Алгоритм методического анализа учебника:
Авторы: А.А. Плешаков, Е.Н. Крючкова.
Класс: 4 класс, 1 часть.
Название предмета: Окружающий мир.
Издательство: Москва «Просвещение» 2013, Школа России.
· Оглавление, его местоположение в учебнике и структурирование:
Оглавление находится в конце учебника, каждый раздел выделен определенным цветом, имеет свое название и картинки.
Раздел 1 «Земля и человечество» содержит темы:
«Мир глазами астронома»;
«Планеты Солнечной системы»;
«Звездное небо – Великая книга Природы»;
«Мир глазами географа»;
«Мир глазами историка»;
«Мир глазами эколога»;
«Сокровища Земли под охраной человечества».
Раздел 2 «Природа России» содержит темы:
| «Равнины и горы России»; | «Пустыни»; |
| «Моря, озера и реки России»; | «У Черного моря». |
| «Природные зоны России»; | |
| «Зона арктических пустынь»; | |
| «Тундра»; | |
| «Леса России»; | |
| «Лес и человек»; | |
| «Зона степей»; |
Окружающий мир: трансформация курса в соответствии с требованиями ФГОС-21
Раздел 3 «Родной край – часть большой страны» содержит темы:
«Поверхность нашего края»;
«Водные богатства нашего края»;
«Наши подземные богатства»;
«Жизнь в пресных водах»;
«Растениеводство в нашем крае»;
«Животноводство в нашем крае».
Кроме этого, есть разделы: «Наши проекты», «Проверим себя и оценим свои достижения», «Странички для самопроверки».
1. Рубрика «Проверь себя» помогает закрепить пройденную тему, понять усвоил ли её ребенок.
2. Рубрика «Задания для домашней работы»
3. Рубрика «На следующем уроке» предполагает предварительное знакомство с новой темой.
4. Рубрика «Странички для любознательных» содержит дополнительный материал и материал повышенной сложности по теме изучаемого раздела, хотя рубрика расположена в конце раздела, обращение к ней возможно в любое время в соответствии с тематикой урока.
5. Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» проверяет знания, умения учащихся по изученному разделу.
На страницах учебника встречаются условные знаки, обозначения которых даны в начале учебника. Знаки подсказывают учащимся, что нужно делать, как нужно организовывать работу:

В учебнике развит аппарат ориентировки – это различные виды текста, рамки, маркировки текста, разделение на абзацы. Все это помогает работе зрительной памяти и быстрого ориентирования по тексту.
Изучим статью параграфа «Мир глазами астронома». Мы видим, что данный текст не перегружен материалом и доступен для понимания детьми.
Рассмотрим примеры практических работ:
1. Практическая работа «Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику», текст практической работы доступен для понимания, развивает у учащихся творческие навыки.
2. Практическая работа «Поиграйте с друзьями: постройте живую модель Солнечной системы! Пусть каждый назовет именем одной из планеты, а кто-то будет Солнцем. Изготовьте таблички с названиями и возьмите их в руки. Встаньте во круг Солнца так, чтобы правильно передавать последовательность планет. А теперь – в путь вокруг солнышка!
ФПУ 2022. Обновлённые учебники «Окружающий мир» серии «Школа России»
Постарайтесь двигаться так, чтобы не нарушалось расположение планет. Тот, кто «собьется» с орбиты, выходит из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех останется на орбите». Текст практической работы доступен для понимания, задания такого характера влияет на сплоченность класса, развивает быстроту запоминания и выучивания планет Солнечной системы.
В учебнике есть дополнительные статьи: интересные факты, странички для любознательных. Они раскрывают познаваемость мира, формируют чувство патриотизма и гордости, показывают связь теории с практикой. Методическая роль предлагаемых статей: формирование мотивации, интереса к предмету, накопление и формирование функциональной предметной грамотности, умение ориентироваться во внешней среде, наглядности, эмоциональности восприятия материала.
В учебнике имеются пояснительные статьи. Методическая роль пояснительных статей заключается в поверхностном толкование предметов, явлений, свойств.
В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро их найти, легко ориентироваться в тексте.
Материал соответствует содержанию учебного материала современным требованиям. Он качественный и несет познавательное значение. Способствует развитию интереса у учащихся, соответствует возрастным особенностям школьников, эмоционально воздействует на них. Так же материал способствует развитию способностей учащихся, познавательной активности и самостоятельности.
Весь материал последователен и целесообразен. В нем присутствуют межпредметные связи (география, биология, химия, история, обществознание).
Учебник имеет достаточное количество иллюстраций (фотографии, карты, таблицы, схемы). В каждом параграфе есть разнообразное количество картинок к заданиям и к текстам, что помогает привлечь внимание учащихся. Изображения способствуют усвоению теоретического материала, структурируют его, помогают выделить главное и запомнить важное.
Иллюстрации часто используются для организации самостоятельно – познавательной деятельности учащихся. Например, при изучении темы «Разнообразие полезных ископаемых» встречаются иллюстрации разнообразных разновидностей полезных ископаемых, так же встречаются иллюстрации, показывающие добычу тех или иных, полезных ископаемых.
Организация усвоения знаний в учебнике осуществляется с помощью вопросов, упражнений и задач, помещенных после параграфа. Задания, помещенные после параграфа, как правило носят репродуктивный характер, так как нацелены на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала. Последние вопросы предполагают преломление, переосмысление знаний и перенос их на новый объект.
В конце каждого параграфа встречаются задания для домашней работы и ставятся примерные задачи на последующий урок.
В учебнике реализована система обобщений формируемых знаний: каждая тема завершается перечнем итоговых вопросов, что способствует систематизации и обобщению знаний, являются средствами закрепления умений и навыков.
6. Проанализировать структуру учебника с позиции реализации требований ФГОС:
В учебнике есть задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. Новая тема — учащиеся сначала вспоминают все знания, связанные с этой темой, а потом двигаются дальше. В заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС УМК «Школа России» направлен на достижение следующих метапредметных результатов: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
В учебнике окружающего мира на страницах каждого раздела есть основные цели и задачи учебной деятельности, что помогает учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.
7. Выявить сходства и отличия между учебниками для общеобразовательной и коррекционной школы (отметить особенности построения статей, коррекционно-развивающий характер заданий, доступность для учеников).
Учащиеся специальных коррекционных классов нуждаются в специальной работе, направленной на расширение их кругозора, развитие познавательных интересов, активизацию мыслительной деятельности, формирование всех сторон устной речи.
Уроки предмета «Окружающий мир» должны развивать у детей способности:
-вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
-задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведённых наблюдениях;
-проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
-рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определённому плану;
-делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;
— составлять высказывания из четырёх- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчёт, рассказ-описание;
-усвоить навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
8. Предложить собственные рекомендации по составлению учебников для начальной школы по изучению курса «Окружающий мир».
При составлении учебников «Окружающий мир» необходимо:
· доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы;
· ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений;
· интересные упражнения практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли;
· связь учебного материала с трудовой жизнью и бытом людей;
· соответствие учебника школьной программе.
Источник: poisk-ru.ru
Тема 3.1. Структура современного предметного содержания
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществляется в соответствии с общедидактическими и специфическими принципами. Рассмотрим общепризнанные и наиболее значимые из них (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, М.Н.
Скаткин).
Принцип гуманистической направленности содержания естественнонаучного образования проявляется в интегрировании гуманитарных и естественнонаучных знаний. Целостность знания – традиция гуманистических культур и острая потребность современности. Только такое знание совместимо с ценностным пониманием мира.
Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения предполагает соотнесение учебного материала с формами, способами и средствами процесса обучения.
Принцип наглядности констатирует необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. Процесс обучения в начальной школе строится на основе целенаправленных, систематических наблюдений природы.
Принцип научности предполагает опору на новейшие достижения науки, ее открытия, современные точки зрения на естественнонаучную картину мира. Природные явления рассматриваются в развитии, в тесной связи и взаимозависимости.
Принцип доступности и посильной трудности направлен на познание сущности природных явлений. Если усваиваемый материал слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями. Отбор учебного материала определяется, прежде всего, возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников. Заметную роль в облегчении восприятия природоведческого материала играет аргументированность, обоснованность изучаемых фактов, понятий.
Принцип систематичности и последовательности означает детерминированность отдельных содержательных компонентов курса связями между ними. Проявляется в структуре курса, определяющей последовательность изучения основных понятий, постепенность их усложнения.
Принцип связи теории с практикой предполагает знакомство учащихся с современными производственными технологиями и прогрессивными методами труда, применение знаний в практической деятельности, связь с жизненным опытом ребенка
Принцип сознательности и активности учащихся направлен на стимулирование познавательной активности школьника. Сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.
Специфическими принципами ознакомления с окружающим миром являются краеведческий, экологический и принцип сезонности (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина, В.М. Пакулова).
Краеведческий принцип обеспечивает широкое привлечение краеведческого материала. Непосредственное знакомство детей с природой родного края, его историей, экономикой и культурой создает положительный, эмоциональный фон в обучении, является источником ярких, образных представлений, приучает любить родную природу, закладывает основу для формирования представлений о природе отдаленных территорий Земли.
Экологический принцип акцентирует внимание на раскрытие взаимосвязей и взаимозависимостей в природе. Изучение природных тел и систем сопровождается оценкой экологического состояния природных объектов своей местности, выявлением причин их загрязнения или гибели, прогнозированием охранных мер.
Принцип сезонности направлен на изучение сезонных изменений, происходящих в природе в данной местности. Наблюдения учащихся за сезонными явлениями предоставляют обширный фактологический материал, на основе которого формируются знания о приспособлениях растений и животных к закономерно изменяющимся природным условиям.
Из принципов следуют критерии отбора содержания (Ю.К. Бабанский):
· критерий целостного отражения в содержании образования основных элементов социального опыта;
· критерий выделения в содержании наиболее универсальных элементов;
· критерий соответствия сложности содержания реальным возможностям учащихся данного возраста;
· критерий соответствия объема содержания времени, выделенному на изучение предмета;
· критерий учета международного опыта построения содержания;
· критерий соответствия содержания учебно-материальному и методическому оснащению школы.
Таковы основные требования к предметному содержанию школьного курса «Окружающий мир». Их необходимо учитывать педагогу при проектировании содержания урока.
Структура и построение содержания
Требования стандарта
к образовательному компоненту «Окружающий мир»
Содержание образования определяется нормативными документами: государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом, учебными программами.
Конституцией РФ (ст. 43) и Законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации установлены государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
Стандарт образования – нормативный документ, определяющий в обязательном порядке требования:
· к содержанию предмета в виде базового уровня его предъявления учащимся;
· к объему учебной нагрузки в виде сетки часов в учебном плане;
· к уровню обязательной подготовки школьников в виде требований к знаниям, умениям, а также в виде образцов заданий.
Стандарт начального общего образования
По окружающему миру
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
· развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
· освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.
Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре).
Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях [1].
Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд.
Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.
Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений).
Погода, предсказание погоды.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).
Природные сообщества родного края (2-3). Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон.
Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.
Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).
Правила поведения в природе.
Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники.
Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
Родной край – малая Родина. Родной город (село), регион (область, республика, край, ): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте).
Опыт практической деятельности.
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объ-ектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Знать/понимать
· название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
· государственную символику России;
· основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
· общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
· правила сохранения и укрепления здоровья;
· основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
Уметь
· определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
· различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
· различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
· приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
· показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
· описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
· ориентирования на местности с помощью компаса;
· определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
· установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
· ухода за растениями (животными);
· выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
· удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Современные программы
И обществоведческих понятий
И их классификация
Представления служат переходной ступенью к высшей форме познания – абстрактному мышлению, которое опирается на понятия. Если сознание оперирует разобщенными представлениями, то новое знание воспринимается на уровне памяти, не влияя на целостность знаний. Если же сознанию свойственна систематичность понятий, развиты отношения общности между ними, то новое знание включается в систему, и все знания, хранящиеся им, становятся более емкими.
Понятия – форма обобщенного знания, отражающая объективно существенное в предметах и явлениях и закрепляемая специальными терминами. В понятиях всегда отражаются существенные признаки (свойства и отношения) предметов. Признаки могут быть отличительные и неотличительные.
Есть признаки присущие только одному объекту, они позволяют его отличать от других, сходных с ним предметов. Например, отличительным признаком планеты Меркурий является то, что ее орбита наименее удалена от Солнца (по сравнению с другими планетами Солнечной системы). Признаки предметов могут быть существенными и несущественными.
В понятии отражается совокупность существенных свойств (признаков), то есть таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных. Если изменить несущественные свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, если же изменить существенные свойства, предмет становится другим. Например, цвет, форма, величина, количество лепестков – это несущественные признаки понятия «цветок». Существенным признаком является способность давать плод.
Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания («лес», «природное сообщество»).
В курсе окружающий мир формируются понятия из разных областей естествознания.
Биолого-экологические понятия содержат информацию об объектах и явлениях живой природы, их приспособленности к условиям неживой природы, экологических связях и зависимостях.
К сфере географических относятся понятия из физической географии (горные породы, поверхность, водоемы, полезные ископаемые, физическая карта и др.) и из экономической (рациональное использование воды, полезных ископаемых и т.д.).
Введение социальных понятий (страна, город, национальность, право, обязанность, закон и др.) позволяет познакомить младших школьников с устройством нашего государства, его экономикой, с достопримечательностями и значением родного края.
Раздел 3. Содержание курса «Окружающий мир»
В начальной школе
тема 3.1. Структура современного предметного содержания
Курса «Окружающий мир»
Источник: lektsia.com
Методические особенности вариативных курсов «Окружающий мир»
ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ (система учебных курсов) А.А. Плешаков обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их естественнонаучное и экологическое образование и включает следующие курсы:
1. Мир вокруг нас (основной курс).
2. Природоведение (основной курс).
3. Экология для младших школьников (факультативный курс).
4. Планета загадок (факультативный курс).
Мир вокруг нас (1-2 классы) Приоритетная задача курса «Мир вокруг нас» – формирование единого ценностно-окрашенного образа мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство уважения к своему природному и социальному окружению.
Человек, природа и общество рассматриваются в данном курсе в их неразрывном, органичном единстве. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей. В первом классе дети учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать ответы на них. В курсе второго класса выделяется несколько содержательных линий.
Первая линия направлена на ознакомление с природой, конкретными природными объектами. Вторая линия знакомит с жизнью общества на примере своего города или села, с экономикой. Третья линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование гигиенических навыков, умений ориентироваться в опасных ситуациях.
Четвертая линия направлена на обучение детей умению общаться, освоение азбуки вежливости и норм этики. Пятая линия связана с обучением простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений. С этой целью используются мысленные «путешествий» по глобусу и карте.
Природоведение (3-4 классы) Курс «Природоведение» является продолжением курса «Мир вокруг нас». Цель данного курса – воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.
К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. В 3-м классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая дает возможность обобщить, систематизировать, расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека и служит введением в курс.
В 4-м классе курс открывается темой «Мы – жители Земли». Работая с глобусом и картой полушарий, учащиеся получают общие представления о Земле – ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т. д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения. Главная отличительная черта авторских программ А.А.
Плешакова – экологическая направленность. Знакомство с экологическими проблемами происходит на глобальном, национальном и краеведческом уровнях. Большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.
Окружающий мир Н.Ф. Виноградова Программа «Окружающий мир» входит в учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой). Интегрированый курс «Окружающий мир» имеет особое значение в формировании у школьников целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Основная цель курса – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек–природа– общество», воспитание правильного отношения к среде обитания. Задачи: воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей; формирование элементарной экологической культуры; воспитание правильных взаимоотношений со сверстниками, младшими, взрослыми; формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.
Принципиальные положения построения курса: – принцип «позитивного педоцентризма», предполагающий отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических доминант. Важно построение курса «от ребенка», прослеживание его взаимоотношений с миром природы («Я и природа»), вещей («Я и вещи»), своим собственным миром («Я и я») и социумом («Я и общество»); подведение ученика к осознанию своей принадлежности к определенной социальной группе («ты – член семьи, школьного коллектива, общества»); – использование нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, учреждении культуры, игровом зале и пр.).
Обязательной структурной единицей урока является игра (преимущество отдается ролевой игре) и продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, экспериментальная). В программе предлагается изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов в едином курсе на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Важным принципом отбора содержания программы является культурологический. В программе расширен социальный аспект. Существенная роль отводится формированию социального опыта, экологической воспитанности как основе социализации ребенка.
Окружающий МИР И.П. Товпинец Программа создана на основе программы «Естествознание» (Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец) в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа направлена на формирование у школьников широкой целостной научной картины мира. В курсе интегрируются естественнонаучный и обществоведческий компоненты содержания.
Курс обеспечивает формирование различных надпредметных умений: умений наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Содержание курса обеспечивает формирование эмоционально ценностного отношения к природе. Содержание первого года обучения «Мир вокруг» направлено на ознакомление с разнообразием мира живой и неживой природы.
В 1-м классе проводятся ознакомительные уроки-экскурсии в природу, направленные на формирование целостного представления о мире во всем его многообразии. Со 2-го класса изучается курс «Естествознание».
Дети знакомятся с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с сезонными изменениями в природе и их приспособленностью к условиям внешней среды, узнают о закономерных изменениях в жизни растений и животных. Программа 3-го класса предусматривает более глубокое осмысление закономерной связи живой и неживой природы.
Значительное внимание уделяется знакомству с природными сообществами (лесом, лугом, водоемом). Существенная роль отводится изучению воды и воздуха как среде обитания, их значению для жизни животных, растений и человека.
В 4-м классе формируется представление об организме человека как о целостной системе, где все органы взаимосвязаны и находятся в состоянии изменчивого равновесия с внешней средой. Содержание программы 1 класс «Мир вокруг» (30 ч). 2 класс «Естествознание» (34 ч). 3 класс «Естествознание» (34 ч). 4 класс «Естествознание» (34 ч). Система Л.В.
Занкова направлена на общее психическое развитие младших школьников на основе многогранной психической деятельности, которая обеспечивается включением наряду с интеллектуальной сферой эмоций, чувств, волевых качеств ребенка. В программе и методике обучения естествознанию конкретизируются типические педагогические свойства (многогранность, вариантность, коллизийность, процессуальность) и дидактические принципы развивающего образования.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким образом, изучение Окружающего мире позволяет достичь личностных, предметных, метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Источник: megaobuchalka.ru