный
лагерь
Лагерь дневного
пребывания
(школьная
площадка) (ЛДП)
Лагерь
выходного дня
Семейный
лагерь

Лекция 3. Логика развития лагерной смены

5.

Функции детского лагеря, его значение, роль можно
определить следующим образом:
— рекреационная – создание условий для полноценного
отдыха и оздоровления детей, сохранение и поддержание
их физического здоровья;
— воспитательная – содействие нравственному
становлению личности, развитие творческих
способностей, формирование социального опыта ребенка;
— образовательная — систематическое обучение или
дополнительное образование в различных направлениях
(художественно-прикладное, техническое, экологобиологическое, спортивное, хореографическое,
музыкальное, патриотическое) с целью создания
полезного эмоционально значимого для ребенка
проведения каникулярного времени, содействие развитию
способностей ребенка, определению жизненных планов,
самоопределению;

6.

— развивающая — развитие духовно-ценностной ориентации детей;
организация пространства личностного самоопределения,
стимулирование процессов самопознания, самопроектирования,
выступающих основой для выработки каждым ребенком позиции
субъекта деятельности; построение различных сообществ для
реализации возможностей детей;
— компенсирующая – компенсация отсутствующего в основном
образовании, в деятельности образовательных учреждений,
семейном воспитании;
— общественно-ориентировочная — включение детей в различные
виды социальной деятельности, раскрытие перед ними смыслов,
ценностей, назначения, содержания и специфики деятельности;
организация общения, в котором активность человека направлена
на взаимодействие с людьми; предметно-практической
деятельности, в которой происходит реализация активности,
связанной с освоением и преобразованием социальной среды, с
созданием и использованием духовных и социальных ценностей;
— защитная – защита ребенка от негативных влияний среды;

Разработка программы лагеря. Мастер-класс Георгия Голышева и Екатерины Михеевой


— интегрирующая и корректирующая различные влияния,
которые испытывает ребенок в повседневной жизни.

7.

Основными задачами работы педагогического
коллектива в деятельности детского лагеря можно
считать следующие:
— создание необходимых условий для оздоровления,
отдыха и рационального использования каникулярного
времени детей с опорой на возможности социальнотерриториального окружения лагеря;
— удовлетворение возрастных и индивидуальных
потребностей детей, развитие их интересов и
способностей;
— физическое и духовное развитие детей; формирование
у них общей культуры и навыков здорового образа
жизни;
— создание условий для самоопределения и творческой
самореализации детей;
— создание максимальных условий для быстрой
адаптации воспитанников в новых условиях с учетом
возрастных особенностей.

8.

9.

Директор
лагеря
Заместитель директора
по административнохозяйственной части
Инструктора по ФК,
плаванию и туризму
Программа
смены
Заместитель директора
по воспитательной
работе
(старший воспитатель)
Руководители
кружков/секций
Главный врач
Заведующий
производством
Старший вожатый
(командир
педагогического отряда)
Вожатые
Программа
отряда

10. Логика развития смены

11.

1.
2.
3.
Организационный период
Основной период
Заключительный период
1-3
день
3-19
день
19-21
день
Я → Я+МЫ → МЫ → Я

12.

Не ограничен во времени

13.

Цель:
1. адаптация ребенка к условиям
и особенностям лагеря
2. Раскрытие и развитие возможностей
ребёнка
3. Структурное оформление отряда
4. Планирование смены
5. Структурное оформление лагеря

14.

Задачи оргпериода:
знакомство детей друг с другом
создание комфортных условий для каждого ребёнка;
знакомство с условиями лагеря;
знакомство отрядов между собой;
демонстрация принятых норм поведения и быта.
Предъявление единых педагогических требований
определение интересов и способностей каждого ребёнка;
старт коллективного творчества.
выявление лидеров;
создание условий для развития самоуправления.
выбор органов самоуправления
планирование деятельности отряда.

15.

Ежедневные обязательные дела орг. периода :
Соблюдение всех режимных моментов, режима дня
Предъявление единых педагогических требований (ЕПТ)
Индивидуальные беседы
Музыкальные паузы
Сбор – анализ дня
1 день
2 день
3 день
Расселение
Операция «Уют»
Инструктажи
Экскурсия по
лагерю
• Игры на
знакомство
• КТД
• Музыкальные
часы, паузы
• Хозсбор
• Беседы
мальчиков/девочек
• Игры на знакомство
и сплочение, на
выявление лидеров
• КТД
• Огонек знакомства
• Операция «Визитка»,
«Уголок отряда»
• Оргсбор, сборпланирование
• Игры на сплочение
• Отрядное дело
• КТД на выявление
талантов в отряде
• Вожатский
сюрприз для детей

16.

Для ребенка важно
Для вожатого важно
Познакомиться с отрядом
Запомнить имена всех детей
Ориентироваться в лагере
Выявить лидеров
Чувствовать себя комфортно Выявить интересы детей
Почувствовать себя нужным Сплочение коллектива
Узнать план смены
Выработать стиль общения
и поведения с детьми отряда
Ориентироваться в
режимных моментах
Предъявление ЕПТ (единых
педагогических требований)
Выстроить работу с
напарником

17.

Коллективное планирование
Процесс преобразования выбранных смыслов деятельности,
идей в конкретные формы их реализации.
Программа деятельности отряда
ОТРЯДНЫЕ
ГРУППОВЫЕ
МЕЖОТРЯДНЫЕ

18.

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И
ВОЖАТЫМИ
игры на знакомство
визитки с именами
коллективные творческие игры
совместная деятельность на общую пользу (дежурство в
столовой)
встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже
огонёк знакомства
совместные дела на знакомство — творческие,
музыкальные, конкурсные программы,
дискуссионные формы — обсуждение общих проблем;
индивидуальные беседы с детьми,
диагностика интересов, работа с личными дневниками,
«Черный ящик» (вопросы от детей),
анализ дня,
обмен мнениями,
вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом
о своем районе,
гостевания

19.

ЗНАКОМСТВО С ЛАГЕРЕМ И ОКРУЖАЮЩИМИ
ЛЮДЬМИ
экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел»
составление карты-схемы лагеря из природных материалов)
вертушки знакомства
игры по станциям с маршрутными листами
встречи с интересными людьми
игры и дела на разных площадках
игра-путешествие
проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах
лагеря
детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы
для других людей
в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную
ими), другую полезную информацию
из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с
администрацией, со службами лагеря
презентация клубов, кружков
Важно не только дать информацию, но и создать
условия для ее самостоятельного получения.

20.

ПРИНЯТИЕ ОБЩИХ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ
ПРОЖИВАНИЯ И СОВМЕСТВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
оргсбор отряда
хозсбор
огонек знакомства
вечер легенд
экскурсии
дела о законах и традициях,
принятие Декларации о законах жизни в лагере
инструктажи, индивидуальные беседы
информационный стенд
график дежурства
памятки дежурным
совместное обсуждение возникающих проблем, поиск
выходов, решений
напоминания и контроль для выработки и поддержания
гигиенических, бытовых навыков у детей
письмо-наказ от предыдущей смены

21.

СОВЕТЫ:
чаще сменять временных командиров;
временного командира выбирают сами ребята;
придерживаться единых требованиях ко всем;
не заводите «любимчиков»;
заражайте, показывайте пример;
фишки отряда
индивидуальные беседы проводятся наедине;
больше отрядных дел;
больше перегруппировок в творческих делах;
распределение заданий по принципу: трудную
работу — лучшим;
название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
главное условие благополучного пребывания в
лагере — ДИСЦИПЛИНА!

22.

Критерии успешности оргпериода:
Ощущение удовлетворённости тем, что
ребёнок попал именно в этот отряд, именно к
этим вожатым.
Заинтересованность ребят
деятельности отряда и лагеря.
Принятие норм лагеря.
в
дальнейшей

23.


Цель: выполнение
поставленных перед сменой
задач

24.

Задачи основного периода:
развитие самоуправления и структуры лагеря (через работу
микрогруппы, систему дежурного командира, значимые
поручения, соревновательность).
передача управления отрядом и лагерем от вожатого к
детям (день самоуправления, планирование дел активом
отряда).
создание условий для приобретения ребёнком опыта разной
деятельности (кружки, КТД, огоньки анализа дел).
создание
условий
для
приобретённого
в
лагере
индивидуальности.
демонстрации
ребёнком
опыта
и
собственной
Критерий успешности — инициатива ребят.

25.

Для ребенка важно
Не поссориться, т.е. продолжать
дружить и контактировать.
Бодро пересечь ‘экватор смены’.
Участие в межотрядных и
общелагерных делах.
Реализация собственных идей.
Самореализоваться как личность.
Чему-то научиться.
Отдых и оздоровление.
Проявить себя в необычных формах
проведения свободного времени.
Проявление своей
самостоятельности.
Возможность проявить себя
лидером.
Для вожатого важно
Мотивация детей на активное
участие в смене.
Дать возможность каждому ребенку
реализоваться.
Сплоченный отряд.
Не переутомлять детей.
Обсуждение проведенных дел с
детьми.
Анализ прожитого дня.
Заложить основы самоуправления.
Через анализ проведенных дел
подводить детей к созданию
творческих дел.

Читайте также:
Программа сколько до нового года

26.

Отрядная деятельность:
Участие в общелагерных мероприятиях
Подготовка к общелагерным мероприятиям
Мероприятия творческих групп
Спортивные игры
Межотрядные мероприятия: гостевания, посиделки,
отрядные дела
Ролевые игры на сплочение
Творческие игры
Интеллектуальные игры
Игры на свежем воздухе
Огоньки: тематические, проблемные, конфликтные
Тематические дни
СОВЕТ:
каждый день проводите отрядное мероприятие
Не забывайте о вожатских «милостях», «няшествах»,
в общем, сюрпризов

27.


Цель:
подведение
прожитой смены
итогов

28.

Задачи заключительного периода:
Коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста
временного детского коллектива (итоговый сбор отряда, вручение
грамот, социометрия, линейка закрытия смены).
Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста
каждым ребенком (прощальный огонёк, прочтение и анализ письма
себе на конец смены, прогулки по любимым местам, изготовление
сувениров на память о лагере, обмен пожеланиями).
Определение перспектив последействия лагеря для каждого
ребёнка, постановка задач на будущее (обмен адресами для
переписки, договор о встрече, беседа «Что вы будете делать после
лагеря», индивидуальные рекомендации, как развить талант, который
открылся в лагере).
Подготовка лагеря к следующей смене

29.

Для ребенка важно
Для вожатого важно
Не потерять новых друзей в Подведение итогов смены с
городе
детьми
Оценили труд ребенка
Анализ смены с напарником
Обогащение личного багажа Планы на будущее
знаний
Оформление итогов
Услышать как можно
Настрой детей на
больше теплых слов
лирический, но
Возможность высказать
оптимистический лад
свою оценку смены

30.

Критерии успешности периода:
нежелание уезжать из лагеря;
желание сохранить среду общения;
желание перенести то, чему научились в лагере
на свой постоянный детский коллектив.

Источник: ppt-online.org

Структура лагерной смены

Вся жизнь лагеря основывается на организации лагерной смены. Лагерная смена — это сложная структура. Смена должна быть эмоциональной, насыщенной, разноплановой и иметь общую идею, основанную на сюжетно-ролевой игре. Важно организовать правильное эмоциональное развитие смены, для этого необходимо знать направленность каждого периода смены.

Несмотря на разнообразие детских летних оздоровительных объединений, в содержании их работы есть общие направления, формы и методы. Они зависят от лагеря, возрастных, психологических особенностей детей, уровня подготовленности педагогического коллектива, логики развития лагерной смены, использования форм, видов и средств деятельности по организации процесса воспитания в условиях детского лагеря.

Традиционно в структуре смены выделяют три периода: организационный (оргпериод — вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной работы в жизнедеятельности лагеря. Еще дополнительно выделяют два периода: подготовительный (время до заезда в лагерь, предполагающее подготовку вожатых к встрече с детьми) и послелагерный (анализ и подведение итогов пройденной смены).

Во время подготовительного периода, помимо проведения лекций и практических занятий для новобранцев педагогического отряда, хорошо, если будут проводиться анализ опыта работы лагеря за прошедшие годы, будет происходить сбор разнообразной информации о практике работы других оздоровительных лагерей — эту деятельность осуществляют вожатые-«старички», которые уже входят в состав педагогического отряда. Можно провести 3-5-дневный сбор для новичков педагогического отряда. Этот сбор организуют и проводят для них более опытные вожатые, а новобранцы выступают на этом сборе в роли детей. За этот короткий срок сбора рекомендуется провести самые важные и яркие мероприятия, запланированные для проведения в летней лагерной смене. Во время личного участия новобранцам будет легче воспринимать особенности форм и методов воспитания.

Социально-педагогическая работа вожатого в оздоровительном лагере: от планирования к проектированию и программированию с детьми совместной деятельности

От работы вожатого с детьми зависит весь творческий процесс в оздоровительном лагере, т.к. он должен заинтересовать и организовать коллективную деятельность ребят, от ведущего при организации детского концерта до спортивного судейства или психологического анализа короткой беседы. Именно на этот результат нацеливают нас, студентов, коллектив преподавателей Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета, в составе: Г.С.

Айкашев, И.А. Веревкин, Е.В. Салимуллина, С.Ф. Тазиев и другие.

Как известно, заранее продуманный план, педагогический проект, авторская программа педагогического коллектива — добрая половина успеха задуманного взрослыми в работе с детьми.

Основная цель оздоровительного лагеря заключается в создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета [7, с. 5].

Эта же цель должна быть реализована в работе вожатых, воспитателей и детского коллектива. Именно поэтому, даже опытный вожатый уделяет достаточно много времени в организации своей деятельности с детским коллективом, отрядами и группами по интересам (занятия в кружках, спортивных секциях, творческих бригадах и т. п.), организации индивидуальной работе с каждым из ребят. Эта работа может включать в себя несколько этапов:

На первом, ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском оздоровительном лагере, правами и обязанностями детей и взрослых, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование — основа будущей эффективной работы всего педагогического коллектива.

Необходимо учитывать, что этот этап является основным средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, основой для содержательной и целенаправленной деятельности не только отдельного отряда, но и всего оздоровительного лагеря. Поэтому грамотно составленный план работы вожатого-воспитателя с детским коллективом и каждым ребенком в отдельности является основой для проектирования и программирования всей творческой работы [1, с. 75].

Другой аспект этой работы заключается в том, что, проектируя, а тем более, программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, традиций своего отряда, лагеря, возможностей всего педагогического коллектива, материально-технической базы оздоровительного лагеря. Именно поэтому:

·План— это стратегия и тактика в деятельности вожатого, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности начинающего педагога в работе с детьми, поиск своего «Я», определение перспектив сотрудничества со всеми участниками воспитательного процесса: администрацией лагеря, его сотрудниками, вожатыми и воспитателями других отрядов, родителями детей [6].

·План, по сути дела, это первоначальный проект развития личности ребенка, детского коллектива, всех взрослых, как организаторов оздоровительного лагеря, в котором будет проходить вся воспитательная, творческая, а возможно, и научно-исследовательская работа участников.

·План, как впрочем, проект или программа деятельности оздоровительного лагеря — это документы, которые в максимальной степени должны учитывать содержательные ориентиры деятельности детей и взрослых (нельзя же объять необъятное), определяющий ее порядок, объем, временные границы, индивидуальные, возрастные возможности детей в работе, как всего педагогического коллектива, так и каждого вожатого (сотрудника) в лагере.

В-третьих, вожатым необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в работе с детьми в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая интеллектуальная, физкультурно-спортивная, трудовая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и одновременно, достаточно сложной и интересной для него, соответствовать его запросам. Она должна стимулировать творчество и самостоятельность детей, развивать их межличностные контакты, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении. При этом важно реализовать ряд принципов в организации планирования, проектирования, программирования и проведении лагерной смены.

Проектирование и программирование лагерной смены включает в себя исследование личности каждого ребенка, возможностей детского и педагогического коллектива лагеря и самих вожатых. Оно может быть построено на таких компонентах, как системно-структурный, системно-функциональный и системно-диагностический подходы к организации всей смены в оздоровительном лагере.

Прежде всего, это:

1. Создание условий для реализации способностей вожатых и детей во всех областях творческой деятельности;

2. Организация досуга с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3. Приветствие и принятие инициативы ребенка педагогическим и вожатским коллективом лагеря;

4. Создание безопасных условий для проведения всех мероприятий;

5. Профессиональное моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

7. Обеспечение достаточным количеством оборудования и материалов для организации полноценной работы лагеря;

8. Равномерное распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

9. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне;

10. Умелое разрешение конфликтных ситуаций в жизни детей и детского коллектива;

11. Осуществление тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, что обеспечивает реализацию принципа профессионализма в организации работы лагеря [2].

Читайте также:
Что такое предпрофильная подготовка в 9 классе программа

Именно поэтому, в оздоровительных лагерях рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену, а также ежедневный план на каждый день (утро — день — вечер) не только педагогическим работникам, но и самим ребятам (или в содружестве детей и взрослых).

При этом важно учесть, что перспективный план разрабатывается на весь период (лето) работы лагеря. Поэтому он включает в себя не только: цель и воспитательные задачи, которые реализуются в работе с детьми в лагере, но и важнейшие условия в которых он функционирует: особенности смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков и т. п.

Особенностью календарного плана является тот факт, что он конкретизирует и дополняет перспективный план. Именно поэтому календарные планы разрабатывают не только представители администрации лагеря, но и вожатые, воспитатели, руководители детских объединений, совместно с детьми на каждую смену. На их основе разрабатываются планы работы педагогического коллектива, вожатых, самих отрядов на каждый день, с учетом особенностей погодных условий и других факторов.

Планирование работы отряда на предстоящий день, как правило, включает в себя организацию воспитательных дел с детьми после завтрака, полдника и ужина (учитывать режим дня в лагере), правильно распределять время на воспитание, культурное развитие, общение между детьми, оздоровление, отдых и спорт. По существу эти же идеи должны быть реализованы в проектной или программной деятельности вожатых в оздоровительном лагере [3].

1. Физкультурно-оздоровительная работа. В ней может быть, например, реализована такая программа, как: — «В здоровом теле — здоровый дух». К ней относится:

· Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

· Выработку и укрепление гигиенических навыков;

· Расширение знаний об охране здоровья и многое другое.

Основные формы организации такой работы могут включать в себя:

· Утреннюю гимнастику (зарядку);

· Спортивные игры на стадионе и спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон и др.);

· Подвижные игры на свежем воздухе «Казаки разбойники», «Салки», «Прятки» «Цепи» и т. д.;

· Организация спортивных эстафет: «Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Большие гонки», «эстафета по ПДД»;

· Проведение часов здоровья;

· Закаливающие процедуры (ежедневное мытье ног в прохладной воде по правилам закаливания);

· Солнечные ванны (ежедневно);

· Воздушные ванны (ежедневно).

Таким образом, в летнем оздоровительном лагере вся работа вожатых и воспитателей, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Так, например, утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10—15 минут: в хорошую погоду — на открытом воздухе, в непогоду — в проветриваемом спортивном зале.

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, — создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса детей на весь день. Далее организуются спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.

Для их достижения реализуются такие методы воспитания, как соревнование и поощрение, которые способствуют эмоционально-физическому развитию каждого ребенка, но и укрепляют их дух, патриотизм, заряд бодрости и оптимизма.

Помимо этого, в свободные минуты воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки и т. п. Все они способствуют созданию хорошего настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры — еще и воспитанию дружбы.

Кроме того, в каждом лагере большое внимание уделяется пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью можно организовать работу по программе «Три недели в лагере Здоровья», тесно сотрудничая с врачом и главным поваром оздоровительного лагеря. С медицинским работником можно проводить беседы на темы: — «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка — основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах». Ребята участвуют в создании профилактической газеты, ежедневно ведут «Журнал здоровья».

В рамках этого направления, обязательно проводятся оздоровительные процедуры: закаливание, солнечные и воздушные ванны. Желательно, чтобы закаливание проходило ежедневно, например, перед тихим часом в виде мытья ног, с постепенным снижением температуры воды. Такую же процедуру необходимо организовывать и перед ночным сном.

Для принятия солнечных ванн с детьми может подойти лужайка, лесная полянка, сквер или школьный парк. Важно, чтобы дети как можно больше находились и дышали свежим воздухом, поэтому максимальное количество мероприятий и режимных моментов в лагере организуется на улице [5].

2. Художественно-творческое направление и досуг. Творческая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления эстетических сил в разнообразных видах творческой деятельности. Оно включает в себя: рисование, лепку из глины и пластилина, занятия в творческих мастерских. Это направление включает в себя, например, деятельность детских объединений по интересам: «Веселые ребята», «Юные исследователи» «Инопланетяне», которое осуществляется:

· через вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организованного досуга — любителей театра, музыки, живописи, танцев, познавательных, спортивных и развлекательных конкурсов и т. д.;

· организацию занятий с детьми в творческих мастерских, кружках (объединениях) по интересам.

Так, например, рисование детей облагораживает каждого ребенка в лагере, оно раскрывает внутренний мир и художественные способности детей. Рисуя карандашами, фломастерами, мелом, красками, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и объемные формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии, а, участвуя в конкурсе «Мой день в лагере» дети учатся передавать свои эмоции, чувства и настроение через рисунок [8].

Она направлена на развитие разнообразных видов творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования лучших качеств его характера.

3. Трудовое направление, сюда можно отнести такие занятия с детьми, как «Трудовой десант», природоохранная деятельность, и общественно-полезный труд школьников.

· выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, в спальных корпусах, уход за цветами, аквариумными рыбками, работа в теплице);

· коллективные трудовые дела, участие в конкурсах и соревнованиях «Моя будущая профессия» и другие.

В основе этой работы лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, которые выполняет ребенок, здесь же создаются благоприятные условия для духовного и нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, формируется толерантность.

С другой стороны эта деятельность предполагает процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах между собой и взрослыми людьми.

4. Интеллектуальное направление. Сюда относят, например такую игру, как «Умники и умницы», разнообразные интеллектуальные конкурсы, участие детей в викторинах, праздниках, образовательных проектах. Эта деятельность осуществляется припосещении музеев, организацию работы отрядной библиотеки, проведение тематических библиотечных (часов по плану районной библиотеки), участие в игровых программах по ПДД, интеллектуальных марафонах и играх «Что? Где? Когда?» и многое другое [9].

В условиях летнего отдыха у ребят не должно пропадать стремление к познанию окружающего мира, закрепления школьных знаний, просто это стремление должно реализоваться в других, отличных от школьных уроков, формах: диспутах, беседах, экскурсиях, встречах с учеными и специалистами различных сфер деятельности людей.

В силу своих возрастных особенностей ребята всегда стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа и окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа с детьми должна быть направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта, познавательной активности воспитанников: развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, а также формировать положительные эмоций от самого процесса обучения, потребности в своем непрерывном образовании [2].

Передовой опыт показывает, что кружковая деятельность с детьми, как правило, осуществляется через работу в детских одновозрастных или разновозрастных коллективах, которые функционируют на территории, как самого лагеря, так и за его пределами. Сами кружки могут носить самые разные наименования, например: «Школа лидера», «Юного следопыта», или «Веселая кисточка», «Музыкальный калейдоскоп», «Мягкая игрушка» и другие.

Она объединяет детей по интересам в малые группы и носит вариативный характер [4].

Таким образом, вся работа вожатого в лагере может быть основана на следующих мотивациях:

· воспитание творческого и интеллектуального потенциала детей и взрослых;

· формирование основ здорового образа жизни и укрепление физического здоровья;

· развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, его интересов и потребностей.

· развитие лидерских и организаторских качеств, участвуя в деятельности лагеря;

· создание благоприятного микроклимата в отрядах для развития коммуникативных способностей и толерантности детей, подростков и молодежи

Читайте также:
Программа амд не может продолжить работу

· повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора;

· формирование устойчивого интереса к миру профессий, включая педагогический профиль, организации воспитательной работе с младшими детьми по месту жительства и в учреждениях образования.

Важно, чтобы каждый из детей в лагере нашел для себя новых друзей, включился в интересные занятия: игры, конкурсы, соревнования и праздники, чтобы лето и своих вожатых он запомнил на всю свою оставшуюся жизнь и мог использовать свои знания, умения и навыки на благо своей Родины.

Источник: studfile.net

Тема 4. Организационная структура лагерной смены

Смена – это относительно короткий промежуток времени, который дети проводят в лагере. В основе логики лагерной смены лежит благополучие и комфорт каждого ребенка. Критериями логики являются физическое состояние и эмоциональное настроение. В самом общем виде логику смены можно представить как комплекс последовательных развивающих задач, решать которые предстоит в организационный, основной и итоговый периоды.

Организационный период – первые 3-4 дня, важные и самые ответственные. Существует поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Оргпериод – это переход из одной жизни в другую, время привыкания детей к новой жизни. Главная цель вожатого в оргпериод – создание условий для скорейшей адаптации детей в лагере и ввода детей в сюжетно-ролевую игру. Для этого необходимо решение следующих задач:

— обеспечить быстрое знакомство детей друг с другом;

— определить возможности (интеллектуальные, коммуникативные, спортивные и др.) и намерения детей;

— выявить потенциальных лидеров в отряде;

— заложить основы формирования временного детского коллектива: разделить отряд на микрогруппы, выбрать лидерский совет, распределить ЧТП;

— создать условия для проявления детей, возможности для самоутверждения;

— приучить детей к выполнению распорядка дня;

— научить детей соблюдению санитарно-гигиенических правил и норм;

— обучить детей основам жизни в отрядах, микрогруппах;

— что подразумевает формирование основ следующих групп внутренних и внешних отношений:

Оргпериод заключается во включении детей в общение и деятельность (первичные коллективно-творческие дела, огоньки знакомств, коммуникативные игры, церемония открытия), посредством которых осуществляется организационное оформление первичных объединений, формирование основ детских коллективов. В этот же период ведется диагностика творческого потенциала участников среды, выявляются лидеры, формируются отношения в объединениях детей (социометрия, тренинги общения, запуск системы ЧТП и т.д.).

Результатом оргпериода должно стать:

— общее представление о возможностях лагерной смены;

— общие отношения содружества на уровнях ребенок-ребенок, ребенок-вожатый, ребенок-коллектив;

— общее настроение творческой атмосферы;

— общая (совместная) готовность взрослых и детей к различным видам игровой деятельности;

— общее желание делать отдых интересным и праздничным;

— общая социально-ролевая адаптация каждого ребенка к новым условиям и состояниям.

Система деятельности в оргпериод

1 день – Знакомство:

— заезд, регистрация, распределение по комнатам, медосмотр;

— первичное КТД на знакомство («Здравствуйте, мы вам рады», «Ехали мы, ехали…», «Я+ТЫ =МЫ» и т.д.), на выявление творческого потенциала («Кинофестиваль», «Зоопарк», «Аукцион талантов», «Гиннес-шоу» и др.),

— вечерняя свечка или костер (диалоги «О тебе и о себе», огонек «Расскажи мне о себе», первый «Орлятский круг»)

День знакомства самый сложный. Главное не забыть о том, что:

— все дети теперь твои и ты для них самый важный человек – мама, папа, друг и учитель;

— у каждого ребенка свое настроение. Надо наблюдать за всеми, не забывать никого, уделять каждому внимание;

— надо попытаться сразу понравиться детям и постараться полюбить их;

— каждый ребенок – личность. Надо уважать ее.

2 день – адаптация:

— малые формы: а) коммуникативные игры («Плюс – минус», «Контакт», Тренинговые упражнения), б) КТД на выявление лидерства («Театральный калейдоскоп»);

— знакомство с лагерем и его обитателями (КТД «Экскурсия»);

— вечернее дело («Оранжевое настроение», «Крестики – нолики»)

Второй день адаптации закрепляет достижения первого дня, стабилизирует общее состояние детей, настраивает на веселую, радостную атмосферу, формирует активное желание детей участвовать в жизни лагеря.

Главное не забывать о том, что:

— дети могут устать – необходимо чередовать различные виды деятельности;

— темп и динамика всего дня, несмотря на его насыщенность, спокойные и ровные;

— паузы можно заполнить играми, веселыми песнями, спортивными состязаниями.

3 день – самоопределение

— выборы лидера («Необитаемый остров»)

— вечернее дело «Представление отрядов»

Третий день самоопределения предполагает введение детей в сюжетно-ролевую игру «Оранжевое настроение»

Главное, не забыть о том, что:

— игру «в выборы» дети воспринимают всерьез, поэтому надо поддержать проигравших детей;

— надо позволить детям составлять авторские программы жизни в лагере, осторожно предупреждая невыполнимые положения.

4 день – праздник

— распределение по кружкам

— праздничная танцевальная программа

Четвертый праздничный день завершает организационный период.

Основной период смены – это главный этап развития лагерной смены, когда закрепляются достигнутые результаты организационного периода, стабилизируются отношения детей, взрослых, деятельность расширяется и углубляется в организационном и содержательном направлении.

Цель данного периода — реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.

Задачи основного периода:

Ведущая задача – формирование личного статуса ребенка и статуса коллектива, их взаимоотношение и взаимодействие.

· развитие самоуправления и структуры лагеря (через работу микрогруппы, систему дежурного командира, значимые поручения, соревновательность).

· передача управления отрядом и лагерем от отряда к детям (день самоуправления, экзамен в кружках, планирование дел активом, утреннюю линейку проводит президент лагеря).

· создание условий для приобретения ребёнком опыта разной деятельности (кружки, КТД, огоньки анализа дел).

· создание условий для демонстрации ребёнком приобретённого в лагере опыта (проведение родительского дня, творческие отчёты кружков, открытые отрядные дела для всего лагеря (творческий Арбат, эстафета соседей — экскурсии по отрядному месту)).

Критерий успешности — инициатива ребят.

Структурным звеном основного этапа жизни ребенка в лагере является тематический период. Тематический период – это несколько дней (3-4) объединенные одним тематическим сюжетом («Античность», «Средневековье», «Космос», «Индейцы», «Мушкетеры», «Телевидение» и т.д.).

Результатом основного периода должно стать:

— формирование временных детских коллективов;

— создание атмосферы положительного общения;

— нивелирование негативных эмоциональных настроений, коррекция отклоняющихся поведенческих мотивов;

— обеспечение условий для интеллектуального, творческого, спортивного развития детей.

Педагогическим обеспечением тематических периодов выступают специально разработанные игровые технологии, ситуации, модели поведения и отношений детей и взрослых.

Итоговый период предполагает подведение итогов лагерной смены на двух уровнях: условно-деловом и эмоциональном.

Цель — подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив.

· Коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста временного детского коллектива (итоговый сбор отряда, вручение грамот, методики на определение уровня развития коллектива — социометрия, прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», линейка закрытия смены).

· Самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста каждым ребенком (прощальный огонёк, прочтение и анализ письма себе на конец смены, прощальный вернисаж — выражение себя через предметы в композиции с названием, оформление общей выставки отряда, КТД «Скоро лагерю скажем «прощай», прогулки по любимым местам, бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере, обмен пожеланиями).

· Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее (обмен адресами для переписки, договор о встрече, беседа «Что вы будете делать после лагеря», индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере, можно раздать сценарии дел или дать их переписать).

· Подготовка лагеря к следующей смене (уборка территории и помещений, помощь вожатым в изготовлении визиток, написание вожатым писем-отзывов о его работе, пожелания на будущее).

Первый уровень складывается из диагностических мероприятий, открытия ВИД (выставки игровых достижений), последних сборов, церемонии награждения и чествования лучших из лучших. Второй уровень включает в себя огоньки «Расскажи мне обо мне», Церемония закрытия, «Последний круг»

Критерии успешности периода

· нежелание уезжать из лагеря;

· желание сохранить среду общения;

· желание перенести то, чему научились в лагере на свой постоянный детский коллектив.

Заключительный период включает в себя проведение итоговых сборов от­ряда, дружины; проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. Зак­лючительный период посвящается творческому отчету в отряде, круж­ке, дружине. Организуются выставки поделок, фотогазет, газет-молний. Проводятся концерты, на которых показы­ваются инсценировки из жизни лагеря. Итоговые линей­ки посвящаются награждению детей, отличившихся в чем-либо на протяжении всей смены.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru