1. Структура программы обучений изобразительному искусству Б.М. Неменского
Сарафанова Наталья Викторовна
Студентка 4 курса
Группа: БН-41z
2. Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»
формирование
художественной культуры
учащихся как неотъемлемой
части культуры духовной
3. Авторские программы по ИЗО 1-4 классы
4.
5. Содержание учебного курса
Виды художественной деятельности:
восприятие произведений искусства;
рисунок;
живопись;
скульптура;
художественное конструирование и дизайн;
декоративно — прикладное искусство;
Азбука искусства:
композиция;
цвет;
линия;
форма;
объём;
ритм.
Значимые темы искусства:
Земля — наш общий дом;
Родина моя — Россия;
Искусство дарит людям красоту.
Опыт художественно-творческой деятельности
6. Концептуальные подходы
Программа В.С. Кузина — ведущий вид
Звук и его структура
деятельности – рисование с натуры.
В программе Т.Я. Шпикаловой — акцент
делает на изучении орнаментов и
традиционных видов декоративного
искусства России и мира.
Программа Б.М. Неменского — восприятие
искусства и действительности должно
находиться в неотрывном единстве с
практической деятельностью.
7. Три основных вида художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная
деятельность;
декоративная художественная
деятельность
конструктивная художественная
деятельность.
8. Тематическая цельность и последовательность развития, курса:
Тематическая цельность и
последовательность развития, курса:
1 класс — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (33 часа):
Ты учишься изображать – 9 час.
Ты украшаешь-8 час.
Ты строишь- 11 час.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу -5 час.
2 класс — «Искусство и ты» (34 часа):
Как и чем работают художник?- 8 час.
Реальность и фантазия – 7 час.
О чём говорит искусство -11 час.
Как говорит искусство – 8 час.
3 класс — «Искусство вокруг нас» (34 часа):
Искусство в твоем доме – 8 час.
Искусство на улицах твоего города – 7 час.
Художник и зрелище- 11 час.
Художник и музей -8 час.
4 класс —«Каждый народ — художник» (34 часа).
Истоки родного искусства – 8 час.
Древние города нашей Земли – 7 час.
Каждый народ — художник- 11 час.
Искусство объединяет народы – 8 час.
9. Графическая модель концепции программы
• 1- 4 кл. — познание связей с искусством
• 5-9 кл. — рассматриваются декоративное
искусство, архитектура и монументальное
искусство
• 10-11 кл. –
Теоретический курс – «Основы художественной
культуры».
Два практических курса — «Основы
Учитель ИЗО в рубрике «О предмете дословно»
изобразительной грамоты» и «Основы
конструктивной грамоты» (по выбору).
10. Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного курса.
Место учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные, предметные результаты
изучения учебного курса.
Содержание учебного курса.
Тематическое планирование с определением основных
видов деятельности.
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Календарно – тематическое планирование
11. Учебно-методический комплект
• Примерные программы по изобразительному
искусству
• Предметная линия учебников под редакцией Б.М.
Неменского 1-4 классы. М: «Просвещение», 2011:
Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты
изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство.
Искусство и ты. 2 класс;
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство.
Искусство вокруг нас. 3 класс;
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство.
Каждый народ — художник. 4 класс.
12. Основы художественной культуры:
представление о специфике
изобразительного искусства,
потребность в художественном
творчестве и в общении с искусством,
первоначальные понятия о
выразительных возможностях языка
искусства
13. Задачи обучения:
Задачи обучения:
совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений
искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление
художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн,
скульптура и др.);
формирование навыков работы с
различными художественными
материалами.
Источник: ppt-online.org
Доклад на тему: «Составление рабочей программы по ИЗО с учетом личностных метапредметных компетенций (общая структура программы)»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему
В современном мире происходит объединение (глоболизация) во всех областях человеческих знаний и человеческой деятельности: политической, культурной, экономической и информационной. Можно сделать неутешительный вывод о том, что дробление общей картины мира, слабая связь между школьными предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Следовательно, что все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям.
Система образования России старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда.
Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё и не имеет представления.
Новизна стандарта (ФГОС) современного поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования. А именно приобретенные знания и навыки на уроке «Изобразительное искусство» могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей… Ведь уважаемые коллеги, посудите сами… можно ли сказать математика может быть: русской, французской, японской… или биология бывает – китайская, голландская, американская.
Подавляющее число школьных предметов имеют как раз интегрированную (общую) с миром функциональность… Но наша дисциплина уникальна по своей сути. По моему мнению лишь только предмет «ИЗО» и «Литература» (частично «История»), могут воспитывать в ребенке — Настоящего гражданина своей Родины… Например, на личном опыте работы с детьми по теме «День Великой Победы в войне 1941-45 гг.», я столкнулся с проблемой поверхностного знания этой темы у учеников.
Здесь на помощь мне как учителю, пришлось звать свою эрудированность в данном вопросе, и современные ТСО. Мной была создана презентация «Великая Отечественная Война глазами советских и российских художников».
Там были собраны работы художников, начиная с периода военных лет (40-е) Герасимов, Пластов… до современных авторов: Присекин, Васильев … Когда дети на уроках истории слышат о ужасах войны, жестокости врага и подвиге народа — вербально (устно) это одно восприятие. Когда они видят это визуально (зрительно) в картинах: Пластова «Фашист пролетел», Герасимова «Мать партизана» или Присекина «Лихолетье»; — это совсем уже другое восприятие темы. Я часто на своих уроках, использую материалы из СБОРНИКА: «Зернышки» — добрые истории для малых ребят», которые я использовал и при работе в Воскресной школе. А так же материалы пособий по «Основам Православной Культуры»… Например в той же теме о Wow, я привожу пример рассказа о том, как одинокая, пожилая женщина отдала свой дом (избу), нашим солдатам для постройки быстрой переправы через реку.
Общеобразовательные программы старой формации построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Здесь- то на помощь учителю и приходит — Метапредметный подход, который предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире. Например: выраженном в числах (математика), словах (литература), веществах(химия), творчестве (изо), и т.д. Конечно, такой подход делает восприятие школьных предметов на первый взгляд довольно примитивным, но он имеет место быть.
Вот какие рекомендации, я могу ВАМ дать, при составлении рабочей программы по ИЗО, в соответствии с внедрением ФГОС ООО.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа, в отличие от Примерной, конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению. Также описывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
Таким образом, рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается педагогом на основе примерных (авторских) программ и допускает изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с ФГОС и особенностями условий образовательного учреждения.
Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания.
Именно поэтому, Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом :
- требований ФГОС;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
- познавательных интересов учащихся;
- целей и задач основной образовательной программы образовательного учреждения;
- выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры . К ним относятся:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- результаты обучения;
- учебно-тематический план;
- Титульный лист содержит:
- наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- класс (параллель), которым изучается учебный курс, предмет, дисциплина (модуль);
- год составления программы.
В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
- название, автор и год издания конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии ФГОС и с учетом условий данного образовательного учреждения);
- изменения, внесенные в примерную и авторскую программу, и их обоснование;
- учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Министерства Образования и науки РФ), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с основной образовательной программой учреждения (пособия, входящие в учебно-методический комплект, обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания);
- количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.
Пояснительная записка должна быть лаконичной.
Результаты обучения представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).
В рабочей программе результаты обучения должны быть классифицированы одновременно по двум основаниям:
- по обобщенности результатов (личностные, метапредметные, предметные)
- по виду деятельности человека в коммуникативной, нравственной, познавательной, трудовой, эстетической сферах.
Учебно — тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и др. видов работ за счет времени, предусмотренного максимальной учебной нагрузкой. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения.
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
, предмета, дисциплины (модуля) включает реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Структурный элемент Рабочей программы средства контроля включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
При разработке рабочей программы необходимо учитывать перечень имеющегося в кабинете (образовательном учреждении) учебного оборудования.
С учетом этого описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в рабочих программах должно соответствовать содержанию обучения и даваться в следующей последовательности.
1. Средства обучения на печатной основе (программы, учебники, дидактические материалы, литература для учащихся и учителя, карты подготовки к уроку).
2. Натуральные объекты (коллекции, лабораторное оборудование, приборы).
3. Отображения натуральных объектов (муляжи).
4. Изображение натуральных объектов (модели, картины, демонстрационные таблицы, таблицы, аудиовизуальные средства).
5. Технические средства обучения (графопроекторы, видеопроекторы, компьютерная техника и т.д.).
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
И напоследок о требованиях к составлению рабочей программы с учетом личностных метапредметных компетенций.
Личностные, метапредметные и компетенционные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Уважаемые коллеги, Спасибо за Ваше внимание!
Источник: nsportal.ru
Презентация, доклад Структура программы обучений изобразительному искусству
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Структура программы обучений изобразительному искусству. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Педагогика » Структура программы обучений изобразительному искусству