Структура программы исследования курсовой

Структура курсовой работы – это ее основа. Именно вокруг нее выстраивается весь исследовательский проект. Она представляет собой четкий порядок элементов.
Структура подчиняется строгим требованиям ГОСТа, которые нужно соблюдать. Поэтому рекомендуем прочитать статью до конца, чтобы узнать о всех правилах Госстандарта для курсовой работы.

01 Зачем нужно правильно составлять структуру диплома?

Структуру курсовой нужно составлять правильно для того, чтобы ваше исследование подчинялось четкой логике. Дело в том, что научная работа сильно отличается от вольного сочинения литературного рода.

Научный стиль отличает сухость, сжатость и лаконичность изложения. Также нужно грамотно объяснять собственные суждения и точно использовать информацию об объекте исследования.

Чтобы исследователь не сбивался с главной цели работы, каждый элемент ограничивает рамки рассуждения. Каждая глава как будто направляет мысль, развивает ее и приводит к конечному результату.

В научной работе должна быть установлена цель. Она предполагает конечный результат исследования, который ориентирован на раскрытие научной проблемы, либо на ее решение. Поэтому каждое изучение должно обладать результатом, т.е. цель должна быть выполнена.

Структура курсовой работы. План-проспект исследования

Структура курсовой работы в данном случае позволяет провести логическую цепочку, благодаря которой можно заранее представить, будет ли получен результат.

Лайфхак
Если вы знаете, что в вашей курсовой работе содержится большое количество плагиата, вам нужно срочно повысить уникальность текста. Для этого можно использовать кодировщик файла, который поможет скрыть все заимствования в курсовой. На сервисе Анти-антиплагиат.рф можно поднять уровень оригинальности за пару минут до 90%. Заказчику не придется ничего делать самостоятельно — только заполнить заявку на заказ и подождать.При этом сам текст никак не изменится, а вы сможете пройти проверку на плагиат с первого раза.
Также на нашем сервисе доступна услуга оформления работы по ГОСТ. Поможем сдать курсовую без доработок и переделок с первого раза.

02 Типовые пункты в структуре курсовой работы – основные элементы

Типовые пункты в структуре курсовой работы делятся на основные и дополнительные элементы. Основные ‒ всегда должны присутствовать в исследовании и находиться на своем месте. Давайте рассмотрим каждый элемент по порядку.

Титульный лист – это начальная страница вашей курсовой работы. Здесь указывается вся информация о выпускнике, о названии его темы и о научном руководителе.

Обычно готовый шаблон студенту присылает преподаватель. Остается только вписать личную информацию в пустые графы. Однако если ваш научрук задерживает или забыл о титульнике, то вы можете взять образец из нашей статьи « Образец титульного листа курсовой по ГОСТУ 2023 ».

Кстати, титульник – это единственный элемент структуры курсовой работы, который не нумеруется. Однако порядковый счет страниц начинается именно с него.

Гипотеза исследования в курсовой и дипломе. Как правильно написать? (с примерами)

Введение – это первая часть структуры курсовой работы, в которой вы описываете свое исследование. Теперь вам нужно заполнить структуру ведения, которая включает следующие элементы:

  • Актуальность работы ‒ вам надо объяснить значимость, важность и современность выбранной научной проблемы
  • Предмет и объект исследования ‒ нужно объяснить, что именно вы изучаете в своей работе
  • Цель и задачи вашей курсовой работы – определите, на какой результат исследования вы ориентируетесь, а также какие этапы к достижению цели вы ставите перед собой
  • Методы исследования – какие способы и приемы вы будете применять в своем исследовании
  • Теоретическая и практическая значимость ‒ вам нужно объяснить подробно, какую пользу принесет ваше исследование как для науки, так и для всего общества.

Эти основные элементы должны обязательно состоять в вводной главе структуры курсовой работы. Если какой-то пункт будет неправильно оформлен или неверно сформулирован, тогда студента отправят на пересдачу. Обязательно проверяйте введение вместе с научным руководителем несколько раз.

Основная часть структуры курсовой представляет само исследование, разделенное на главы. Давайте рассмотрим каждую часть отдельно.

Теоретическая часть подразумевает под собой сбор научных источников и составление научной базы. Она представляет комплекс разных точек зрения на определенную научную проблему. Студент должен опираться на мнение и результаты исследования авторитетных ученых. Только на крепкой основе можно проводить собственную научную работу.

2. Структура программы исследования

Программа исследовательской работы фиксируется в формализованной части курсовой работы (во введении) и отражает логику и концепцию исследования.

Программа исследования — это изложение теоретико-методологических и методических характеристик исследовательской работы, включающее в себя:

  • актуальность темы;
  • формулировку проблемы исследования;
  • определение предмета и объекта исследования;
  • определение цели исследования;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • постановку задач;
  • определение теоретико-методологической базы исследования;
  • определение степени изученности проблемы в литературе;
  • описание методики организации исследования и методов, используемых на каждом этапе исследования;
  • указание базы исследовательской деятельности;
  • обоснование теоретической и практической значимости исследования;
Читайте также:
Программа вылетает после запуска

— констатацию положений, выносимых на защиту;

— описание структуры курсовой работы.

Характеристика элементов программы исследования

Актуальность темы предполагает раскрытие значимости изучения различных аспектов социально-культурной деятельности в конкретных исторических, политических, экономических, идеологических условиях; оценку уровня организации различных видов социально-культурной деятельности в регионе, учреждении; обоснование необходимости поиска методов и средств, позволяющих совершенствовать методику и технологию развития предприятий и учреждений социально-культурной сферы.

Положения и факты, изложенные в актуальности темы, должны логически обосновывать противоречия, лежащие в основе проблемы исследования.

Проблема определяется как «знание о незнании» и отражает конфликт между необходимостью в чем-либо и возможностями достижения искомого, целью и средствами ее реализации.

Проблемы существенно различаются по своему масштабу: одни не выходят за рамки конкретной организации, учреждения, фирмы или коллектива, другие затрагивают целые регионы или отрасль в целом.

В курсовой работе проблема должна носить теоретико-прикладной характер, поэтому необходимо, чтобы противоречие отражало как теоретические, так и практические стороны изучаемых процессов и явлений.

Например, в курсовой работе на тему «Туризм как форма организации семейного досуга» проблема может заключаться в объективно существующем противоречии между социально-культурным потенциалом, которым обладает туризм как форма организации досуга семьи, с одной стороны, и недостаточной реализацией этого потенциала в практической деятельности конкретных турфирм, с другой стороны.

Объектом исследования могут быть отдельные группы населения -участников различных видов социально-культурной деятельности; направления и формы данных видов деятельности; процессы, протекающие в социально-культурной сфере на местном, региональном, федеральном и международном уровнях; трудовые коллективы предприятий социально-культурной сферы и т.д.

Объект определяет проблемное поле исследования. Это то, на что направлен процесс познания, или иначе, ответ на вопрос «что исследуется».

Предмет исследования представляет стороны и свойства объекта, которые отражают противоречия, содержащиеся в проблеме, и подлежат непосредственному изучению в данном исследовании. Предмет определяет лишь одну из проблемных характеристик объекта и конкретизирует ее. Если объектом выступает объективная реальность, то есть какие-либо социально-культурные процессы и явления, то предмет — это то, что определяется самим исследованием, в рамках указанного объекта и исходя из изучаемой проблемной ситуации.

Предметом могут выступать условия, факторы, направления развития различных видов социально-культурной деятельности; механизмы и технологии реализации социально-культурных, социально-педагогических, организационно-управленческих, информационно-методических, творческих задач и т.п.

Если объект отвечает на вопрос «что исследуется», то предмет «конкретизирует», сужает рамки объекта и отвечает на вопрос, «какая сторона объекта исследуется», «с каких позиций рассматривается объект».

Например, в курсовой работе на тему «Организация семейного досуга средствами туризма» объектом будет являться система организации семейного досуга (ответ на вопрос «что исследуется в работе»); предметом станет реализация социально-культурного потенциала туризма в организации семейного досуга (то есть в данной курсовой работе вся система организации семейного досуга ограничивается рамками туризма).

Цель исследования вытекает из специфики проблемы исследования, ориентирует на конечный результат и задает общую направленность исследовательской деятельности. Цель должна соответствовать теоретико-прикладному характеру проблемы и предполагать достижение как теоретико-познавательных, так и практически-прикладных результатов.

Например, цель в курсовой работе на тему «Организация семейного досуга средствами туризма» — обосновать основные направления реализации социально-культурного потенциала туризма в системе организации семейного досуга.

Гипотеза исследования представляет собой обоснованное предположение, предварительные ожидания исследователя относительно основных результатов проводимого исследования.

Если цель определяет конечный результат исследования, то гипотеза дает конкретизированную качественную характеристику предполагаемых результатов. В гипотезе определяются условия, факторы, направления, формы и виды деятельности, при которых возможно достижение цели, а также обозначается максимальная результативность разрабатываемых методик и технологий.

Выдвижение рабочей гипотезы, представляющей, по сути, фундамент будущего исследования, является сложным творческим процессом. Гипотеза должна обеспечивать:

— достоверность (непосредственную связь с проблемой);

предсказуемость (не только объяснять проблемы, но и служить основой для их решения);

— проверяемость (возможность проверки ее положений на эмпирическом материале).

Очень важен тот факт, что гипотеза является предположением, позволяющим обеспечить его эмпирическую проверку через собранные данные. В противном случае гипотеза исследования не имеет никакого смысла. Под эмпирической проверкой подразумевается установление согласованности гипотез с полученными в процессе исследовании фактами.

Например, в курсовой работе на тему «Организация семейного досуга средствами туризма» гипотеза может быть сформулирована следующим образом: Реализация социально-культурного потенциала туризма в организации семейного досуга будет наиболее полной при условиях: 1) выявления и систематизации досуговых интересов членов семьи, исходя из типа и стадии жизненного цикла семьи; 2) создания туристского продукта, соответствующего интересам семьи в целом и каждого ее члена в отдельности; 3) взаимодействия турфирм с различными общественными структурами (клубами) и учреждениями социально-культурной сферы, специализирующихся на организации семейного досуга.

Читайте также:
Как вырезать нужный фрагмент из видео без программ

Методологическая база исследования представляет собой систему принципов научного исследования, а также совокупность теоретических взглядов и концепций, лежащих в основе изучения проблемной ситуации, которые определяют общие теоретические подходы к объяснению ключевых положений исследования.

В зависимости от методологической основы задается ракурс раскрытия проблемы исследования и направления исследовательской деятельности.

Например, туризм может быть рассмотрен с точки зрения структурно-функционального подхода, при котором раскрывается взаимосвязь ресурсов, функций и инфраструктуры туризма (Квартальное В.А., Сенин B.C. и др.)

С точки зрения социально-культурного подхода, туризм анализируется как средство распространения, освоения и сохранения ценностей культуры, реализации познавательных, рекреативных, эстетических и иных потребностей человека (Ариарский М.А., Новикова И. А. и др.)

Описание теоретико-методологических концепций предполагает указание авторов, обосновавших и сформулировавших основные положения данных концепций.

Степень изученности проблемы предполагает краткий обзор научно-теоретических и методических источников, отражающих уровень разработанности проблемы в разных отраслях научного знания (философских, педагогических, социально-психологических, историко-культурных, социологических и т.п.). В данном разделе необходимо уточнить, в какой мере освещаются наиболее значимые вопросы курсовой работы в различных источниках; определить, какие аспекты изучаемой проблемы в литературе отражены в недостаточной мере или не представлены вовсе.

Кроме теоретической и методической литературы следует указать, какими дополнительными источниками пользовался автор при написании курсовой работы (например, статистические отчеты и обзоры, публикации в периодических изданиях, электронные источники, архивные документы, документация организаций). Характеристика степени изученности проблемы в литературе не предполагает подробного описания выходных данных источников, а требует лишь указания авторов монографий, статей и пр.

Например, в курсовой работе не тему «Реализация потребности в здоровом образе жизни средствами горнолыжного туризма» данный раздел введения может быть представлен следующим образом:

«Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей курсовой работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. Так, понятия «потребность» и «здоровый образ жизни», определение оздоровительной роли туризма достаточно подробно представлены в литературе по медицине и здравоохранению, в частности в работах Селуянова В.Н. и Федякина А.А., Матроса Л.Г., Никишина Л.Ф. и Коструба А.А., Лисицына Ю.П.Бережного Н.М.. Выявлению особенностей горнолыжного туризма способствовали труды Ремизова Л.П., Мартяшева А.Ю., Иванова Г.И. и Кожокина В.Ф. Кроме того, характеристика организационных особенностей горнолыжного туризма и современных тенденций развития туризма и спортивного отдыха осуществлялась на основе публикаций в специализированных журналах: «Турбизнес», «Туризм», «Всё для спорта и отдыха», «Вояж», «Спортивная газета».

Отдавая должное тому, что уже сделано другими исследователями, надо признать недостаточную разработанность некоторых важных теоретико-методических проблем, связанных с реализацией потребности человека в здоровом образе жизни именно средствами спортивного туризма.»

База исследования содержит перечень учреждений, организаций, фирм социально-культурной сферы и туризма, в которых автором курсовой работы осуществлялась опытно-экспериментальная деятельность.

Например, в курсовой работе на тему «Методика организации детских экскурсионно-познавательных туров» базой исследования могут стать турфирмы, специализирующиеся на организации детского туризма: «Дядюшка Ник», «Лира», «Северная Гардарика» и другие.

Кроме основной базы исследования может быть указана база сравнительного анализа. Это позволяет сопоставить цели, условия и ресурсы, степень эффективности функционирования организаций, являющихся основной базой исследования, с подобными показателями организаций и учреждений, составляющих сравнительную базу. Наличие сравнительной базы способствует повышению степени достоверности полученных результатов исследования и определению тенденций развития изучаемых процессов.

Например, в курсовой работе о семейном туризме базой сравнительного анализа могут стать следующие организации: культурно-консультационный центр «Семья», Дворец культуры «Рыбацкое» и другие.

Методика и организация исследования включает в себя наименование и характеристику этапов осуществления исследования, а также обоснование методов и инструментария исследовательской деятельности, адекватных основной цели и задачам, выдвигаемым на каждом этапе работы.

Исследование проводится, в основном, в три этапа.

Первый этап — теоретико-аналитический, на котором производится отбор и теоретический анализ различных источников по изучаемой проблеме, дается исторический обзор, обобщается отечественный и зарубежный опыт, формируются цель, задачи, рабочая гипотеза, обосновывается методологическая база исследования.

Основными методами исследования на данном этапе могут выступать теоретический анализ и синтез, ретроспективный анализ, сравнительный анализ, метод историко-системных аналогий.

Второй этап — диагностический (поисковый, констатирующий). На данном этапе разрабатываются программа и инструментарий эмпирического исследования, а также обобщаются и интерпретируются результаты, полученные при изучении конкретных учреждений, организаций, фирм, социальных групп и массива документации.

План и структура курсовой

Итак, ты выбрал тему и убедился в её актуальности. Тема сформулирована корректно, ты определил цель и задачи курсовой работы. Что дальше? Настало время составить план работы.

Обычно курсовая работа состоит из двух или трёх концептуальных частей. Какие они могут быть?

Структура курсовой работы

  • Теоретическая часть. Тут проводится обзор найденных литературных источников. Описывается сущность объекта и предмета исследования. Проводится обзор методов и инструментов исследования, которые будут использованы в последующих частях работы. Подробнее читай в разделе теория курсовой.
  • Аналитическая часть. Эта часть посвящена применению теоретических знаний на практике. Тут не должно быть теоретического материала — это одна из самых грубых ошибок при написании курсовой. В анализе курсовой даётся характеристика объекта исследования и подробно изучается предмет исследования. Твоя цель — найти конкретные проблемы по теме курсовой работы.
  • Проектная часть. Найденная проблема требует разработки методов её решения — это цель проекта курсовой. На этом этапе ты должен предложить 2-3 решения найденной проблемы и оценить их эффективность. Иногда проектной главы в курсовой работе нет, а вместо неё присутствует «проектный параграф», завершающий аналитическую главу.
  • Методологическая часть. В некоторых курсовых работах может присутствовать методологическая часть. В этой части необходимо описать подробный план планируемого эмпирического исследования. Чаще всего описание методологии исследования требуется в курсовых по психологии, маркетингу и педагогике.
Читайте также:
Как активировать программу powerpoint без ключа активации

Неправильный план — работа впустую

Эта структура является классической для большинства экономических и гуманитарных дисциплин. С техническими и естественно-научными работами всё несколько сложнее.

В технических курсовых работах структурные части носят свои специфические названия. Из общего — теоретическая часть, как и в гуманитарных работах, она идёт первой главой. Кроме теории в технических курсовых работах могут быть:

  • Расчётно-графическая часть . В курсовых работах технарей особое место занимают расчёты. В этой части будет код, моделирование процессов или разработка технического устройства — в зависимости от твоей специальности. Это самая объёмная часть технической курсовой работы, она может включать в себя до семи или восьми параграфов.
  • БЖД-часть . В этой части ты будешь заниматься разработкой мер по обеспечению безопасности рабочего места, цеха или предприятия. БЖД-часть менее объёмная (всего 2-3 параграфа). Её может не быть, во многих вузах БЖД-часть требуется только в дипломной работе.
  • Экономическое обоснование разработки . Экономические расчёты в технической курсовой работе — наименее объёмная её часть. От инженеров обычно не требуют проведения серьёзного экономического обоснования. Будет достаточным посчитать стоимость разработки предлагаемого новшества (например, посчитать стоимость закупки комплектующих).

Содержание курсовой и наличие той или иной части регламентируется методичкой или устными рекомендациями преподавателя.

Ошибки при составлении плана курсовой

Теперь ты понимаешь, какие разделы должны быть в твоей курсовой работе. Однако всё ещё велик риск допустить ошибку при составлении плана. Рассмотрим шесть способов испортить курсовую работу и обречь себя на бесконечные правки от научного руководителя:

  • Не используется принцип «от общего — к частному».
  • Название главы не соответствует её содержанию.
  • Отсутствует связь между главами (автор описывает в теоретической части одно, а на практике использует совсем другое).
  • Нерациональное разделение информации на части: один параграф охватывает множество вопросов, другой — одну небольшую проблему.
  • Параграфы называются по-разному, но описывают одно и то же явление (например, типы баз данных и классификация баз данных).
  • Главы несоразмерны (пять параграфов в одной части и два в другой). Если такая структура не прописана в методичке, то так делать нельзя.

Закрепим теорию на практике. Ниже представлен реальный пример плана курсовой работы, составленный студентом, не проходившим наш курс. Мы разобрали основные ошибки и исправили их.

Тема: «Использование Instagram как канала продвижения предприятий общественного питания»

Глава 1. Теоретический анализ продвижения в Instagram

1.1. Продвижение: способы, виды, цели, функции

1.2. Особенности продвижения в социальных сетях

Глава 2. Практика продвижения в Instagram

2.1. Instagram как канал продвижения

2.2. Сравнительный анализ продвижения ресторанов в Instagram

Список использованной литературы

Глава 1. Теоретические аспекты продвижения предприятий общественного питания в Instagram

1.1. Сущность процесса продвижения

1.2. Специфика продвижения предприятий общественного питания

1.3. Instagram как актуальный канал продвижения

Глава 2. Анализ практики продвижения предприятий общественного питания в Instagram на примере

2.1. Анализ коммуникативной деятельности ресторана (в начале параграфа даётся краткая характеристика конкретной организации

2.2. Оценка эффективности использования Instagram в системе продвижения ресторана

2.3. Формирование рекомендаций по увеличению эффективности использования Instagram как коммуникативного канала ресторана

Список использованной литературы

Проведём разбор ошибок. В теоретической главе :

  1. Автор начинает изучать виды и методы продвижения, не ответив на главный вопрос: «Что такое продвижение?»
  2. Название социальной сети вынесено в название главы, но автор ничего не пишет про Instagram.
  3. Автор не рассматривает особенности продвижения в ресторанном бизнесе (или хотя бы в сфере услуг). Это ошибка — эта сфера имеет существенно значимые маркетинговые особенности.

В практической главе: :

  1. Сложно определить характер второй главы. Она аналитическая или теоретическая? Пункт 2.1 стоит перенести в теоретическую часть — это улучшит обе главы.
  2. Зачем автор проводил анализ? Что из него следует? Выводов нет. Рекомендаций от автора — тоже.

Чтобы уберечь тебя от ошибок при составлении плана курсовой, мы подготовили небольшой бонус.

Формула идеальной курсовой

Относись к шаблонам критично — в каждом конкретном случае план будет немного отличаться

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru