Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа-основной документ педагога дополнительного образования, по которому он ведёт свою образовательную деятельность. Программа актуальна тогда, когда она правильно оформлена, ясно и чётко изложена. В данном материале чётко указаны структурные элементы, которые должна содержать образовательная программа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области
« Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
(для педагогов дополнительного образования)
методист Болашова С.В.
р.п. Первомайский 2018 год
Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» разработаны с учетом закона Российской Федерации «Об образовании», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Методические рекомендации).
Дополнительное образование детей дошкольного возраста: обновление общеразвивающих программ – 2023
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ФЗ гл.2 ст.12 п.4).
Дополнительные общеобразовательные программы могут быть следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассматривается и рекомендуется к утверждению педагогическим (методическим) советом (протокол) и утверждается руководителем образовательной организации (приказ).
Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1. Пояснительная записка
Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Направленность (профиль) программы: техническая,
естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско — краеведческая,
социально-педагогическая (Порядок п.9).
По форме организации: индивидуально ориентированная, групповая, студийная, кружковая.
Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ФЗ гл.1 ст.2 п.4).
Уровень освоения программы: ознакомительный (краткосрочной), базовый, углубленный.
Пример: Новизна программы состоит в том, что. Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с программами, аналогичными по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.
Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).
Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем; материалах научных исследований; 17 анализе педагогического опыта; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях модернизации системы дополнительного образования; потенциале образовательного учреждения; социальном заказе муниципального образования и др. факторах.
Примеры: Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время. К числу наиболее актуальных проблем относится. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
Примеры: Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом,
способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
В данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).
Примеры: Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена. Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники. Программа ориентирована на применение широкого комплекса.
В этом пункте необходимо указать:
какому возрасту детей адресована программа; предполагаемый состав (одного или разных возрастов);
условия приема детей, система набора в группы, для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.). Примеры: Программа адресована детям от ______ до _______ лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания. Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.
Далее дается краткая характеристика возрастных особенностей детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д.
Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.
Примеры: в группе 1 года обучения –12-15 человек; в группах 2-го и последующих годов –10-12 человек.
Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Объем и срок освоения программы
В этом пункте указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год. Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.
1 год обучения – 72 часа,
2 год обучения (3, 4 и т.д.) – 108 (144, 216 часов) и т.д.
Пример: 1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости от: психологической готовности к обучению; физического уровня готовности учащихся к освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяются по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.
Формы и режим занятий
Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальные занятия. Примеры:
Программа рассчитана на ___ года обучения. 1 год обучения: _______часов в год, 2 год обучения: ______ часов в год, 3 год обучения: ______ часов в год и т.д. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с. второй — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.
Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. Примеры: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает _______ часть.
Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятельную, студийную,……..) деятельность учащихся.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная,
работа по подгруппам, ансамблевая, общеоркестровая и др.
1.2. Цель и задачи программы
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и учащихся. Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).
Примеры формулировок цели:
1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
2. Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
3. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
4. Профилактика асоциального поведения.
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.
Задачи программы – конкретные «пути» достижения цели;
они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать» для достижения цели.
В задачах программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности: образовательные (приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.); развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.); воспитывающие (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.). Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. Пример употребления глаголов для формулирования задач: познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, под- держать, предоставить возможность; формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.
Примерные формулировки задач программы образовательные: формирование у учащихся представлений о ……………………………………; знакомство учащихся с ……………………………………………………….; развивающие: развитие у учащихся музыкальной памяти; комплексное развитие страноведческих и культурологических представлений учащихся; воспитательные: формирование у учащихся культуры слушания музыки; воспитание интереса, любви к отечественной культуре и музыкальным традициям, уважения к народным традициям; воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных традиций.
Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий).
В настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н., Воронина Е.А. и др.) внимание педагогов обращается на модульный принцип разработки программ. Этот принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей, где модуль представляет собой логически завершенную, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Такая программа может включать базовый (обязательный) модуль и модули по выбору (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.).
Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения. В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.
Образец оформления учебного плана
Источник: nsportal.ru
Современные требования к структуре и содержанию программ дополнительного образования детей
Содержание образовательных программ должно соответствовать:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и др.);
Публикация «Современные требования к структуре и содержанию программ дополнительного образования детей» размещена в разделах
— современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы :
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
1. Титульный лист включает:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
— направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает :
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
— форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);
— приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
— форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы.
Публикации по теме:
Критерии и основные требования к содержанию и эффективности учебной презентации Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Рассмотрим основные требования к презентации. Требования.
Консультация для воспитателей «Современные требования к музыкальному воспитанию детей» Консультация для воспитателей «Современные требования к музыкальному воспитанию детей» МА ДОУ № 26 «Центр развития ребенка –детский сад».
Медиадизайн как новое направление в программе дополнительного образования детей Аннотация: Медиадизайн – многосторонний ресурс, который позволяет детям развиваться в разных направлениях и профессионально определиться.
Организация и методика проведения утренней гимнастики. Современные требования Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка.
Представление программы дополнительного образования детей по хореографии «Грация» на конкурсе Представление программы дополнительного образования детей по хореографии «Грация»[/b] Добрый день уважаемое жюри! Добрый день уважаемые.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Правознайка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска Программа дополнительного образования.
Программа дополнительного образования «Пчёлки BeeBot» для детей 5–7 лет Пояснительная записка Условия развития современного общества невозможно себе представить без информационных ресурсов. Информатизация образования.
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Принята Утверждена педагогическим советом Приказом.
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей Плотникова А. Д., педагог дополнительного образования Согласно.
Сравнительный анализ содержания образовательных программ дошкольного образования Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и комплексной программы,.
Источник: www.maam.ru
Требования к программе дополнительного образования детей
Примерные требования к программам дополнительного образования детей
Нормативно-правовой аспект
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26).
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
соответствовать:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);
— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
— создание условий для развития личности ребенка;
— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— профилактику асоциального поведения;
— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья детей;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
— направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.
6. Список использованной литературы.
Источник: ped-kopilka.ru