Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного. Методологический раздел программы состоит из следующих элементов: 1. Формулировка темы, проблемы, определение цели и постановка задач исследования.
2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Уточнение и интерпретация основных понятий. 4. Выдвижение рабочих гипотез. Второй, процедурный раздел программы включает в себя: 1. Принципиальный (стратегический) план исследования. 2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
3. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Программу дополняют рабочим планом, в котором уточняют этапы работы, сроки проведения исследования, материальные затраты и др. К программе предлагаются макеты таблиц. Тема, проблема, цели и задачи исследования. Исходным пунктом всякого исследования является тема.
В рамках одной темы можно выделить несколько проблемных ситуаций. Для исследования выбирается одна — две. Проблемная ситуация — это противоречие между потребностями развития объекта и его современным состоянием.
ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль
То есть проблемная ситуация — это противоречие между знанием о потребностях людей в каких- либо результативных практических и теоретических действиях и незнанием того, какими путями, средствами, методами, способами, приемами реализовать эти действия. Проблемную ситуацию создают реальные жизненные противоречия.
Необходимо различать проблемы социальные и проблемы научно-познавательные. Социальная проблема — это социальное, жизненное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения. Социальные проблемы различаются своим масштабом. Научная проблема — это состояние «знания о незнании».
В научной проблеме фиксируется противоречие между потребностями общества в новом знании и отсутствием соответствующих теорий. Например, общество нуждается в новых концепциях школьного образования.
Решение некоторых социальных проблем требует одновременно теоретических и практических действий. Поэтому, как правило, социологическое исследование является комплексным. В программе нужно обосновать цели и задачи исследования.
Цель конкретного социологического исследования — это общая направленность исследования, проект действия, который ориентирует его на конечный результат. В зависимости от цели социологическое исследование может быть теоретико-познавательным и практически-прикладным.
Важной методологической частью программы конкретного социологического исследования является определение задач исследования. Цели и задачи исследования взаимосвязаны между собой. Задача конкретного социологического исследования — это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.
Задачи формулируют вопросы, на которые надо получить ответ для того, чтобы достичь цели исследования. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей. Задачи могут быть: а) диагностика социальных явлений (причины конфликтов в трудовом коллективе); б) оптимизация социальных процессов (приведение в соответствие политической, экономической и правовой сфер общества); в) прогноз (какие условия надо создать, чтобы к 2005 году рождаемость возросла вдвое). Программные цели и задачи исследования дисциплинируют работу и повышают ее эффективность.
Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы
Источник: lib.sale
Программа социологического исследования, ее структура
Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.
В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.
В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:
- методологическую — определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.;
- методическую — разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов;
- организационную — разделение труда, контроль за процессом исследования.
Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:
- обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования;
- определение цели и задач исследования;
- логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация;
- формулировка рабочей гипотезы;
- определение стратегического плана исследования;
- составление плана выборки;
- описание методов сбора данных;
- описание схемы анализа данных.
Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.
Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы – очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.
Источник: znzn.ru
Программа социологического исследования. Структура программы социологического исследования. Специфика программы в зависимости от характера исследования
Структура программы СИ. Программа (Ядов) – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. ОБЩАЯ СТРУКТУРА: 1. Методологический раздел: 1) формулировка проблемы, объекта, предмета 2) цель и ее обоснование 3) теоретическая концепция объекта 4) основные понятия 5) постановка задач 6) рабочие гипотезы 2. Процедурный раздел: 1) стратегический план 2) инфо база исследование + обоснование системы выборки ед-ц наблюдения 3) набросок осн процедур сбора и анализа исходных данных. 3. Приложение: Рабочий план: 1) участники иссл-я; 2) ресурсы; 3) место и время проведения обследования; 3) календарный план (сроки). Функции программы СИ (Гречихин):
1) методологическая (программа позволяет определить научную проблему, сформулировать цели и задачи, зафиксировать исходные представления об объекте);
2) методические (позволяет разработать общий логический план СИ, разработать процедуру, проводить сравнительный анализ полученных результатов с другими СИ);
3) организационные (обеспечивает четкое разделение труда в исследовательском коллективе и обеспечивает контроль над ходом исследования).
Социальная проблема и проблемная ситуация. Объект и предмет исследования. Формулировка цели исследования. Исходное теоретическое представление объекта. Построение системы научных понятий. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия. Операционализация понятий в социологии.
Задачи и гипотезы исследования. Основные виды гипотез. Проблема проверяемости гипотезы.
Реальные жизненные противоречия создают соц-ю ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ, для решения которой необходимо дальнейшее развитие соц-го знания и соответствующие управленческие решения. Описание проблемной ситуации – предметная сторона проблемы. ПРОБЛЕМА – вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании и поэтому требует определенных теоретических и практических действий для его разрешения. 2 стороны проблемы: 1) гносеологическая (познание) 2) предметная (явления, кот беспокоят). Виды проблем (Здравомыслов):
1 уровень. Социально-психологические проблемы.
2 уровень. Институциональные проблемы.
3 уровень. Социальные проблемы на уровне общества в целом.
По формулировке проблемы мы должны обратить внимание на то, что характер противоречия предопределяет тот тип исследования, который мы должны производить. Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. ОБЪЕКТ – все то, что содержит в себе (явно/неявно) соц-е противоречие и порождает проблемную ситуацию, то, на что направлен процесс познания.
ПРЕДМЕТ — наиболее значимые с практической и теоретической т.з. св-ва, стороны объекта, кот подлежат непосредственному изучению. ЦЕЛЬ– идеально предположенный результат исследования, указание на то, что будет результатом исследования. Формулируется в начале исследования. Функции цели: 1. Установление отношения связи в исследовании.
2. Организация внутренней структуры исследования. 3. Цель позволяет установить по окончании исследования, удалось ли получить намеченный результат. ПОНЯТИЕ – слово или символ, обозначающее некоторое представление. Функции, которые выполняют понятия:
1. Служат средством построения абстрактного объекта.
2. Используются как своего рода средства связи между теоретической схемой и эмпирическим объектом (средства перехода от абстрактно-логического анализа к эмпирическим процедурам).
3. Служат средством интерпретации полученных результатов.
4. Используются для уточнения исходной теоретической схемы.
Работа с понятиями: теоретическое уточнение (анализ сущ-х св-в и отношений, зафикс-х в понятиях посредством раскрытия связей исследуемых понятий с др понятиями и с др элементами теорий); эмпирическая интерпретация (сопоставление понятий с опр-ми факторами эмпирической действительности, установления соответствия эмпирических объектов понятиям теории). Операциональное определение понятия – определение через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков. Операционализация всегда состоит из набора процедур, которым надо следовать для получения эмпирического показателя проявления показателя в каждом конкретном случае. Эмпирический показатель — наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения.
При операционализации важно сопоставлять понятие и показатели.
Индикатор – внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью устанавливается наличие/отсутствие признака и его состояние. Показатель — операциональный признак, по которому можно судить о наличии/отсутствии той или иной характеристики, степени ее проявления у объекта как эмпирической реальности.
ЗАДАЧА – совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Частные задачи – производные от общей, конкретизируют ее. Виды задач: 1) прикладные 2) содержательные и методические 3) основные и дополнительные 4) совокупность Ч.Задач по блокам теоретич системы.
ГИПОТЕЗА – предположение о непосредственно наблюдаемых формах связей явлений и причинах, порождающих эти явления. Связующее звено м/у теорией и практикой. Научная гипотеза м.б. сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Требования: 1. Содерж только уточненные понятия 2. Нет ценностных суждений 3. Не противоречит ранее установленным факторам данной науки 4. Не вкл много ограничений/допущений 4. Проверяема. ГИПОТЕЗА – логическое обоснование о стр-ре и хар-ре связи соц объекта, сущности связи и пр. ВИДЫ ГИПОТЕЗ: 1) описательные – предположения о структурных и функцион связях объекта. 2) объяснительные – о причинно-следств связях в объекте, требующих эмпирической проверки.
Отношение к централ задачам | Место в логической стр-ре док-ва | Степень научной обоснованности |
Основные Г. указ-т на наиболее существенные связи объекта | Гипотезы – основания. Доказываются из выводимых из них гипотез. Могут не иметь прямых эмпир признаков | Первичные. Выдвигаются на начальных этапах. |
Неосновные. – характериз побочные, но нужные для основных проблем связи объекта | Гипотезы-следствия. Выводятся из основных, служат средством доказательств. Обязательно эмпир признаки. | Вторичные. – на основе проверки, уточнения первичных. |
Измерение в социологии. Общие принципы измерения в социологии. Особенности измерения социальных объектов. Важнейшие ограничения квантификации первичных социальных характеристик. Критерии надежности шкал.
Основные типы применяемых шкал, их основные характеристики и особенности их использования. Шкалы измерения установок.
Измерение – это процедура, с помощью которой эмпирически измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале.
Способы измерения: 1) измерение количественных признаков объектов с т.з. их физического пребывания в пространстве и времени (возраст, расстояние) 2) измерение для объектов, для которых не существует общепринятых шкал (качественные характеристики). Но даже самые сложные явления могут быть квантифицированы со стороны их протяженности, интенсивности, повторяемости, частоты (например, оценка знаний в баллах).
Квантификация – искусственная операция по приписыванию признакам количественной определенности.
Шкала – средство измерения, позволяющее соотнести некоторые характеристики изучаемого объекта с цифрами. Задает масштаб и положение. Шкала – определенная система единиц (как правило метрическая), которая служит в качестве единого масштаба для измерения изучаемых явлений, расположенных в данном континууме, т.е. шкала – определенная разбивка континуума.
Требования к числам (шкальным значениям) – возможность соотносить.
Стадии поиска эталона измерения:
1. Качественная классификация объектов (каким образом будем классифицировать объекты). Например, собираясь изучать ценностные ориентации, четко классифицировать типы ориентаций. 2. Поиск протяженности выделенных в качественном анализе свойств.
Следует установить, обладают ли эти свойства прерывной или непрерывной протяженностью, можно ли их представить в виде последовательности. Например (опять про ориентации): сильная – средняя — слабая, или устойчивая – малоустойчивая — неустойчивая. 3. Установление эмпирических индикаторов, или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континууме. Например, высота ртутного столба термометра – индикатор температуры. 4. Уяснить, все ли единицы, составляющие измеряемый объект, укладываются в ранжируемый ряд.
После этого шкала проверяется на надежность. Надежность включает: обоснованность, устойчивость, правильность.
Вид шкалы определяется системой (совокупностью) допустимых преобразований с числами. Чем выше система порядка, тем выше тип шкалы: 1. Не метрические – не имеют естественных единиц измерения: 1) Номинальные (шкалы наименований) — предписывание некоторого символа / знака объекту и определяем, есть данной свойство или нет.
Процедура измерения – приписывание определенного значения. Число означает только то, что это разные группы. Три правила конструирования номинальных шкал: А. Правило непротиворечивости – объект может быть отнесен к только одному классу, предусмотренному значению переменной. Б. Правило единого основания – нельзя классифицировать по разным основаниям. В. Правило полноты – в совокупности не может быть ни одного объекта, не подлежащего идентификации по изучаемым значениям.
Аксиомы, применяемые к шкале: Аксиома дихотомии: 1) А=В либо А≠В. 2) Аксиома симметрии: если А=В, то В=А. 3)Аксиома транзитивности (1): если А=В=С, то А=С. Частоты – количество объектов, с определенными числами. Частности – проценты.
Модальные значения – Мода — значения, встречающие чаще всего. Взаимосвязь рассчитывается только по таблицам сопряженности.
2) Порядковые (упорядоченные) шкалы – по убыванию / возрастанию признака. Отношение порядка. Аксиомы, применяемые к шкале: 4) Аксиома необратимости А>А. 5) Аксиома ассиметрии: если А≠В, то А>В или АВ и В>С, то А>С.
Возможные шкалы: а) Рейтинговые шкалы – градаций ровно столько, сколько и объектов. Оперирование местами. б) Бальные шкалы – оперирование значениями. Определяет только порядок. Субъективная,. Разная между оценками. Дискретность системы баллов. в) Частично упорядоченные шкалы – нельзя все упорядочить.
Медиана – мера нейтральной тенденции. Возможны ранговые корреляции.
Метрические – только количественные признаки. Позволяют фиксировать величину интервала, внести метрику.
3) Интервальные шкалы – существует равенство между пунктами шкалы. Можно сказать «на сколько» больше / лучше и т. д. y = a + bx, b>0, где а – константа смещения, а b – константа растяжения. Аксиомы, применяемые к шкале: 7) Аксиома коммуникативности: А+В=В+А. 8) Аксиома ассоциативности: (А+В)+С=А+(В+С). 9) Аксиома однозначности сложения: если А=С и В=D, то A+B=C+D.
10) Аксиомамонотонности: если А=С и В>0, то А+В>С.
4) Абсолютная (идеальная шкала, шкала отношений, пропорциональная) – существует фиксированный ноль. Смещение недопустимо. Возможны все виды преобразования. y=bx.
Тип шкалы | Предпосылки | Допустимые операции | Примеры |
1.1 Номинальная | Существуют определенные равенства/неравенства Xa=Xb, Xa≠Xb | Вычисление частот, частностей, моды, коэфициентов сопряженности | Имена, Метки, Номера игроков |
1.2 Порядковая | Определимость отношений порядка (больше-меньше) | Суммирование частот, вычисление медианы и ранговых коэфициентов корреляции | Рейтинг, Оценки, Баллы. |
2.1 Интервальная | Установление равенства интервалов, относительный ноль. | Расчет средних, дисперсии, коэфицинтов корреляции | Даты, Температура |
2.2Абсолютная (отношений) | Установлено равенство отношений. Абсолютный ноль. | Все операции с числами | Длина, Вес |
Типы шкал по форме представления: 1. Дескриптивная (словесная) – все числовые шкалы, вербальные. Элементы шкалы – суждения. 2. Графическая – в виде рисунка, графика. Визуализация переменной. 3. Числовая – только метрические.
По внутренней структуре: 1. Монополярная шкала –движение в сторону от min до max, один полюс. 2. Биполярная – нейтральная позиция находится в середине.
Источник: studopedia.info