Одним из решающих факторов ускорения научно-технического прогресса на современном этапе является широкое использование информационных систем и технологий во всех областях человеческой деятельности. Реализация этой задачи диктует необходимость подготовки специалистов, сочетающих знание своей специальности с навыками использования современных ПК для решения разнообразных профессиональных задач.
Цель лабораторного практикума – выработать у студентов умение самостоятельно применять для решения конкретных инженерных задач знания по основам алгоритмизации и программирования на языке Паскаль, полученные из лекционного курса.
Каждая лабораторная работа по дисциплине «Информатика» должна научить студентов самостоятельно работать с научно-технической и справочной литературой; решать отдельные прикладные задачи; самостоятельно применять ПК для решения учебных задач, используя для этого соответствующие инструментальные средства; оформлять программную документацию в соответствии с требованиями ГОСТа; защищать результаты, полученные при выполнении лабораторных работ.
Урок 1 — структура программы и типы данных
Лабораторный практикум готовит студента к решению более сложных задач обучения – курсовому и дипломному проектированию.
Предполагается, что при выполнении лабораторных работ студенты знакомятся с основами алгоритмизации и технологии программирования научно-технических задач; языками программирования высокого уровня, технологией обработки и отладки программ, методами решения типовых инженерных и экономических задач и их программной реализацией.
В предлагаемых методических указания по проведению лабораторных работ даются конкретные указания по выполнению каждой работы, приводятся варианты заданий; для практического усвоения материала приведены примеры выполнения конкретных вариантов лабораторных работ.
Содержание отчета:
- Название.
- Цель работы.
- Краткая теория.
- Задание.
- Блок-схема.
- Скриншот программы и результатов
- Листинг программы.
- Выводы по работе.
Лабораторная работа № 1
Знакомство с элементами программирования на языке Паскаль.
Структура программы, типы данных, исполняемые операторы.
Цель работы. Получить навыки работы в среде программирования Паскаль и научиться составлять и отлаживать созданные программы.
Краткая теория.
Программа представляет собой последовательность операторов и других элементов языка, построенную в соответствии с определенными правилами и предназначенную для решения определенной задачи.
Первым в программе идет зарезервированное слово program. За ним, после одного или нескольких пробелов, следует идентификатор – имя программы, который может содержать любое количество символов и начинается буквой или символом подчеркивания. Затем могут идти буквы, цифры и символы подчеркивания. Таким образом, первая строка любой программы имеет вид:
program name;
В Паскале оператор заголовка программы может быть опущен. Имя программы никогда не используется и оно совершенно не связано с именем внешнего файла, содержащего текст программы.
Структура программы на Си, Переменные, Типы данных
После заголовка программы обычно идут описания переменных, констант, меток, подпрограмм и других объектов, используемых в программе. Эта часть программы называется разделом описаний.
Каждая программа обязательно должна иметь часть, которая выполняет какие-либо действия и называется разделом операторов (иногда – телом программы). Минимально допустимой выполняемой частью программы является составной оператор
где S1…Sn – операторы, а зарезервированные слова begin и end играют роль операторных скобок. За телом программы должна следовать точка – признак того, что здесь находится конечная точка останова программы.
Важной частью исходного текста программы являются комментарии. Комментарий представляет собой текст, который находится между фигурными скобками или между парами символов, состоящими из круглой скобки и апострофа.
Комментарии позволяют включить подробное описание программы и пояснения к ней прямо в исходный текст.
Для того, чтобы запустить программу, выходим в главное меню (нажатием F9 или мышью) — выбираем в пункте меню ВЫПОЛНИТЬ. На экране появляется сообщение:
Введите два целых числа через пробел
Курсор мигает в следующей строке, вводим два целых числа через пробел и нажимаем , после этого появляется сообщение:
Произведение равно.
Вместо точек будет написано значение переменной rez, сообщение будет на экране до тех пор, пока не нажата клавиша .
Решение задач.
- Вывести на экран действительное число в различных форматах представления.
Лабораторная работа № 2
Источник: megalektsii.ru
Структура программы. Типы данных.
Visual Basic for Applications (VBA) — это инструмент разработки приложений. Подобно другим средствам программирования, VBA позволяет создать полностью автоматизированные программные продукты, которые можно использовать, например, для подготовки документов или анализа данных электронных таблиц. VBA — уникальное приложение, поскольку оно встраивается в другое приложение и расширяет его функциональные возможности.
При решении задач с помощью VBA требуется создать проект. Проекты VBA выполняются совместно с другими приложениями. Приложение, в котором разрабатывается и выполняется проект VBA, называется основным. В своей последующей работе в качестве основного приложения мы будем использовать Microsoft Excel.
Чтобы запустить редактор VBA, выберите в главном меню Excel команду Сервис/Макрос/Редактор Visual Basic или нажмите сочетание клавиш Alt+F11. Открывается окно приложения Microsoft Visual Basic.
В редакторе VBA имеются различные инструменты, облегчающие разработку и управление приложениями. На рис. 1.1 показаны наиболее часто используемые средства:
· Окно проекта — это специальное окно редактора VBA, в котором выводятся все элементы проекта VBA. Элементы отображаются в виде иерархической структуры, включающей пользовательские формы, модули кода и объекты основного приложения, например, рабочие листы. Представление элементов в виде дерева упрощает их просмотр и выбор. Для отображения окна проекта Редактор VBA выберите команду Вид/Окно проекта.
Рис. 1.1
· Окно модуля используется при написании любой программы VBA, будь это код макроса, запуск которого осуществляется при нажатии кнопки в пользовательской форме, или подпрограмма разрабатываемого проекта, однако оно отображается только тогда, когда с выбранным объектом связан код.
Для отображения окна модуля выполните одно из следующих действий:
· Дважды щелкните в окне проекта по имени требуемого объекта приложения, который может содержать код;
· Дважды щелкните по требуемой форме или любому элементу управления в форме;
· Выберите команду Вставка/Модуль в меню редактора VBA.
Обратите внимание на два списка, расположенные под строкой заголовка окна модуля. В первом списке выводятся все объекты модуля, а во втором — список процедур, связанных с выбранным объектом. Код программы вводится непосредственно в окно модуля.
Программа на VBA — это набор процедур и функций, которые обеспечивают работоспособность системы. Их общая структура будет иметь такой вид:
Sub имя_процедуры ([аргументы])
Ключевые слова Sub и End Sub используются в описании любой процедуры. Параметр имя_процедуры определяет имя создаваемой процедуры. Необязательные параметры аргументы позволяют передать в процедуру требуемые значения.
Синтаксис описания функций очень похож на синтаксис описания процедур, однако имеются некоторые отличия:
Function имя ([аргументы]) [As Тип]
имя = выражение
End Function
Внутри функции обычно имеется инструкция имя = выражение которая используется для задания возвращаемого значения. Обратите внимание, что имя функции стоит слева от знака равенства, параметр выражение определяет значение, которое должно быть совместимым с объявленным в параметре [As Тип] типом данных для функции.
Чтобы добавить процедуру или функцию в проект, выполните следующую последовательность действий:
1. Откройте окно модуля, в которое требуется добавить процедуру.
2. Выберите команду Вставка/Процедура. Выводится диалоговое окно Вставка процедуры, рис. 1.2.
3. Введите имя процедуры в поле Имя.
4. Выберите переключатель, задающий тип добавляемой процедуры: подпрограмма, функция или свойство.
Рис. 1.2
5. Нажмите кнопку ОК. В окне модуля выводится пустая процедура с заданным именем.
Для запуска пользовательской процедуры (формы) установите курсор в любом месте процедуры (активизируйте форму), а затем выберите команду ЗапускЗапуск подпрограммы/формы или нажмите клавишу F5. Также можно воспользоваться кнопкой Запуск подпрограммыUserForm на панели инструментов.
VBA позволяет описать и использовать переменные различных типов. Выбор типа основывается на требованиях создаваемого приложения. В таблице приводятся параметры имеющихся в VBA основных типов данных:
Тип данных | Диапазон |
Byte | от 0 до 255 |
Integer | от -32768 до 32767 |
Long | от -2147483648 до 2147483647 |
Currency | от -922337203685477, 5808 до 922337203685477, 5807 |
Boolean | True или False |
Date | с 1 января 100 года до 31 декабря 9999 года |
String | текстовые строки переменной длины |
Для описания переменных чаще всего используется инструкция Dim, которая имеет синтаксис:
Dim имяПеременной [([ индексы])] [As тип]
Параметр имяПеременной — имя описываемой переменной. Необязательные скобки и параметр индексы используются для описания массивов. Дополнительный параметр As тип позволяет назначить переменной требуемый тип данных. Если тип не назначен, то переменной присваивается тип Variant. Переменные этого типа могут содержать данные любого типа, исключая строковые; во многих случаях имеется возможность преобразовать один тип данных в другой и объединить данные различных типов, например:
Dim BYear as Integer
Dim Message as Variant
BYear = InputBox(“Введите год рождления”)
Message = BYear год моего рождения»
Age = Year(Now) – Byear
Msgbox “Мой возраст ” Age “ лет”
При работе с числовыми переменными, мы можем использовать стандартные арифметические операции: » +» — сложение, » -» — вычитание, » *» — умножение, » /» — деление, » %» — процент от числа, » ^» — возведение в степень. Кроме того существует множество встроенных функций по работе с различными типами данных.
Практическое упражнение
Основная наша цель на данном этапе — это познакомиться с редактором VBA и научиться создавать процедуры, расширяющие возможности основного приложения.
Так, для примера, создадим программу, которая будет запрашивать у пользователя пароль доступа при попытке перехода на Лист1 рабочей книги.
В этом случае последовательность наших действий будет следующей:
1. Перейдите в редактор VBA и откройте окно проекта, если до этого оно было закрыто.
2. Выделите в окне проекта объект Лист1 и нажмите правую клавишу мыши. В контекстном меню выбираем пункт Программа. На экране активизируется окно модуля.
3. В левом верхнем списке этого окна выбираем объект Worksheet, в правом — событие Activate. Т. е. тем самым мы
определили, что данная программа выполнится в том случае, когда будет сделана попытка перейти на Лист1 рабочей книги. Окно модуля примет вид, как на рис. 1.3.
Рис. 1.3
4. Введем следующую программу:
Private Sub Worksheet_Activate()
Dim password As String
password = InputBox(» Введите пароль для доступа к листу» )
If password < >» nowhow» Then Sheets(» Лист2″ ).Select
Если теперь в приложении Microsoft Excel активизировать какой-либо рабочий лист, а затем вновь попробовать вернуться на Лист1, перед нами возникнет диалоговое окно, в которое мы должны будем ввести пароль. В случае неправильного ввода, активным становится Лист2.
Контрольные вопросы
1. Запуск редактора VBA, окно проекта, окно модуля.
2. Структура программы на VBA.
3. Синтаксис описания функций.
4. Добавление процедуры или функции в проект.
5. Запуск пользовательской процедуры или формы.
Источник: lektsia.com
Базовая структура программы, переменные, типы данных и все-все-все
Итак, я надеюсь, что JDK установлены, IDE готовы и мы можем приступать именно к кодингу!
Те, кто разбирал материалы предыдущего поста https://t.me/c/1757251283/7 мог заметить, что и видео, и в статьях демонстрируется несложная программа, которая выводит в консоль «Hello world!».
Сегодня мы силами метанита узнаем, что есть что в этой программе, хотя бы в общих чертах. К сожалению, видео-альтернативы этому не будет:
Основное, что надо для себя вынести по итогам статьи выше:
· Каков смысл «;» в Java;
· Для чего нужен System.out.println();
· Как правильно объявить метод main() и для чего он нужен;
· Разобраться, влияют ли комментарии на поведение кода.
На данном этапе многие вещи подаются утрированно. Этого не стоит пугаться, все, до последней буквы, разберем подробно, но в свое время. Пока примем текущее описание за данность.
Переменные и когда они переменяются
Те, кто еще помнят хоть что-то из математики, возможно, помнят и о переменных в выражениях. Смысл переменных в программировании очень похож. Это средство языка, позволяющее хранить и обрабатывать значения в оперативной памяти.
Для более подробных объяснений также взглянем на статью: https://metanit.com/java/tutorial/2.1.php
Что стоит почерпнуть:
· Что такое объявление(декларация) переменной;
· Что такое инициализация переменной;
· Общий синтаксис объявления и инициализации переменных;
· В чем отличительная особенность констант и как их объявлять.
Единственное, на чем прошу пока не акцентировать внимание — ключевое слово var. Это очень удобный механизм, но на ранних этапах он многих путает. В дальнейшем, при разборе приведения ссылочных типов, мы затронем то, как работает var и углубимся в некоторые другие особенности его использования.
Крайне важно по итогам этой статьи отложить себе, что можно и, зачастую, нужно менять значение переменной в рамках программы. Это позволяет строить нам гибкую логику и часто используется в других механизмах. Но об этом позже.
!NB: Синтаксисом языка называется набор правил, который описывает порядок использования различных операторов и конструкций языка. В общем смысле, то же, что и грамматика в живом языке. Подробнее: ссылка на Вики
Типы данных
Тип данных отвечает за то, какие значения мы можем хранить в переменной и сколько места в памяти будет занимать такая переменная. Более подробный разбор есть в статье: https://metanit.com/java/tutorial/2.12.php
И немного практики:
Задача 1:
public class Main
public static void main(String[] args)
// место для вашего кода
System.out.println(«Значение а: » + a + «. Значение b: » + b);
На месте комментария написать код, который присвоит переменной a значение переменной b и наоборот.
Подсказка: можно использовать третью переменную.
Вариант на подумать: реализовать задачу, НЕ используя третью переменную.
Задача 2:
a) Переменную типа String
b) несколько переменных типа char
c) одну переменную типа char
вывести свое имя в консоль.
Вывод в консоль с переходом на новую строку:
Вывод в консоль без перехода на новую строку:
Усложнение для внимательных: вывести ваше имя посимвольно, где каждая буква — на новой строке, не используя System.out.println(). Реализуется как с использованием String, так и используя char.
Если что-то не получается – welcome в комменты к посту или в ЛС:)
Источник: telegra.ph