Структура программы информатика что это

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Каждый новый алгоритмический язык, получавший достаточно широкое распространение, отражал наиболее актуальные проблемы для очередного этапа развития программирования и обобщал полученный на практике опыт их решения. Так, на первых порах программы для компьютеров писались непосредственно на языке машины. Такая программа представляла собой просто последовательность машинных команд, которые аппаратура компьютера могла непосредственно воспринимать и исполнять. Поскольку в то время с помощью компьютера решались сравнительно несложные задачи, то основная трудность в программировании заключалась в том, чтобы суметь свести решение задачи к последовательному выполнению таких этапов вычислений, на каждом из которых выполнялась бы единственная машинная операция, и предписание о выполнении каждого из этих этапов записать в виде машинной команды, учитывая при этом специфику языка конкретного компьютера.

Скоро, однако, выяснилось, что по крайней мере для вычислений по обычным алгебраическим формулам (а на решение задач подобного рода и были в основном ориентированы первые компьютеры) выполнение этой работы легко поддается формализации, т.е. может производиться по определенному алгоритму, что и позволило фактическое ее выполнение поручить самому компьютеру с помощью специальной программы, называемой транслятором. Так появился один из первых алгоритмических языков — его название FORTRAN (сокращение слов FORmula TRANslation) отражает основное назначение этого языка. При его использовании программисту достаточно было выписать соответствующую последовательность формул с соблюдением некоторых формальных требований, предъявляемых языком и связанных с необходимостью ввода программы в память машины в целях ее трансляции.

ИНФОРМАТИКА 8 класс: Общая структура программы в языке Паскаль

Язык паскаль предоставляет средства, позволяющие поддерживать современные технологии программирования. Здесь следует выделить по крайней мере три момента.

Во-первых, используется такое понятие, как «программный продукт», или «программное изделие». Дело в том, что на первых порах с программой обычно имел дело только один человек, ее автор.

Он разрабатывал и составлял программу, проводил ее отладку для выявления и устранения допущенных ошибок, модифицировал свою программу в случае необходимости и даже организовывал ее выполнение на машине. Кроме того, большинство самостоятельных программ носило разовый характер, т.е. программа предназначалась для решения конкретной, «уникальной» задачи, после чего эта программа никем больше не использовалась.

В связи с массовым выпуском компьютеров, расширением области решаемых задач и круга пользователей ситуация резко изменилась. Теперь много программ или целых программных комплексов предназначено не для решения отдельной задачи, а для широкого и систематического применения в различных организациях как рабочего инструмента в управлении технологическими процессами или объектами, в информационно-справочном обслуживании, в системах резервирования билетов на транспорте, в автоматизированных системах обучения и т.п. Ясно, что изготовление таких программ заново каждый раз, как только в них возникает необходимость, приводило бы к слишком большим непроизводительным затратам общественного труда, финансовых и материальных ресурсов. Отсюда и возникло понятие «программное изделие» или «программный продукт» — программа, изготовленная в одном коллективе, отчуждается от него и передается для использования другим коллективам, точно также, как и обычное промышленное изделие (станок, компьютер, автомашина, самолет и т.д.).

Информатика 9 Этапы разработки программы Структура простой программы

Это обстоятельство существенно повышает требования к надежности программного изделия, т.е. к уменьшению числа оставшихся не- выявленных ошибок в программе и таких неучтенных ситуаций, при возникновении которых программа может выдавать неопределенный результат или вообще прекращать свое нормальное функционирование. Особое значение приобретает и эффективность программы, ибо недостаточная эффективность при многократном последующем использовании этой программы может привести к весьма существенным непроизводительным затратам машинного времени на ее выполнение.

Во-вторых, имеет место значительное увеличение сложности задач, решаемых с помощью компьютера, а значит, и существенное увеличение размеров и сложности соответствующих программ, которые зачастую представляют собой большие программные комплексы. Ясно, что это порождает дополнительные трудности при разработке и составлении программы, а также при ее отладке.

В-третьих, существенно увеличивается продолжительность жизненного цикла программ, т.е. того времени, в течение которого программа разрабатывается, создается и используется. Увеличение сроков изготовления программ непосредственно следует из роста их размеров и сложности, а длительность использования многих программ связана с их назначением, о чем говорилось выше. Ясно, однако, что с течением времени изменяются условия, в которых используются эти программы, а это требует их регулярной модификации в целях приспособления к изменившимся условиям, изменения первоначально запланированных возможностей программ, повышения их эффективности, удобства пользования ими и т.д. Очевидно, что такая модификация может быть осуществлена значительно быстрее и дешевле, чем создание требуемой программы заново, так же как реконструкция существующего предприятия оказывается выгоднее, чем строительство нового.

Итак, в последнее время существенно повысились требования к надежности программ при росте их размеров и сложности (наряду с естественной необходимостью максимального сокращения сроков их изготовления), а также к удобствам их последующего сопровождения. Эта ситуация, конечно, породила ряд новых проблем и трудностей. Для их преодоления практика программирования выработала ряд методов и приемов, в том числе и таких, которые можно охарактеризовать термином «структуризация». Остановимся коротко на тех аспектах структуризации, которые имеют непосредственное отношение к данной главе.

Одна из трудностей получения надежных программ связана со спецификой самого компьютера, в частности его памяти. Как известно, и программа и обрабатываемые данные хранятся в одной и той же памяти машины и записываются в ней в одинаковой форме — в виде машинных слов, представляющих собой последовательности цифр 0 и 1. При этом аппаратура обычно не анализирует то или иное машинное слово, а интерпретирует его в соответствии с тем, где это слово используется. Так что одно и то же машинное слово может интерпретироваться и как команда (если это слово будет выбрано в устройство управления), и как обрабатываемое данное, например вещественное число (если это же слово будет выбрано в арифметическое устройство в качестве аргумента арифметической операции). Поэтому при составлении машинной программы надо внимательно следить за размещением команд и данных в памяти машины, чтобы не заставить машину проинтерпретировать какое-либо данное как команду, и наоборот.

Аналогично обстоит дело и с обрабатываемыми данными. В каждом компьютере предусмотрен фиксированный набор типов данных и способ представления каждого из них в виде машинного слова. И опять же в большинстве компьютеров машинное слово не содержит какого-либо признака, по которому можно было бы определить, данное какого типа представлено этим машинным словом. Так что если, скажем, в качестве аргументов логической машинной операции задать, например в результате ошибки, вещественные числа, для которых эта логическая операция вообще не определена, то аппаратура не сможет обнаружить эту ошибку, а слова, представляющие собой вещественные числа, проинтерпретирует в соответствии с заложенными в нее правилами выполнения логических операций.

Конечно, использование алгоритмических языков и соответствующих трансляторов снимает некоторые из этих проблем. Например, правильное размещение в памяти команд и обрабатываемых данных в генерируемой транслятором машинной программе обеспечивается самим транслятором. Однако ряд трудностей при этом остается, и они даже могут усугубляться.

Например, алгоритмический язык обычно допускает для использования значительно больший набор типов данных, чем это предусмотрено аппаратурой компьютера. И если в программе применяется большое число переменных различных типов, то для выработки надежной машинной программы надо очень внимательно следить за тем, чтобы каждой переменной присваивались только значения соответствующего типа. При составлении больших и сложных программ — с учетом отмеченного обстоятельства — программисту довольно трудно полностью избежать ошибок подобного рода, и чтобы не допустить их перенесения в оттранслированную программу, желательно возложить на транслятор контроль за корректностью использования в программе различных типов данных. А поскольку транслятору приходится обрабатывать самые разные программы, написанные на его входном языке, то для успешного выполнения этих своих контрольных функций транслятор должен иметь исчерпывающую информацию о применяемых в данной программе величинах и о типе значений каждой из них.

Читайте также:
Backup asus что это за программа

В связи с этим паскаль предусматривает ряд мер организационного, «структурного» характера, для того чтобы предоставить транслятору возможность проконтролировать корректность использования в программе тех или иных программных объектов и как можно раньше — желательно еще на этапе трансляции — выявить допущенные ошибки подобного рода.

Например, несмотря на разнообразие допустимых типов данных, в языке последовательно выдержано требование, чтобы тип любой константы однозначно определялся по ее записи. Эту же цель преследует и требование, чтобы каждый используемый программный объект, в том числе и каждая переменная, был предварительно четко описан — в частности, чтобы каждой используемой переменной был предписан вполне определенный тип.

По этой же причине в паскале предусмотрены меры, исключающие возможность выработки неоднозначно получаемого результата. Так, если / — целочисленная переменная, то паскаль запрещает присваивать ей значение, вычисленное в виде вещественного числа. Например, при выполнении оператора присваивания вида i := А (где А — выражение, задающее правило вычисления вещественного значения) в случае значения А = 2.5 переменная i может получить либо значение 2, либо значение 3 в зависимости от точности вычисления значения А, что может привести к совершенно разным окончательным результатам. Поэтому паскаль требует, чтобы подобного рода преобразования были заданы в программе в явном виде, для чего в языке предусмотрены специальные стандартные функции.

Заметим, что необходимость четкого описания всех используемых программных объектов помогает и программисту избежать многих возможных ошибок в программе. С одной стороны, это является стимулом к тому, чтобы перед непосредственным написанием программы глубже понять суть решаемой задачи, заранее тщательно продумать алгоритм ее решения и выбрать наиболее подходящие программные объекты, с использованием которых будет формулироваться алгоритм. Такое четкое описание объектов значительно упрощает само написание текста программы и снижает вероятность допущения в ней ошибок. К тому же без этой предварительной работы очень мало шансов получить правильную программу. А для того чтобы легче было использовать эту информацию не только транслятору и автору программы, но и другим лицам (например, в целях проверки правильности программы или ее модификации), паскаль требует четкой структуризации программы, чтобы та или иная информация находилась в строго определенном для нее месте.

Особо следует остановиться на вопросе структуризации данных. Поскольку программа задает правила обработки данных, то проектирование самих данных при изготовлении программы имеет не менее важное значение, чем проектирование правил их обработки. Скорее даже наоборот — пока четко не определены сами данные, невозможно разрабатывать правила их обработки.

Уже говорилось о том, что для упрощения самого алгоритма и его записи в виде программы на алгоритмическом языке отдельные обрабатываемые данные часто бывает удобно объединять в некоторые структуры. Так что простота и надежность изготовляемой программы существенно зависят от того, насколько удачно будут выбраны эти структуры. Подробнее структуры данных и возможности паскаля в этом отношении будут рассмотрены в последующих главах. Поэтому сейчас ограничимся простейшим примером роли структур данных.

Допустим, надо составить программу для некоторой обработки ста задаваемых вещественных чисел, в том числе и их суммирования. Если не прибегать к структурам данных, то придется поступить следующим образом: ввести в употребление 100 переменных типа real, каждой из которых с помощью оператора ввода присвоить значение, равное одному из заданных чисел, а затем найти сумму s значений этих переменных. В этом случае при составлении программы на паскале придется придумать 100 различных имен для этих переменных, записать в программе 100 операторов ввода, а затем записать оператор присваивания вида

где через ак обозначено одно из имен переменных. Очевидно, что программа получится очень громоздкой и труднообозримой.

Между тем заданную последовательность вещественных чисел удобно объединить в такую структуру данных, как массив, представляющий собой перенумерованную последовательность отдельных его компонент, в данном случае вещественных чисел. Если ввести в употребление переменную X, значением которой и будет эта упорядоченная последовательность чисел, то для ссылки на любой элемент этой структуры можно использовать запись вида X[i], которая при различных значениях переменной / будет обозначать разные компоненты этого массива. В этом случае основную часть программы — ввод и суммирование заданной последовательности чисел — можно записать в очень компактном и простом виде: s : — 0 ;

for i:=1 to 100 do

begin read(X[i]); s:=s+X[i] end

Уже этот простейший пример показывает роль выбора подходящих структур данных для получения простой и надежной программы. Программистам известно уже большое число различных типов структур данных (массивы, строки, списки, стеки, очереди и т.д.), которые могут успешно и эффективно использоваться при программировании самых различных задач.

Язык паскаль в этом отношении является весьма современным и развитым языком, позволяющим программисту вводить в употребление и использовать в своей программе наиболее удобные для него структуры данных. При этом язык опять же требует от программиста совершенно четкого описания каждой вводимой в употребление структуры данных, что позволяет транслятору обеспечивать работу с каждой такой структурой и следить за корректностью ее использования. В паскале определение той или иной структуры данных содержится в задании соответствующего типа данных, чаще всего в разделе типов. Поэтому примеры структур данных будут приводиться при рассмотрении соответствующих типов данных паскаля.

Источник: bstudy.net

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания

В этом видеоуроке продолжено рассмотрение основ языка программирования Pascal. Рассматриваются составляющие структурные элементы программ, правила их оформления и служебные слова, которые в них применяются. Также рассматривается оформление и принцип работы оператора, используемого наиболее часто — оператора присваивания.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ

Конспект урока «Общие сведения о языке программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Оператор присваивания»

· Части программы на языке Pascal.

Из чего же состоит программа на языке Pascal? Всю программу, можно разделить на три основных блока, которые записываются последовательно, один, за другим. Программа на языке Pascal начинается с заголовка. После заголовка следует блок описания используемых данных. И последним следует программный блок (блок операторов), который содержит действия, которые выполняет программа над данными.

Составные части программы

· оно должно состоять из букв английского алфавита, цифр и знаков подчёркивания;

· оно может начинаться с буквы английского алфавита или знака подчёркивания;

· оно не может совпадать с служебными словами языка или операторами.

Описание заголовка программы

В некоторых версиях языка Pascal заголовок программы может отсутствовать. Однако всё равно рекомендуется его указывать. Имя программы должно быть осмысленным, чтобы было понятно, для чего это программа нужна. Длина имени программы не ограничена, но значимы в нем лишь первые 63 символа.

После заголовка программы следует блок описания используемых данных. Он в свою очередь может состоять из двух разделов. В начале следует раздел описания постоянных или констант, он начинается со служебного слова const. После него следует перечисление постоянных. Каждую постоянную рекомендуется указывать в новой строке, с отступом в один пробел от слова const.

Описание постоянной состоит из её имени, после которого следует знак равенства и значение константы. Описание каждой константы заканчивается точкой с запятой. Если в программе не нужны постоянные, то раздел их описания может отсутствовать.

Читайте также:
Ms что это за программа

Далее следует раздел описания переменных. Он начинается со служебного слова var, от английского слова variable, что в переводе на русский язык означает «Переменная». Далее следуют описания переменных. В их начале следуют имена переменных одного типа, перечисленные через запятую.

После них следует двоеточие, а после него – название типа к которому принадлежат перечисленные переменные. После названия типа следует точка с запятой. Далее следует описание переменных другого типа. Описания каждого типа переменных рекомендуется записывать в отдельной строке. С отступом в один пробел от слова var.

Если для работы программы не требуется переменных – раздел их описания может отсутствовать.

Имена переменных и констант также должны соответствовать нескольким требованиям. Они могут состоять из английских букв, знаков подчёркивания и цифр. Они могут начинаться со знака подчёркивания или буквы и не могут совпадать с именем программы, служебными словами языка или операторами.

Блок описания используемых данных

В конце программы следует программный или операторный блок. Его содержимое всегда заключено между служебными словами begin и end. В переводе на русский язык они означают соответственно «Начало» и «Конец». После слова end, которое заканчивает программный блок всегда следует точка.

Слова begin и end также часто называются логическими скобками потому, что между ними всегда заключена последовательность операторов – действий, которые выполняет программа над данными. Они записываются в порядке их выполнения. Для удобства ориентирования в тексте программы, каждый новый оператор рекомендуется записывать с новой строки, на расстоянии одного пробела от служебных слов begin и end. После каждого оператора следует точка с запятой. Этот знак играет роль разделителя между операторами.

Операторный блок программы

Также программа на языке Pascal может содержать комментарии – текстовые сообщения, которые при переводе программы в машинные коды не учитываются. Как правило, они используются для, того чтобы пояснить назначение некоторых участков исходного кода.

Комментарий можно указать двумя способами:

1. Текст комментария заключается между фигурными скобками. Так комментарий можно ставить где угодно даже в начале или конце строки кода, главное при этом не разрывать служебные слова или имена переменных и констант, а также операторы.

2. Текст комментария начинается с двух знаков слэш. Комментарием становится весь текст, который следует в этой строке после указанного знака. Этот способ можно использовать только для записи комментария в конце строки кода.

Способы записи комментариев

Команды, компьютеру записываются в виде операторов. Так называются действия, которые программа совершает над данными в процессе своего выполнения. Данными, для операторов могут быть переменные, константы и значения любых типов.

Давайте рассмотрим один из операторов языка Pascal. Первым оператором, который мы рассмотрим будет оператор присваивания. Он используется в программах наиболее часто. Оператор присваивания придаёт или по-другому – присваивает указанной ячейке памяти, которой является переменная, некоторое значение. Оператор присваивания состоит из знаков двоеточия и равенства.

Перед ним следует имя переменной, которой присваивается значение, а после него – значение, которое присваивается переменной. Значение может иметь вид чила, строки, символа или же может само содержать один или несколько операторов.

Запись оператора присваивания

При использовании оператора присваивания важно помнить, что переменная с указаным именем должна быть предварительно объявлена в разделе описания переменных. Значение, которое присваивается переменной должно соответствовать типу переменной. Допустим переменная a имеет тип integer.

Значит этой переменной можно присвоить только целое число, которое входит в диапазон значений этого типа. Если мы попытаемся присвоить ей дробное число или символ – такая программа работать не будет, и выведет сообщение о несоответствии типов. При записи значений важно помнить, что в дробных числах, дробная часть отделяется от целой части, точкой, а символьные и строковые значения заключаются в одинарные кавычки.

Теперь давайте повторим, то что мы сегодня изучили. В редакторе среды программирования Pascal ABC запишем заголовок программы, объявим несколько постоянных и переменных. А затем в логических скобках запишем несколько операторов присваивания, и посмотрим, как они будут работать.

Начнём с заголовка. Запишем служебное слово program и и укажем имя программы test. Поставим точку с запятой.

Запишем раздел описания постоянных. Он начинается со служебного слова const. Запишем две константы. Первую назовём c1. Поставим знак равенства и укажем её значение равным 3. Поставим точку с запятой. Вторую костанту назовём c2 и зададим ей значение равное 2.5.

Вспомним что при записи дробного числа, дробная чать отделяется от целой точкой.

Запишем раздел описания переменных. Он начинается со служебного слова var. Объявим три переменные. Запишем названия переменных a и s. Поставим двоеточие и укажем тип этих переменных – integer.

Поставим точку с запятой. Запишем ещё одну переменную. Назовём её b, и объявим её типа real.

Теперь запишем логические скобки, то есть служебные слова begin и end. После слова end, как мы помним ставится точка. Запишем несколько операторов присваивания. Присвоим переменной b значение 8.8. Поставим точку с запятой и перейдём на следующую строку.

Переменной a присвоим значение 5. А переменной s — сумму числа 7, переменной a и константы c1.

Исходный код программы

Теперь давайте посмотрим, как будут выполняться, написанные нами операторы присваивания. При выполнении первого оператора процессор считает из кода программы значение 8.8 и присвоит его ячейке оперативной памяти, которя соответствие переменной b.

При выполнении второго оператора процессор считает из кода программы значение 5, которое присвоит ячейке оперативной памяти, соответствующей переменной a. Третий оператор присваивания будет работать немного иначе, так как он содержит в своём составе два оператора арифметического сложения, которые обозначены знаком плюс.

Сначала процессор считает число 7 из кода программы, затем – значение из ячейки оперативной памяти, соответствующей переменной a. Он выпонит первsй оператор сложения и получит значение двенадцать. Это значение будет первым слогаемым второго оперетора суммы. Затем процессор считает значение второго слагаемого из кода программы, то есть значение константы c1. Затем он выполнит второй оператор сложения и его результат, то есть 15, присвоит ячейке оперативной памяти, которая соответствует переменной s.

Важно запомнить:

· Программа на языке Pascal состоит из 3 блоков: заголовка программы, блока описания данных и программного блока (блока операторов).

· Оператор – это действие, которое программа выполняет над данными. Так же его можно назвать командой, компьютеру.

· Оператор присваивания записывается с помощью знаков двоеточия и равенства. В результате его выполнения, ячейке памяти, соответствующей переменной, имя которой указано слева от оператора присваивается значение, указанное справа от оператора.

Источник: videouroki.net

Структура программы и аппарат подпрограмм

Составные части программы записываются с помощью специальных ключевых слов.
Эти зарегистрированные слова являются индефикаторами, которые имеют специальное
значение для компилятора. Так, заголовок программы состоит из зарезервированного
слова Program, имени программы и заканчивается точкой с запятой. Имена, создаваемые
программистом, не должны совпадать с ключевыми словами.

Раздел описаний состоит из объявления всех элементов, которые будут использованы в
данной программе. Раздел описания данных может включать в себя следующие
подразделы:

· раздел описания меток;

· раздел описания констант;

· раздел описания типов;

· раздел описания переменных;

· раздел описания процедур и функций;

· раздел подключаемых библиотек (модулей).

Тело программы (раздел операторов) представляет собой последовательность операторов, необходимых для выполнения программы. Операторы должны отделяться друг от друга точкой с запятой. Раздел операторов по сути дела является составным оператором, и содержится между служебными словами BEGIN и END. Слово END и является концом программы. После него ставится точка.

Основная программа представляет собой сложную программную структуру, включающую нужное количество подпрограмм и модулей. Подпрограммы осуществляют решения локальных задач, входящих в общий проект задачи. А модули — это независимые части, состоящие из комплекса отдельно хранимых и независимых подпрограмм и данных, логически связанных между собой и которые могут быть использованы в других программах.

Читайте также:
Программа injecTor что это

Модуль в программировании представляет собой функционально законченный фрагмент программы, оформленный в виде отдельного Файла с исходным кодом. Модули могут объединяться в пакеты и, далее, в библиотеки. Часто говорят о модулях, как о библиотеках — наборах полезных подпрограмм, которые могут использоваться несколькими программами.

Однако у модуля есть еще одна функция — разбивать большую программу на составные части. В общем случае программа может иметь модульную структуру, т.е. состоять из нескольких программных единиц, связанных между собой командами передачи управления. Такой принцип построения программ называется модульным. Программная единица, с первой команды которой начинается выполнение программы, называется головной программой. Остальные программные единицы, входящие в единую программу, называются подпрограммами.

Напомним, что подпрограмма — это последовательность операторов, которые определены и записаны только в одном месте программы, однако их можно вызвать для выполнения из одной или нескольких точек программы.

Иначе говоря, повторяющаяся группа операторов оформляется в виде самостоятельной программной единицы — подпрограммы, записывается однократно, а в соответствующих местах программы обеспечивается лишь обращение к ней (ссылка). Использование аппарата подпрограммпозволяет сократить объем и улучшить структуру программы с точки зрения наглядности и читаемости, уменьшить вероятность ошибок и облегчить процесс отладки программы. Подпрограммы имеют структуру, аналогичную главной программе. Они содержат заголовок со специальным словом — признаком подпрограммы, имя и, при необходимости, списки передаваемых на обработку и получаемых из подпрограммы данных.

Кроме того, подпрограмма может быть рассмотрена как самостоятельный модуль (со своими входными и выходными данными), что позволяет использовать ее в общем, иерархическом подходе при конструировании алгоритма и программы по принципам нисходящего проектирования.

Подпрограммами можно разделить на две категории: процедуры и функции. Отличие функций от процедур:

1. Результат выполнения функции — одно значение, а процедуры — одно или несколько.

2. Результат выполнения функции — передается в основную программу как значение имени этой функции, а результат выполнения процедуры — как значения ее параметров.

Если подпрограмма только осуществляет действия над переменными, то такая подпрограмма называется процедурой. Процедуры отличаются от функций тем, что функции возвращают какое-либо значение, а процедуры — нет. Легко заметить схожесть структуры программы целиком и любой из ее процедур. Действительно, ведь и процедура и основная программа реализуют некий алгоритм, просто процедура не дает решения всей задачи. Отличие в заголовке и в знаке после End (а именно, знак ;).

В теле подпрограммы-функции обязательно должна быть команда присвоения такого вида: : = ;. Указанное выражение должно приводить к значению того же типа, что и тип результата функции. Вызов функции должен входить в выражение. При вычислении значения такого выражения функция будет вызвана, действия, находящиеся в ее теле, будут выполнены, в выражение будет подставлено значение результата функции.

Рис. 1. Структура языка программирования высокого уровня

В общем случае структуру языка высокого уровня можно представить в виде следующего рисунка (рис. 1).

В заключение можно расширить определение языка высокого уровня.

Язык программирования высокого уровня — набор ключевых слов (словарь) и система правил (грамматических и синтаксических) для конструирования операторов, состоящих из групп или строк чисел, букв, знаков препинания и других символов, с помощью которых программисты могут сообщать компьютеру набор команд и строить программу.

Источник: studopedia.ru

Структура программы информатика что это

Ключевые слова: принципы записи, «внешний вид» программы, структура программы в Паскаль.

Принципы записи и «внешний вид» программы

По правилам языка программа на Паскале может записываться вся в одну строчку, может в столбик (в любом месте, где стоит разделитель, может быть и конец строки); буквы, как мы уже говорили, можно использовать большие и маленькие вперемешку. До и после некоторых разделителей (например, пробел, знаки арифметических операций, скобки) разрешается добавлять любое количество пробелов.

Таким образом, одна и та же программа может выглядеть совершенно по-разному. Какой способ записи предпочесть? Такой, при котором программа будет наиболее понятна человеку (для компьютера способ записи не важен), удобна для чтения и редактирования. Поэтому в процессе знакомства с конструкциями языка мы выработаем правила их записи, от которых постараемся не отступать.

О больших и маленьких буквах можем договориться уже сейчас. Не рекомендуется их использование «вперемешку»: компьютер прекрасно поймет и слово BeGiN , и bEGin , человеку же придется напрягаться, чтобы уловить смысл такой программы.

Допустимы три способа записи программы:

  • вся программа пишется либо маленькими, либо большими буквами;
  • слова, используемые в программе, начинаются с большой буквы (все остальные буквы в слове — маленькие); этот способ использован в нашей программе;
  • часть программы целиком пишется маленькими буквами, часть — большими; этот способ применяется, когда кусок программы хочется особо выделить (например, чтобы были видны последние добавления).

Об именах было сказано, что они представляют из себя любую последовательность букв и цифр, начинающуюся с буквы. Слово «любую» не надо понимать буквально и давать имена объектам программы «бесконтрольно». Не стоит также и впадать в обратную крайность и давать всем объектам почти одинаковые имена типа A1, A2, A21 и т. п.

Имена должны быть не слишком длинными, легко читаться и отражать суть объекта. Например: Summa, KvoOtr, Factorial. В математике многие величины часто по традиции обозначаются некоторыми «стандартными» именами. От этой традиции без особых причин нет оснований отступать и в Паскале.

Например, стороны прямоугольного треугольника можно называть A, B, C, угол — Alfa, радиус — R. В программировании тоже есть свои «древние» традиции именования переменных. Например, счетчики, то есть переменные, служащие для пересчета чего-то, обычно называются буквами I, J, K, L, M, N или словами, начинающимися с этих букв.

Структура Паскаль-программы

Блок программы состоит из раздела описаний и раздела операторов. Они отделяются друг от друга точкой с запятой.

Все объекты, используемые в программе (имена, вводимые пользователем), должны быть описаны. В разделе описаний описываются метки, константы, типы данных, переменные, процедуры и функции. Нам в первую очередь понадобятся описания переменных и констант, а затем мы научимся описывать и более сложные объекты.

Раздел описаний может быть пустым (как в нашей первой программе), а может занимать почти весь текст программы.

В разделе операторов задаются действия, которые программа должна выполнить — операторы. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой, а весь раздел заключается в операторные скобки Begin-End.

Посмотрев на нашу программу, мы обнаружим в ней заголовок (мы дали программе имя FIRST) и раздел операторов, состоящий из одного оператора Writeln( ’ Здравствуй, мир! ’) , именно он и обеспечивает вывод текста на экран.

В программе есть еще одна строка, мы уже упоминали, что это — комментарий. Комментарием может быть любой текст, заключенный в фигурные скобки <> или в скобки, состоящие из двух символов: (* и *) . Комментарии не оказывают никакого влияния на работу программы, можно даже сказать, что и не являются частью программы, предназначены они не для компьютера, а для человека. Комментарии используются для внесения пояснений в программу, дают возможность сделать ее более понятной, облегчить дальнейшую работу с ней. В комментариях может быть указана фамилия автора программы, номер решаемой задачи, дата последних изменений программы, может поясняться алгоритм, назначение переменных и т. п. Мы настоятельно рекомендуем вам комментировать свои программы, чтобы их легче было использовать при подготовке к контрольным работам, экзаменам.

Конспект урока по информатике «Структура программы в Паскаль».

Источник: uchitel.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru