Структура программы коррекционного образования

Презентация на тему: » СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ, к.п.н.» — Транскрипт:

1 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ИРОСТ, к.п.н.

2 С основной образовательной программой и как ее обязательный элемент должна включать три раздела: целевой, содержательный и организационный. По аналогии

3 Целевой раздел включает: 1.Обоснование необходимости реализации программы. 2.Стратегическую цель и задачи ОУ в организации коррекционной работы. 3.Планируемые предметные результаты коррекционной работы. 4.Планируемые личностные результаты коррекционной работы. 5.Планируемые метапредметные результаты коррекционной работы, включая универсальные компетенции, которые будут сформированы у ребенка с ОВЗ в процессе коррекционной работы.

4 В обосновании необходимости реализации программы В обосновании необходимости реализации программы Предлагается: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ с учетом типа нарушения и его влияния на результативность обучения в массовой общеобразовательной школе; социально-педагогический портрет семьи ребенка с ОВЗ и оценку возможности ее позитивного участия в коррекционной работе.

Внедрение ФОП ДО и ФАОП ДО в практику детского сада.

5 Стратегическая цель ОУ Стратегическая цель ОУ ОУ в организации коррекционной работы: создание оптимальных условий для освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграция

6 Стратегические задачи Стратегические задачи ОУ в организации коррекционной работы: своевременное выявление детей с трудностями адаптации; определение особых образовательных потребностей таких учащихся; определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка; создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграция в ОУ;

7 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям в соответствии с рекомендациями ПМПк; разработка и реализация индивидуальных и (или) групповых коррекционных занятий для детей с ОВЗ; реализация системы мероприятий по социальной адаптации таких детей; Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.

8 в пункте «Планируемые предметные результаты коррекционной работы » в пункте «Планируемые предметные результаты коррекционной работы » Учителю надо знать, что группа детей с ОВЗ неоднородна: 1 уровень предметной подготовки (цензовый) соответсвует уровню образования здоровых сверстников; 2 уровень изменен с цензовым уровнем за счет расширения области развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ; На 3 уровне «академический» компонент редуцируется до полезных ребенку с ОВЗ элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненных компетенций.

9 Личностные результаты коррекционной работы Личностные результаты коррекционной работы С ребенком с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе, вот некоторые из них: активное включение в общение и взаимодействие со свертниками на основе принципов сохранения и укрепления здоровья; проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формирование адекватных представлений о возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; формирование навыков самообслуживания дома и в школе и веры в свои силы в овладении ими; ориентировка в школьной жизни и формирование понимания значения праздника дома и в школе, устойчивого желания участвовать в устройстве праздника и др.

10 Предполагаемые «Метапредметные результаты коррекционной работы» Предполагаемые «Метапредметные результаты коррекционной работы» овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; формирование умения понимать причины успеха (неудачи) учебной деятельности и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества и др.

12 Содержательный раздел включает: 1.Описание механизма взаимодействия специалистов (план работы ПМПк). 2.Описание содержания и организации диагностической работы с ребенком с ОВЗ (с группой детей) и оценки эффективности коррекционной работы. 3.Набор коррекционных программ по отношению к конкретным детям с учетом их особенностей (например, программа по преодолению трудностей обучения; коррекции и развития высших психических функций и др.). 4.Программа консультативной информационно- просветительской работы с родителями ребенка с ОВЗ.

13 Организационный раздел включает: 1.Анализ возможностей ОУ по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. 2.Ведущие принципы коррекционной работы и способы их реализации в организации коррекционных занятий, в подборе форм, методов и приемов работы с детьми с ОВЗ (с учетом их индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей и возраста).

14 Схема анализа возможностей по созданию условий Схема анализа возможностей по созданию условий создание (по необходимости) безбарьерной среды жизнедеятельности особого ребенка; наличие специальных образовательных программ и специальных учебников (по необходимости), учебных пособий и дидактических материалов; наличие специальных технических средств обучения (по необходимости), средств обучения индивидуального и коллективного доступа; наличие в ОУ тьютора, непосредственно отвечающего за организацию индивидуальной коррекционной работы; обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени нарушений их развития (вместе с нормально развивающимися детьми) в проведении культурно-развлекательных мероприятиях и др.

15 Ведущие принципы Ведущие принципы Коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ: Принцип коррекционно-компенсиирующей направленности образования предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов ребенка с ОВЗ. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: основная цель – преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение» ученика. Принцип осознанной мыслительной деятельности предполагает, что ребенок с ОВЗ осознает совершаемую им мыслительную деятельность (умеет рефлексировать). Принцип постепенности в осуществлении коррекционно- развивающей работы предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений – к более сложным. Принцип деятельностного подхода к коррекционно-развивающему образованию требует опираться на предметно-практическую деятельность ребенка с ОВЗ.

16 Должна быть выстроена в логике коррекционной программы образовательного учреждения (разделы те же) Программа коррекционной работы отдельного педагога (узкого специалиста)

17 Целевой раздел: 1)В обосновании необходимости реализации программы (приводится характеристика детей с учетом особенностей нарушения здоровья). 2)Тактические задачи (направлены на коррекцию или компенсацию конкретных нарушений). 3)Личностные и метапредметные результаты, универсальные учебные действия (выбираются педагогом из общего списка с учетом предметного содержания). 4)Система оценки достижения планируемых результатов (тесты-задания, упражнения для оценки сформированности универсальных учебных действий).

19 Организационный раздел: 1)Режим занятий, форму их проведения и организационную структуру. 2)Описание основных приемов и методов коррекционной работы, применяемых при реализации данной программы коррекционной работы. 3)Методическое и техническое сопровождение реализации коррекционной программы. 4)План взаимодействия с другими педагогами (узкими специалистами) и медицинскими работниками (по необходимости)..

Читайте также:
3 что гарантируют разработчики лицензионной программы потребителям

20 Литература Закон Российской Федерации «Об образовании». ФГОС начального общего образования (включает в состав основной образовательной программы ОУ (организации) раздел «Коррекционная работа»). Гладкая, В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении: учеб.-метод. пособие / В.В.

Гладкая. – Минск: Зорны Верасок, Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Изд. Центр «Академия», Сиротюк, А.Л.

Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, Научно – методический журнал «Коррекционно-развивающее образование» ; 4.

21 Интернет — ресурсы (анализ методических журналов). (модель коррекционно-развивающей среды, из опыта работы). (культурологический подход в коррекционном обучении). (корреционно-развивающее сопровождение внеурочной деятельности).

Источник: www.myshared.ru

Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования
методическая разработка

По данным Министерства Образования среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска по школьной, соматической и психофизиологической дезадаптации. Поэтому в рамах дифференцированного подхода к обучению детей в общеобразовательных школах, испытывающих трудности в обучении, создана Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document iconПроектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования 211.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования

Меклер Дарья Игоревна

учитель начальных классов

Глава 1. Теоретический аспект программы коррекционной работы на ступени начального общего образования

1.1. Проектирование коррекционной работы…………………………. 4 стр.

1.2. Структура коррекционной работы

Глава 2. Практический аспект программы коррекционной работы на ступени начального общего образования

2.1. Примерная программа коррекционной работы с обучающими начального общего образования……………………………………………………… 8 стр.

В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении, адаптации к школе и социальному окружению. Сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети разного уровня развития. Связано это с тем, что решение о выборе школы закреплено за родителями. Медико-педагогическая комиссия имеет право только на рекомендации о форме обучения и образовательном учреждении. Следствием этого является то, что в общеобразовательных школах совместно обучаются дети разного уровня развития и коррекционные методы и приёмы в преподавании можно использовать не только на уроках в школах для детей с задержкой психического развития, но и в работе с учениками общеобразовательных школ.

По данным Министерства Образования среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60 % относятся к категории риска по школьной, соматической и психофизиологической дезадаптации.

Поэтому в рамах дифференцированного подхода к обучению детей в общеобразовательных школах, испытывающих трудности в обучении, создана Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Глава 1. Глава 1. Теоретический аспект программы коррекционной работы на ступени начального общего образования

  1. Проектирование коррекционной работы

Главные задачи школы в свете современной государственной политики создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Обучение сегодня должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Именно эти идеи национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» нашли отражение в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе начального.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования реализуется в общеобразовательной организации посредством основной образовательной программы начального общего образования.

Программа коррекционной работы является обязательным компонентом ООП НОО и разрабатывается общеобразовательной организацией при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС НОО направлена на создание в общеобразовательной организации системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы, согласно требованиям ФГОС НОО, должна обеспечивать:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Согласно положениям ФГОС НОО (п. 19.8), программа коррекционной работы общеобразовательной организации должна последовательно включать в себя следующие содержательные элементы:

  1. Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающая психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной, корректировку коррекционных мероприятий;
  2. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе без барьерной среды их жизнедеятельности, использование (при наличии таких условий) специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  3. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, педагогов-психологов, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

Планируемые результаты коррекционной работы.

Конкретизация требований к структуре и содержанию программы коррекционной работы приводится в примерной основной образовательной программе начального общего образования, где предлагается следующая структура программы коррекционной работы:

  1. Цель программы.
  2. Задачи и принципы формирования программы.
  3. Планируемые результаты.
  4. Направления работы и характеристика их содержания, в том числе:
  • Диагностическая работа;
  • Коррекционно-развивающая работа;
  • Консультативная работа;
  • Информационно-просветительская работа.
  1. Этапы реализации программы, в том числе:
  • Сбор и анализ информации;
  • Планирование, организация, координация;
  • Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды;
  • Регуляция и корректировка.
  1. Механизмы реализации программы, в том числе:
  • Требования к условиям реализации программы (обеспечение: психолого-педагогическое, программно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное);
Читайте также:
Как печатать в программе onenote

Данная структура программы коррекционной работы является оптимальной с точки зрения реализации ФГОС НОО, а поэтому она может быть рекомендована любой общеобразовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего образования.

Глава 2. Практический аспект программы коррекционной работы на ступени начального общего образования

2.1. Примерная программа коррекционной работы с обучающими начального общего образования

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальную адаптацию.

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико–психолого–педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса [4] .

Базовыми документами для создания программы коррекционной работы являются:  Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 12.12.2011 № 22540);  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ МОиН №363 от 6 октября 2009 г., зарегистрирован Минюст №17785 от 22. 12. 2009;

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2009 г.;
  • Положение о МППк;
  • Положение о МПСПС.

Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальную адаптацию.

  • своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация групповых занятий для детей с ОВЗ;
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования здорового образа жизни;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам [5].

Ожидаемые результаты программы:

  • своевременное выявление обучающихся с ОВЗ;
  • создание комфортной развивающей образовательной среды, преемственной по отношению к основной образовательной программе дошкольного образования и учитывающей особенности организации начального общего образования;
  • обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции детей;
  • достижение целей начального общего образования, обеспечивающих его качество, доступность и открытость для обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • достижение результатов освоения ООП НОО обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [1].

Принципы формирования программы

Основными принципами содержания программы коррекционной работы в МОУ «СОШ №…»:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий, обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работникам.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс, и условия обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей [3].

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий, обеспечивающих коррекционно-развивающую деятельность по образовательным потребностям ребенка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Источник: nsportal.ru

Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования

Представленная программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения на уровне основного общего образования содержит план работы с учащимися с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с социальной дезадаптацией, с низкой мотивацией к обучению и имеющими нарушения в поведении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Читайте также:
Вызов функции из основной программы

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Представленная программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения на уровне основного общего образования содержит план работы с учащимися с задержкой психического развития, с легкой умственной отсталостью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с социальной дезадаптацией, с низкой мотивацией к обучению и имеющими нарушения в поведении.

Ключевые слова: коррекционная работа, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение.

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программа коррекционной работы общеобразовательного учреждения носит комплексный характер:

— обеспечивает поддержку обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также попавших в трудную жизненную ситуацию;

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества; интеграцию этой категории обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации, индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких обучающихся, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

— создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение максимально допустимого уровня при использовании адаптированных образовательных программ основного общего образования, разрабатываемых школой совместно с другими участниками образовательных отношений.

Программа коррекционной работы МОУ «Школа № 120 города Донецка» предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обучение в общеобразовательном классе по общей образовательной программе основного общего образования и по индивидуальной программе с использованием надомной формы обучения.

Программа коррекционной работы с обучающимися направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:

— несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;

— низкая познавательная и учебная мотивация;

— негативные тенденции личностного развития;

— эмоциональные нарушения поведения;

— неуспеваемость и другие.

Цели программы:

— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

— осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных общеобразовательных программ основного общего образования.

Задачи программы:

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консультации, ВКК, индивидуальной программой развития ребенка-инвалида);

— осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей;

— разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии.

— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

— реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, правовым и другим вопросам.

Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования являются:

— формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— развития адаптивных способностей личности для самореализации в обществе

Нормативно-правовые основы программы:

  1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: «БАХРАХ»,1999.
  2. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416с.
  3. Коменский, Я. Л., Панько, Е. А. Диагностика и коррекция психического развития школьников / Я. Л. Коменский, Е. А. Панько. – М, 2004. – 17с.
  4. Ильин. Е.П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002
  5. Пономаренко, Л. П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Л. П. Пономаренко. – О.: Астра-Принт, 1999. – 198с.
  6. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8- 11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2006. – 288с.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.,1995.
  8. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490с.

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru